Знакомство с основными понятими, терминами и законами композиции.



Определение композиции.

Терминология и основные понятия, которыми оперирует дисциплина “Основы композиции”

Что такое композиция

 

Часто можно слышать, что произведение искусства называют композицией, напр.: композиция в живописи – это картина, в музыке (сочинитель ее – композитор) это музыкальное произведение, в графическом дизайне и полиграфии – композиция календаря, книжной обложки и т.д. Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения. Что же это такое?

Композиция – это приведение к цельности и гармонии всех частей данного произведения. Под композицией можно понимать построение художественного пространства, где расположение и взаимосвязь частей обусловливаются смыслом, назначением и гармонией.

Слово «композиция» происходит от латинского «Compositio» что означает сочинение, составление, связь, сопоставление. Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И, наоборот, композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или живой организм (растение, животное). Поэтому слово «композиция» равно применимо к описанию цветка, к построению книги или ораторской речи. По определению живописца первой половины ХХ века Наталии Гончаровой, «композиция является выразителем структурно-гармонической целостности объектов художественной формы, предметов и явлений окружающего мира и одновременно средством организации, построения этой целостности».

Предмет «Основы композиции» помогает будущему дизайнеру-графику овладевать законами взаимосвязи между изобразительными и смысловыми элементами данной работы (содержанием и формой), а также законами, помогающими создавать на их основе художественное целое.   

Композиция — способ организации «материала» дизайна. Под материалом в данном случае подразумевается не только карандаш, перо и тушь, фломастер, фотография, шрифтовые элементы, компьютерное изображение, но и сюжет, идея, – все, что, будучи преобразовано актом творчества, создает произведение графического дизайна в его конечной художественной форме.

Задачей композиционного построения является распределение материала будущей работы в такой последовательности и взаимосвязи, чтобы наилучшим образом выявить смысл и назначение данной разработки, создать выразительную и гармоничную художественную форму. Гармонизируя форму, композиционное построение тем самым обогащает содержание и повышает ценность произведения.

Вычленение композиционных средств и их изучение необходимо для освоения основ композиции. Наша задача — взглянуть на композицию с точки зрения структурной организации материала, проанализировать связи и отношения, которые возникают между элементами формы в процессе композиционного построения.

В основе композиционных принципов лежат объектнвные законы природы. Одним из основополагающих законов природы, играющим важную роль в формообразовании органической и неорганической материи, а также проявляющимся во всех областях человеческой деятельности, является закон гравитации. Он проявляется во всем, начиная с расположения и движения планет, и кончая строением тела букашки. Законом гравитации, т.е. всемирного тяготения, объясняется, например, симметричность, строения живых организмов (необходимость равновесия), обосновываются законы движения (законы механики) и законы небесной механики. В искусстве закон гравитации определяет роль вертикали, горизонтали и диагонали в композиции; им объясняется необходимость равновесия, значение симметричных форм, понятие верха и низа в картине и пр;

Другой закон, имеющий столь же всеобщее значение — это закон (законы) распространения света в природе, закон оптики. Благодаря устройству мозга и органов восприятия мы воспринимаем свет, различаем цвета, формы предметов и воспринимаем их пространственно... Законами оптики и устройством нашего зрительного аппарата обусловлено наше восприятие пространства и вытекающее отсюда откритие законов перспективы, важного композиционного средства. Зрительное восприятие в сочетании со способностью осязания позволяет воспринимать формы как объемно пространственные структуры, что также находит отражение в искусстве,в моделировке объемно пространственных форм.Можно предполо жить,что и такие законы физики и химии, как закон сохранения массы, закон эквивалентов, закон постоянства пропорций — в той или иной форме отражаются в искусстве, в частности в композиционном построении.

 

Знакомство с основными понятими, терминами и законами композиции.

 

Зрительное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта. В первую очередь воспринимается наиболее общее – отношение предметов и окружающего пространства. Затем осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов. Таким образом создается четкое представление о целом. Эта особенность зрительного восприятия учитывается при композиционном построении произведения с целью обеспечения упорядоченного его восприятия.

Известный композиционный прием — членение (напр., текста), разбивка целого на ограниченное число групп, группировка элементов, — необходим, потому что подобным методом последовательного приближения осваивается целое. Этот метод обусловлен наличием физиологического порога восприятия: наш мозг одновременно может воспринять не более 5 – 7 элементов или групп одновременно. При большом количестве злементов форма уже не воспринимается как целое и кажется раздробленной. Потребность «организовать», «группировать», чтоб опознать объект, яаляется свойством человеческой психики. Наборы из случайно разбросанных точек не выглядят как случайные. Так как глаз ищет и различает их «конфигурации» и группирует элементы (напр., группировка с слова, строки, колонки текста). Закон группировки в композиции заключается в том, что чем ближе друг к другу элементы, образующие фигуру, тем легче она может быть изолирована. Есть 4 фактора, влияющих на группировку элементов в зрительном поле: близость, сходство, продолжение, замкнутость. То есть, группировка зависит от того, насколько пространственно близко расположены элементы по отношению друг к другу; насколько близки они друг другу качественно (родственность форм и пр.); от стремления к «продолжению», логически вытекающему из местоположения элемента, стремления; cледовать по знакомым контурам к целостиому образу; от стремления к замкнутым фигурам (разрозненные элементы, разорванные линии стремятся замкнуться и образовать фигуру).

Гармоническое начало в композиции означает не только соблюдение количестненных отношений, обеспечивающих соразмерность, пропорциональность, равновесие. Гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения, примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством ипрочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое.

Объективные, присущие природе явления — симметрии, асимметрии, пропорциональности, контраста, ритма, динамики, статики, тождества, пропорции, модуля, масштаба, нюанса и контраста воспринимаемые человеческим сознанием, освоенные опытом и понимаемые как категории гармонии, — используются в процессе художественного творчества как средства создания художественной формы. С помощью этих средств раскрывается содержание и гармонизуется форма. В специальной литературе их обычно называют средствами гармонизации или композициониыми средствами.

При непременном участии средств гармонизации реализуются в материале композиционные принципы: принцип целесообразности, принцип сложного, принцип соподчинения частей в целом, принципы единства движения, равновесия и гармонии, т. е. создается целостная художественная форма.

Принцип целесообразности

Принцип целесообразности заключается в том, что авторский замысел и весь строй произведения предполагают наличие цели, идеи, смысла, художественной (или художественной в сочетании с коммерческой, социальной и др.) задачи, что и определяет, в конечном счете, развитие содержания произведения и направляет творческий процесс переработки материала в художественную форму.

Принцип единства сложного (целостность произведения) и соподчинения частей в целом

Основной принцип, обеспечивающий целостность произведения. Благодаря этому принпипу сложное выглядит не как конгломерат из разрозненных частей, а как связное целое. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое. (Все остальные композиционные принципы рассматривают различные проявления связи, различные аспекты зависимости между частями и элементами произведения).

У Владимира Фаворского читаем: «Приведение к целостности зрительного образа будет композицией».

В произведении художественном все части связаны между собой и с целым. Целое представляет собой совокупность связанных между собой частей, где подчиненность частей друг другу очевидна. Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в восприятии частей; эта последовательность обеспечивается благодаря группировке родственных или контрастирующих элементов. Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту. Тот же принцип повторяется и внутри каждой из групп (подобие или контраст), возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение. Все эти группы перекликаютея между собой всеми своими элементами, так, что целое повторяется в его частях, а часть в целом. Благодаря группировке элементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в то же время целое воспринимается единовременно и цельно.

Принцип доминанты (наличия главного, ведущего начала)

Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты —смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр.

Смысловой центр часто совпадает со зрительным центром, т. е. располагаетея в центральной зоне изобразительной плоскости. Характеристики доминанты в более приглушенном звучании повторяются в отдельных частях формы, связывая их между собой (напр., расположение крупного логотипа в смысловом центре композиции и повторение его на боковых гранях товарной упаковки).

Принцип равновесия (уравновешенности частей целого)

Уравновешенность частей — первостепенное требование композиционного построения — означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит, как уже говорилось прежде, к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия, вне которой человек испытывает дискомфорт, неудовольствие, раздражение.

Принцип гармонии (гармоническое единство элементов формы между собой; единство формы и содержания)

Внесение гармонического начала в композиционное построение и в моделировку формы означает не одно только соблюдение количестненных отнощений, обеспечивающих соразмерность, пропорциональность, равновесие. Гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения, примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое.

Средства художественной гармонизации — контраст, симметрия, масштаб, пропорциональность, ритм, динамика, статика, тождество, пропорция, модуль, нюанс.

 

 

Тема 1.2

Первоформы

 

Первоформы. В природе встречаются самые разнообразные геометрические формы: треугольные, круглые, овальные и другие. Очень часто природа сама унифицирует геометрические конструкции, строит она их, как правило, из одной и той же формы. Примером таких конструкций служат лепестки цветов, листья деревьев, семена злаков, ягоды малины, ежевики, чешуя рыб, змей, шишек, панцири животных. Такая повторяемость однотипных элементов в природе - явление закономерное.

Формальная композиция. Форма взаимосвязана с содержанием, но возможно отделение формы от содержания путем замены реалистичных объектов формальными (или абстрактными), но так, чтобы формальная композиция выражала идею и художественно-образный замысел через:

-характеристики и свойства элементов композиции

-через структурную организацию элементов композиции.

 

Геометрические элементы — это простые, узнаваемые формы, такие как квадраты, треугольники, прямые и кривые. Композиционно некоторые геометрические формы имеют больше возможностей, чем другие: квадраты и круги, например, более статичны и таким образом менее интересны, чем треугольники и незамкнутые кривые.

Некоторые геометрические фигуры имеют особенно сильный композиционный потенциал:

Диагонали

Треугольники

Арки

S-кривые

Разберём эти фигуры и их особенности.

Диагональ

Картина с диагональным элементом почти всегда более динамична и сильна, чем такая же картина без него. Если вертикали и горизонтали обычно делят пространство на области, то диагонали его соединяют. В самом деле, одно из самых распространённых и эффективных применений диагоналей — это направляющая линия — то, что соединяет главный объект со второстепенным, заставляя глаз двигаться внутрь композиции. В этой роли диагонали могут быть весомым компонентом перспективы и глубины, придавая композиции трёхмерность.

Простая диагональ — одна из самых универсальных и полезных геометрических сущностей в композиции. Однако, так как диагональ это линия и часто и входит, и выходит из композиции, важно поместить что-нибудь на неё, чтобы не дать глазу покинуть пространство листа. Хороший способ это сделать — использовать её как направляющую линию, например, от главного объекта к второстепенному или от переднего плана к фону.

Треугольник

Треугольник — замкнутая кривая, которая включает хотя бы одну диагональ. Будучи закрытой, она не выведет глаз из композиции. Однако треугольник, в особенности равнобедренный, гораздо более статичен, чем диагональ. Сам по себе, особенно в центре кадра, он может привести к статичной и скучной композиции.

Дуга, в особенности несимметричная, может создать динамику и интересную композицию.

Она может быть направляющей линией, соединяющей линией, разделителем пространства, или обрамляющим элементом.

S-кривая — кривая в виде буквы S. Это золото композиции. S-кривая — единственная геометрическая форма, которая может самостоятельно выступать как главный объект композиции, но её также можно использовать как направляющую линию, обрамляющий элемент, или как любую конструктивную форму.

Острые и тупые углы. Угол — зрительная характеристика пространства. Острый или тупой — качества, привнесенные ассоциативно, на основе осязательных ощущений. Острыми или тупыми могут быть режущие предметы. Острый угол — это эмоциональная, образно-ассоциативная характеристика пространства.

Восприятие линии как простейшей, образующей любую форму, также ассоциативно. Различные линии вызывают у нас различные эмоциональные ощущения. Рассмотрим это конкретнее.

Вертикальная линия вызывает ощущение активного стремления вверх. (Ассоциации: полет ракеты, струя фонтана, стоящее дерево, башенный кран и т. д.).

Горизонталь по сравнению с вертикалью производит впечатление слабого, пассивного движения, а то и вовсе покоя (линия горизонта, движение поезда параллельно картинной плоскости и т. д.).

Говоря об ощущении движения, вызванном прямой линией, следует подчеркнуть, что характер этого движения равномерный. Объясняется это просто: глаз человека, не встречая препятствий, без труда скользит по прямой линии.

Диагональ производит своеобразное впечатление. Она не настолько активна, как вертикаль, и пассивна, как горизонталь. Находясь между ними и постоянно поднимаясь над горизонталью, диагональ вызывает ощущение борьбы, преодоления пассивности. Это тем отчетливее выражено, чем больше диагональ приближается к вертикали.

Различаются два типа диагонали: правая (из левого нижнего угла в верхний правый угол) и левая. Правая диагональ создает впечатление более стремительного движения и в силу этого более эмоциональна, чем левая. Объясняется это нашей привычкой читать слева направо. Прослеживая, изучая правую диагональ, мы невольно поднимаем глаза вверх. При рассмотрении левой диагонали мы ощущаем «сползание» и, наконец, остановку движения у основания диагонали. Разница в восприятии левой и правой диагонали обусловила и их эмоциональные характеристики: диагональ подъема и диагональ падения.

Диагональ, как и всякая прямая линия, производит впечатление равномерного движения.

Кривая изогнутая линия вызывает более сложные ощущения. Здесь в отличие от прямой линии мы встречаемся с неравномерным движением. Плавные участки глаз воспринимает спокойно и быстро. Резкие округления требуют остановки глаза и тем самым вызывают ощущение замедления движения.

Особо следует выделить кривую изогнутую линию, соответствующую диагонали подъема. Линия, в целом поднимающаяся вверх, выгнута вниз. Это производит впечатление борьбы двух сил: силы тяжести и силы подъема. Прогибаясь, кривая как бы преодолевает силу тяжести, высвобождается из-под нее и, устремляясь вверх, олицетворяет неиссякаемую силу и движение.

Ломаная линия вызывает представление о сложном, неравномерном, ступенчатом движении. Объединяя в себе вертикали, горизонтали, диагонали подъема и падения различной протяженности, ломаная линия передает самые различные ощущения — стремительный порыв, спокойствие и т. д.

Восприятие плоскостных фигур определяется характером восприятия составляющих эти фигуры линий. Рассмотрим их внимательнее.

Особым случаем кривой замкнутой линии является круг. Окружность не имеет начала и конца, все ее точки равноудалены от центра. Внимание зрителя не в состоянии сосредоточиться на окружности, останавливается на ее центре, то есть на точке. По этой причине произведение, представляющее по форме круг, воспринимается как нечто спокойное, замкнутое, уравновешенное.

Овал образован кривой замкнутой линией. Эта фигура напоминает круг, однако восприятие ее отличается от восприятия круга. Овал образован несколькими дугами различной величины. Восприятию плавной большой дуги сопутствует ощущение динамики, интенсивного движения. Перенос внимания на дугу меньшего радиуса изменяет характер восприятия. Ощущение быстрого движения сменяется ощущением замедленного движения и, наконец, статики. Овал, таким образом, воспринимается как нечто беспокойное, дышащее, неуравновешенное, в целом — динамичное.

Квадрат образован равными сторонами и равными прямыми углами. Он воспринимается как нечто идеальное, прямое, четкое, устойчивое, спокойное, торжественное.

Прямоугольник — фигура более динамичная по сравнению с квадратом. В зависимости от пропорций и положения по отношению к горизонтали прямоугольник может вызывать ощущение стремления вверх (стоит на горизонтали) либо спокойствия и статики (лежит на горизонтали).

Треугольник — фигура, воспринимаемая как нечто резкое, острое. Но в зависимости от положения по отношению к горизонтали он может быть воспринят как нечто прочное, статичное (стоит на основании) или предельно динамичное, напряженное (стоит на вершине),

 

Существует метод акцентирования композиционного центра посредством объединения элементов изображения в форму, приближенную к геометрической, например, к кругу, овалу, треугольнику. Стремление объединить элементы изображения в пластически обобщённые формы, близкие к геометрическим, обусловлено психологией человеческого восприятия. Психологи установили, что в самой беспорядочной мозаике пятен восприятие человека стремится найти некоторую упорядоченность. Человек непроизвольно начинает группировать пятна, границы этих групп образуют простые геометрические фигуры или плоские фигуры, напоминающие силуэты природных форм, причём восприятие обобщает близкие к геометрическим, но неправильные формы до правильных.

Геометрические формы в композиции выполняют две функции: выделения главного и объединения элементов изображения, т.е. служат цели нахождения большей выразительности изображения. Кроме того, классические геометрические формы и их сочетания вносят в изображение также свою собственную символику и настрой. Объединение элементов изображения в эллипсообразную систему привносит в композицию один эмоциональный настрой, а в правильный треугольник или так называемую пирамидальную систему - совершенно другой.

Символика круга и овала, которая обычно трактуется как идея совершенства и завершённости, часто использовалась в русской иконописи. Композиция "Троицы" А. Рублёва вписана в близкий к кругу, но вертикальный овал, символизирующий гармонию, возвышенность, совершенство, объединение. Группа ангелов вписана в вертикальный овал с доминирующей в группе приподнятой средней фигурой как главной. В данном случае овал помимо функции эмоциональной символики выполняет конструктивную функцию выделения главной фигуры и объединения остальных фигур, выражая таким образом идею триединства.

 

Структура композиции

 

Для создания эстетически полноценного композиции необходимо иметь в виду характер взаимодействия пространства с формой.

Шар, куб, пирамида или цилиндр наиболее просто взаимодействуют с пространством. Простота объема позволяет отчетливо представить невидимые его части, т. е. форму в целом. Но главное, что позволяет это сделать, - не столько простота объема, сколько закономерность, лежащая в основе строения формы.

Важнейшей из закономерностей хорошо организованной объемно-пространственной структуры является органичность связей между отдельными элементами или частями структуры. В интересах целостности композиции надо уметь показать, что форма развивается не случайно, а закономерно. В этом случае, например, активная наклонная линия должна найти развитие и поддержку в других элементах структуры композиции.

При структуре, основанной на размещении элементов вокруг единого центра, все связи элементов равноудалены от центра и осуществляются по условной сферической поверхности. Если пренебречь этой закономерной данной структуры и соединить два элемента прямой линией, нарушится целостность всей структуры. Гармоничная связь в такой системе возможно лишь по дугам или радиусам.

Таким образом, важным условием целостности объемно-пространственной структуры является ее общая упорядоченность. Только упорядоченность, т. е. сознательно или подсознательно прочитываемый принцип строения, делает структуру гармоничной.

 

Тема 1.3


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 32; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!