Симметрия и асимметрия в композиции

Лекция №5: Основы композиции интерьера.

План

Композиция в дизайне.

Пространственная композиция интерьера.

Симметрия и ассиметрия в композиции.

Нюанс, контраст, повтор, ритм.

  Композиция (сочинение, составление, расположение – лат.) – объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание. Произведение строится на составлении, соединении, сочетании различных частей в одно целое в соответствии с определенной идеей. Композиция в дизайне определяется содержанием, характером, назначением художественного изображения или объекта.  Можно создавать различные виды композиций. • Плоскостная – композиция, состоящая из элементов, не выступающих над плоскость. • Объемно-фронтальная – композиция, предусматривающая компоновку рельефных деталей  на одной плоскости. Эффект усиления глубины достигается рельефной перспективой. • Объемно-пространственная – композиция из взаимосвязанных объектов, размещенных на разных уровнях и плоскостях. Рассчитана на восприятие с одной, двух или трех сторон. • Глубинно-пространственная – композиция, создающая связь предметов с пространством, в котором они размещены. Может рассматриваться со всех сторон, элементы располагаются в разных плоскостях. Большую роль в композиции этого вида играют интервалы между элементами.  Выразительность объемной композиции зависит от угла зрения.  Произведение строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения. Предметно-смысловым элементам композиции неизменно содействуют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный акцент и различные контрасты.   Существует бесконечное число потенциально удовлетворительных комбинаций. Но ни одна из них не является единственно правильной эстетически. Хотя некоторые могут показаться лучше прочих.   Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеетзначение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.   Наука о композиции изучает общие внутренние закономерности строения форм вискусстве и дизайне, а также конкретные средства достижения их целостности и единства с содержанием вещей. Цель композиции в дизайне – утилитарно оправданная форма вещи,имеющая функциональную, конструктивную и эстетическую ценность. Структура вещи,формируемая по законам композиции, получает такие функциональные и конструктивныеособенности, которые наилучшим образом отвечают назначению вещи. Композиционный поиск в художественном проектировании направлен на придание форме свойств, обеспечивающих получение потребителем полезных эффектов.   В основе композиционных принципов лежат объективные законы природы и законыобщественного развития. Первыми объясняются наше физическое бытие, ориентация впространстве, физические реакции на воздействие среды, биологические потребности. Вторые обуславливает человеческую психологию, социальное сознание. Психофизическое устройство человека и физическая реальность во взаимодействии с объективной реальностью природного мира, в основном, обуславливают формальные требования композиции.

Пространственная композиция интерьера

Пространственная композиция интерьера определяется планировкой квартиры и принятой функциональной программой. Это, в свою очередь, влияет на цветовое решение, отделку помещений, декоративное убранство, освещение и озеленение.

Проведенное с помощью мебели и оборудования функциональное зонирование, визуальное расчленение пространства отдельных помещений позволяет перейти к следующему этапу - выделению основного и дополнительных композиционных акцентов.

Цветовая гармония, правильный выбор цветовых сочетаний усиливают композиционный замысел, связывают или разобщают отдельные зоны. Цвет в сочетании с выбранной системой освещения может облегчить зрительную работу и отдых в квартире, зрительно увеличить или уменьшить пространство помещений, вызвать нужный эмоциональный эффект.

Входя в квартиру, переходя из помещения в помещение, человек прокладывает трассу своего движения. Входной проем и точки изменения маршрута движения определяют, как воспринимается пространство, какая плоскость или точка помещения может стать центром композиции. При формировании композиционного центра нужно учитывать приведенные ниже закономерности композиционного построения, обусловленные психологией восприятия.

Простота - более простые формы воспринимаются легче.

Близость - близко расположенные друг к другу элементы воспринимаются как единое целое.

Сходство - сходные элементы воспринимаются как единое целое.

Симметрия - симметричные элементы воспринимаются как целое.

Контраст - контрастные линии способствуют лучшему восприятию элементов.

Противоборство - элементы различной формы лучше воспринимаются отдельно, чем вместе.

Фигура-фон - элементы ннаиболее простой формы воспринимаются как фигуры, отчетливо отделяющиеся от фона.

Инерция - если на замкнутом пространстве встречаются повторяющиеся изображения, то другие элементы не воспринимаются.

Замкнутость - геометрически незавершенные фигуры могут восприниматься как завершенные.

Зависимость от осей - восприятие упрощается, если человек находится на оси симметрии обозреваемого объекта.

Узнаваемость - легче воспринимаются элементы, формы которых более знакомы.

Назначение - элементы, имеющие одинаковое назначение, воспринимаются как единое целое.

Польза - лучше воспринимаются элементы, функция которых более понятна.

Названные рекомендации нужно учитывать при формировании проскостной композиции - декорировании стены, берущей на себя при оформлении помещения основную композиционную роль, и при композиционном упорядочении мебельных групп.

Симметрия и асимметрия в композиции

Построение композиционного центра предполагает связывание отдельных разрозненных предметов мебели и оборудования и декоративного искусства в единое целое. Их объединение может проводиться по законам симметрии и асимметрии.

Симметрия как принцип группировки элементов на плоскости или в пространстве предполагает наличие одной или нескольких осей, по отношению к которым ведется построение.

Построение, симметричное по отношению к какой-либо одной оси, вертикальной или же горизонтальной, - относительная симметрия.

Когда принимаются две взаимно перпендикулярные оси симметрии и построение имеет четко выявленный точечный центр - это абсолютная симметрия.

В композициях, построенных по законам относительной симметрии, по-разному может выявляться центральная ось.

Центральные оси активно выявлены архитектурным решением центральной зоны части камина и зоны кинотеатра.

Ось симметрии камина выведена в пространство комнаты и закреплена банкеткой и симметричным оформлением потолка.

Пример абсолютной симметрии:

в оформлении потолка приняты две взаимно перпендикулярные оси симметрии.

Симметрия как композиционный прием вызывает ощущение спокойствия, отдыха, строгости и силы, поэтому применение ее в жилом интерьере создает ощущение некотрой официальности, если применяется в общесемейных зонах. В то же время для ряда функциональных зон применение симметрии оказывается функционально оправданным. Очень часто именно с ее помощью выстраиваются интерьеры детских комнат для двоих детей, спальни родителей. В этих случаях симметричное построение, начатое группой парной мебели, может быть подчеркнуто и усилено симметричным расположением остальных элементов (картинами в изголовье кровати, светильниками. Эффект симметрии усиливается, если на противоположной от окна стене размещено зеркало.

 

Распространенным приемом в жилом интерьере является уравновешенная симметрия. В этом случае тоже присутствует центральная ось, по обе стороны от которой группируются разновеликие предметы.

Если симметричное построение в какой-то мере строго и парадно, то асимметрия вносит в интерьер свободу, движение, динамизм. Уже незначительные отклонения, внесенные в симметричную схему, делают элемент интерьера или интерьер в целом более сложным и интересным. Например, когда изменены отметки нескольких горизонтальных полок при сохранении общей симметричной сетки стеллажа либо в композицию добавлен элемент, разбивающий симметрию.

 

В основе асимметричного построения жилого интерьера чаще всего лежит функциональная потребность, т.е. необходимость обеспечить площади для самых разных рабочих операций. При этом свобода и гибкость асимметричного построения особенно хорошо различима при сопоставлении с включеннными в его состав симметричными группами, если симметричная группа невелика по размеру и играет второстепенную роль. Часто оба приема сочетаются в композициях на равных.


Оформление зоны кинотеатра строго симметричено, а угловой диван, стоящий боком к консоли, отграничивающей прихожую - нарушает эту симметрию.

 

Здесь пример асимметричной формы (оформление потолка с подсветкой) на фоне строго симметричной декоративной композиции на задней стенке за сантехническим прибором.

В основе совмещения симметричных и асимметричных схем может лежать функциональная идея.

  

Применение асимметричных схем диктуют мансардные этажи, так как наклонные потолки заставляют вмещать объемную мебель в образовавшееся пространство неправильной формы.

 

Повтор, нюанс, контраст

Симметричное и асимметричное построение предполагает использование таких композиционных средств, как повтор, нюанс и контраст.

С повтором мы встречались при анализе симметричных решений, когда по обе стороны от оси располагались одинаковые элементы. Количество повторений может быть разным. На рис 262 узкие отсеки шкафной стенки являются повторяющимися элементами. Поскольку расстояния между ними равны, то мы наблюдаем метрический повтор.

Если в явлении повтора сохраняются размеры, материал, цвет, фактура, то изменение хотя бы одного из этих составляющих в небольших пределах может дать нюансные решения. Резкие изменения названных характеристик приводят к контрасту.

Изменение размеров может проводиться с сохранением формы, т.е., на основании подобия рис. Разница в размерах подобных фигур подчиняется арифметической рис или геометрической рис прогрессии. С помощью арифметической прогрессии можно получить более мягкие нюансные изменения размеров, при геометрической прогрессии разница между первой и последней фигурой ряда значительна и отношения контрастны.

Композиция интерьера может быть построена так, что в одном интерьере встречаются одинаковые и подобные фигуры. В этом случае появляется ощущение перегрузки, рассогласованности. Для жилого интерьера оказывается достаточным использование очень мягких нюансных изменений.

Интерьер, показывает, что применение единого отделочного материала, одна размерная сетка для ячеек подвесного потолка, дверок шкафа, стеллажа для бутылок придают помещению спокойную уравновешенность. Нюансное разнообразие достигается за счет некоторых изменений глубины ячеек.

Пример подобия в интерьере. За основу композиционного решения принят квадрат, который повторяется в отделке экранов вытяжной шахты над плитой, заполнении оконных проемов, решении напольных шкафов, покрытии пола. Принятая схема воспринимается как контрастная благодаря тому, что использованы разные размеры, рельеф, цветовой контраст.

Пример сочетания подобия и контраста прослеживается в решении спальни на рис 268. мебельные панели имеют ясно выраженное линейное построение, т.е. они набраны из реек с четко выявленными швами. Эта тема продолжена в интерьере за счет рисунка покрывала на кровати и постельного белья (в полоску). Два варианта цвета ткани водят в этот спокойный и нюансно решенный интерьер тему контраста.

Ритм

  Форма, текстура, цвет отдельных объектов, взаимодействуя, дополняют и в то же время подчеркивают индивидуальность друг друга. Это взаимодействие создает определенный ритм — темп, напряжение дизайнерской работы. Он связывает отдельные линии, плоскости, формы, настраивает движение глаз зрителя по объекту или изображению. Ритму подчинен порядок, связь, строй всех элементов художественного произведения, он побуждает к преодолению неподвижности изображения, заставляет его дышать и двигаться. Ритм может быть явным, динамичным (строение ветвей дерева, стоящие вдоль улицы дома, геометрический орнамент) или приглушенным, сдержанным (горная цепь, складки одежды, повороты голов людей, стоящих группой). Ритмическое развитие композиции может идти по горизонтали или вертикали, по квадрату, кругу, реже – по овалу. Интересные результаты дает ритмическое движение по радиусам, по спирали, по сетке – решений множество. Ритм основан на постепенных количественных изменениях в ряду элементов (нарастание или убывание чередований объема или площади, сгущения или разрежения структуры и т. п.).

 

Литературы:

1. Блохин В.В. «Архитектура интерьера промышленных зданий». М.1973г.

2. Бурова Н.В. «Интерьеры производственных зданий». М.1969г

3. Лукьянова Л.Т. «Интерьер гостиниц». Киев.1991г.

4. Нестеренко О.И. «Краткая энциклопедия дизайна». М. 1994г.

5. Холмянский Л., Щипанов А. «Дизайн». М. 1985г. 

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!