Размеры и местоположение формы на экране



Окно управления проектом

При создании более или менее сложного приложения программист всегда должен знать, на какой стадии разработки он находится, иметь представление о составе проекта, уметь быстро активизировать нужный файл, добавить в проект какой-либо новый файл или удалить ненужный, установить параметры компиляции, и т.д. Для этого в среде Delphi имеется окно управления проектом — окно Project Manager. Фактически это визуальный инструмент для редактирования главного файла проекта. Окно управления проектом вызывается из главного меню командой View | Project Manager. После выбора этой команды на экране появится окно, в котором проект представлен в виде дерева.

Выделенный жирным шрифтом элемент Project1 — это наш проект. Его имя совпадает с именем выполняемого файла, который получается в результате компиляции и сборки всех модулей проекта. Список модулей отображается в виде подчиненных элементов. Если элемент является формой, то он в свою очередь сам состоит из двух подчиненных элементов: программного модуля формы (PAS-файл) и описания формы (DFM-файл).

Управление проектом выполняется с помощью контекстного меню, которое вызывается щелчком правой кнопки мыши по элементу Project1.

Назначение Управление отдельным модулем выполняется с помощью контекстного меню, которое вызывается щелчком правой кнопки мыши по соответствующему элементу, например Unit1. Теперь вы всегда сможете узнать, из каких файлов состоит тот или иной проект, а управление им не составит для вас никакого труда.

Настройка параметров проекта

Проект имеет много различных параметров, с помощью которых вы управляете процессом компиляции и сборки приложения. Установить параметры проекта можно в окне Project Options. Для этого выберите в главном меню команду Project | Options... или в окне управления проектом вызовите контекстное меню элемента Project1 и выберите команду Options.... На экране появится диалоговое окно; вам останется лишь установить в нем нужные значения параметров.

Диалоговое окно параметров проекта состоит из нескольких вкладок. Параметров очень много, поэтому мы рассмотрим только те, которые используются наиболее часто.

На вкладке Forms можно задать главную форму приложения (Main form) и в списке Auto-create forms указать формы, которые будут создаваться одновременно с главной формой.

На вкладке Application можно задать название (Title) вашей программы. В среде Delphi дополнительно можно задать файл справки (Help file) и значок (Icon).

На вкладке Compiler настраиваются параметры компилятора. Наиболее интересными из них являются переключатели Optimization (включает оптимизацию генерируемого кода) и Use Debug DCUs (позволяет отлаживать исходный код системных библиотек). Оба этих переключателя полезны при отладке программы: первый следует выключить, а второй — включить.

На вкладке Compiler Messages настраивается чувствительность компилятора к подозрительному коду. Включив переключатели Show hints и Show warnings, вы будете получать от компилятора весьма полезные подсказки (hints) и предупреждения (warnings), а не только сообщения об ошибках.

На вкладке Linker настраиваются параметры сборки проекта. Обладателям среды Delphi следует обратить внимание на группу Memory sizes, особенно на два параметра: Min stack size и Max stack size. Они задают соответственно минимальный и максимальный размеры стека прикладной программы. Вам может потребоваться увеличить значения этих параметров при написании приложения, активно использующего рекурсивные подпрограммы.

На вкладке Directories/Conditionals можно задать каталоги для различных файлов. Наиболее важные из них: Output directory — каталог, в который помещается выполняемый файл; Unit output directory — каталог, в который помещаются промежуточные объектные модули (DCU-файлы); Search path — список каталогов, в которых осуществляется поиск программных модулей.

На вкладке Version Info выводится информация о версии приложения. Для того чтобы эта информация помещалась в выполняемый файл, нужно включить переключатель Include version information inproject . Номер версии задается в виде четырех чисел: Major version — старший номер версии программы (его обычно увеличивают при внесении в программу концептуально новых возможностей); Minor version — младший номер версии программы (его обычно увеличивают при незначительном расширении функциональных возможностей программы);Release — номер выпуска программы, которая отлажна и пригодна к использованию заказчиком; Build — порядковый номер сборки проекта (он автоматически увеличивается на единицу при компиляции проекта, если включен переключатель Auto-increment build number). Все эти параметры несут лишь информативный характер и не влияют на работу самой программы. Однако, информация о версии может использоваться специальными программами установки пользовательских программ для контроля за тем, чтобы более новые версии библиотек не заменялись более старыми.

На вкладке Packages вы можете управлять списком пакетов, используемых в вашем проекте. Пакеты -  это внешние библиотеки компонентов, они рассмотрены в главе 13. Обратите внимание на переключатель Build with runtime packages, который позволяет существенно уменьшить размер выполняемого файла за счет использования внешних библиотек компонентов вместо встраивания их кода непосредственно в выполняемый файл. Этот режим выгоден при создании нескольких программ, построенных на базе большого количества общих компонентов.

Когда все параметры проекта установлены, можно приступать к его компиляции.

Компиляция и сборка проекта

Компиляция и сборка проекта могут выполняться на любой стадии разработки проекта. Под компиляцией понимается получение объектных модулей (DCU-файлов) из исходных текстов программных модулей (PAS-файлов). Под сборкой понимается получение выполняемого файла из объектных модулей. В среде Delphi компиляция и сборка проекта совмещены.

Для выполнения компиляции достаточно выполнить команду меню Project | Compile <Имя проекта> или нажать комбинацию клавиш Ctrl+F9. При этом компилируются все исходные модули, содержимое которых изменялось после последней компиляции. В результате для каждого программного модуля создается файл с расширением DCU (сокр. от Delphi Compiled Unit). Затем среда Delphi компилирует главный файл проекта и собирает (иногда говорят компонует) из DCU-модулей выполняемый файл, имя которого совпадает с именем проекта. К сведению профессионалов заметим, что смышленый компилятор среды Delphi выбрасывает из выполняемого файла весь неиспользуемый программный код, поэтому не стоит волноваться по поводу лишних объектов и подпрограмм, которые могут присутствовать в подключенных модулях.

Существует особый вид компиляции и сборки — полная принудительная компиляция всех программных модулей проекта, для которых доступны исходные тексты, с последующей сборкой выполняемого файла. При этом не важно, вносились в них изменения после предыдущей компиляции или нет. Полная компиляция проекта выполняется с помощью команды главного меню Project | Build <Имя проекта>. В результате тоже создается выполняемый файл, но на это тратиться немного больше времени.

Запуск готового приложения

Когда после многочисленных компиляций вы исправите все ошибки и получите-таки выполняемый файл, можно будет посмотреть на результат вашего самоотверженного труда. Для этого надо выполнить созданное приложение с помощью команды меню Run | Run или клавиши F9. Перед выполнением будет автоматически повторен процесс компиляции (если в проект вносились изменения) и после его успешного завершения приложение запустится на выполнение. В результате вы увидите на экране его главную форму. Вот собственно и все, что мы хотели поведать вам о проекте. В целом вы представляете, что такое проект, и знаете, как им управлять. Пора заняться составными частями проекта и одновременно основными элементами любого приложения в среде Delphi — формами.

 

Форма

Понятие формы

Из первой главы вы уже имеете общее представление о форме, теперь настало время изучить ее более пристально. Фактически форма — это главный компонент приложения, который, как и менее значительные компоненты, имеет свойства. Важнейшие свойства формы: заголовок, высота, ширина, местоположение, цвет фона и др. При создании новой формы среда Delphi сама задает начальные значения свойствам формы, но вы можете изменить их так, как считаете нужным. Это можно сделать во время проектирования формы (в окне свойств) или во время выполнения приложения (с помощью операторов языка Delphi).

Форма имеет очень много свойств, и поначалу в них легко запутаться. Практика показывает, что путаница возникает из-за алфавитного порядка свойств в окне Object Inspector: близкие по смыслу свойства оказываются разбросанными по ячейкам списка. Чтобы у вас сложилось представление о возможностях формы, рассмотрим основные свойства формы в порядке их важности. Для этого нам понадобится новое приложение.

Выберите в меню команду File | New | Application. Среда Delphi автоматически создаст в новом проекте чистую форму и поместит ее исходный текст в редактор кода.

Сразу сохраните проект и его форму, чтобы дать им осмысленные имена. Выберите в меню команду File | Save All и дайте модулю имя Main.pas, а проекту — имя FormTest.dpr. Полигон для изучения формы подготовлен, можно заняться ее свойствами.

Имя и заголовок формы

Главное свойство, с которого вы начинаете настройку формы, – это свойство Name — имя. Оно содержит идентификатор, используемый для обращения к форме из программы. Первой же форме нового проекта автоматически назначается имяForm1. Мы советуем всегда его изменять, чтобы имя формы отражало ее роль в приложении. Например, главную форму приложения можно назвать MainForm (если ничего лучше в голову не приходит).

На будущее заметим, что свойство Name есть в любом компоненте, и оно редактируется в окне свойств. Каждая форма приложения должна иметь понятный заголовок, говорящий пользователю о ее назначении. Заголовок задается в свойствеCaption. Наша форма — учебная, поэтому мы дадим ей заголовок Main, говорящий о том, что это просто главная форма.


  Стиль формы

Настраивая форму, нужно принимать во внимание, какой пользовательский интерфейс будет иметь ваше приложение: многодокументный интерфейс MDI (от англ. Multiple Document Interface) или обычный одно-документный интерфейс SDI (от англ. Single Document Interface). За это отвечает свойство формыFormStyle, которое может принимать следующие значения:

  • fsMDIChild – дочернее окно MDI-приложения;
  • fsMDIForm – главное окно MDI-приложения;
  • fsNormal – обычное окно (значение по умолчанию);
  • fsStayOnTop – окно, всегда расположенное поверх других окон на экране.

Многие приложения, с которыми вы работаете, имеют пользовательский интерфейс MDI. Они состоят из основного окна, которое включает одно или несколько внутренних окон. Внутренние окна ограничены областью основного окна и не могут выходить за его границы. Для главной формы, соответствующей основному окну MDI-приложения, значение свойства FormStyle должно быть равно fsMDIForm. Для всех второстепенных форм, соответствующих внутренним окнам, значение свойства FormStyle равно fsMDIChild. Для окон диалога, выполняющихся в монопольном режиме, свойство FormStyle равно значению fsNormal, что дает возможность выносить их за пределы основной формы.

Если программа имеет пользовательский интерфейс SDI, то каждая форма существует в виде отдельного независимого окна. Одно из окон является главным, однако оно не содержит другие окна. В SDI-приложении значение свойства FormStyle равно fsNormal и для главной формы, и для второстепенных форм. В некоторых случаях допускается установка значения fsStayOnTop для того, чтобы форма всегда отображалось поверх других форм.

Очевидно, что наш простой вычислитель идеального веса является SDI-приложением и поэтому свойство FormStyle имеет значение по умолчанию — fsNormal.

 

Размеры и местоположение формы на экране

Теперь определимся с размерами формы и ее местоположением на экране. Установить размеры и положение формы проще всего во время проектирования с помощью мыши. Другой способ — обратиться к окну свойств и задать размеры формы с помощью свойств Width иHeight, а местоположение — с помощью свойств Left и Top (значения задаются в пикселах).

Кроме того, с помощью свойства Position можно организовать автоматическое размещение формы на экране, выбрав одно из следующих возможных значений:

  • poDefault – размеры и положение формы подбираются автоматически исходя из размеров экрана.
  • poDefaultPosOnly – положение формы подбирается автоматически, а ширина и высота определяются значениями свойств Width иHeightсоответственно.
  • poDefaultSizeOnly – размеры формы устанавливаются автоматически, а местоположение определяется значениями свойств Left и Top.
  • poDesigned – размеры и положение формы определяются значениями свойств Left, Top, Width, Height.
  • poDesktopCenter – форма размещается в центре рабочего стола (т.е. экрана, из которого исключена панель задач). Размеры формы определяются значениями свойств WidthиHeight.
  • poMainFormCenter – форма центрируется относительно главной формы. Размеры формы определяются значениями свойств WidthиHeight.
  • poOwnerFormCenter – форма центрируется относительно формы-владельца. Размеры формы определяются значениями свойств WidthиHeight.
  • poScreenCenter – форма размещается в центре экрана. Размеры формы определяются значениями свойств Width иHeight.

Иногда размеры формы рассчитываются исходя из размеров ее внутренней рабочей области (client area), на которой размещаются компоненты. Как известно, в рабочую область не входят рамка и заголовок. Размеры рабочей области хранятся в свойствах ClientWidth и ClientHeight. При их установке значения свойств Width и Height автоматически пересчитываются (и наоборот).

Бывает, что при выборе размеров формы учитываются размеры экрана. Поскольку современные видео-адаптеры поддерживают множество режимов с различными разрешениями, встает вопрос: как обеспечить одинаковую пропорцию между формой и экраном независимо от разрешающей способности дисплея. На этот случай в форме предусмотрено свойство Scaled. Если оно установлено в значение True, то форма будет автоматически масштабироваться в зависимости от разрешающей способности дисплея.

При перемещении по экрану, форма может слегка прилипать к краям экрана, если края формы находятся в непосредственной близости от них. Это происходит в том случае, если свойство ScreenSnap содержит значение True. Расстояние формы до краев экрана, при котором форма прилипает, задается в свойстве SnapBuffer и измеряется в пикселях.

Работая с приложением, пользователь может свернуть форму или развернуть ее на всю рабочую область экрана с помощью соответствующих кнопок рамки. Состояние формы (свернута или развернута) определяется свойством WindowState, которое принимает следующие значения:

  • wsNormal – форма находится в нормальном состоянии (ни свернута, ни развернута на весь экран);
  • wsMinimized – форма свернута;
  • wsMaximized – форма развернута на весь экран.

Если при проектировании вы измените значение свойства WindowState на wsMinimized или wsMaximized, то получите форму, которая при первом появлении будет автоматически либо свернута в панель задач, либо развернута на весь экран.

На компьютере с двумя и более мониторами существует возможность выбрать для формы монитор, на котором она отображается. Для этого следует установить свойство DefaultMonitor в одно из следующих значений:


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!