Истоки культурологии. Культурологические школы и концепции



 

Истоки современной культурологической мысли во французской философии эпохи Просвещения. Противопоставление природы и культуры в философии французского просветителя Ж.-Ж. Руссо.

 

Немецкая классическая философия о культуре. И.Кант об оппозиции «природа-культура» как преходящем моменте на пути к их синтезу. Понятие «мир свободы» в философии Канта. Немецкий философ о враждебности мира природы. Категория нравственного императива, или морального долга. Роль Красоты в соединении мира природы и культуры. Культура как процесс творчества в философии Гегеля. Гегель о свободе человека в его деятельности.

 

 «Философия жизни» (В.Дильтей, Ф.Ницше, Г.Зиммель, О.Шпенглер). Критика рационализма и методологизма немецкой классической философии. В.Дильтей об изучении культуры «сквозь призму целостности человеческой личности.»

Культурологические идеи Ф.Ницше («Рождение трагедии из духа музыки»). Ницше об оппозиции аполлонического и дионисийского начал. Кризис европейской культуры как результат торжества аполлонического начала, культа рассудочного человека. Идея сверхчеловека –творца нового бытия - в философии Ницше.

Культурологические идеи О. Шпенглер в книге «Закат Европы» (1921-1923).
 Шпенглер о кризисе европейской культуры как явлении закономерном. Идея культуры как живого «организма», стадии развития культуры. Различие между понятиями «культура» и «цивилизация». Отрицание Шпенглером общечеловеческой преемственности в культуре. Идея замкнутости культуры. Выделение Шпенглером 8 культур в истории человечества:: египетской, индийской, вавилонской, китайской, греко-римской, византийско-исламской, западноевропейской и культуры майя. Цивилизация как смерть культуры. Черты цивилизации: преобладание массовой культуры, техницизм, интеллектуализм.

 

Марбургская школа неокантианства. Культурологические идеи Э. Кассисера в книге «Философия символических форм» (1923—1929). Семиотическая концепция культуры.Человеческая способность творить некий искусственный, окружающий нас мир, обозначая реальность определенными символами как исток культуры.

 

М. Хайдеггер (представитель феноменологии) о языке как первоэлементе культуры, в котором рождается индивидуальное мировосприятие и возникают различные формы культуротворчества. Хайдеггер о 20 веке как времени человека массы, безликости культуры, заставляющей человека подчиняться тем или иным обстоятельствам, вещам, предметам, расхожим мнениям и ломающей его личность.

 

З. Фрейд,  основоположник психоанализа, о процессе  «сублимации» как переводе избыточной сексуальной энергии в творческое русло. Трактовка художественных образов как аллегорий сексуального влечения. Категория «вытеснение» в философии Фрейда. Фрейд о чрезмерном психологическом давлении западной культуры на человека.

Концепция К.-Г. Юнга – учение о коллективном бессознательном, о существовании общей базы человеческой психики – «страты», атрибутами которой являются архетипы –. Кризис культуры как кризис отношения сознания к бессознательному. Художественный образ как результат эманации архетипа. Два типа художников: экстравертыи интроверты.

 

Натуралистическая школа. Теория «инстинктивных основ человеческой культуры» К. Лоренца. Лоренц о разрушительных проявлениях человеческой психики (склонность к насилию, выражающаяся в войнах и революциях, эгоизм, стяжательство и разного рода ксенофобии в виде расизма и национализма) и их истоках в унаследованных от животного царства инстинктах. Понимание культуры как постепенное изживание в людях «звериного» начала.

 Функциональное направление в культурологии. Культурологические идеи Бр. Малиновского в книге «Научная теория культуры» (1944). Культура как ответ на элементарные биологические потребности человека, понимание культуры как единого саморегулирующегося организма. Современная цивилизация как сложная органическая система социальных институтов, т.е. исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни, каждый из которых выполняет определенную функцию по удовлетворению как первичных (физиологических и психических), так и вторичных (собственно духовных) потребностей людей.
Равновесие форм организации общественной жизни как основное условие существования человеческой цивилизации.

Типология культуры

Понятия «тип» и «типология». Задача типологизации культуры. Методологические условия типологизации. Критерии типологизации: способ трансляции культуры {традиционные и нетрадиционные культуры); специфика социальной солидарности (кровнородственные, этнические, национальные, конфессиональные типы культур); структура социальной стратификации или деления общества на классы и страты (культуры деревенская, городская, профессиональная, криминальная, маргинальная и т. д.); уровень технологии материального, социального и интеллектуального производства (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры); хронологическая последовательность (первобытная, военная, религиозная, цивилизованная, научная и постнаучная культуры и т. д.); религиозная ориентация (буддийский, христианский, мусульманский типы).

Срединная культура как устойчивая совокупность ценностных ориентаций в обществе, обусловливающая единство и целостность его жизни. Понятие «специфическая культура». Разновидности специфической культуры. “Маргинальная», или периферийная, пограничная культура: причины возникновения, основные особенности, проблемы культурной самоидентификации. Субкультура и контркультура.

 Этническая культура. Первичные (язык, освоение территории, местоположение, климатические условия, особенности ведения хозяйства и быта) и вторичные (система межличностной коммуникации, эволюция городов, преобладание той или иной религии; становление определенного хозяйственно-культурного типа в экономике; создание системы образования, идеологи, пропаганды; влияние политических факторов) факторы формирования этнической культуры. Влияние психологических особенностей, стереотипов поведения, привычек, ментальных установок; внешних взаимодействий с другими этносами в рамках национального государства и за его пределами, исторической памяти в формировании этнической культуры.

Национальная культура как базовое понятие ряда наук (культурологии, этнологии, истории, культурной антропологии и др). Разграничение понятий «этническая» и «национальная культура». Понятие субъекта национальной культуры. Факторы формирования национальной культуры: опыт совместного проживания людей на смежной территории, общность хозяйственной деятельности. Функции национальной культуры.

 Массовая культура. Факторы формирования массовой культуры. Разновидности массовой культуры. Проблема саморазрушения, культурной деградации человеческой личности в условиях массовой культуры (Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет и др.).
        Элитарная культура. Понятие культурной элиты. Проблема соотношения массовой и элитарной культур.

Восточный и западный типы культуры. Оппозиция “Восток-Запад” в философской и культурологической мысли.

Закономерности и периодизация культуры.Два подхода к пониманию культурно-исторического развития. Историческая типология культуры. Концепции культурно-исторических эпох. Локально-типологическое рассмотрение культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!