Исторический опыт России и зарубежных стран



На протяжении многих тысячелетий со времен Аристотеля проблемы наук о природе, учения о душе (психологии), этики, политики, эстетики и логики стали рассматриваться разноуровнево, как философские – взаимоотношения природы и человека (в последующем - общества) и общенаучные – взаимодействие косной и живой природы. Имея истоки античности, знания отношений природы и человека приобрели системный целостный характер в современной науке, культуре и образовании, предоставляющих необходимый потенциал для обеспечения безопасности жизнедеятельности, для управления риском, предотвращения и ликвидации последствий катастроф.

Исторический опыт показывает, что на начальном этапе любых преобразований (особенно в значительных масштабах), имеющих место в настоящее время в нашей стране, проблемы кризисов становятся приоритетными. Это связано с тем, что идут глубинные процессы переоценки ценностей формирования новых структур и изменения интеллектуального потенциала общества. При этом взятые по отдельности технологический, научный, технический и экономический потенциал не позволяют эффективно решать проблемы кризисов в размерах, адекватных требованиям текущего момента и с учетом перспектив России в ХХI веке.

Противоречия, в определенной мере, заключаются в том, что у российского общества имеются значительные возможности, но недостаточно имелось предрасположенности и политической воли к решению проблем затяжного общего системного кризиса, который Россия переживает последние годы. Причем ситуация усугублялась отсутствием прогнозно-системных разработок и, следовательно, невозможностью упреждающих действий по разрешению конфликтных, кризисных и катастрофических ситуаций. Имевшиеся в распоряжении силы и средства распылялись по приоритетами и целям прошедших дней, которые с приходом «рыночной экономики» получили новое содержание.

Проблемы кризиса, решаемые в настоящее время в России несут элементы национальной специфики, но в основном типичны для мировой практики за многие годы и для их решения вполне применимы накопленные универсальные методы и средства, в том числе регулирующие образовательную сферу.

Необходимо отметить, что существует особая категория катастроф, происходящих на уровне человека, отдельной нации, всего общества – это духовные катастрофы. Они сложным образом связаны с катастрофами, происходящими в природной и техногенной сферах. Духовные катастрофы могут быть как следствиями стихийных бедствий и техногенных катастроф, так и причинами возникновения последних, или могут способствовать углублению ущерба, вызванного ими.

Рассмотрим понятия «духовность», «нравственность» и их взаимосвязь с выживаемостью людей. В современном обществе эти понятия размыты, сложились разные представления о них. Одни отождествляют духовность с религиозностью, Другие связывают только с культурной жизнью, т.е. с различными видами искусства, литературы. Некоторые сюда причисляют даже «антикультуру» - разрушающие культуру и нравственность произведения.

Наверное, наиболее полное и наиболее объективное духовности будет включать в себя вышеперечисленные направления, за исключением «антикультуры».

Причины разных представлений о духовности связаны с тем, что, во-первых, человек с раннего детства попадает в конкретную воспитательную среду. Общество, в котором он живет, навязывает ему определенный стереотип мышления и образ жизни. Во-вторых, и, это возможно, самое главное, - это врожденный духовный план человека, который определяет глубинные процессы становления будущей личности. Ему соответствуют врожденные нервно-психические и физические особенности. Каждый человек – это неповторимый внутренний и духовный мир, это целая вселенная.

Познавая себя, в процессе жизни человек сопоставляет реальные ощущения мира собственного и окружающего с официальными представлениями и идеологией общества, в котором он живет и обнаруживает противоречия, а затем начинает искать истину.

Поэтому у каждого человека свой путь к истине и свое представление о ней. После крушения советской системы с ее мощным идеологическим аппаратом оказалось, что все мы слишком разные, а единая «высоконравственная» коммунистически направленная общность людей – лишь миф. Именно партийная элита этого идеологическая аппарата, партийная и чиновническая номенклатура, которая и при советской власти «жила при коммунизме», превратила коммунистическое общество в миф.

Сразу вдруг обнаружилось, что у нас высокая предрасположенность к религии. Часть людей, потеряв идейную опору, веру в коммунистические идеалы, растерялись и нашли утешение и спасение от психической, а затем и физической смерти в религии. Она стала для них истиной. И это можно понять. Ведь религия тысячелетиями проверенная опора, и ее нельзя сбрасывать со счетов. Другие сумели преодолеть растерянность и сами стали искать истину, больше читать, слушать, а, самое главное, наблюдать и думать. Многие удивились тому, что, несмотря на многолетнюю титаническую работу советского государства по внедрению высокой коммунистической нравственности в общественное сознание, после крушения СССР обнаружилось потрясающее количество безнравственных и малодушных людей. Хотя удивляться здесь нечего. Практика социалистического строительства со временем все больше искажала ленинские программные принципы социалистического строительства. Категория сознания оказалась гораздо сложнее, чем ее представляли официальная наука и официальная философия. Считалось, что, достаточно поместить человека в определенные материальные условия, и он быстро усвоит идеологию. На деле, бытие хотя и определяет сознание, но делает это с непредсказуемым результатом. Не может быть выработано устойчивое сознание народа, если на словах проповедуются одни идеи для широких народных масс, а партийная элита и номенклатура живут по другим принципам, а точнее назвать по понятиям. Причем большая часть представителей, именно этой партийной элиты, воспользовавшись рычагами власти, в том числе силовых структур, опираясь на криминальные структуры, совершила переворот, ограбила собственный народ, присвоила общенародную собственность, уничтожила советский строй и создала в России некоторое подобие капиталистического общества в его далеко не лучшем виде.

Возьмем для примера наше образование в советскую эпоху. Как все признают, оно было самым эффективным в мире. Тем не менее, очевидным было его расхождение между его целью и практикой. Ведь воспитательная идеологическая функция образования считалась главной. На деле, как известно, итоги деятельности образовательных учреждений оценивались главным образом по количеству выпускников, окончивших школу с медалью, и по количеству поступивших в вузы. При этом не учитывалось, что золотые медали выдавались не за уровень знаний, а по указке свыше, в зависимости от номенклатурного положения родителей.

Учителя на уроках говорили, что надо беречь окружающую природу, не ломать деревья, не сливать отработанное масло и бензин в водоемы, оставлять в лесу после себя порядок, вести здоровый образ жизни и т.д. А нередко сами учителя этого не делали. Многие природоохранительные мероприятия часто носили показной, формальный, кампанейский характер. Вот поэтому молодежь, анализируя и сопоставляя в своем сознании, усваивала ложные истины: можно говорить одно, а делать другое – если никто не видит. Бога нет, так некого бояться. Можно говорить о нравственности, а жить в угоду своим низменным, животным желаниям и страстям. Во всем мире сегодня безудержная погоня за материальными ценностями, удовлетворением постоянно растущих потребностей приводит к конфликтам между людьми и группами людей, войнам между государствами, к различного рода социальным, техногенным и экологическим катастрофам.

Вышесказанное - это первая причина низкого уровня сознания людей. Созревание сознания происходит гораздо медленнее, чем экономическое развитие.

Стоит задуматься более серьезно и о духовных факторах действующих с момента рождения человека. Это наводит на мысль, не настала ли пора, как это бывало не раз в человеческой истории обратиться к исходному философскому противоречию: «Что первично, а что вторично материя или сознание?». Мировоззрение и идеология, которые определяют веру, для каждого человека являются суверенным фактором, индивидуальным и сокровенным. Человек сам выбирает: жить ему с Богом или без Бога. А если с Богом, то он вправе иметь свое представление о нем, иметь свой путь к нему – это обусловлено природой.

Вера в Бога и бессмертие, в коммунизм или еще во что-то – необходимость. Личность и общество без идеологии, идеи и веры существовать не могут – разрушаются. Разрушение веры в социалистические идеалы привело к разрушению социалистического общества на всей территории постсоветского пространства

Веру необходимо воспитывать с детства, как в идеологическом ее смысле, в идеи, в Бога, так и в смысле способности человека верить в себя, в другого человека, в свое дело и т.п. Сильная вера позволяет человеку предельно мобилизовать свои моральные и физические силы на преодоление экстремальных, иногда за пределами человеческих сил испытаний. Но вера в Бога, пожалуй, самая сильная вера. Это доказала вся история человечества, многотысячелетний религиозный опыт людей.

В евангелиях «Нового завета» вера даже отождествляется со знанием. Там говорится: «Верить значит знать».

Есть авторитетные исследования, весьма убедительная статистика в подтверждение исключительной веры в Бога. Известно, что истинно верующие люди реже совершают преступления и попадают в места лишения свободы. Они более стойко переносят тяготы жизни, болезни, дольше живут. В свое время один из известных философов говорил, что если бы даже не было бога, то ради вышеперечисленных добродетелей стоило его бы придумать

Отсутствие идеологии в обществе, веры во что-то святое ведет к анархии, вседозволенности, правовому беспределу и другим негативным последствиям приводящим к разрушению общества к духовным катастрофам.

Духовные катастрофы на уровне человека бывают либо непосредственно связанные с психологическими расстройствами (душевными болезнями) либо обусловленные катастрофическими деформациями мировоззренческо-этического характера. Если в первом случае объект и субъект духовной культуры полностью совпадают и индивидуум, как правило, становится пациентом клинической лечебницы, то во втором случае неполное совпадение объекта и субъекта духовной катастрофы приводит к социальным последствиям, иногда носящим национальный и даже глобальный характер.

 Так, например, менталитет Гитлера, подверженный катастрофическим деформациям мировоззренческо-этического характера, оказал решающее воздействие на историческое развитие Германии, Европы и всего мира. Человеконенавистническая концепция избранной нации, высшей расы, безнаказанного истребления целых народов стала основой государственной политики Германии. Духовная катастрофа нации привела к созданию фашистской Германии и грозила стать духовной катастрофой всей человеческой цивилизации. Советский Союз защитил человеческую цивилизацию, победив фашизм ценой громадных собственных человеческих потерь.

Национальные и общественные духовные катастрофы являются социально-экономическими и историческими категориями и требуют специальных методов исследования и прогнозирования, а также обоснованных способов локализации и компенсации вызванного ими ущерба.

 Так, многие войны и практически все революции являлись в известной мере следствиями духовных катастроф (или духовных кризисов, грозящих перерасти в катастрофу) и почти всегда имели последствия на уровне национальных духовных катастроф. В конце ХХ века наметилась весьма опасная для всей цивилизации тенденция: на пути развития духовных катастроф национального и общественного масштаба находятся две мировые державы – Россия и США.

Причины этого явления возможных духовных катастроф для этих государств различны, но последствия реализации духовных катастроф в России и США угрожают самому существованию цивилизации в силу уже того, что обе державы обладают ядерным оружием.

Таким образом, наступает духовная катастрофа человеческой цивилизации. Все это происходит в условиях не вполне сложившейся в мире культурной среды, в условиях низкой грамотности лиц, принимающих решения на разных уровнях в области наук о рисках и безопасности, в условиях, когда только начинает формироваться международное содружество профессионалов в области управления рисками и безопасностью.

 

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!