Наука, её когнитивный характер

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Познание как ценность культуры

И предмет философского анализа

    Каждый человек что-нибудь знает и умеет делать. Люди реализуют свои знания, не задумываясь при этом о том, что такое знание и в чем сущность познавательного процесса. А между тем - это вопрос сугубо философский, к тому же весьма сложный. Проблема познания - одна из самых древних проблем в философии. Человечество давно поставило вопрос: «Что значит знать?» Этот вопрос настолько важен, что Энгельс рассматривал его как вторую сторону основного вопроса философии: познаваем ли мир? В истории философии были мыслители, которые сомневались в познавательных возможностях человека. Их называли скептиками, а с 17 века скептицизм переродился в агностицизм, т.е. отрицание возможностей человека познавать мир в принципе и по существу. Агностицизм продолжает существовать и в наши дни, причем таких взглядов могут придерживаться и материалисты, и идеалисты. К. Маркс считал, что человек способен познавать мир. Так же положительно решил вопрос о принципиальной познаваемости мира и В.И. Ленин. Он положил в основу теории познания теорию отражения. Человек отражает в своем сознании внешний мир, обогащается знаниями, вступая во взаимодействие с окружающими миром. В этом взаимодействии выделяют две стороны: объект познания и субъект познания, т.е. предметы внешнего мира, на которые направлена деятельность человека, и тот, кто познает что-либо.

    В.И. Ленин изложил основы диалектико-материалистической теории познания в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм». Он писал, что в теории познания (как и в других областях науки) следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным. В.И. Ленин также предложил свою формулу, которая показывает диалектический характер процесса познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».

    Процесс познания протекает в два этапа. На начальном этапе познавательного процесса мы получаем с помощью органов чувств эмпирические факты, а дальше в процессе мышления происходит их рациональная обработка, анализ и синтез, вырабатывается новое обобщенное знание, истинность которого проверяется на практике. «Живое созерцание» или чувственное познание проходит в трех формах - в ощущениях, восприятии, представлении. Ощущения - это результат воздействия объекта на наши органы чувств. Ощущения дают нам поверхностные знания об отдельных сторонах объекта. Восприятие - это целостный чувственный образ предмета. Представление - это обобщенный образ предмета, опосредованный идеальный образ, созданный на основе памяти.

    Вторая ступень познавательного процесса - абстрактное мышление. Оно также протекает в трех формах - понятиях, суждениях, умозаключениях. Понятия - это слова, в которых закреплен определенный смысл, отражены какие-то свойства предметов и процессов. Суждение - это предложение, в котором что-то либо утверждается, либо отрицается. Умозаключение - это вывод, который делается на основе двух или нескольких суждений. Умозаключение строится с помощью индукции и дедукции. Умозаключение индуктивное, когда мысль движется от знания частного характера к общему знанию. Дедуктивное умозаключение выводится обратным путем: мы идем от общего знания к частному знанию.

    Заключительный этап познавательного процесса по ленинской формуле - практика. Понятие практики является фундаментальным для философии. Оно в самом широком смысле означает взаимодействие человека с окружающим миром. Практика имеет большое значение для познания. Оно развивается благодаря тому, что человек активно вмешивается в объективные явления, преобразует их и испытывает на себе их воздействия.

    Таким образом, практику можно определить как целенаправленную сознательную деятельность человека, ведущую, в конечном итоге, к преобразованию природы и общества. В свое время В.И. Ленин выделил три вида практики: 1. материально-производственную; 2. общественно-политическую (или социальную); 3. научно-экспериментальную. К этим видам можно добавить техническую деятельность человечества, педагогическую, художественную и другие виды деятельности, т.е. в практику входит вся совокупность деятельности человека в области материального производства, в духовной сфере, в науке, искусстве, в обыденной жизни. Практика играет огромную роль в жизни человечества. Она является источником и основой познания. Практика позволяет раскрыть наиболее полно объективную природу вещей и явлений. Практика заставляет вещи окружающего мира взаимодействовать и, тем самым, проявлять свои свойства и связи. Практика выступает также основой познания и потому, что уровень ее развития определяет уровень развития технических средств и приборов. А от их применения, в свою очередь, зависят темпы познания человеком окружающего мира, глубина отражения его свойств. Уровень практики определяет также направленность познания. Практика является критерием истинности знаний. Существует и логический способ проверки знаний. Весь понятийный аппарат, которым при этом пользуются, в прошлом неоднократно подтверждался практикой. Формы практической проверки так же многообразны как и сама практика. Практика включает в себя: 1. осознание цели; 2. изготовление орудий; 3. их применение в процессе реализации намеченной цели. Практика, как предметная материальная деятельность людей, выполняет три функции: 1. Она является основой познания; 2. Она - конечная цель познавательной деятельности; 3. Она - критерий истинности знаний, полученных человеком. Именно эта ее функция является основной функцией практики. В ходе свой практической деятельности человек проверяет, насколько верно его знание о мире отражает процессы и вещи окружающего нас мира. Для практического применения человеку нужно не просто любое знание, а такое знание, которое отражает мир наиболее правильно, полно и всесторонне; таким, каким окружающий мир является сам по себе, независимо от сознания человека. Такое знание и называют истинным знанием. Таким образом, истина - это соответствие содержания знания действительности. Это мера адекватности (соответствия) идеального материальному, соответствие образа предмета самому предмету. Истина - это верное отражение объекта в сознании человека. Истина объективна по характеру.

    Выделяют истину относительную и абсолютную. Относительная истина отражает объект с известной точностью, не сразу целиком и полностью, не всесторонне, исчерпывающе, абсолютно, а приблизительно, в общих чертах, т.е. относительно. Абсолютная истина понимается в двух смыслах: 1. как полное, исчерпывающее знание о действительности; 2. как тот момент объективной истины, который не может быть опровергнут в будущем. Нет истины абстрактной, истина всегда конкретна, т.е. учитываются конкретные условия, в которых какое-то знание является истинным. Например, истина «вода закипает при 100°С». Но в условиях разреженной атмосферы и низкого давления (в горах) вода закипает при более низкой температуре. При высоком давлении (глубоко в недрах земли) вода не закипит при 100° и выше. Такое знание и есть конкретная истина. Относительная истина приближается к абсолютной, например, знание о строении атома: модель атома Томпсона - Резерфорда - Н. Бора.

    Кроме истины есть еще заблуждение, как ненамеренное искажение реального положения вещей, и ложь, как намеренное искажение действительности.

    Проблема истины - одна из самых полемических, вызывающих споры в философии. Кроме диалектико-материалистического понимания истины и признания в качестве критерия истинности знаний практики, о чем шла речь выше, существуют другие концепции истины. К ним относятся догматизм, релятивизм, конвенционализм, прагматизм. Догматизм - это попытка оперировать однажды установленными понятиями и положениями, без учета меняющейся конкретно-исторической обстановки. Релятивизм - преувеличение относительного характера наших знаний, признание только относительной истины. Конвенционализм - соглашение принять за истину какое-то положение, независимо от того, так ли это на самом деле. Прагматизм - это признание истинным чего-либо из практических соображений, из выгоды и удобства принять что-то за истину.

 

Наука, её когнитивный характер

И социокультурный статус

    Наука - одна из форм духовной деятельности человека. Она зарождается еще в античное время. Тогда она представляла собой нерасчлененное целое знание и была ответом на практические потребности и запросы человечества. В дальнейшем судьба науки складывалась по-разному. В докапиталистические эпохи она развивалась медленно. С развитием капиталистических отношений, с переходом к машинному производству наука получила новый импульс для своего дальнейшего успешного развития. В 19 веке, наряду с развитием естествознания, начинают развиваться и общественные науки. Для 20 века характерно дальнейшее ускорение научно-технического прогресса, изменение соотношения науки и производства. Коренным образом изменяется роль общественно-гуманитарных наук. Существенно возрастает значение науки в обществе. В наше время наука выполняет следующие функции в жизни общества:

1. Она формирует мировоззрение;

2. Она объясняет закономерности материального природного мира, общественных процессов и человеческого мышления;

3. Она становится непосредственной производительной силой;

4. Она выполняет социальную функцию, т.е. ее достижения используются в преобразовании социальных форм деятельности человека.

    Итак, наука - это область деятельности, которая призвана вырабатывать и систематизировать объективное знание о мире. Задача науки - получение нового знания, описание, объяснение, изучение явлений действительности. Наука стремится выработать объективное, обобщенное, логически непротиворечивое, целостное знание. Для более строгого, четкого, однозначного, адекватного описания объектов исследования наука вырабатывает свой специфический язык: формулы, символы, знаки, матрицы, чертежи и т.д.

    Современная наука - сложная развивающаяся система. В научном знании можно выделить два его уровня: эмпирический и теоретический. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью наблюдения и эксперимента, и эмпирический закон, фиксирующий устойчивую повторяемость и связь эмпирических характеристик, носящий вероятностный характер. Элементами теоретического знания являются гипотеза, теоретическая модель, теоретический закон, научная теория.

    Научные дисциплины, составляющие науку как систему и вид деятельности, можно подразделить на естественные, общественные и технические науки. Также в современной науке есть разделение на прикладные и теоретические (или фундаментальные). Современная наука составляет важнейший компонент научно-технической революции, является ее движущей силой, занимает ведущее место в познании окружающей действительности.

    Чтобы получить какие-то знания об окружающем нас мире, исследователь должен пользоваться определенными приемами, с помощью которых он добывает сведения о мире. Система таких приемов образует метод деятельности. В любой сфере человеческой деятельности есть свои методы. Имеются они и в научном познании. Научный метод - это система принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности.

    Все методы научного познания можно разделить на две группы: 1. Методы, присущие человеческому познанию в целом - и научному, и обыденному. Их называют общелогическими. Это - анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, аналогия и моделирование. 2. Методы, характерные только для научного познания. Они подразделяются на методы построения эмпирического знания (наблюдение, эксперимент, описание, измерение и сравнение) и методы построения теоретического знания (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы исследования, идеализация и формализация).

    Рассмотрим общелогические методы исследования действительности.

    Предметы окружающего нас мира представляют собой системы со множеством элементов, свойств и связей. Чтобы изучить внешние признаки, а так же внутреннее устройство вещей природы, и тем самым, сопоставить конкретно-общее представление об изучаемом объекте, используют анализ и синтез. Анализ - это расчленение целостного предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения. Синтез - это соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое. Наряду с этими универсальными приемами познания используют абстрагирование и обобщение. Абстрагирование - это особый прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств изучаемого предмета с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений. Например, высказывание «Гора Эверест - самая высокая вершина мира». Здесь мы отвлекаемся от всех характеристик Эвереста, выделяя лишь одно свойство - высоту этой горы.

    Абстрагирование тесно связано с обобщением. Обобщение - это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки предметов. Обобщение осуществляется как переход от частного или менее общего суждения к более общему понятию или суждению. Например, возьмем понятия «клен», «липа», «береза». Осуществим обобщение этих первичных понятий, т.е. перейдем к более общим понятиям - «лиственное дерево», «дерево», «растение», «живой организм». На определенных ступенях познания существует предел такому расширению понятий, заканчивающийся выработкой философских категорий, являющихся предельно широкими понятиями.

     В процессе исследования часто приходится, опираясь на уже имеющиеся знания, делать заключение о неизвестном. При этом пользуются такими приемами как индукция и дедукция. Индукция - это такой способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Дедукция - это способ рассуждения, при котором из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера. Индукция и дедукция широко используются во всех областях научного познания, дополняя друг друга.

    Следующий прием логического мышления - аналогия. Это такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Например, при изучении природы света были установлены такие явления как дифракция и интерференция. Эти же свойства раньше были обнаружены у звука и вытекали из его волновой природы. На основе этого сходства Гюйгенс заключил, что и свет имеет волновую природу.

    В научном познании часто используют такой прием как моделирование. Моделирование - это изучение объекта путем создания и исследования его копии (или модели), которая замещает объект-оригинал со стороны, интересующей ученого. Модель всегда должна соответствовать объекту-оригиналу в тех свойствах, которые нужно изучить. Модели могут быть материальными и идеальными. Материальные модели подчиняются естественным законам, а идеальные модели функционируют по законам мышления, логики.

    Вторая группа методов научного познания используется только в научных исследованиях. С их помощью строится эмпирическое знание и теоретическое знание. Одним из важнейших методов эмпирического познания является метод наблюдения. Научное наблюдение - это целенаправленное восприятие объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Наблюдение включает в себя объект наблюдения, средства наблюдения и самого наблюдателя. В современной науке используют четыре вида наблюдений: прямое и косвенное, непосредственное и опосредованное (или приборное). В прямом наблюдении исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта. При косвенном наблюдении изучается не сам объект, а следствия, которые он вызывает. Непосредственным наблюдением называется такое наблюдение, которое осуществляется без использования каких-либо вспомогательных средств, а непосредственно органами чувств человека. Опосредованным (или приборным) называется такое наблюдение, которое осуществляется с помощью технических средств.  

    Изучая природу, человек не только пассивно созерцает ее, но и активно вмешивается в ход его процессов и явлений. В своей практике человек часто создает из природных элементов искусственные системы, ранее не существовавшие в природе. Изучая их, человек глубже проникает в тайны природы. Эта практически-познавательная деятельность человека составляет основу экспериментального исследования. В последние десятилетия эксперименты очень широко применяется в научно-прикладных исследованиях. В ходе эксперимента исследователь создает специальные условия, контролирует ход эксперимента, активно вмешивается в протекание изучаемых процессов. В эксперименте используют приборы, которыми ученый воздействует на изучаемый объект. Эксперимент протекает следующим образом: ставится проблема и выдвигается предположительный ответ; создается экспериментальная установка, обеспечивающая необходимые условия для изучения объекта; эти условия видоизменяются под контролем ученого; фиксируются следствия и устанавливаются причины явлений.       

    В эмпирическом научном познании используется также измерение, сравнение и описание нового явления и его свойств. В совокупности наблюдение, эксперимент, измерение, описание и сравнение обеспечивают получение эмпирических фактов, которые составляют эмпирический базис науки.

    Теоретическое познание отличается от эмпирического предметом, средствами и методами исследования. Здесь исследуются не конкретные процессы, а явление как бы в «чистом» виде, оторванное от предмета. В теоретическом познании вырабатывается знание необходимое, системное, непротиворечивое. При его построении используются такие приемы как идеализация и формализация, а также аксиоматический метод теоретического познания и гипотетико-дедуктивный способ получения теоретического знания.

    Достаточно широко в теоретическом научном исследовании используется аксиоматический метод. Суть его сводится к следующему: устанавливается набор исходных теоретических положений (постулатов, аксиом). Затем по строго определенным правилам из них выводятся другие положения; из этих - третьи, вплоть до построения целостной логически связанной системы знания. Таким методом, например, была построена на пяти исходных постулатах геометрия Евклида.

    Второй метод построения теоретического знания - гипотетико-дедуктивный. Его суть заключается в том, что создается система логически связанных друг с другом гипотез; из них дедуктивным способом выводятся следствия, которые затем подлежат эмпирической проверке.

    Часто используются такие приемы как идеализация и формализация. Идеализация применяется для исследования каких-либо процессов в чистом виде. Например, идеальный газ, математический маятник. Формализация дополняет идеализацию. С помощью этого приема идеализированные объекты и процессы выражаются в знаковой форме (в виде системы уравнений, матриц, схем и т.д.) Эти приемы способствуют отделению случайного в познании от необходимого, позволяют изучить сущность объекта.

    Один из принципов научного познания предполагает всестороннее изучение объекта во всех его связях и взаимоотношениях с другими объектами, в его развитии и изменении. Этому способствуют два следующих метода теоретического познания: метод восхождения от абстрактного к конкретному и исторический и логический метод.

    Согласно методу восхождения от абстрактного к конкретному исследование предмета должно начинаться не с конкретного, а с понятия, абстрактного, которое отражает простейшие общие стороны объектов; притом берется абстракция, отражающая решающее свойство для объекта, определяющее все его другие свойства. Выделив главную сторону, мы, согласно этому принципу, должны взять ее в развитии, т.е. проследить, как она возникла, по какой причине, какие стадии прошла в этом развитии и как в ходе развития влияла на все другие стороны объекта, вызывая в нем определенные изменения. Прослеживая это, шаг за шагом мы можем воссоздать идеально процесс становления данного объекта, а вместе с тем и совокупность всех его качеств, т.е. его сущность. Подобным образом К. Маркс изучал развитие капиталистического производства. Он брал исходные общие абстракции - «товар», «стоимость», «потребительская стоимость», «деньги» и др., анализировал их, конкретизировал, связывал их с реальными фактами, явлениями, событиями, свойствами, создав в итоге абстрактно-конкретную картину капиталистического способа производства.

    С принципом восхождения от абстрактного к конкретному связан метод исторический и логический. Они тесно связаны между собой. Историческое - это процесс становления объекта, а логическое - это теоретическое воспроизведение истории развития объекта в понятийной форме.

    В совокупности все методы, приемы и принципы научного познания, дают человеку знание о сущности мира, о человеке и обществе.

 

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!