КРАСОТА, ЭСТЕТИКА, СОВЕРШЕНСТВО

Лекция 3.

Деструктивные и манипулятивные психотехнологии.

Основные вопросы:

1. Определения понятия «деструктивные психотехнологии».

2. Понятие неокульта как социального образования. Деструктивные психотехнологии в неокультах.

3. Основные психотехники, используемые в неокультах, по Лифтону.

4. Манипулятивные психотехнологии.

 

 

1. Деструктивные психотехнологии направлены на подавление воли человека и катастрофическое изменение его сознания и личности.

    Подавление воли предполагает резкое снижение стремления человека к самостоятельной активности, формирования у него чувства неуверенности в своих силах, снижение значимости личностных идеалов и ценностей и проч., что ведет к формированию личностной зависимости и повышению внушаемости.

    Деструктивная манипуляция сознанием предполагает создание у личности ложных ценностных ориентаций, искаженных идеалов, неверной картины мира, что приводит к «желаемой» для воздействующего форме поведения зависимой личности.

    Деструктивные психотехнологии широко используется в различных религиозных сектах и тоталитарных сообществах, а также в неокультах , получивших широкое распространение в последнее время как в Америке, так и в Европе, а также на постсоветском пространстве.

 

2. Наиболее часто деструктивные психотехнологии используются в, так называемых, неокультах или неокультурах. Американцы пишут по этому поводу. - Социальная опасность неокультур состоит в "тоталитарно-деструктивном характере деятельности с использованием современных методов воздействия на личность, в маскировке меркантильной сущности духовной риторикой и в исключительно агрессивном прозелитизме (т.е. распространении учения и вовлечении в сферу своей деятельности новых членов)" . "Это культы, использующие "духовную", мистическую лексику для прикрытия методов тоталитарного воздействия на личность с целью ее деструкции и последующего использования в собственных интересах".

Что подразумевается под "культовым новообразованием", каковы признаки этой категории? Согласно "аналитическому обзору": "Современное культовое новообразование - это группа людей (или движение), отличающихся чрезвычайной преданностью какой-либо личности и неэтично применяющих манипулятивные методики убеждения и контроля (например, изоляция от бывших друзей и семьи, доведение до истощения, использование специальных способов повышения внушаемости и рабского повиновения, мощное групповое давление, управление информационным потоком, нивелирование индивидуальности и критического умения правильно оценивать ситуацию и своею роль в ней, стимулирование полной зависимости от группы, страха перед уходом из нее), предназначенные для достижения целей групповых лидеров в ущерб адептам, их семьям, обществу" .

Согласно мнению специалистов "люди присоединяются к культам не потому, что они делают разумный выбор, а потому, что их обманули. Этот процесс является обольщением, а не свободным выбором, сделанным на основе необходимой и достаточной информации. Процесс присоединения к культам соответствует психотехнологии формирования DDD-cиндрома, который был одним из объяснений того, что в США принято называть «промыванием мозгов».

DDD-синдром (deception, dependency, dread – обман, зависимость, страх) соответственно состоит в сокрытии действительных целей культа, в камуфлировании первоначальной "бомбардировкой любовью" последующей жесткой эксплуатации, в подавлении собственной личности с полным подчинением культу и в страхе как главном инструменте манипулирования, основанным на постоянно поддерживаемом чувстве вины‘’.

 

3.Американский исследователь, автор фундаментальных исследований тоталитарных культов P.J.Lifton (Лифтон) первый описал восемь элементов, применяемых для тоталитарного воздействия на личность, которые при одновременном и систематическом их использовании приводят к "катастрофическому изменению самосознания". Эта "психотехнология’’ стала характерным методом "работы" в тоталитарных неокультах:

1. Форсированная интеграция в культовую модель верований и системы межличностных отношений, их жесткое структурирование, регуляция поведения и использование времени, контроль за потоком информации: постоянная загрузка культовой и полная изоляция от какой–либо иной. С помощью этого происходит психологическая и поведенческая идентификация с группой.

2. Мистическое манипулирование — использование запланированной или подстроенной "спонтанной", "непосредственной" ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются "нисхождением Святого духа".

3. Требование резкого деления мира на "чистый" и "нечистый", "хороший" и "плохой". Неокультовая организация - "хорошая" и "чистая", все остальное - "плохое" и "грязное".

4. Обязательность непрерывной исповеди и чистосердечных признаний для того, чтобы не оставить адепту ничего личного, сокровенного и поддерживать в нем чувство вины.

5. "Святая наука" - объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой "абсолютной истине", считается ложной.

6. Нагруженный культовым смыслом язык - создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой возможности для самостоятельного и критического мышления.

7. Доктрина выше личности - доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт.

8. Разделение права на существование - члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные - нет, и примат принципа "цель оправдывает любые средства".

Следует добавить, что в некоторых сектах применяются методы прямого гипнотического и скрытого внушения, нейролингвистического программирования, трансцендентальной медитации. Таким образом, в основе "психотехнологии" культовых новообразований лежит "гуризм" в сочетании с методиками образования DDD-синдрома".

 

4. Манипулятивные психотехнологии не носят такого тоталитарного воздействия как деструктивные психотехнологии, они не приводят к необратимому изменению сознания и личности, подвергаемого воздействию человека. Манипулятор стремится воздействовать на другого человека с целью добиться от него желаемого, но не обязательно полезного для него поведения, однако при этом воля человека не подавляется, за ним всегда остается возможность противостоять негативному влиянию, самостоятельно принять решение – как поступить в сложившейся ситуации.

    Различные манипуляционные приемы находят свое применение в политической борьбе (так называемые, политтехнологии, «черный пиар» и проч.), в рекламе, моде и проч., а также довольно часто используются людьми в межличностных отношениях. Что прекрасно показал в своих работах американский психолог Э.Берн. Его книги «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры» посвящены в частности и проблеме манипуляции в межличностном общении.

    Российский психолог И.Вагин в своей книге «Уроки психологической защиты» выделяет основные психокомплексы, которые используются манипуляторами при воздействии на человека.

Психокомплексы — эти тонкие струны человеческой души — послушно откликаются на все лады от умелого прикосновения мастера. Поэтому воздействие на психокомплексы и является самым эффективным средством манипулирования людьми. Когда психокомплексы срабатывают, человек становится некритичным, начинает себя вести, как ребенок, послушный чужой воле. Не случайно же сказано было, что истина не в устах говорящего, а в ушах слышащего.

Человеческие отношения на любых уровнях строятся на умелом использовании партнерами психокомплексов друг друга. Психокомплексы — это своего рода мишени общения, которые манипуляторы стараются поразить.

Двадцать лет постоянной работы с политиками и учеными, предпринимателями и банкирами, военными и юристами, артистами и писателями позволили И.Вагину выявить главное: психокомплексов не так много, но вполне достаточно для того, чтобы управлять людьми и добиваться намеченных целей.

Он перечисляет основные из них:

СТРАХ

Это один из наиболее сильных и действенных психокомплексов.

Десятки, сотни разновидностей страха способны заставить человека действовать, происходя из его желания ослабить путы страха или вовсе избавиться от него.

Наверное, и вы замечали, как часто люди прибегают к запугиванию, чтобы добиться от вас желаемого. По меньшей мере, у нас в стране все родители до поры до времени успешно пользуются этим доступным средством. А потом и взрослый человек ловится на эту удочку. Страх смерти и страх неизлечимой болезни, страх разоблачения и боязнь потери престижа, страх за будущее — это все те наживки, на которые он и клюет, когда ему говорят: не сделаешь то-то и то, потеряешь то-то и то-то.

Нередко психокомплекс страха используют колдуны и целители, говоря доверчивому клиенту: «У вас пробита аура, есть энергетический хвост, испорчена карма, налицо двойная порча или венец безбрачия». Объективных доказательств — ноль. Да они и не нужны, главное — напугать человека.

Охранные фирмы выступают под лозунгом: «Мы защитим все, что дорого вам. Тот, кто экономит на охране, теряет на похоронах». И далее идет длинный перечень бизнесменов, которых убили конкуренты.

Психокомплекс страха великолепно используют страховые компании. Клиента нужно напугать, тогда он согласится выложить деньги за страховку.

ЛЮБОПЫТСТВО

Популярная у нас пословица «любопытной Варваре нос оторвали» как нельзя лучше показывает, что такая человеческая слабость, как любопытство — одна из самых распространенных. А это значит, что ею пользуются все кому не лень.

Достаточно сказать, что вы располагаете конфиденциальной информацией о том или ином человеке, интересующем объекта, и он ваш.

Многих интересует и то, что говорят и думают о них другие люди, или то, что вы лично знаете о них.

Главная героиня известных всему миру сказок «Тысяча и одна ночь» Шахерезада именно благодаря любопытству слушателя сохранила себе жизнь.

ЖАДНОСТЬ

Купить что-нибудь ценное, но дешево, получить много денег, не приложив к этому особых усилий, сохранить деньги в кризисной ситуации — все эти человеческие желания естественны, как пар от земли после дождя.

Мы можем как угодно относиться к жадности, но она свойственна многим людям. И это палка о двух концах: многие ловятся на собственной жадности. Достаточно предложить им сэкономить деньги тем или иным образом — и они готовы будут исполнить ваши желания. Самый простой пример: участие огромного количества людей в финансовых пирамидах.

ПРЕВОСХОДСТВО

Многие люди падки на лесть. Искусство делать прямые и скрытые комплименты в таких случаях — самое главное оружие.

Можно сделать комплимент самому человеку: выразить восхищение его предприимчивостью, умом, внешностью.

Можно словами в превосходной степени обозначить дело, которым он занимается, отметить его успехи на этом поприще.

Можно лестно отозваться о его жене, детях, любовнице, собаке.

Наконец, комплиментарно отозваться о его автомобиле или загородном доме.

И этого окажется достаточно, чтобы человек стал податливым, как пластилин.

ВЕЛИКОДУШИЕ, ДОБРОТА

Великодушие — черта нашего национального характера.

Доброта, щедрость души — эти качества ценятся у нас на вес золота, только никого им не осыпают. И все потому, что эти прекрасные качества человеческой натуры люди чаще всего используют в самых неблаговидных целях.

Предприимчивые вымогатели часто пользуются такими оборотами речи, как:

• «не надо быть крохобором, жлобом — и судьба отблагодарит тебя сторицей»;

• «надо быть добрее к людям — и они будут так же относиться к тебе»;

• «ты — щедрый человек, я это знаю, и только ты можешь мне помочь сейчас»;

• «ты способен простить то, что другие не могут» и так далее.

Бомбардировка добротой — это главный и любимый принцип психологической обработки людей в самых разных религиозных сектах.

ЖАЛОСТЬ

Посмотрите, сколько людей с протянутой рукой стоят у нас на улицах, в транспорте, на паперти. Их кормит человеческая жалость. Редкий прохожий не испытывает к ним жалости, не отзывается на их бедственное положение подаянием.

Великолепно с психокомплексом жалости работают и профессиональные аферисты. Чтобы вызвать у нас жалость, многие из них рядятся в немыслимые одежды, а голоса их и речи — сгусток страдания. Часто это всего лишь игра на публику, и подающие милостыню это знают и тем не менее все равно ловятся на жалость и сострадание. Да и как не помочь обездоленному старику или ребенку, или инвалиду? Не зря же у нас говорят: от тюрьмы и от сумы не зарекайся!

ВИНА

Манипуляторы часто пользуются обвинениями такого рода:

• «ты подвел людей»;

• «ты предал любовь»;

• «ты плохой отец, сын, друг»;

• «ты нас подставил»;

• «ты сам себя загнал в угол».

Виноваты вы на самом деле или нет, и кто ваши судьи — вопрос другой. Главное, если вы не остаетесь равнодушны к таким заявлениям, значит, кто-то умело воздействует на ваш психокомплекс вины и, возможно, небескорыстно.

МУЖЕСТВЕННОСТЬ

На психокомплекс мужественности воздействуют просто, напористо говоря следующее: «Будь мужчиной! Посмотри — все понукают тобой. До каких пор об тебя будут вытирать ноги! Ты слабак, тряпка, а не мужик!».

Но можно воздействовать и по-другому: «За тобой как за каменной стеной, ты такой надежный, с тобой так спокойно».

ЖЕНСТВЕННОСТЬ

Женщине обычно говорят так: «Ты настоящая женщина — умная, красивая, сексуальная, добрая...»

Или: «Ты выделяешься на фоне других женщин. В тебе есть что-то магическое, колдовское, ты не такая, как все».

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Желание, чтобы справедливость торжествовала, есть у каждого, хоть жизнь и жестоко наказывает нас за это. Но это желание столь неистребимо, что порой превращается в ловушку. И вы бросаетесь в бой, лишь заслышав призывные звуки, как вам кажется, фанфар справедливости.

А на самом деле кто-то лишь говорит вам примерно следующее: «Чем ты хуже Иванова, Петрова, Сидорова? Но они тебя обходят, предают на каждом шагу. Они пользуются твоими связями, выдают твои идеи за свои. Это же несправедливо!».

И все. Психокомплекс справедливости сработал, вы вовлекаетесь в игру по чужому сценарию.

МЕСТЬ

Как только вы почувствовали жажду справедливости, знайте — вас тут же могут подвигнуть к мести. Подбросить пару поленьев в горящий костер — дело простое, а пожар потом погасить будет трудно. Будьте осторожны, когда вам говорят: «Тебя предали. Тебя в грош не ставят. И ты будешь это терпеть? Эти люди должны быть наказаны, должны понести кару! И карающий меч в твоей руке!».

Практически все боевики построены на идее мести. Сюжеты обычно строятся по одному принципу. Жил главный герой — простой парень. Но враги убили его жену, или мать, или дочь, или брата, или друга, или сына. Герой фильма где-то достает оружие и убивает человек сто, хотя виновниками его несчастья были в лучшем случае двое или трое человек. Но зритель при этом доволен — зло наказано!

 

ЗАВИСТЬ

Зависть сродни ржавчине — она медленно, но верно разъедает человеческие души. И если ее направить в нужное русло, то она способна съесть и человеческую жизнь. Заползает же она в наши умы простенькой мыслью, высказанной кем-то вслух: «Все мы одинаковые, но почему у него всего больше?».

РЕВНОСТЬ

Бороться с ревностью трудно: она возникает стихийно и способна все смести со своего пути, как горящая лавина.

А вызвать ее легко. Достаточно кому-то посеять в вас зерна сомнений, и они тут же прорастут чертополохом подозрений и обид. Люди способны ревновать жен и мужей, братьев, сестер, детей и даже домашних животных.

Порой бывает достаточно такого намека, чтобы возбудить женскую ревность: «Я не сплетница, но ты моя близкая подруга, и потому не могу промолчать. Понаблюдай сама за своим мужем, и у тебя откроются глаза».

ПАТРИОТИЗМ

Тонкая игра на патриотических чувствах неизменно вызывает отклик в человеческих душах.

Людям говорят: «Это твой дом, твоя страна, твои братья-славяне. Так поднимем же Россию с колен! Достоинство страны — достоинство русских втоптано в грязь. Россия получила пощечину».

Чувство патриотизма можно распалить до такой степени, что человек не задумываясь отдаст и свою жизнь за идею.

Раскрутка радиопередачи «Русское радио» осуществлялась именно на идее патриотизма. Достаточно было провозгласить во всеуслышание: «На нашем канале вы никогда не услышите песен на иностранном языке».

На патриотизме наживаются и коммерсанты. Например, используя такую рекламу супермаркета: «Мы продаем все, кроме Родины».

 

СЕКС, ЭРОТИКА

Эротика, секс — это та самая медовая ловушка, на которую ловятся даже осторожные профессионалы.

Когда общаются мужчина и женщина, каждый из них всегда воспринимает собеседника как сексуального партнера. Мало кто из мужчин способен устоять перед подставкой в виде роскошной красотки.

Самая распространенная человеческая слабость чаще всего используется в таких сферах деятельности, как разведка, бизнес: для получения секретной информации от интересующего объекта, или для сбора компромата, или с целью оказания давления на него.

СЛАБО?»

Некоторым людям достаточно сказать магическое слово «слабо?», и они готовы будут совершить самые безумные поступки. Подогревают их самолюбие обычно так: «Докажи, что ты можешь это сделать. Ты же сильный, не трус!».

КРАСОТА, ЭСТЕТИКА, СОВЕРШЕНСТВО

Нередко на людей воздействуют такими словами: «Это стильно, гармонично, красиво» или «Красота спасет мир».

Часто воздействие на этот психокомплекс сочетается с одновременным воздействием и на комплекс превосходства:

• «только у вас будет такой красивый дизайн»;

• «только у вас будет это уникальное платье»;

• «только у вас будет такая современная мебель»;

• «только у вас будет такое украшение»;

• «мы вам сделаем новую линию»;

• «вы ощутите волшебство необычного, модного силуэта»;

• «все ваше окружение будет потрясено магией красок ваше
го вечернего туалета» и так далее.

 

ДЕТИ

Кто способен остаться равнодушным к детям? Эту естественную человеческую слабость манипуляторы умело используют в своих корыстных целях. Вам говорят:

• «помогите детям, защитите их»;

• «это делается для наших детей»;

• «купите это своему ребенку»;

• «для детей ничего не жалко»;

• «мы все живем только для своих детей»;

• «детям — все самое лучшее!».

А под этими лозунгами создается целая сеть фондов типа «Счастливое детство», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Детский фонд реабилитации» и другие, которые зарабатывают большие деньги, являясь по сути коммерческими организациями. Но у них есть мощное прикрытие — дети, и потому подобные фонды имеют государственные льготы по налогам и таможенным пошлинам. Выгодно? Еще как!

Но бывает и так, что воздействие осуществляется сразу на несколько психокомплексов одновременно.

Например, американские бизнесмены со свойственной им прагматичностью заявляют: «Русские великодушны, жалостливы, с выраженным комплексом вины, но одновременно у них очень развит и комплекс великодержавного превосходства. Мы можем закрыть глаза на многое, понимая, что все равно достигнем результата, воздействуя на их слабинки. Как правило, они видят события фрагментарно, а мы уже представляем всю картину».

Другой пример — одна из последних версий жизни Иисуса Христа, новый зарубежный фильм, который изобилует примерами воздействия мессии на целый ряд психокомплексов своих врагов и своих последователей.

Страх. «Вы все живете не так — вам прямая дорога в ад».

Вина. «Вы все нарушаете божественные заповеди».

Превосходство. «И вы когда-нибудь станете пастырями стада».

Любопытство. Когда Христос говорил о божественных откровениях, ученики постоянно задавали ему вопросы: что ему сказано нового?

Мужественность. «Слабо?». Разговор с Иудой мессия построил примерно таким образом: «Ты самый сильный. Ты сможешь предать меня. Апостол Петр слаб, апостол Павел слаб. Ты должен взяться за это дело. Ты пойми меня, ты больше пострадаешь за веру, чем я. Я-то через несколько часов попаду в рай, а ты будешь мучаться. Мало того, что твое имя станет именем нарицательным, люди будут тебя проклинать еще две тысячи лет. Так кому из нас будет хуже? Кто больше пострадает за веру — я или ты?».

Как противостоять манипулированию?

Беседуя с людьми, будьте внимательны, отслеживайте подобные приемы и не воспринимайте их как аргументы, требуйте представления конкретных фактов для доказательства позиции партнера по общению. Особенно будьте внимательны, когда кто-то пытается воздействовать на ваши психокомплексы. Держите под контролем свои эмоциональные состояния.

Чтобы надежно защититься от чужого влияния, необходимо прежде всего определить свои слабые стороны, то есть признать наличие у себя тех или иных психокомплексов. Сделать это будет совсем легко, если не объявлять о них во всеуслышание.

• Первый шаг — анализ.

Проанализируйте события последних месяцев. Все ли вы делали по своей воле или исполняли чужую? Если кто-то манипулировал вами, постарайтесь определить — каким образом, то есть через какие ваши психокомплексы.

• Второй шаг — «отфутболивание».

Как это делается, легко понять из следующего жизненного примера.

Клиент торопится, подзывает официантку: «А слабо мне кофе быстро принести?».

Официантка тут же парирует: «А слабо хорошие чаевые дать?».

Еще один пример «отфутболивания», когда воздействие идет на психокомплекс «слабо?».

Кредитор приходит к бандиту и заявляет: такой-то должник и не думает возвращать деньги, а ты — болтун, сказочник, не держишь слово. Тебе, видно по всему, слабо выбить из него деньги — ничего с ним не можешь сделать уже полгода!

Бандит этот действительно ничего не смог сделать в той ситуации. Но чтобы не потерять лицо, заявляет кредитору: «А слабо тебе убить его? Таким, как он, не место на земле».

Кредитор пугается, отказывается — это никак не входит в его планы. И тут бандит добивает его окончательно: «Я вижу ты тряпка, а не мужик. Зря я с тобой связался».

Третий шаг — заявление.

Прямо заявите человеку, использующему приемы воздействия на ваши психокомплексы:«... Не надо давить на страх, вину, превосходство, слабо? Мы с тобой уже не дети».

 

Литература для самостоятельного изучения.

«Между двух миров
И.В.Романов, Лаборатория информационного консалтинга, г. Воронеж

 

Что такое «политтехнологии»? Нет-нет, я не берусь судить о «черной» и «белой» стороне медали с этим названием – и без меня масса желающих.

Но даже при «поверхностно-скользящем» взгляде на любую избирательную кампанию можно выделить два типа специалистов, одинаково называющих себя технологами, но при этом занимающихся совершенно разными вещами.

Что делает специалист первого типа?

Он: проводит социально-психологическое исследование электората, анализирует социально-экономическое положение региона, разрабатывает концепцию имиджа клиента, создает информационные материалы для разных целевых групп… А потом: печатает статьи, размещает аудио- и видео- ролики, клеит листовки, организует митинги, шествия и круглые столы, забивает почтовые ящики буклетами кандидата. Все это (плюс встречи кандидата с избирателями) во всех учебниках и называется «избирательной кампанией».

Что делает специалист второго типа?

    Он «идет в народ». Это очень просто, хотя подчас и не описано в пиаровских руководствах. Обработать за рюмкой чая уличкома или главу администрации, подарить компьютер школе или ящик шприцов – поликлинике, вывезти мусор из переулка, мимоходом обронить страшную «правду» про конкурента… Используемых приемов – тьма, специалистов-самородков становится все больше, и это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее некоторым провинциальным пиарщикам, с глубоким недоверием относящимся к современным информационным технологиям. «Нам Москва не указ, мы по-своему, по старинке, дешево, но сердито». И очень часто действительно сердито. Во всяком случае, в Воронежском регионе при прямом столкновении этих двух подходов победа оказывается чаще на стороне специалистов, опирающихся на мобилизацию оргресурса, подкуп избирателей в разных формах и прямое воздействие на лидеров мнений.

Конечно, противопоставлять работу «снаружи» и «изнутри» абсолютно бессмысленно. Спор о том, какое воздействие на электорат лучше – опосредованное через средства массовой коммуникации или непосредственное при прямых контактах «в поле» – не более конструктивен, чем старый детский вопрос: «а если слон на кита вспрыгнет – кто кого сборет?». Для победы нужно использовать и то, и другое, это очевидно. Но вот как использовать? Для реалистичного построения выборной кампании нужно понимать, что оба направления деятельности – не просто разные каналы для сброса одной и той же информации.

Практика показывает, что на выходе мы получаем разные образы (имиджи) одного и того же кандидата в общественном сознании. Причем разные не только по содержанию. Различается их «внутреннее устройство», характеристики чувственной ткани, из которых построены эти образы. Разница эта трудноуловима, но очень реальна, как с трудом уловима, но абсолютно реальна разница между придуманным и реальным прошлым человека, между фантазиями и воспоминаниями.

Причина такого разделения проста. Каждый из нас живет сегодня между двумя мирами. Один из них – мир реальный, бытовой, житейский. Моя зарплата, сплетни моих соседей, банкротство моего завода, успехи моих детей. Мое будущее. Люди, которых я знаю лично. Их беды и радости. Образ человека, сумевшего войти в этот «мой» мир, формируется по принципу «знаю, ибо проверил».

И даже если не я сам, то соседский Фома уже вложил персты в его раны с целью проверки существования оных. «Да знаю я, двоюродный брат на его заводе работает. Дерьмо, а не хозяин. За таких не голосовать, таких сажать надо!» Обозначим пока, за неимением более подходящего слова, такой имидж как «онтологический».

Другой мир – мир массовой коммуникации. Мир телевидения и Интернета. Виртуальный, игровой, «понарошковый». Мир событий, в которые мы верим так же, как верим в реальность Отелло и Акакия Акакиевича. И политиков мы в нем воспринимаем совсем иначе. Не как живых людей, а как роли красивого (злобного, скучного) спектакля. И многим по большому счету наплевать, есть ли вообще такие люди (да здравствует «Поколение П»!). Каждый из нас – зритель и участник спектакля. Мы голосуем за актера, сумевшего сыграть лучше других, или за группового кумира своей команды.

Утро после выборов – время выхода в реальный мир. Отзвучали финальные монологи, погасла рампа, разбрелась толпа в раздевалке. Усталые люди застенчиво и виновато улыбаются друг другу: «Неужели это были мы?».

Образ, формирующийся таким образом, можно обозначить как «мифологический», или «имидж-мифологему». Понятно, что такой имидж формируется прежде всего специалистами первого типа. Онтологический имидж, в свою очередь, создается усилиями преимущественно (но не только) технологов второго типа. Может ли в имидже кандидата одновременно присутствовать и онтологический, и мифологический компонент? Безусловно.

И вот здесь возникает интереснейшая (и не только с теоретической точки зрения) проблема их взаимодействия. Например, иногда кандидата с устойчиво-положительным онтологическим имиджем в прессе полезней ругать, чем хвалить. Появляется интрига: «они» нападают на «нашего». Иногда большой объем мифологического компонента мешает кандидату: «Много шумит – значит, пустышка».

С другой стороны, бывают ситуации, когда повредить может избыток «онтологии»: истосковавшийся по красивой надежде электорат не примет приземленных попыток работы «изнутри». «Нет, супом меня не купишь. Во всяком случае – не одной тарелкой…»

В общем, изучение динамики взаимодействия онтологического и мифологического компонентов имиджа в рамках кампаний разного уровня и в разных регионах – интереснейшее занятие для технологов-практиков. Главное – полезное…»

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!