Роль универсального эволюционизма в современном научном мировоззрении

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ

ЭВОЛЮЦИОНИЗМА

Концепция универсального эволюционизма.

Планетарный эволюционизм.

ЮРГТУ (НПИ)


 

1.1

 

 


Концепция универсального

Эволюционизма

_______________________

Сущность и цель универсального эволюционизма.

Роль универсального эволюционизма в современном научном мировоззрении.


На современном этапе развития науки естествоиспытатели убеждаются в том, что историю человечества, живой природы, техносферы и физической Вселенной пронизывают сквозные эволюционные векторы. Их внимание все больше привлекает поиск неких инвариантов развития, свойственных системам любого характера и масштаба.

Эволюционно-исторический разворот научного мировоззрения обусловил сдвиг интереса с проблемы бытия к проблеме возникновения и становления. Поэтому выявление эволюционных механизмов является весьма актуальной задачей, а ее решение позволит сформировать целостную концепцию универсального эволюционизма.

Новая эволюционная парадигма мышления предстает как результат глубоких смысловых сдвигов, происходящих в различных областях науки и культуры. принципы эволюции и самоорганизации оказываются приложимы к широчайшему спектру явлений – вплоть до динамики культурных и ментальных преобразований. Практически не остается ни одной области природы, общества, техники, мышления, где нельзя было бы применить идеи универсального эволюционизма.

 

Сущность и цель универсального эволюционизма

Естественно-научные исследования сегодня не ограничиваются только областью одного из типов эволюционизма, наоборот, происходит мощный прорыв во всех направлениях, главная цель которого – уточнение отдельных фрагментов окружающего мира, выявление разнообразных и разнохарактерных процессов эволюции. Здесь можно отметить и микроэволюционизм, занимающийся поиском ответов на такие значимые вопросы, как возникновение жизни на Земле в процессе биохимической эволюции, зарождение Вселенной из вакуумноподобного состояния, завершающееся «большим взрывом», множественность мини-вселенных, строение микромира, тайны генотипа человека, возможность его моделирования и корректировки, создание искусственного интеллекта. Это и планетарный эволюционизм, вскрывающий закономерности процесса исторического развития земной материи, его направленность, взаимосвязь с космосом и будущие этапы. Это и универсальный эволюционизм, призванный выявить всеобщие законы эволюции систем, имеющих качественно различную природу (живые и неживые, биологические и социальные, естественные и искусственные, интеллектуальные и технические) и принадлежащих разным масштабно-структурным уровням (микро-, макро-, мегамиру). Вместе с тем, зреет понимание необходимости объединения, синтеза знаний об этих фрагментах реальности, соединения их в стройную структуру новой научной картины мира.

В настоящее время в научных трудах, учебно-методической и научно-популярной литературе зачастую смешиваются глобальный и универсальный эволюционизмы, т.к. их принимают за однозначные понятия. Это, по мнению исследователей, является ошибкой и совершенно недопустимо, ибо глобальность определенных процессов вовсе не свидетельствует об их универсальности. Глобальные эволюции, во-первых, реально существуют, во-вторых, они весьма специфичны и их закономерности нельзя распространять с мегауровня на мир в целом, т.е. на микро- и макроявления, тем более на явления социальной жизни.

Мир представляет собой движущуюся материю. разделение же ее на своеобразные состояния и виды, установление в них различных уровней организации, соответствует и расчленению материального движения на специфические формы и типы. Эволюция, являясь существенной чертой материального движения, носит всеобщий характер, т.е. она присуща любым материальным системам вне зависимости от их качественного различия. Но было бы неправильно представлять универсальную эволюцию как нечто, имеющее реальность. Как нет материи вообще, она всегда существует в конкретном воплощении (явлениях, объектах, системах), так нет и материального движения вообще, следовательно, нет и универсальной эволюции, ибо она всегда проявляется эволюциях определенных видов, т.е. в эволюциях конкретных систем, входящих в тот или иной тип эволюционизма.

Цель универсального эволюционизма заключается в том, чтобы выявить общие закономерности, присущие развивающимся системам любой природы (живой неживой, социальной, технической и интеллектуальной), различных форм организации и масштаба.

Универсальный эволюционизм – это теоретическое понятие не имеет материальной наглядности. Т.е. современное естествознание приходит к пониманию эволюционного процесса как универсального, имеющего общие закономерности на разных уровнях организации, включающего в себя человека как составляющую и как специфический фактор эволюции. Сегодня эволюцию необходимо осмыслить не как локальный процесс, присущий конкретным материальным образованиям (биологическим, геологическим, космологическим и т.д.), а как всеобщий универсальный процесс. Вместе с тем, надо понимать следующее: естествоиспытатели говорят об универсальности эволюции не потому, что все объекты, изучаемые естествознанием, развивающиеся, а потму, что те, которые развиваются, обнаруживают общность, сходные черты, универсальность в развитии. Универсальные законы выявляются для описания общих свойств систем, хотя в то же время в поведении каждой системы проявляются и фиксируются индивидуальные, случайные моменты. Таким образом, наряду со всеобщими и универсальными закономерностями, всегда действуют и закономерности, присущие отдельным явлениям и процессам, характеризующиеся специфическими признаками.

Универсальный подход естествознания к такому явлению как эволюция не только вносит методологические коррективы в исследование, не только меняет структуру науки и природе, отдельные дисциплины которой объединяются, интегрируются вокруг идеи универсальности эволюции, но и вносит в основание естествознания новые мировоззренческие аспекты, ставит перед необходимостью переосмыслить идеалы, ценностные установки науки о природе.

Несомненную важность для теории познания, формирования концепции универсального эволюционизма и самой современной научной картины мира имеет выделение в науке определенных типов концепций развития. По методологии все существующие концепции развития можно отнести к трем основным типам:

1. субстратные;

2. энергетические;

3. информационные.

Субстратные концепции занимаются анализом того кто (если это живая) или что (если это неживая система) эволюционирует, т.е. вскрывают структурные особенности эволюционирующих систем.

Энергетические раскрывают направленность процесса развития, отвечая на вопрос: куда эволюционирует та или иная система, испытывающая энергетическое воздействие.

Информационные концепции, появившись относительно недавно в кибернетике, теории систем и теории информации, дают представление о темпах эволюции, т.е. исследуют вопрос о том как, с какой скоростью развиваются системы.

Универсальный эволюционизм должен учитывать все указанные выше типы концепций, т.к. они взаимодополняют и взаимообогащают друг друга при выявлении всесторонних свойств различных эволюций. А недооценка даже одного из них приводит к неверным выводам и обобщениям. Лишь в совокупности всех своих черт и закономерностей раскрывает мир свое целостное содержание, которое должно найти отражение в современной научной картине мира. Следует отметить, что все типы эволюционизма – глобальный, планетарный, а также макро- и микроэволюционизм, вносят свою лепту в формирование эволюционизма универсального, предоставляя ему обобщенное и систематизированное знание, в развитие самой теории познания.

За последние десятилетия в лоне каждой науки сформировался «свой» эволюционизм, в котором развитие специфических систем (Вселенной, химических элементов, Земли, биосферы, исторически сменяющихся социумов) рассматривалось через призму конкретнонаучных знаний. Синтез современного естественноучного знания обусловлен необходимостью построения новой научной картины мира, дающей целостное ( а не фрагментарное) представление о мире, о взаимодействии разных его уровней (микро-, макро- и мегамира), о материальных системах различной природы (живой, неживой, интеллектуальной) и об универсальных законах эволюции.

 

Роль универсального эволюционизма в современном научном мировоззрении

 

Универсальный эволюционизм включает в себя как минимум следующие компоненты:

1. разработку обобщенных моделей эволюции;

2. построение логико-методологического аппарата описания развития разнообразных объектов мира;

3. создание общих положений и принципов эволюции различных развивающихся систем;

4. разработку теории управления эволюцией объектов и систем определенных классов – социальных, экологических, технических и прочих.

Если системообразующим понятием эволюционизма выступает понятие эволюции, то основой парадигмы эволюционизма, ее теоретическим ядром является концепция (теория) эволюции. Сегодня актуальнейшей задачей естествознания является выработка единой теории эволюции, которая бы отражала общий уровень знаний о развивающихся системах различной природы (живые и неживые, социальные, технические и интеллектуальные системы) и различных масштабов (микро-, макро-, мегамир).

Универсальный эволюционизм по-новому рассматривает и человека в природных процессах преобразования, а именно, показывает его включенность в данные процессы. Это не означает необходимости обязательного исследования человека применительно к эволюционирующим объектам и системам различных уровней: микро-, макро- и мегамира, а означает лишь то, что человек, т.е. человеческая цивилизация или такая общепланетарная система, как антропосфера, есть развивающаяся структура, органически вплетенная в ход планетарной истории. Отсюда следует и конечность, этапность, преходящий характер данной системы в масштабно-исторических трансформациях, качественных изменениях земной материи.

Универсальный эволюционизм кардинальным образом меняет представления самого человека о собственных возможностях. Если раньше наука воспринималась как средство (инструмент) преобразования и подчинения окружающей природы, то теперь – как метод познания допустимых рамок воздействия на эту природу, включая собственную природу человека. Сегодня широко распространяется идея коэволюции (совместного развития) человека и природы, формируется новая этика, регламентирующая научные исследования и эксперименты в определенных областях, например, в генной инженерии. Именно проблема поиска оснований этики науки во многом будет решаться с участием универсального эволюционизма.

Парадигма эволюционизма способствует развитию разнообразия методологических подходов, способов познания законов и особенностей эволюционных процессов. Вместе с тем наблюдается заимствование и взаимопроникновение этих методов, как в процессе самого познания, так и в концептуальном синтезе полученных знаний.

Фундаментальность теоретических знаний, имеющих эволюционное содержание, определяется и практическими нуждами человечества. Во-первых, необходимостью обеспечения дальнейшего роста научно-технического прогресса и разрешения тесно связанных с этим глобальных экологических проблем, стремлением к гармонизации отношений в системе «техника-человек-природа». Во-вторых, необходимостью реформирования и развития социально-политических систем и экономических моделей.

Идея эволюционизма, соотносясь с представлениями о самоорганизации, нелинейности, системности, способствует формированию нового взгляда не только на природные процессы (в живой и неживой природе), но также на общественное развитие, на эволюцию систем искусственной (технической) природы, на мир в целом. Более того, эволюционизм со временем становится фактором общекультурным, оказывая воздействие как на общую духовную культуру, так и на различные формы ее проявления: эстетику, литературоведение, историю, сферу общественно-политической деятельности, науковедение, на общественное сознание; отражая при этом мир как подвижную, изменчивую сущность. Универсальный эволюционизм обуславливает и новое осмысление экономических процессов, так в 1982 г. выходит книга Р. Нельсона и С. Винтера «Эволюционная теория экономических сдвигов», а с 1989 г. начинает издаваться журнал «Evolutionary Economics». В настоящее время даже такая специфическая сфера, как музыка, включающая музыкальное творчество, рассматривается в исторической эволюции.

Эволюционное мировидение выступает важнейшим компонентом современного научного мышления, которое ориентирует исследователей на отказ от существующих, традиционных постулатов, догм, стереотипов, в конечном итоге – от старых парадигм. Существенной функцией науки является предсказательная, т.е. научное предвидение, именно парадигма эволюционизма усиливает роль данной функции, способствуя построению гипотетических моделей, в которых будут представлены сценарии будущего. система методологических подходов, формируемых эволюционизмом, начинает играть значительную роль в поиске оптимальных, наиболее вероятных моделей развития различных масштабных систем: человечества (антропосферы), биосферы, техносферы, ноосферы, Вселенной.

 

Заключение

Темпы изменений в современном мире стремительно нарастают. Человечество, столкнувшись с рядом кризисных явлений, приобретающих глобальный характер, поставило перед наукой серьезную задачу: найти те закономерности, которые отражают единство эволюционных процессов, происходящих на разных уровнях организации материи.

Знание этих универсальных закономерностей позволит цивилизации ставить реальные цели по собственному развитию, корректировать ход научно-технического прогресса, гармонизировать отношения с биосферой, осваивать космическое пространство. именно этим и обусловлена важнейшая роль формирующейся концепции универсального эволюционизма.


 

 
1.2

 

 


Планетарный эволюционизм


В современном естествознании формируется новый объект исследования – планетарная материя, рассматриваемая и в виде разнокачественной системы, и в исторической эволюции, где реализуется генетическая связь ее различных качеств. [208].

Данное обстоятельство предопределяет и синтез знаний, продуцируемых различными науками: естественными, общественными и техническими.

Однако, на сегодняшний день достаточно мало системных исследований, рассматривающих эволюцию земной материи в целостности ее пространственно-временных характеристик, как единую систему, имеющую определенные истоки, проходящую ряд последовательных качественных трансформаций.

Развитие земной материи включает разнокачественные формы организации – геологическую, биологическую, антропосоциальную, интеллектуальную, техническую, отсюда и подсистемы: геосфера, биосфера, антропосфера, техносфера, ноосфера, что в свою очередь привело к созданию геологической (геотектонической) концепции о структуре и изменении планеты; концепции о живом веществе, его эволюции и влиянии на геологические процессы и облик Земли в целом; концепции образования биосферы, а также выделении из нее человека (антропосоциогенез) и переход в новое качественное состояние – ноосферу; концепция формирования искусственных систем различного характера – органических и неорганических (технических); концепции о влиянии космоса на развитие земной материи и т.д.

Одной из задач планетарного эволюционизма становится задача по определению соотношения естественного и искусственного в динамике исторических преобразований земной материи. С появлением разнообразных систем искусственной природы темп планетарной эволюции резко возрастает. Постепенно формируется качественно новая масштабная структура - техносфера. Следствием этого становится усиление роли искусственных систем в вещественно-энергетических и информационных круговоротах Земли. При этом следует подчеркнуть относительность разделения планетарных систем на естественные и искусственные, т.к. подобная градация значима лишь для человека, т.е. познающего субъекта (гносеологичекий аспект). Для самой планетарной материи системы и того, и другого типа вполне естественны, выступая закономерными продуктами целостного масштабного исторического развития (онтологичекий аспект).

Проблема соотношения естественного и искусственного тесно связана с другой, не менее важной проблемой, - соотношением материального и идеального, без решения которой трудно понять специфику планетарного развития, его современное состояние и, особенно, будущие этапы. Идеальное здесь следует понимать широко – как определенное свойство, которое присуще не только человеку, но и другим системам материального мира. Чем дальше идет эволюция земной материи, тем большее значение в земных процессах приобретают информационные круговороты. Одновременно с этим в техногенезе выделяются качественно новая ветвь – возникают искусственные системы интеллектуальной направленности. Образуется принципиально новая форма идеального – виртуальная реальность. С созданием искусственного интеллекта область ее влияния станет существенно расширяться, оказывая воздействие на многие процессы земных преобразований.

Всестороннее исследование направленности планетарной эволюции позволяет не только логически связать прошлое и настоящее, но и экстраполировать полученные знания в будущее. Цель подобной экстраполяции заключается в том, чтобы на основе выявленных тенденций не только определить последующие этапы развития земной материи, но и выявить их качественное своеобразие, определенную специфику, установить системообразующие элементы. Общую направленность планетарной эволюции в виде единства ее качественно различных этапов, охватывающих прошлое, настоящее и будущее можно представить следующим образом: 1. геогенез ® 2. биогенез ® 3. антропосоциогенез ® 4. техногенез ® 5. ноосферогенез. Пятый этап связан с будущим формированием такой общепланетарной системы, как ноосфера.

На смену человечеству идет техносфера, которая выступит в недалеком будущем новой лидирующей общепланетарной структурой. Это вовсе не означает автоматического приговора человеку и всей человеческой цивилизации, которая уже на современном этапе характеризуется как техногенная. Подобные представления, пронизанные технофобией, в принципе не верны, т.к. планетарные процессы представляют собой коэволюцию, что означает сосуществование и взаимообусловленное развитие земных систем, находящиеся на различных уровнях (ступенях) эволюции. Так геосфера никуда не исчезает с появлением живой планетарной материи, организованной в биосферу. А сама биосфера, уступая историческое лидерство человеческой цивилизации, объединенной в антропосферу, также остается и развивается совместно с ней.

Целостность эволюции на Земле рассматривалась еще В.И. Вернадским, представлявшим ее как системное единство, что нашло отражение в его учении о геосфере, биосфере и ноосфере как своеобразных уровнях иерархии целостности. Лишь исследуя и анализируя процесс планетарной эволюции в целом, а не отдельные его звенья (фазы, этапы) отмечают ученые, можно понять не только феномен жизни, но и феномен человека (человеческого сознания), и феномен техники (т.е. искусственной материи), а также феномен искусственного интеллекта.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!