ВИДЫ РОДСТВА, различавшиеся в римском праве



Тема 2.3. ИНСТИТУТ БРАКА И СЕМЬИ В РИМСКОМ ПРАВЕ

Вопросы:

1. Характеристика римской семьи. Агнатское и когнатское родство.

2. Брак. Виды брака в Древнем Риме.

3. Правовой статус членов римской семьи:

А) Имущественные и личные неимущественные отношения между супругами;

Б) Личные права и обязанности родителей и детей.

4. Опека и попечительство как формы обеспечения полной дееспособности.

Вопрос. ХАРАКТЕРИСТИКА РИМСКОЙ СЕМЬИ.

АГНАТСКОЕ И КОГНАТСКОЕ РОДСТВО

Римские юристы считали римский семейный строй нетипичным, исключительным. Семья familia ») понималась как сплоченная хозяйственная и правовая единица, в состав которой входят pater familias и подвластные ему лица. Римская семья представляет собой тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов.

Характерными чертами римской семьи являются следующие особенности:

1) Глава семьи - домовладыка, являлся единственным полноправным гражданином, лицом собственного права ( persona sui juris ) – лицом, не находящимся под властью другого pater familias. Все остальные члены семьи являлись лицами несобственного права ( persona alieni juris ) – лицами, находящимися под властью домовладыки;

2) На первый план в римской семье выдвигалась не кровная связь между домовладыкой и его подвластными (т.е. когнатическая), а юридическая связь (т.е. связь агнатическая);

3) Домовладыка (pater familias) имел неограниченную власть и над имуществом, и над подвластными членами семьи, которая являлась основной характеристикой семейных отношений в римском праве и обозначалась термином патриархальность (« patria potestas ») неограниченная власть отца.

Первоначально домовладыка имел одинаковую власть (man u s) над женой, детьми, рабами, вещами; и всех их - и жену, и детей и имущество - домовладыка мог истребовать с помощью одинакового (так называемого виндикационного) иска. Лишь постепенно эта власть дифференцировалась и получила разные наименования:

- ma nu s mariti (власть над женой),

- pa tr ia potestas (власть над детьми).

 

Особенности патриархальности в Древнем Риме:

1. Несмотря на то, что сын и обладал всеми публичными (политическими) правами, однако всецело в семье он был подчинен отцу. В связи с этим имущественная правоспособность наступала для римского гражданина позже политической – только после смерти отца.

2. Существовала лишь одна возможность для сына освободиться от власти отца до его смерти – через эмансипацию: для старшего сына это была троекратную продажа в рабство, для всех остальных детей – простое отпущение на свободу. После эмансипации дети становились свободными, однако одновременно с этим они теряли и право на наследство отца.

3. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, однако управлять и распоряжаться им мог только домовладыка. Поэтому, хотя сын и имел право совершать имущественные сделки, однако все полученное им автоматически шло в распоряжение отца. При этом сам домовладыка не становился обязанным по сделкам своего сына, кроме случаев причинения сыном вреда. Т.о. существовала юридическая безответственность домовладыки.

4. С развитием торговли и делового оборота имущественная правоспособность членов семьи (прежде всего сыновей) значительно расширялась:

а) подвластные стали обладать собственным имуществом (пекулий). Пекулий (« peculium castrense ») – право распоряжаться жалованием и военной добычей;

б) облегчается освобождение сына из-под власти отца (например, в случае получения подвластным ряда почетных званий);

в) частой становится и «эмансипация» - освобождение из-под власти по воле самого домовладыки.

 

Основания возникновения отцовской власти:

1. Возникновение с момента рождения сына или дочери («рождение в justum matrimonium»). Данный способ не требует особых разъяснений. Следует сказать, что отцом ребенка, рожденного в браке, признавался муж.

 

Примечание: Презумпция отцовства была ограничена следующими условиями: ребенок должен был родиться не ранее чем через шесть месяцев после заключения брака, и не позднее 10 месяцев после прекращения брака. Первый срок считался минимальным, второй – максимальным.

 

2. Усыновлениеустановление отцовской власти над посторонним для усыновителя лицом.Усыновление подразделялось на два вида:

а) adrogatio устанавливалось над persona sui juris - лицом собственного права. Для этого требовалось решение народного собрания или позднее императорский рескрипт;

б) adoptio устанавливалось над persona alieni juris - лицом, находящимся под властью домовладыки, но почему-то стремящемся перейти в другую семью. Для этого необходимо было согласие домовладыки, который отпускал подвластного.

Условие: усыновитель должен был быть старше усыновляемого не менее чем на 18 лет.

Причины усыновления были различны:

- нужда в рабочих руках,

- родовая связь и вытекающая отсюда обязанность перед осиротевшим родичем, племянником,

- отсутствие кровных сыновей.

 

2. Узаконение (« legitimatio ») – признание законными детей, рожденных вне брака (т.е. от конкубины – сожительства). Возникло в период принципата.

Способы узаконения:

а) путем последующего вступления в брак родителей внебрачного ребенка;

б) путем получения специального императорского рескрипта.

 

4. Вступлением женщины в брак cum manu . Она переходила под власть мужа и его pater familias.

 

Основания для прекращения патриархальности («patria potestas»):

1) Смерть pater familias или подвластного;

2) Приобретение сыном звания консула, преторавысших греческих должностей, а дочерью – весталки.

Примечание. Весталки– жрицы богини домашнего очага и очага римской общины Весты. Весталки поддерживали огонь в храме Весты, совершали жертвоприношения, хранили священные для города реликвии, соблюдали обет целомудрия. Если огонь угасал или они нарушали обет целомудрия, то считалось, что государству грозит большая опасность. Служили они 30 лет: первые 10 лет учились, потом 10 лет несли службу, еще 10 лет обучали вновь избранных (из числа девочек 6-10 лет из патрицианских семей без телесных недостатков). После окончания этого срока весталки могли выходить замуж, но в Риме существовало поверье, что брак с весталкой заканчивался несчастьем;

3) По воле pater familias путем emancipatio . Дети эманципированного сына, как и его внуки, были в отношении к своему родному деду когнатами, т.е. родственниками, лишенными юридической связи со своим прародителем;

4) Лишение pater familias patria potestas, например, за оставление подвластного в беспомощном состоянии;

5) При capitis deminutio maxima – утрате римским гражданином свободы;

6) При capitis deminutio media , т.к. он фактически переставал быть субъектом права;

7)  Вступлением дочери в брак cum manu, после чего прекращалась patria potestas ее отца, и она переходила под власть мужа или его pater familias.

 

В римском праве, как и в современном праве, различали родство и свойство.

Родство – это кровная связь между людьми, с наличием которой закон связывает определенные правовые последствия.

Свойство – отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов.

 

ВИДЫ РОДСТВА, различавшиеся в римском праве

1. Первоначальное родство - а гнатское родство (familia communi jure) – родство по признаку подчиненности одному лицу - pater familias, охватывало всех лиц, принадлежащих к одной семье, и поэтому родственниками считались все, кто находился под властью главы этой семьи. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т.д.; и наоборот, постороннее лицо, усыновленное домовладыкой, становилось его агнатом.

Состав агнатской семьи:

- жена pater familias in cum manu mariti,

- его дети,

- невестки in cum manu mariti – при условии, что сыновья не были persona sui juris,

- все потомки подвластных детей – внуки.

Агнаты (agnatio) в Древнем Риме, состоящие под властью домовладыки; родственники по закону (в отличие от кровных родственников - когнатов).

В древнейшее время власть домовладыки была безгранична и потому сопровождалась полным бесправием подвластных. Постепенно, однако, эта власть стала принимать более определенные границы; одновременно личность подвластных стала постепенно получать признание в частном праве. Ослабление власти домовладыки явилось следствием изменения производственных отношений, разложения патриархальной семьи, развития торговли, предполагавших известную самостоятельность взрослых членов семьи. По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство, которое, в конце концов, полностью вытеснило агнатское родство.

2. Когнатское родство (cognatio communi) – родство, согласно которому члены одной семьи мыслят себя как группу лиц, связанных общностью принадлежности к единому организму и общностью происхождения от прародителя, а не от домовладыки (кровное родство).

Когнаты (cognatio)в римском праве кровные родственники по прямой (отец, сын, внук) и боковой (брат сестра, дядя) линиям.

Когнатское родство определялось по линиям и степеням. Виды когнатского родства:

а) Лица, происходящие одно от другого (например, отец и дочь, внук и бабка), называются когнатскими родственниками по прямой линии. Причем,родственники по прямой линии, происходящие от данного лица, называются его нисходящими (сын, внук, правнук); наоборот, прямые родственники, от которых произошло данное лицо, называются его восходящими (отец, дед, прадед);

б) Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются когнатскими родственниками по боковой линии (братья, сестры, дядя и племянник).

Степень родства определяется числом рождений, устанавливающих родство двух данных лиц; например, дед и внук - родственники второй степени, двоюродные братья - четвертой степени (их общий корень - дед, от которого произошли, допустим, А и В, а от них - С и Д, всего четыре рождения).

Вопрос. БРАК. ВИДЫ БРАКА

Римская семья образовывается посредством заключения брака. Брак определялся римским юристом III в. Модестином в Дигестах Юстиниана как союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права. Это идеалистическое определение не соответствовало реальному положению вещей, т.к. даже в классическую эпоху женщина была гораздо ограничена в правах, чем мужчина.

Цель брака: создание семьи, воспитание детей.

 

Виды брака различались как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения), так и по существу (разный объем правоспособности жены).

Римское право различало следующие виды брака:

I. Законный брак m atrimonium justum - римский брак между лицами, имевшими ius conubii:

1) Брак с властью мужа («с um manu mariti ») – брак, при котором жена переходила под власть мужа или его pater familias и становилась агнаткой. Т.е. данный вид брака являлся основанием изменения родственных связей.

 

2) Брак без власти мужа (« sine manu mariti ») – брак, при котором женщина не переходила под власть мужа, оставаясь для него юридически чужой. Брак «sine manu» следовало возобновлять ежегодно. Если жена в течение года прожила в доме мужа, то она автоматически попадала под власть мужа. Чтобы избежать этого, она должна была не менее трех ночей в году проводить вне дома – давность, таким образом, прерывалась.

 

II. Незаконный брак matrimonium juris gentium (брак между лицами, не имевшими ius conubii) - Конкубинат – это разрешенное законом постоянное (а не случайное) сожительство с целью установления брачных отношений, не отвечающих требованиям законного брака.

 

Рассматривался он как «неполноценный» брак и мог иметь место при отсутствии jus conubii – права вступать в брак. Например, жених – сенатор (Римский гражданин), невеста – вольноотпущенница (актриса, проститутка, перегринка), т.е. у них разное социальное положение.

Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти.

 

Условия для вступления в брак:

1. Согласие лиц, вступающих в брак, а также разрешение домовладыки. Если домовладыка безосновательно отказывал в браке, то его можно было принудить через магистрат.

2. Достижение брачного возраста: для мужчин – 14 лет, для женщин – 12 лет. Это возраст половой зрелости, т.е. способности рожать детей. Данный возраст потом будет усвоен христианской моралью.

3. Вступавшие в брак не должны состоять в другом, не прекращенном браке.

4. Необходимо обладать jus conubii – правом вступать в законный брак. До Юстиниана на этом основании не могли заключить законного римского брака некоторые категории чужеземцев (брак между римским гражданином и чужеземкой считался недопустимым по политическим соображениям; целью этого запрещения было помешать чужеземке путем вступления в связи с браком в семью римского гражданина получить права римского гражданства).

5. Лица, вступавшие в брак, не должны были состоять между собой в близком родстве или свойстве (например, брат и сестра).

Способы заключения брака: (выбор формы брака зависел от вида брака и от свободного усмотрения брачующихся или их домовладык)

1. Обряд поедания лепешек, который заключался в форме торжественного религиозного ритуала при участии жрецов и 10 свидетелей и сопровождался жертвоприношением.

2. «Манципация невесты» - мнимая покупка мужем своей будущей жены у ее отца с помощью «меди и весов» по правилам, установленным для приобретения ценных вещей. Она совершалась в присутствии пяти свидетелей, домовладык жениха (если он находился под властью) и невесты. Брачующиеся обменивались фразами: «Будешь ли ты для меня достойной матерфамилиас?» - спрашивал жених. «Где ты, Гай, там ты найдешь и меня», - отвечала невеста.

3. Брак «sine manu», т.е. без власти мужа, заключался без всяких формальностей. Женщина оставалась неподвластной мужу и могла порвать с ним.

Расторжение брака

В классическую эпоху развод был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению о расторжении брака. Это привело к тому, что браки очень часто стали распадаться.

В период абсолютной монархии были установлены существенные ограничения развода:

- Развод по обоюдному согласию супругов был запрещен Юстинианом.

- Односторонние заявления о разводе были допущены в случае, если другой супруг нарушил верность, покушался на жизнь первого супруга или допустил какое-то другое виновное действие. Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине.

В эпоху абсолютной монархии был принят ряд законов, направленных на предотвращение разводов и укрепление семьи:

- одностороннее заявление о расторжении брака допускалось только в том случае, если оно было обоснованным (например, неверность супруга, неспособность к семейной жизни, насилие супруга);

- закон обязывал состоять в браке мужчин в возрасте от 25 до 60 лет, и женщин – с 20 до 50 лет. Те, кто не выполнял данные требования, лишались возможности быть наследниками по завещанию;

- был введен особый налог на безбрачие.

К сожалению, данные меры не способствовали уменьшению числа разводов и поэтому оказались неэффективными.

Условия для развода:

1) Смерть одного из супругов;

2) наступление capitus deminutio. «С apitus deminutio » - утрата одного из статусов. Так, право вступать в законный брак – jus conubii требовали наличия трех статусов: status libertatis (свободы), status civitatis (гражданства), status familia (быть «отцом семейства»);

3) воля мужа или его pater familias в браке сum manu;

Примечание: Если на момент развода жена объявляла мужу (публично) о своей беременности, тот, чтобы не платить алиментов на содержание чужого ребенка, получал право приставить к своей бывшей жене соглядатая. Его обязанностью было удостовериться в том, что женщина родила в течение отведенного срока беременности, но не позже.

4) воля мужа или жены (или по их соглашению) в браке sine manu;

5) государственная измена одного из супругов;

6) прелюбодеяние жены.

Примечание. Что касается прелюбодеяния жены, то в таких случаях развод был для мужа обязательным. Отказ от развода рассматривался как сводничество с целью извлечения дохода. Допускалось убийство прелюбодейной жены в состоянии гнева, аффекта, наказание за которое было минимальным.

3 вопрос. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЛЕНОВ РИМСКОЙ СЕМЬИ:

А) Имущественные и личные


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!