Содержание и срок действия авторского права.



Для возникновения и осуществления авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Автору произведения принадлежат следующие права:

– исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом, если только это право в силу договора или закона не перешло к другому лицу. Никто не вправе использовать произведение без согласия автора (правообладателя), кроме случаев, предусмотренных законом.

Допускается воспроизведение в личных целях выпущенного в свет произведения с выплатой правообладателю вознаграждения в случаях и в порядке, предусмотренных законом;

– право признаваться автором произведения (право авторства) и право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно (право на имя). Эти права неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при переходе к другому лицу исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения;

– право на неприкосновенность произведения – недопустимость без согласия автора внесения в его произведение изменений, сокращений
и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы
то ни было пояснениями;

– право на обнародование произведения – право самостоятельно решать вопрос об опубликовании (выпуске в свет) своего неопубликованного произведения.

Имущественные права авторов
возникают не одновременно с созданием произведения.
К ним относятся следующие права:

воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

– распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д. (право на распространение);

– импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

– публично показывать произведение (право на публичный показ);

– публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

– сообщать произведение, включая показ, исполнение или передачу в эфир, для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в него (право на передачу в эфир);

– сообщать произведение, включая показ, исполнение или передачу в эфир, для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

– переводить произведение (право на перевод);

– переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Срок действия. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других авторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать на общих основаниях.

Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.

Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

По истечении срока действия исключительного права на произведение как опубликованное, так и неопубликованное, оно переходит в общественное достояние. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может использоваться любым лицом без чьего-либо разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом должны быть сохранены авторство, имя автора и неприкосновенность произведения. Защиту авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, перешедшего в общественное достояние, может осуществлять любое заинтересованное лицо.

3. Права, смежные с авторскими, – это исключительные права исполнителя на результаты исполнения произведения и личные неимущественные права исполнителя, а также право изготовителя на звуко- и видеозаписи и право организаций эфирного или кабельного вещания на транслируемые ими передачи.

Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, – артист-исполнитель (актер, певец, танцор, музыкант или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков.

Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио – или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений).

Объекты. Объекты права на результат исполнения – результаты исполнительской деятельности артистов-исполнителей, режиссеров-постанов­щи­ков спектаклей и иных театрально-зрелищных представлений, дирижеров, если эти результаты выражаются в форме, допускающей их распространение с помощью технических средств, в том числе с помощью звукозаписи или видеозаписи, путем трансляции по радио или телевидению.

Объекты права на запись – звукозаписи, а также видеозаписи со звуком или без звука.

Объекты права на транслируемую передачу – передачи, транслируемые организациями эфирного или кабельного вещания посредством радио- или телевизионных сигналов.

Содержание. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Исполнителю принадлежит:

право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах записи исполнения, при трансляции в эфир или по кабелю и при воспроизведении записи исполнения, а в случаях совместного исполнения – на указание наименования коллектива (право на имя);

– право на защиту исполнения от искажения при его трансляции в эфир или по кабелю, при записи и воспроизведении записи (право на за
щиту исполнения от искажения);

– исключительное право на результат исполнения.

Изготовителю фонограммы принадлежит:

исключительное право на фонограмму;

право на указание на экземплярах фонограммы (или) их упаковке своего имени или наименования;

– право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;

– право на обнародование фонограммы, то есть на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом.

Организации эфирного или кабельного вещания принадлежит исключительное право использовать правомерно осуществляемое или осуществленное ею сообщение в эфир или по кабелю передач.

Использованием сообщения радио-
или телепередачи (вещания) считается:

запись сообщения радио- или телепередачи;

– воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи;

– распространение сообщения радио – или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио – или телепередачи;

– ретрансляция, то есть сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио – или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации;

– доведение сообщения радио – или телепередачи до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к сообщению радио – или телепередачи из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

– публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.

Субъекты прав, смежных с авторскими, осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав других субъектов (так, изготовитель фонограммы должен соблюдать права как автора, так и исполнителя).

Срок действия:

– исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю;

– исключительное право на фонограмму действуют в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись;

– исключительное право на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю.

 

Библиографический список

Правовые акты

1. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сент. 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.) // Права на результаты интеллектуальной деятельности: Сб. нормат. актов / сост. В.А. Дозорцев. – М., 1994. – С. 157–184.

2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сент. 1886 г. (доп. в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 нояб. 1908 г., доп. в Берне 20 март 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., Брюсселе 26 июня 1948 г., Стокгольме 14 июля 1967 г. и Париже 24 июля 1971 г., изм. 2 окт. 1979 г.) // Бюл. междунар. договоров. – 2003. – № 9.

3. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.) //Бюллетень международных договоров. – 1999. – № 8. (Присоединение Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1224 //Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 29, ст. 3046).

4. Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.) // Бюллетень международных договоров. – 2005. – № 7. (Присоединение Российской Федерации: постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. № 908 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 52 (Часть II), ст. 5217).

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : [федер. закон. : от 30 нояб. 1994 г. № 51‑ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации.
– 1994. – № 32, ст. 3301.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : [федер. закон : от 18 дек. 2006 г. № 230‑ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. – № 52 (часть 1), ст. 5496.

7. О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации : федер. закон : [от 18 декабря 2006 г. № 231‑ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. – № 52 (часть I), ст. 5497.

8. О рекламе : федер. закон : [от 13 марта 2006 г. № 38‑ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. – № 12, ст. 1232.

9. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд : федер. закон : [от 21 июля 2005 г. № 94‑ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации.
– 2005. – № 30 (часть I), ст. 3105.

10. О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон Рос. Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1993. – № 20, ст. 718.

11. О средствах массовой информации : закон Рос. Федерации : [от 27 дек. 1991 г. № 2124-1 : в ред. от 9 февр. 2009 г. № 10‑ФЗ] // Ведомости Съезда нар. депутатов и Верхов. Совета Рос. Федерации. – 1992. – № 7, ст. 300 ; 2009. – № 7, ст. 778.

12. О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения: Указ Президента Рос. Федерации от 5 декабря 1998 г. № 1471 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 49, ст. 6016.

13. О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав: Указ Президента Рос. Федерации от 7 октября 1993 г. № 1607 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1993. – № 41, ст. 3920.

14. О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций : постановление Правительства Рос. Федерации от 16 марта 2009 г. № 228 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 12, ст. 1431.

15. О государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных и перехода без договора исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных : постановление Правительства Рос. Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1020 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 2, ст. 225.

16. О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия : постановление Правительства Рос. Федерации от 29 мая 2008 г. № 407 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. – № 22, ст. 2584.

17. Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений : постановление Правительства Рос. Федерации от 19 апреля 2008 г. № 285 //Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. – № 17, ст. 1880.

18. Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами : постановление Правительства Рос. Федерации от 29 декабря 2007 г. № 992 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. – № 2, ст. 114.

19. Об утверждении Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях : постановление Правительства Рос. Федерации от 29 декабря 2007 г. № 988 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. – № 2, ст. 112.

20. Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам : постановление Правительства Рос. Федерации от 16 июня 2004 г. № 299 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2004. – № 26, ст. 2668.

21. О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г. : постановление Правительства Рос. Федерации от 29 мая 1998 г. № 524 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 22, ст. 2476.

22. О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки) : постановление Правительства Рос. Федерации от 17 мая 1996 № 614 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 21, ст. 2529.

23. О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использованного произведения литературы и искусства : постановление Правительства Рос. Федерации от 21 марта 1994 г. // С А РФ. – 1994. – № 13.- Ст. 997.

24. Об утверждении Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами: Приказ ГТК РФ от 27 октября 2003 г. № 1199 // Росс. газ. 25 дек. 2003. № 259

 

Судебная практика

1. О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации : постановление Пленума Верхов. Суда Рос. Федерации и Пленума Высш. арбитраж. Суда Рос. Федерации от 26 марта 2009 г. № 5/29 //Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. 2009. – № 6.

2. О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах : постановление Пленума Верхов. Суда Рос. Федерации от 19 июня 2006 г. № 15 // Рос. газ. – 2006. – № 137.

3. Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности: информ. письмо Президиума Высш. арбитр. Суда Рос. Федерации от 13 декабря 2007 г. № 122 // Вестн. Высш. арбитр. Суда Рос. Федерации.- 2008. – № 2.

4. Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах: информ. письмо Президиума Высш. арбитр. Суда Рос. Федерации от 28 сент. 1999 г. № 47 // Вестник Высш. арбитраж. суда РФ. – 1999. – № 11.

 

Учебники, учебные пособия, статьи

1. Ананьева, Е. Управление имущественными правами на коллективной основе / Е. Ананьева // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. – 2006. – № 3. – С. 15–20.

2. Антимонов, Б.С. Авторское право / Б.С. Антимонов, Е.А. Фрейшиц. – М., 1957.

3. Близнец, И. Анализ изменений к Закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» / И. Близнец, Б. Завидов, И. Хохлов// Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. – 2004. – № 10. – С. 2–10.

4. Богуславский, М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях / М.М. Богуславский. – М., 1973.

5. Бриксов, В.В. Вопросы судебно-арбитражной практики, возникающие в сфере защиты авторских прав / В.В. Бриксов // Рос. юстиция.
– 2005. – № 3. – С. 30–42.

6. Гаврилов, Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденция развития / Э.П. Гаврилов. – М., 1984.

7. Гаврилов, Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах / Э.Г. Гаврилов. 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2005.

8. Графова, Ж. Авторское право на фотографические произведения / Ж. Графова // Законодательство и практика масс-медиа. – 2003. – № 1.

9. Дворянкин, О. Что такое пиратство? / О. Дворянкин // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. – 2006. – № 2. – С. 36–40.

10. Ионас, В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике / В.Я. Ионас. – М., 1972.

11. Коробкова, К.Е. Защита авторского права: Кто жертва? / К.Е. Коробкова // Адвокат. – 2005. – № 9. – С. 46–51.

12. Корчагина, Н.П. Спорные вопросы охраны авторских прав / Н.П. Корчагина // Право и экономика. – 2006. – № 3. – С. 38–41.

13. Лопатин, В.Н. Актуальные проблемы охраны и защиты интеллектуальной собственности в современной России / В.Н. Лопатин // Правовая охрана интеллектуальной собственности. – М., 2003. – С. 32–61.

14. Максимова, Л.Г. Авторское право: Учеб. пособие / Л.Г. Максимова. – М., 2005.

15. Мельников, В. Название произведения как возможный объект авторского права: Из судебной практики Великобритании / В. Мельников // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права.
– 2006. – № 4. – С. 68–73.

16. Мерзликина, Р.А. Становление и развитие авторского права в России: Некоторые теоретические и практические проблемы / Р.А. Мерзликина // Право и государство. – 2006. – № 6. – С. 34–42.

17. Павлов, Н. Авторское право в историческом и современном контексте / Н. Павлов // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. – 2006. – № 3. – С. 2–8.

18. Перелыгин, К.Г. Объекты авторского права и смежных прав / К.Г. Перелыгин // Юрист. – 2006. – № 2. – С. 39–41.

19. Погуляев, В.В. Вопросы регулирования авторского права / В.В. Погуляев // Право и экономика. – 2005. – № 11. – С. 88–89.

20. Савельева, И.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества / И.В. Савельева. – М., 1986.

21. Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности / А.П. Сер­геев. – СПб., 1999.

22. Серебровский, В.И. Вопросы советского авторского права / В.И. Серебровский. – М., 1956.

23. Спиярев, С. Авторское право и смежные права в российском шоу-бизнесе / С. Спиярев // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. – 2004. – № 11. – С. 62–73.

24. Тарасова, Н. Авторские и смежные права в Интернете / Н. Тарасова // Юрид. наука и практика в тр. молодых ученых. – Владимир, 2003. – С. 97–99.

25. Чернышева, С.А. Правоотношения в области художественного творчества / С.А. Чернышева. – М., 1979.

 

Тема 33. Патентное право

 

План

1. Понятие патентного права. Объекты и субъекты патентного права.

2. Оформление прав на изобретение, полезную модель и промышленный образец.

3. Содержание исключительного права на объект патентных прав и срок их действия.

 

1. Патентное право – это удостоверяемое патентом право интеллектуальной собственности (исключительное право) на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, а также право авторства на них, удостоверяемое патентом или другим документом.

Объектамипатентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным патентным законом требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным патентным законом требованиям к промышленным образцам.

Изобретению, полезной модели, промышленному образцу предоставляется правовая охрана в силу государственной регистрации, на основании которой федеральный орган исполнительной власти в области патентов и товарных знаков (федеральное патентное ведомство) выдает патент.

Правовая охрана предоставляется:

изобретению, если оно является новым, имеет изобретательский
уровень и промышленно применимо;

– полезной модели, если она является новой и промышленно применимой;

– промышленному образцу, если он является новым и оригинальным.

Изобретением могут быть устройства, способы (включая микробиологический, а также способы лечения, диагностики и профилактики); вещества (включая химическое и лечебное), штаммы микроорганизма, а также применение ранее известных устройства, способа, вещества, штамма микроорганизма по новому назначению.

Полезной моделью может быть новое техническое устройство, произведенное в результате творческой деятельности, относящееся к конструктивному выполнению средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.

Промышленным образцом может быть художественно-конст­рук­торс­кое решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца. К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов.

Субъекты. Автором объекта патентных прав признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Граждане, создавшие объект патентных прав совместным творческим трудом, признаются соавторами.

Патентообладателем признается лицо, которое обладает патентом на объект патентного права (патент выдается автору, его работодателю, когда произведение создано работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя).

Наследники – лица, которые по закону или завещанию приобретают патент после смерти автора или патентообладателя.

Патентное ведомство – организация, которая устанавливает единую политику в области охраны окружающей среды.

Следует отметить, что государство может быть субъектом данного права в случае, если автор передает государству свое изобретение в собственность.

Первоначальное право на получение патента на объект патентных прав принадлежит автору объекта патентных прав. Право на государственную регистрацию и получение патента может перейти к другому лицу в порядке универсального правопреемства или по договору.

Право на получение патента на объект патентных прав, созданный работником в порядке выполнения служебного задания (служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец), принадлежит работодателю, если в договоре между ним и работником (автором) не предусмотрено иное. Право авторства на служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец сохраняется за работником.

Патентообладатель может по договору передать удостоверенное патентом исключительное право на объект патентных прав новому патентообладателю (договор о передаче патента) или предоставить другому лицу право использования объекта патентных прав в установленных договором пределах (договор о патентной лицензии).


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 34; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!