Этапы психотерапевтического процесса

ЛЕКЦИЯ 19

ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ

Теория терапии. Генезис невроза. Механизмы психотерапии. Этапы психотерапевтического процесса. Техники психотерапии.

 

У истоков гештальттерапии помимо Ф. Перлза стояли его жена Лаура и философ Пол Гудмен. Сформулирован­ные  Ф. Перзлом основополагающие принципы известны как молитва гештальттерапевта:

«Я делаю свое, а ты делаешь свое.

Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

А ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответство­вать моим.

Ты  –  это ты, а я  –  это я.

И если нам случится найти друг друга  –  это прекрасно.

Если нет, этому нельзя помочь».

 

Отношения психотерапевта и клиента в гештальттераши рассматриваются как экзистенциальная встреча двух людей.

Описание индивидуального опыта, по Перзлу,  содержит целостную ситуацию, в которой нет противоположности человека и среды, субъекта и объекта, души и тела.  Человек всегда действует как целое, в нем важно и то, о чем он говорит, и то, что он чувствует, и то, как он двигается и т. д.  Человек сам творит свою субъективную реальность, поэтому у него всегда есть выбор. В подходе гештальттерапии  заложено уважение к человеку, его возможностям и свободе выбора.

Помимо философских идей в это направление влились гештальтистская теория восприятия, теория поля К.  Левина, теория мотивации К. Гольдштейна. В психоте­рапевтической практике ассимилированы и переосмыслены идеи и методы психоанализа, телесной терапии, психодрамы.

Теория терапии

 Невротик переживает все затруднения, ценности, отношения, потребности и желания актуально,  как они представлены и  интегрированы в настоящем. Прошлое действует через потребности и желания настоящего. Прошлый опыт может играть и конструктивную, и деструктивную роль.

В    формировании базовых понятии Ф. Перлз использовал термины гештальтпсихологии. Метафоры «гештальт», «фигура и фон» оказались пригодными для описания эмоционального опыта человека.

Ф. Перлз под гештальтом   понимал результат интеграции множества факторов, действующих в данный момент. Фигурой становится наиболее важная часть текущего опыта: эмоции, потребность, актуальная в данный момент.  Возникшая потребность требует контакта со средой. Этот контакт предполагает осознавание, т. е. переживание своих ощущений, эмоциональных реакций. Формирование гештальта сопровождается осознаванием. Человек осуществляет действия по удовлетворению потребности, ассимилирует их результат, завершает гештальт.  

Но на пути удов­летворения потребности может возникнуть препятствие, по­требность отрицается или подавляется, и тогда равновесие в организме нарушается и гештальт остается незавершенным. В случае, когда незавершенный гештальт оказывает силь­ное давление, он останавливает перетекание фигуры в фон. Например, страх за ребенка, которому делают операцию, у матери надолго остается незавершенным гештальтом. Незавершенные гештальты приходят из прошлого в настоящее как неотреагированные чувства, не­удовлетворенные потребности.

Ф. Перлз описал невроз как самопрерывание. Пониманию чувств, потребностей настоящего мешают самопроизвольно выплывающие незавер­шенные гештальты. Жалобы клиен­тов звучат так: «Когда его нет, я думаю о нем, но он приходит и мы все время ссоримся».

Саморегуляция предполагает осознавание. Ф. Перлз выде­лил три зоны осознавания: внешний мир, внутренний мир тела, мир мыслей и фантазий. Для удовлетворения потреб­ностей необходимо быть в контакте с внешней и внутренней зоной.

Незавершенный гешталь осаждается среди других незавершенных гештальтов     и замутняет чистоту осознавания, становится помехой в восприятии и переживании. Тогда человек направляет  свое внимание на одни «фигуры» (потребности, эмоции) и игнорирует другие. Например, он может постоянно ждать опасности или искать одобрения. Потребность быть принятым,  какнезавершенный гештальт, нередко влечет за собой попытки «купить» внимание, любовь у  людей, формирует зависимость от их оценки.

Генезис невроза

Основой возникновения невротического конфликта Ф. Перлз считал столкновение потребностей организма со сре­дой. Их фрустрация ведет к подавлению желаний, разруше­нию контакта. Человек начинает использовать лишь безопас­ные с его точки зрения способы взаимодействия с миром.

Изоляция  –  это крайнее проявление в спектре разных способов взаимодействия с миром. Уход отличается от изоляции тем, что происходит без напряжения, как бы сам собой. Примером ухода может служить медитация. Контакт  –  оптимальный способ существования, при котором происходит встреча людей без нарушения границ каждого из них.

 К основным видам невротических механизмов относятся: слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия.

Слияние представляет собой такой способ ухода от кон­такта, когда объект не становится четкой фигурой, он не вос­принимается отдельно. Новорожденный це­ликом находится в слиянии с миром. Психотерапевт работает с патологическим слиянием, когда человек не отличает себя от других людей, усваивает их чувства, оценки, привычки.

Интроекция. Для её описания Ф. Перлз использовал метафору процесса пищеварения («психологического переваривания»). При здоровом функционировании человек откусывает, пережевывает и пере­рабатывает содержание. Он способен различать полезное и вредное.

Невротическая личность, не способна пони­мать, что ей нужно, а что  –  нет, она некритически ассимили­рует чувства, мысли, нормы поведения, как бы «заглатывает» непережеванные куски. Интроецирующий человек становится психологически «всеядным», усваивая чуждые ему образцы поведения, мысли и чувства.

Проекция противоположна интроекции, в этом случае гра­ница переносится не внутрь «я», а вовне. Человек отделяет часть собственного Я и приписывает другим неприемлемые дли Я-образа мысли, чувства, желания, перекладывает на них ответственность за свои поступки. Он не способен к само­идентификации, вместо «я» он употребляет «они». При нарастании гнева такой человек может сказать: «Она меня довела». Если ребенка в детстве отвергали, он затем начинает отвергать других.

 Ретрофлексия возникает, если какой-либо внутренний им­пульс, встретив препятствие, изменил направление. Тогда че­ловек делает для других то, что хотел бы от них получать. Например, нуждающаяся в помощи жена алкоголика пытается самоотверженно помогать другим. Ретрофлексия означает изменение направления реакции, обращение ее на себя вме­сто изменения среды.Человек идентифицируется лишь с частью себя, с тем, что считает приемлемым  –  с Я-образом. Ретрофлексия распо­знается по частому употреблению местоимения «себя» и воз­вратной частицы « – ся».

В каждом из механизмов закрепляется определенный спо­соб взаимодействия с миром. Невротические механизмы, как правило, действуют не изолированно, они переплетаются, образуя стиль взаимодействия человека с миром, его способ эмоционального реагирования.

Механизмы психотерапии

Гештальттерапия  направлена на изменение всего стиля жизни клиен­та. Гештальттерапевт стремится помочь клиенту принять на себя ответственность за свои мысли, чувства и поступки, по­грузиться в бытие в текущем моменте, войти в полный контакт с реальностью, основанной на осознавании. Сформулированы три принципа гештальттерапии: Я и Ты, что и как, здесь и те­перь.

Здоровый центр личности для Ф. Перлза  –    глубинная, естественная сущность человека, в которой сосредоточена мудрость организма  –  Самость. Если человек идентифицируется с Самостью, то его функциониро­вание характеризуется целостностью и полнотой, он доверяет своим внутренним потребностям, живет настоящим, свободно взаимодействует со средой.  

Если же человек отождествляет себя с образом Я, он действует в соответствии с тем, «как следует», ориентируясь на внешние стандарты. Поэтому процесс осознавания блокируется. Такой человек не верит своим побужде­ниям и не реализует внутренние потребности. Он не принимает ответственности за свое поведение. Ответственность, т.е. способность ответить на свои потребности, эмоции, ощущения  –  один из наиболее важных атрибутов здоровой личности.  

В соответствии с гештальтистским подходом нет необходи­мости обращаться к прошлому, оно само всплывает в настоя­щем через незавершенные гештальты. Ф. Перлз считал, что прошлые переживания не так далеки, как думают психоаналитики, они лежат на поверхности и в любую минуту могут стать фигурой. И не прошлое, а настоящее дает материал для работы.

Изменение способа реагирования в настоящем является и средством, и целью гештальттерапии.

Предметом вни­мания является не результат осознания, а сам процесс. Под осознаванием понимается не интеллектуальное постижение, а чувствование, при котором человек погружен в процессы внутренней и внешней реальности, а не в рассуждения и раз­мышления.

Работа происходит тогда, когда в настоящем всплывают незавершенные гештальты. Терапевт стремится к тому, чтобы клиент достиг ясности фигуры, т.е. осознавания неудовлетво­ренных потребностей, непроявленных чувств. Поэтому клиент концентрируется на прерывании осознавания для того, чтобы вернуть контакт. Завершение гештальта происходит как при­знание потребностей и эмоций, выражение чувств.

Гештальттерапевт работает не столько с содержанием проблемы, сколько со способами, препятствующими установле­нию контакта. Психотерапевтический процесс идет на уровне эмоций и ощущений. В языке не случайно закрепились пищевые метафоры: «проглотил обиду», «я его не перевариваю». Когда человек перестает интроецировать, он обращается к собственным потребностям, эмоциям, перестает их блокировать и приобретает то, что в метафоре закрепилось как «вкус к жизни».

Клиент может экспериментировать, соз­давая собственное Зазеркалье — действия, представления, качества наоборот. В ходе терапии клиент расстается со старыми непродуктивными привычками, стерео­типными убеждениями, обращая внимание на сопротивления.

Работа с ретрофлексией да­ет возможность осознать подавляемые части личности. Общий принцип терапии таков: осознание подавленной части, признание ее как своей, отыскивания способа, при помощи которого она была отделена, нахождение средств, через которые она может быть выражена и стоящие за ней потребности удовлетворены.  

Создать условия для выхода частей из подполья и переговоров позволяют методы пустого стула и разыгрывания ро­лей. Подавленную часть можно вызвать к жизни, предложив человеку сыграть свою противоположность или дав задание придумывать противоположности своим действиям, чувствам, потребностям. При освоении роли происходит идентификация либо с сознательной, либо с бессознательной частью своего Я.

При работе с проекцией  наоборот следует вернуть личности от­торгнутые от нее части, принять их или изменить. Проецирующий все вокруг стремится сделать ареной борьбы своих частей. Поэтому эффективны техники разыгрывания ролей в конфликтном взаимодействии. Особенно отчетливо проекции заявляют о себе в сновидениях, где под разными об­разами  скрываются противоречивые потребности и чувства.

В гештальттерапии много техник работы с языком. Они ос­нованы на идее, что язык создает разрыв между мыслями и чувствами, человеком и средой. Например, клиент формулиру­ет проблему таким образом: «Я неудачник. У меня ничего тол­ком не получается». Язык позволил ему обобщить конкретный опыт неудач до неизбежности провала, ограничил восприятие одним аспектом опыта. В языке фиксируется че­ловеческий опыт,  который можно оценивать как хороший или плохой.

Другая языковая конструкция  –  причинно-следственные связи. «Я в детстве много болел, не играл с детьми, поэтому мне трудно вступать в контакт, знакомиться с людьми», –  го­ворит клиент. Он создал для себя закон и в каждой ситуации бессознательно стремится его доказать.

Ф. Перлз считал, что человек действует адекватно, если прислушивается к собственной мудрости организма. Высшая мудрость  –  понимание своего естества. Ф. Перлз был противником господства интеллекта.  Когда человек занят аналитическим разбором ситуации, он далек от своих ощущений.

Иногда гештальттерапию определяют как антиинтеллекту­альное направление. Гештальттерапевт ставит под сомнение пользу аналитического расчленения, вербально­го описания и объяснения чувств и ощущений. Нельзя словами передать запах весны в лесу. Знание, имеющее терапевтическую ценность, интуитивно, иррацио­нально, основано на опыте переживания. Если чело­век принимает решение, доверяясь мудрости своего организ­ма,  ничьи аргументы «за» и «против» не могут поколе­бать его уверенности.

Этапы психотерапевтического процесса

Психотерапия напоминает процесс реставрации картины, когда слой за слоем снимаются наслоения и проступает под­линник  –  истинная, глубинная суть человека.  Таким образом, клиент проходит длинный путь, соответствующий разным уровням его функционирования.

Первый уровень  –  уровень клише. Находясь на нем, чело­век далек от непосредственного опыта, область контакта не­велика. Действия замещены ритуалами, общение редуцирова­но до знаков типа: «Как дела?»

На втором уровне люди играют  роли. Они выходят на сцену в выбранной ими маске «дамы, приятной во всех отношениях» или «крутого парня»  и отыскивают подходящих партнеров, от  которых могут получить поддержку.

Когда человек снимает маску,   он  достигает уровня тупика (антиэкзистенциаль­ный уровень или уровень фобического избегания). С ним свя­зано переживание пустоты. Человек не получает поддержки других, их социальных поглаживаний, но еще не способен на самоподдержку. Это тяжелое переживание может обрывать процесс осознавания, и тогда человек возвращается к играм и манипуляциям. Роли как раз и закрывали это ощущение пус­тоты. Но если погрузиться в пустоту, пе­режить её, то за этим уровнем следует уровень внутреннего взрыва.

Этот четвертый уровень переживается как смерть или страх смерти. Противоположные части как бы застывают. Если осознавание не прерывается, умирание переживается актуаль­но, человек переходит на эксплозивный уровень внешнего взрыва. Осознавание на этом пятом уровне дает соприкосновение с глубинной сущностью личности  –  с Само­стью. Человек освобождает свои чувства и может спонтанно переживать и выражать эмоции. При этом проявляется истинное Я, происходит взрыв ранее заблокированных эмоций.

Ф. Перлз описывал разные  виды взрывов: горя, печали, радости, смеха и т. д.

Ф. Перлз подчеркивал естественность психотерапевтического процесса. Движение по этому пути нельзя форсиро­вать, как нельзя помочь вырасти цветку, если тянуть его вверх. Он сам тянется к солнцу, в своем ритме, как и opганизм, следуя собственной мудрости, стремится к самоисцелению.

Техники психотерапии

Вместо беседы гештальттерапевт использует техники, позволяющие клиенту погрузиться в опыт непосредственного переживания.

Например, челночная техника.В ответ на рассказ клиента психо­терапевт произносит: «Вы осознаете это предложение?» Таким образом,  клиент переходит от говорения к слушанию, от опи­сания к ощущению, от прошлого опыта к настоящему.   Направляя внимание клиента  на текущие ощущения, создает условия для улучшения контакта с реаль­ностью и способствует интеграции.

Другой способ достижения более ясного осознавания чувств состоит в фокусировании на той части тела, которая выражает неосознаваемое переживание. Например, во время сеанса психотерапевт заметил, что одна рука клиентки поглаживает другую. Он сказал: «Сейчас ты  –  твоя левая рука. Говори от ее имени». Ответ: «Я волнуюсь, мне тяжело, я хочу, чтобы меня кто-то успокоил», –  позволил клиентке понять ее переживания.

Приемы гештальттерапии направлены на помощь в осозна­нии и выражении чувств и потребностей, непризнание которых блокирует контакт со средой.

Человеку, существование которого связано с «пограничными конфликтами», трудно  поддерживать контакт, осознавать текущие ощущения. Ф. Перлз создал специальную процедуру, выполнение которой позволяет погружаться в опыт непосредственного переживания. Она основана на метафоре, в которой различается внутренняя, внешняя и средняя зоны осознавания.

Клиенту предлагается в течение некоторого времени составлять предложения, начинающиеся словами: «Сейчас я осознаю...», –  а заканчивать сообщением об ощущени­ях, приходящих из внешнего мира: зрительных, слуховых, осязательных и т. п.

Все техники  гештальттерапии создавались в ходе психотерапии, в уникальной ситуации взаимодействия терапевта и клиента.

Приведем один пример из работы Ф. Перлза. Один из студентов  признался, что боится больших аудиторий, ему тревожно, когда много людей на него смотрят. Ф. Перлз попросил этого студента пройти по аудитории, пристально глядя в глаза присутствую­щих. Таким образом, он смотрел вместо того, чтобы пережи­вать, что смотрят на него. По словам Ф. Перлза, клиент «повернул свои глаза». Делая упражнение, он овладел проекцией. Теперь он стал смотреть, он стал судить. Техника «сделать наоборот» показала свою эффективность в работе с проекцией.  

В то же время в гештальттерапии есть принципы по­строения психотерапевтического воздействия на основе  речевых конструкций:

1) Употребление местоимения «я» вместо «мы», «он», «они». Измене­ние фразы позволяет сделать шаг в принятии ответственности на себя, а не делегировать ее кому-либо.

2) Замена глагола «не могу» на «не хочу»;  «должен» на «предпочитаю».

В последнем случае человек ясно осознает желания, и, следовательно, может найти средства удовлетворения потребностей.

3) Выяснение того, что стоит за словом «это».

4) Использование обращения вместо описания (говорения  о ком-то).

5) Замена вопроса «почему» на вопрос «как». Она не позволяет уйти в рассуждения, а обращает к чувствам.

6) Замена вопроса на утверждение.

Вопросы предполагают выбор из разных альтернативных утверждений, действительный опыт переживаний выражается в одно­значных и ясных утверждениях.

7) Снятие минимизации: «Я устал» вместо «Я немного ус­тал».

8) Использование настоящего времени.

Поскольку незавершенные гештальты всплывают в актуаль­ном переживании, работа с ними происходит с использовани­ем настоящего времени. Этот принцип относится и к работе со сновидениями. В образах сновидения Ф. Перлз не пытался увидеть универсальные символы и разгадать их. Он рассмат­ривал их не как неисполненные желания, а как экзистенци­альное послание человека к самому себе.  Например,  терапевт обращается к клиенту: «Это Ваш сон. Каждый его элемент создан Вашим воображе­нием и представляет часть Вашей личности. Представьте, что Вы — тот дом из сна. Расскажите о Ваших чувствах, пережи­ваниях. Говорите в настоящем времени».

Гештальттерапевты относятся к сновидениям как к актуальной реальности, поэтому  клиенту могут предложить переделать, дополнить сон.

Метод «пустого стула» используется  для интеграции двух частей в том случае, когда клиент высказывает амбивалентные чувства.

1) Клиенту предлагается подумать о внутреннем конфликте или вспомнить ситуацию, в которой он хотел бы действовать спонтанно, свободно и адекватно, но не мог. На этом этапе необходимо четко различить конфликтующие части.

2) Затем клиент выбирает одну часть, чтобы обратиться к другой части, помещенной на другой стул, и выражает свои чувства. Когда эта часть «выговорится», клиент пересаживается на другой стул.

3) Вторая часть отвечает первой и высказывает все накопившиеся по ее поводу чувства. В ходе диалога они проясня­ют, какие потребности реализует каждая из них. Клиент по­нимает их претензии друг к другу, способ их взаимодействия.

4) Диалог продолжается до тех пор, пока части не прихо­дят к возможности и необходимости компромисса, договора и таким образом к решению проблемы.

Для этого психотерапевт создает метафору интеграции. Например, предлагает клиенту пересесть на третий стул, нахо­дящийся на равном расстоянии от тех, где размещались части. Затем терапевт говорит, чтобы клиент взял левой рукой все хорошее с одного стула (клиент перечисляет нужные ему ка­чества, умения), а правой все хорошее с другого. После этого руки соединяются. Метафора может быть визуальной: пред­ставить сумку, куда складывается все нужное для сотрудниче­ства обеих частей.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!