Таков был обычный приход Субоча.



 

Объект этого описания настолько активен, что элементами его служит перечисление действий, создающих своеобразный резо­нанс поступков человека. Динамичность описания достигается чётко выдержанным параллелизмом его синтаксической структу­ры – строгой однотипностью предложений, начатых подлежащим и имеющих прямой порядок слов. Из десяти простых предложе­ний только два – первое и последнее, составляющие композици­онную рамку описания, – имеют иную структуру. Во всех осталь­ных сказуемые – глаголы несовершенного вида прошедшего вре­мени в форме, аналогичной по своим стилистическим функциям несовершенному виду настоящего времени. «Прошедшее время несовершенного вида не двигает действия. Оно описательно, а не повествовательно. Оно не определяет последовательности действий в прошлом, а ставит их все в одной плоскости», – указывал В.В. Виноградов.

Динамическими могут быть описания не только предмета действующего, но и предмета неподвижного. Активным в этом слу­чае бывает наблюдатель, который укажет на перемены, происхо­дящие с предметом описания, сообщит описанию активный ха­рактер своим отношением к нему.

Обратимся еще раз к работе Пушкина над «Историей Пугачева» и рассмотрим два небольших фрагмента текста: показания капрала гарнизонной роты Китайгородова о том, что он увидел в крепости Ильинской, оставленной Пугачёвым, и текст «Истории Пугачёва».

Источник

Пушка была одна, и та в воро­тах брошенная. Анбар был отво­рен, и несколько четвертей муки и сухарей валялось на дворе.

Текст Пушкина

Анбар был отворен. Нес­колько четвертей муки и суха­рей валялось на дворе. Одна пушка брошена была в воротах.

 

Китайгородов начинает перечислять увиденное с пушки, бро­шенной в воротах, с того, на что он, попросту говоря, наткнулся, войдя во двор крепости. Затем упоминает об амбаре и уже после этого, говорит о том, что было во дворе. Объяснить это можно. Человек военный, он прежде всего обратил внимание на пушку: «Одна, где остальные? Или в крепости у Пугачёва была только одна, и ту бросили?» Но с позиции читателя эти смысловые связи мешают созданию целостной картины.

Этот же текст в редакции Пушкина гораздо энергичнее. В нем три простых предложения. Элементы описания расположены не так, как они представились вошедшему во двор, а по движению убегавших мятежников: от амбара к воротам. И мы уже видим не просто двор с разбросанными по нему мукой и сухарями, а представляем картину бегства.

 

Описания в публицистике

Природа художественной литературы и публицистики отри­цает возможность каких бы то ни было схем. Применительно к описаниям в этих видах литературы можно говорить только об отдельных приемах, рекомендациях, образцах, удачах и неудачах их авторов и редакторов.

Искусство описания – это во многом искусство детали. Если в научных описаниях деталь должна быть точной, заранее обус­ловленной, необходимой, то в художественной литературе деталь, чем более она неожиданна, тем более ценна. Но никогда деталь не бывает важна сама по себе, она лишь часть общей картины и, лишь включённая в общую композицию описания, оправдывает себя и обретает смысл и силу. Назначение описания, всегда сос­тоящего из отдельных элементов, – создать впечатление целого.

В художественной литературе мы обычно знакомимся с пред­метом или явлением через восприятие его героя. В статье «Как мы пишем» А.Н. Толстой приводит такой пример: «...степь, закат, грязная дорога. Едут – счастливый, несчастный и пьяный. Три восприятия, значит – три описания, совершенно различных по словарю, по ритмике, по размеру... Пусть предметы говорят сами за себя. Пусть вы, читатель, глядите не моими глазами на дорогу и трех людей, а идете по ней и с пьяным, и со счастливым, и с несчастным...»

Публицист должен высказать свою оценку того, что видит. До­кументальность описаний в публицистике не следует понимать как фотографическую их точность. Пожалуй, именно в описании наиболее непосредственно проявляются особенности эмоциональ­ного склада автора, в ходе изложения «прочитываются» эпизоды его биографии, границы описываемого расширяются, изображение приобретает многомерность. Внимательно прочитанные строки описаний в лучших образцах публицистики способны подарить нам не только радость узнавания, но и ощущение бытия.

 

Откроем автобиографическую книгу Б. Пастернака «Охран­ная грамота».

Пребывание Пастернака в Марбурге, в одном из прославлен­ных университетов Германии – факт достаточно широко извест­ный. В 1912 г. он изучал здесь философию. Однако до 1973 г. марбургские слависты не знали, где находится дом, в котором жил тогда поэт. Помог в их поисках, основываясь лишь на опи­сании этого дома в «Охранной грамоте», профессор Московского университета В.П. Вомперский, который никогда прежде в Мар­бурге не бывал. Вот это описание:

 

Я снял комнату на краю города. Дом стоял в ряду последних по Гиссенской дороге. В этом месте каштаны, которыми она была обсажена, как по команде, заходя друг другу в плечо, всей шеренгой забирали вправо. Оглянувшись в последний раз на хмурую гору со старым городком, шоссе пропа­дало за лесом.

При комнате был дрянной балкончик, выходив­ший на соседний огород. Там стоял снятый с осей вагон старой марбургской конки, превращенный в курятник.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!