Модель Ф. Клухольма — Ф. Стролберга
ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР
1. Типология организационных культур по национальным особенностям повеления персонала
2. Типология организационных культур в зависимости от специфики вида деятельности
ЗЛ^ипология организационных культур по признаку специфики тендерных отношений
4. Комплексные (синтетические) типологии организационных культур
1. Типология организационных культур по национальным особенностям поведения персонала.
Организационная культура предприятия адекватна его взаимоотношениям с внешней средой и отвечает требованиям внешней среды. Национальная принадлежность персонала одна из самых главных закономерностей, определяющих поведение каждого человека в отдельности и предприятия в целом.
Типология Г. Хофштеде
Голландский ученый, профессор антропологии Гирт Хофштеде проводил исследование с 1960 по 1980 гг., в ходе которого опросил более 60 тыс. респондентов в 70 странах мира. Он изучал следующие параметры трудового поведения работников:
> степень удовлетворенности: трудом, коллегами, руководством:
> жизненные цели;
> особенности восприятия трудностей и проблем, возникающих в процессе трудовой деятельности;
> верования и профессиональные предпочтения.
При этом он учитывал половозрастные и профессиональные особенности. В силу закрытости Советского Союза российские (советские) предприятия не были хвачены данным исследованием, но это не означает, что организационная культура российских предприятий не может быть типологизирована в еоотвм ствии с концепцией Г. Хофштеде
|
|
В результате проведенных исследований сформулированы четыре факторные модели ценностей, определяющих национальные организационные культуры:
1) индивидуализм-коллективизм;
2) дистанция власти;
3) стремление к избеганию неопределенности;
4) маскулинизация феминизация.
1. Признак «индивидуализм — коллективизм» характеризует национальные особенности интеграции индивидов в группы, степень взаимозависимости членов коллектива и меру ответственности организации за своих сотрудников (табл. 2.1).
Таблица 2.
Характеристика индивидуалистской и коллективистской культур организации
Параметры культуры | Индивидуалистская культура организации | Коллективистская культура организации |
Вмешательство личную жизнь | Сотрудники не желают вмешательства в личную жизнь | Сотрудники ожидают участия организации в решении их личным проблем Сильное |
Влияние организации на самочувствие сотрудников | Слабое | Сильное |
Защита интересов | Сотрудники считают, что должны надеяться только на себя, отстаивать свои интересы | Сотрудники ожидают, что предприятие будет отстаивать их интересы |
Функционирование предприятия | Индивидуальная инициатива каждого члена организации | Чувство долга и лояльность сотрудников |
Продвижение по службе | Внутри или вне организации на основе личной компетенции и рыночной стоимости индивида | Исключительно внутри организации в соответствии со стажем |
Мотивация | Руководство использует новые идеи и методы, стимулирует активность индивидов и грyпп | Руководство использует традиционные формы |
Социальные связи | Дистанционность | Сплоченность |
|
|
Таблица 2-2 Характеристика культур по признаку дистанции от власти
Параметры культуры | Культура с высоким уровнем дистанции власти | Культура с низким уровнем дистанции власти |
Частота выражения подчиненными своего несогласия | Низкая | Высокая |
Предпочтение стиля управления | Авторитарный (директивный) | Демократич еский |
Восприятие неравенства | Неравенство людей | Неравенство ролей |
Отношение к руководителям | Подчиненные рассматривают своих руководителей как «других» людей, людей иного, чем они сами, типа | Подчиненные рассматривают свое высшее руководство в качестве таких же, как они, людей |
Доступность руководства | Высшее руководство недоступно | Высшие руководители доступны |
Отношение к праву | Приказы не обсуждаются: правы те, у кого власть; сила предшествует праву | В организации право первенствует по отношению к силе |
Структура организации | Многоуровневая, с тенденцией к централизации | Плоская, с тенденцией к децентрализации |
Размер управленческого аппарата | Большая численность управляюще-контролируюших инстанций | Управляюще-контролирующий аппарат относительно малочислен |
Дифференциация вознаграждения | Большая | Сравнительно небольшая |
Квалификация работников низшего уровня | Низкая | Высокая |
Статус рабочих и служащих | Служащие обладают бо-iec высоким статусом по :равнению с рабочими | Рабочие и служащие об-гтдают одинаковым статусом |
|
|
Для каждой организации характерна своя степень социально одобряемого неравенства статусов работников. При отнесении организации к определенной категории по признаку «дистанция власти» необходимо определиться с ответами на следующие вопросы:
|
|
Ø до какой степени подчиненный понимает, что его начальник имеет больше власти?
Ø прав ли начальник только потому, что он начальник, или потому что он более информирован?
Ø выполняет ли сотрудник работу таким образом потому, что это наилучший способ ее выполнения или потому, что так хочет его начальник1
Ø как часто работник говорит коллегам и клиентам: «От меня ничего не зависит; я выполняю то, что приказал мой начальник».
3. Признак «стремление к избеганию неопределенности» показывает, стремятся ли сотрудники организации иметь четко установленные правила поведения и жестко определенные стандарты работы или они предпочитают определенную свободу во взаимодействии с другими членами организации и выполнении работы (табл. 2.3).
Таблица 2.3 Характеристика культур с высоким и низким уровнями избегания неопределенности
Параметры культуры | Культура с низким уровнем избегания неопределенности | Культура с высоким уровнем избегания неопределенности |
Отношение к времени | Готовность персонала жить сегодняшним днем | У работников большая тревога за будущее |
Предпочитаемый размер организации | Работники предпочитают небольшие организации | Работники предпочитают крупные организации |
Возраст менеджеров среднего уровня | Молодой | Средний и пожилой |
Мотивация на достижение цели | Устойчивая | Низкая |
Отношение к успеху | Надежда на успех | Боязнь неуспеха |
Готовность к риску | Большая | Слабая |
Предпочитаемый тип карьеры | Предпочтение карьеры управленца карьере специалиста | Предпочтение карьеры специалиста карьере управленца |
Квалификация руководителя | Руководитель не является специалистом в области управления | Руководитель является специалистом в области ^отравления |
Отношение к конфликтам | Конфликт в организации рассматривается как естественное состояние | Конфликты в организации нежелательны |
Конкуренция между работниками | Нормальное и продуктивное явление | Соперничество не приветствуется |
Готовность к компромиссу с оппонентами | Высокая | Низкая |
Культуры с высоким индексом стремления к избеганию неопределенной! характеризуются активностью, агрессивностью, эмоциональностью и нетерпимостью.
Культуры с низким индексом к избеганию неопределенности — рефлексивностью, бесстрастностью, большей толерантностью и меньшей агрессивно стью.
4. Признак «маскулинность-феминность» отражает мотивационную направленность персонала либо на независимость и экономический эффект (маскулинный признак (мужской)), либо на взаимозависимость и социальное равно весие (феминный (женский) признак) (табл. 2.4).
Таблица 2. Характеристика «мужской» и «женской» культур организации
Параметры культуры | «Мужская» культура организации | «Женская» культура организации |
Роль мужчины и женщины | Мужчина должен зарабатывать, а женщина — воспитывать детей | Мужчина не обязательно должен зарабатывать, он может заниматься воспитанием детей |
Доминирование | Мужчина должен доминировать в любой ситуации | Различия между полами не влияет на занятие властных позиций |
Главная ценность | Успех — единственное, что значимо в жизни | Качество жизни |
Жизнь и работа | Жить для работы | Работать, чтобы жить |
Что является важным | Деньги и хорошие материальные условия | Мужчины и окружение |
Стремление | Всегда быть лучшим | Ориентация на равенство, не пытаться казаться лучше других |
Отношение к свободе | Независимость | Солидарность |
Чувство | Уважать тех, кто добился успеха | Сочувствие неудачникам |
Принятие решений | Логика | Интуиция |
Признак маскулинности-феминности тесно связан с осмыслением традиционных социальных ролей мужчины и женщины. Это проявляется в следующих национальных закономерностях поведения персонала:
Ø мужчина, как правило, демонстрируя силу, должен обеспечивать жизнь семьи, а женщина — заниматься улучшением качеств;! жизни. Следовательно,
Ø мужская роль применительно к организации предполагает жизнь для работы, а женская —работу ради жизни,
Ø маскулинные культуры более жестко, чем феминные. определяют ген-дерныероли. Например, гораздо легче женщине быть летчиком или прокурором а мужчине взять отпуск по уходу за ребенком в феминном («женском») обществе, чем в маскулинном («мужском»);
Ø по-разному понимается гуманизация труба в организациях с «мужской» культурой это мыслится как возможность быть признанным, самореализоваться, сделать карьеру; в организациях с «женской» культурой она рассматривается как наличие постоянного внимания к сотрудникам, хороших отношений между членами организации;
Ø различны способы разрешения конфликтов в «мужских» организациях конфликт имеет характер открытого и жесткого противостояния, которое обычно доводится до логического конца. В «женских» организациях конфликт имеет скрытый характер и урегулирование отношений осуществляется путем переговоров.
Для каждой национальной организационной культуры характерно определенное сочетание перечисленных признаков. Так. японская культура отличается высокой степенью коллективизма, тяготением к неравномерному распределению власти, неприятием неопределенности, мужественностью.
Для норвежской культуры характерны преобладание ценностей индивидуализма, стремление к равномерному распределению власти, низкое сопротивление неопределенности и женственность.
По параметрам «дистанция власти» и «индивидуализм-коллективизм» Канада, США, Великобритания, Нидерланды, Швеция, Дания, Австралия попадают в одну категорию. Для всех них характерны низкая дистанция власти и индивидуализм.
В другую категорию попадают Пакистан, Турция, Тайвань, Колумбия, Венесуэла, Португалия, Мексика, Греция. Югославия, Индия, Япония. Для них характерны высокая дистанция власти и коллективизм
Анализируя российскую деловую культуру по степени проявления вышеназванных четырех параметров, эксперты пришли к выводу, что для российских предприятий характерны:
Ø значительная дистанция власти;
Ø высокая степень неприятия неопределенности:
Ø средние показатели по признаку «индивидуализм-коллективизм»:
Ø господство «женских» ценностей.
Модель Ф. Клухольма — Ф. Стролберга
Ф. Клухольм и Ф Стродберг определили шесть базисных признаков национального своеобразия организационных культур.^
1. Отношение к окружающей среде. Варианты отношения — порабошен-ность внешней средой (Средний Восток), гармония со средой (Дальний Восток), доминирование над средой (США, Канада).
2. Временная ориентация ценностей (временной фокус культуры). Варианты ориентации — на прошлое, будущее или настоящее (для США характерна 36
ориентация на настоящее и близкое будущее; для Японии — долгосрочный взгляд в будущее; для Среднего Востока — обращенность в прошлое, традиционное хозяйствование).
3. Оценка природы человека. Варианты — человек от природы зол, добр либо сочетает в себе и то, и другое.
4.Ориентация жизнедеятельности. Варианты ориентации — действовать, т.е. трудиться и ждать вознаграждений (США); существовать, т.е. жить моментом, получать эмоциональное удовлетворение (Мексика); контролировать, т.е. удовлетворять потребности путем отделения себя от объекта удовлетворения (Франция).
5.Фокус ответственности. Варианты — персональная ответственность за себя (США): фокус на группе, групповой ответственности, гармонии, лояльности (Япония, Израиль); фокус на принадлежности к-опредеденному уровню иерархии, аристократизм (Великобритания, Франция).
6. Концепция рабочего пространства. Варианты — открытое, публичное пространство рабочей деятельности (Япония — концентрация рабочих и менеджеров в общем помещении, отсутствие отдельных столов); частное использование рабочего пространства (США — отдельные офисы, обсуждения за закрытыми дверями), смешанная ориентация (разделение общего офиса при помощи перегородок характерно для европейских стран).
Типология Ф. Тромпенаарса
Ф. Тромпенаарс различает организационные культуры по особенностям национальных культурных предпочтений руководителей и работников организации.
Для выделения типов организационной культуры Ф. Тромпенаарс сравнивает их по двум параметрам:
Ø равенство— иерархия;
Ø ориентация на личность — ориентация на задачу (цель).
Это позволило ему выделить четыре типа корпоративных культур, которые разительно различаются тем, как в них принято думать, учиться, изменяться; как в них стимулируется мотивация и разрешаются конфликты, как и за что принято награждать (таблица 2.5).
«Семья» — тип организационной культуры; характерен для стран, в которых индустриализация проходила достаточно поздно и где сохранились многие феодальные традиции, в частности для Греции, Японии, Италии, Сингапура, Южной Кореи, Испании.
Сравнение организаций с семьей используется, чтобы подчеркнуть наличие тесных межличностных отношений и строгой подчиненности носителю власти. Такая культура ориентирована на власть, где руководитель считается заботливым отцом, который опекает подчиненных- и лучше, чем подчиненные, знает, что следует делать и что принесет наибольшую пользу.
Так как члены «семьи» высоко ценят свои взаимоотношения, их мотивацию скорее может усилить похвала и признательность, чем деньги. Сдельная оплата и (или) любые другие стимулы, угрожающие прочности «семейных уз», редко приживаются в такой организации.
Таблица 2.5 Типология культур по Ф. Тромпенаарсу
Тип ориентации | Эгалитарность (уравнительный) | Иерархия |
Ориентация на личность | «Инкубатор» Культура, ориентированная на достижение | «Семья» Культура, ориентированная на власть |
Ориентация на цель | « Управляемая ракета» Культура, ориентированная на цель (задачу) | «Эйфелева башня» Культура, ориентированная на роль |
Члены «семьи» имеют тенденцию рисковать вместе и способны достаточно хорошо действовать в ситуации неопределенности, но теряются, когда на пути необходимых изменений В компании возникает внутренний конфликт. Разрешение конфликта зависит от умения руководителя. Критические замечания редко высказываются вслух, а если это происходит, коллектив приходит в смятение.
«Эйфелева башня» — тип культуры, характеризующийся бюрократическим разделением груда, контроль за которым осуществляется на верхушке иерархии.
Структура организации подобна Эйфелевой башне — она крутая, многоуровневая, симметричная, широкая внизу и узкая вверху, имеет надежную и прочную конструкцию. Каждый следующий уровень выполняет четкую функцию по удержанию вместе низших уровней.
При культуре этого типа руководитель — случайный человек, выполняющий определенную роль. Обучение в ней означает приобретение навыков, необходимых для соответствия своей роли, с тем, чтобы в дальнейшем получить возможность продвижения по служебной лестнице. В этом случае карьера базируется на профессионализме. При этом к людям или «человеческим ресурсам» относятся как к капиталу или денежным ресурсам. Все изменения в организации сводятся к смене ролей. Любое изменение задач компании влечет за собой смену профессиональных обязанностей работников. Именно по этой причине рассматриваемый тип организационной культуры не способен легко адаптироваться к изменениям окружающей среды. Всякое изменение в такой организации связано с написанием новых руководств, инструкций и т.п.
Работники при таком типе культуры точны и исполнительны, конфликты считаются недопустимым явлением, преступлением против эффективности.
«Управляемая ракета» — тип эгалитарной, обезличенной и ориентированной на задачу организационной культуры: все должно быть сделано, чтобы достичь цели.
Члены команды или проектной группы делают все от них зависящее для выполнения поставленной задачи, хотя то, что они должны сделать, не конкретизировано и определяется только в процессе работы.
Руководители и координаторы групп, которым присуща культура данного типа, несут окончательную ответственность за выполнение работы, хотя знают порой меньше, чем специалисты-профессионалы.
Все члены группы занимают равные позиции. По мере выполнения задания, когда в какой-то момент группе требуется помощь и знания кого-то из экспертов, именно он берет на себя руководство. Этот тип культуры опирается на профессионалов и стоит недешево.
Взаимоотношения в создаваемых на непродолжительное время группах непрочные и существуют только при выполнении проекта. Этой культуре не свойственна глубокая привязанность или серьезные взаимные обязательства. Окончательным критерием человеческой ценности является качество индивидуального труда и степень преданности общему делу.
Поскольку ракета почти никогда не меняет цель после запуска, управление производственным или творческим процессом открыто для новых технологий, методов и средств выполнения работы, но не для целей.
Изменения в такой культуре происходят быстро: одна цель сменяет другую, формируются новые группы, распускаются старые. Люди, которые с легкостью переходят из группы в группу, с той же легкостью меняют работу; текучесть кадров высока, специалисты проявляют верность профессии, а не,компании. Членов команды объединяет большой энтузиазм, но только до тех пор, пока идет работа над проектом, а затем эта команда расформировывается.
Такая культура присуща британским, американским, европейским компаниям. «Инкубатор» — тип организационной культуры, в основе которого заложена идея о том, что организация вторична по отношению к индивидуальным достижениям человека и ей следует играть роль инкубатора, обеспечивающего условия для самовыражения и самосовершенствования человека, освобождения его от рутины, создания условий для творческой деятельности.
Эта культура почти лишена иерархичности. Трудовые коллективы в такой культуре — скорее клубы единомышленников с повышенными эмоциональными обязательствами, которые наслаждаются процессом творчества и изобретения. Эти группы обычно достаточно немногочисленны и редко насчитывают более 75-100 человек.
Творчество, новизна и развитие составляют суть культуры «инкубатора»: изменения происходят быстро и спонтанно. В компаниях с такой культурой силен дух соревновательности. Каждый стремится взять дело в свои руки, но к власти и выгоде стремятся немногие, все увлечены творческим процессом. Типичным примером организации с типом культуры «инкубатор» являются фирмы в Силиконовой Долине в Калифорнии (США). Они редко встречаются за пределами стран англоговорящего мира, где индивидуализм считается одной из национальных ценностей.
Однако культурные «инкубаторы» представлены не только в маленьких новаторских компаниях; это может быть группа врачей, ведущих совместную медицинскую практику, группы консультантов, аудиторов, юристов или любое другое объединение профессионалов, которые работают самостоятельно, но любят делиться опытом или обмениваться идеями.
Таким образом, рассмотренные параметры в типологиях Г. Хофштеде, Ф. Клукхольма Ф. Стротберга и Ф. Тромпенаарса позволяют охарактеризовать организацию с точки зрения ее принадлежности к определенной национальной культуре, оценить совместимость культур различных стран мира, прогнозировать развитие их взаимодействия, регулировать спорные вопросы.
2. Типология организационных культур в зависимости от специфики вида деятельности
Типологии организационной культуры строятся еще на одном логическом основании — отраслевой специфике компаний. Именно эту характеристику взяли за основу своей типологии американские ученые Т. Дил и А. Кеннеди (рис. 2.1).
Т. Дил и А. Кеннеди отмечают, что в организациях, принадлежащих к одному и тому же сектору рынка, складывается один и тот же тип культуры. Для дифференциации культур они выбрали две характеристики:
Ø степень риска, связанного с деятельностью организации;
Ø скорость получения организацией и ее работниками обратной связи или оценки принятых решений.
|
|
Риск
Рис. 2.1. Типы организационной культуры по Г. Дипу - А.Кеннеди
На основе этих признаков они выделили четыре типа корпоративных культур в зависимости от вариантов высокой/низкой степени риска и быстрой/медленной обратной связи.
1.Культуру «крутых парней» представляют предприятия, где высокий риск деятельности сочетается с быстрой отдачей. Правильность или.ошибоч-ность принятых решений выявляются практически сразу после их внедрения. Иногда вложения могут окупить себя в течение одних суток, но если дело прогорит, существует риск не только не получить выгоды, но и потратить дополнительные средства, чтобы возместить понесенный ущерб.
Обычно компании с такой культурой, стремительно добиваясь успеха, так же быстро терпят поражение. Наиболее типичные представители такого рода организаций:
Ø рекламный бизнес;
Ø телевидение;
Ø кино;
Ø спорт;
Ø индустрия развлечений;
Ø консалтинговые услуги;
Ø производство косметики;
Ø строительство.
Сильными сторонами культуры «крутых парней» являются забота о «звездах», умение рисковать и культ работоспособности. Недостатки состоят:
Ø в ориентации на быструю выгоду, которая не оставляет возможности долгосрочных капиталовложений;
Ø в нежелании сотрудничества и конкуренция между сотрудниками;
Ø в засилье тех, кто умеет «срывать куш»;
Ø в пренебрежении к талантливым людям и профессионалам;
Ø в высоком уровне текучести кадров.
Лидеры таких организаций склонны к жестким взаимоотношениям, они индивидуалисты и максималисты в бизнесе. Здесь выживают только сильнейшие — люди, способные отстоять свое мнение, выдержать постоянно высокий темп работы, не боящиеся рисковать и настойчиво стремящиеся к достижению цели.
Сила работников этих фирм — в высокой способности воспринимать инновации.
Слабость - в том, что они не учитывают прошлый опыт, живут только настоящим, не стремятся к кооперации усилий. Для их стиля жизни характерны следование последним веяниям моды, склонность к словесным и спортивным противоборствам. Бешеный темп работы, необходимость принятия быстрых и точных решений сильно истощают, и люди нередко выбывают из такого бизнеса, даже не достигнув среднего возраста.
2. Культура «усердной работы» складывается на предприятиях, с низкой степенью риска в сочетании с быстрой обратной связью.
Для наиболее успешной конкуренции служащие поддерживают высокий уровень активности, выполняют большой объемы работы. Если все выведено на высокий уровень активности, предприятие выживает, но стоит только снизить темп работы, начинаются проблемы.
Наиболее яркими представителями данной культуры являются следующие отрасли:
У торговля недвижимостью;
Ø торговля автомобилями;
Ø производители офисной техники;
Ø торговля большими партиями товаров массового производства;
Ø франчайзинговые организации.
Культура «усердной работы» — это мир торговых организаций, где господствует принцип «клиент всегда прав». Быстрое и качественное обслуживание — главный лозунг такого типа организаций. Для лидеров подобных организаций характерны высокие навыки в области продаж, командный подход к решению проблем, дружелюбие. В этой сфере способны выжить люди, умеющие доказать, что их товар самый лучший: и не важно, какую тактику они применяют — личного общения или рекламы производимого товара.
Сильными сторонами культуры усердной работы» — умение вовремя отреагировать на любые изменения рынка, сплоченность, общительность. Слабые стороны:
Ø увлечение количественными показателями в ущерб качественным;
Ø нередко отсутствует продуманность деталей дела;
Ø склонность к неадекватной оценке предстоящи* результатов;
Ø высокая текучесть кадров;
Ø отсутствие преемственности поколений работников (с работниками старшего возраста безжалостно расстаются, предпочитая молодых и энергичных сотрудников).
Положительной стороной работников является умение сотрудничать в широком диапазоне работ, отрицательной — отсутствие аналитических навыков, скороспелость выводов, отсутствие перспективного взгляда на бизнес. Для их жизненного стиля характерно стремление к коллективному досугу, предпочтение командных игр.
3. Культура «крупных ставок» формируется на предприятиях, сочетающих в своей деятельности высокий риск с низкой отдачей. Иногда проходят долгие годы, прежде чем можно будет понять, правильными ли были принятые решения и предпринятые действия. Здесь в работу втягиваются очень крупные суммы, вкладываемые в разработки новых проектов, поиски земельных ресурсов и другие крупные мероприятия. Наиболее типичные представители данной культуры:
Ø нефтяные компании;
Ø горнодобывающая промышленность;
Ø вложения в новые технологии;
Ø металлургия:
Ø разработки месторождений;
Ø инвестиционные банки;
Ø архитектурные фирмы;
Ø медицинские разработки;
Ø химические концерны;
Ø оборонная промышленность;
Ø космическая техника.
Лидеры такой культуры имеют долгосрочную ориентацию, нацелены на надежные системы контроля, являются компетентными специалистами. Цена принимаемых решений очень высока: каждое из них многократно обдумывается и обсуждается, деловые совещания могут затягиваться даже на несколько дней.
Сильные стороны культуры «крупных ставок» являются:
Ø фундаментальность полхода к решению проблем;
Ø нацеленность на открытия и солидные разработки, которые укрепляют не только финансовое положение отдельных личностей, но и экономику страны;
Ø высокая и продолжительная прибыль (одно большое вложение — и обеспеченность на всю жизнь).
Ø Слабость данного типа культуры проявляется в следующем:
Ø именно научные разработки и долгосрочные проекты получают наименьшие инвестиции;
Ø далеко не все проекты приносят прибыль;
Ø лидерами таких организаций люди становятся только во второй половине жизни, когда уже пройдены почти все этапы карьеры.
Сильная черта сотрудников — генерирование научно-технических идей, -, - слабые черты - медлительность, низкая чувствительность, к краткосрочным колебаниям, слабые навыки управления денежными потоками. В жизненном стиле и личной жизни сотрудников таких организаций воплощаются идеи иерархических отношений.
4. Культура «процесса» складывается в организациях, в которых почти не существует риска, но и прибыль незначительна.
На предприятиях с таким типом культуры работники концентрируют внимание на самой работе и процессе деятельности, а не на ее результатах. Здесь преобладает бумажная работа, переворачиваются горы документов, похожие один на другой, зачастую годовые отчеты просто переписываются с прошлогодних. Все оформлено в рамки, таблицы, планы, большей части которых не суждено осуществиться.
o К компаниям с культурой «процесса» относятся:
Ø фармацевтические фирмы;
Ø крупные государственные организации;
Ø правительственные структуры;
Ø банки и страховые компании (в западной экономике).
Лидеры этих организаций осторожны, точны и внимательны, действуют в рамках установленных процедур.
Сотрудники отличаются стремлением к порядку и систематизации деятельности. В данной культуре лучше всего приживаются люди, умеющие вести себя непосредственно в таком искусственном мире. Люди, которые проработали в подобных организациях несколько лет, столкнувшись с действительностью, чаще всего не знают, как поступить: они привыкли к своему внутреннему миру и не видят реальности событий в истинном свете.
Слабые стороны сотрудников обусловлены обилием ограничений, монотонностью и однообразием работы.
В этой культуре существует деление на ранги, которые необходимо заслужить. Первый присваивается при поступлении на работу, остальные присваиваются в процессе деятельности. От ранга зависит не только статус, но и заработок, поэтому люди стремятся как можно быстрее пройти по этой лестнице, заслужить уважение и ■ ве мчить свой доход.
Сильные черты культуры «процесса» — постоянство трудовой деятельности, сохранение рабочих мест, стабильность привилегий (по сравнению с другими сферами).
Отрицательные стороны — бюрократизм, стремление работников перекладывать работу друг на друга, значительный объем рутинной, а главное, никому не нужной работы.
Жизненный стиль представителей компаний с культурой «процесс» консервативен.
Они предпочитают «процессные» виды спорта -......плавание, верховую езду и т.п.
Одной из разновидностей отраслевых типологий является типология М. Бурке, выделившего восемь типов организационной культуры. Параметры для анализа— взаимодействие с внешней средой, размер и структура организации, мотивация персонала.
М. Бурке (Франция) предложил следующую классификацию культур организаций:
• культура «оранжереи» ...... характерна для государственных предприятий, которые не интересуются изменениями внешнего окружения. Персонал слабо мотивирован, что связано со структурой предприятия, бюрократичностью, конформизмом и анонимностью отношений. Эта система направлена на сохранение достигнутого;
• «собиратели колосков» — это предприятия, в большинстве своем мелкие и средние, стратегия которых зависит от случая. Их структуры анархичны, функции распылены. Основой системы ценностей является уважение к руководителю. Как правило, эти предприятия находятся в трудном положении и вследствие этого не могут мотивировать персонал;
• культура «огорода» типичная модель для французских предприятий, имеющих пирамидальную структуру. Подобные предприятия стремятся к сохранению доминирующих позиций на традиционном рынке, используя испытанные в прошлом модели с внесением в них минимума изменений. Мотивация персонала находится на низком уровне;
• культура «французского сада» — несколько измененный под влиянием американского опыта вариант культуры «огорода». Распространена на крупных предприятиях (пример — хорошо известная фирма IBM . имеющая бюрократизированную структуру, где к людям относятся как к винтикам, необходимым для функционирования системы);
• культура «крупных плантаций» — характерна для крупных предприятий, имеющих 3-4 иерархических уровня. Их отличительной чертой является постоянное приспособление к изменениям окружения, поэтому гибкость персонала всячески поощряется. Степень его мотивации достаточно высока;
• культура «лианы» — это сокращенный до минимума управленческий персонал, широкое использование информатики, ориентация каждого работника на требования рынка, высокое чувство ответственности на всех уровнях, что обеспечивает высокую степень мотивации персонала;
• модель «косяка рыб» это предприятия, характеризующиеся высокой маневренностью и гибкостью, постоянно меняющие структуру и поведение в 44
• зависимости от изменений рыночной конъюнктуры. Особые требования предъявляются к «интеллектуальной гибкости» персонала;
• культура «кочующей орхидеи» - присуща различным рекламным агентствам и консультационным фирмам, которые, исчерпав возможности одного рынка, переходят к другому. Они имеют неформальную, постоянно меняющуюся структуру и ограниченное количество работников. Их цель — предложить единственный в своем роде товар. Степень мотивации персонала относительно низка.
3. Типология организационных культур по признаку специфики тендерных отношений
Авторы данной типологии — британские специалисты С. Медок и Д. Пар-кин — в ходе исследовательской и консультационной работы установили, что в различных организациях устанавливаются различные типы тендерных отношений, т.е. отношений между мужчинами и женщинами.
Рассмотрим типы организационных культур, складывающихся в организациях, персонал которых по-разному относится к проблемам гендернцх различий и социальной дискриминации женщин.
По указанному признаку С. Медок и Д. Паркин выделили шесть типов культур: «джентльменский клуб», «казарма», «спортивная раздевалка», «слепота к фактору пола», «лжеподдержка» и «смышленые мачо». Рассмотрим их.
1. «Джентльменский клуб» — это культура вежливых и цивилизованных людей, которые учтиво и демонстративно заботятся о женщинах. Их оберегают и под предлогом неустанной заботы не допускают к выполнению работы, которая требует серьезных усилий и ответственности.
Основная цель такой «заботы» — удержать женщину на определенных ролях, не дать ей возможности выйти за пределы предписанных мужчинами рамок, естественно, для ее же блага. В таких организациях женщинам редко удается сделать карьеру, а если это и происходит, то почти наверняка благодаря одной из двух стратегий — либо стать «синим чулком», либо удачно выбрать любовника. Женщинам, которые стремятся сделать карьеру в такой организации, приходится противостоять не только мужчинам, но и другим женщинам, которые считают такие нормы вполне оправданными.
2. «Казарма» — это культура подавления, характерная для иерархических, бюрократических организации, обычно управляющихся небольшой группой мужчин, которые с презрением относятся ко всем, кто находится у них в подчинении.
Такое же отношение транслируется на все нижестоящие уровни управления, которые тоже обычно управляются мужчинами. Женщины оказываются на самых нижних уровнях иерархии, а потому наиболее бесправными членами организации и презираемыми сотрудниками, к чьему мнению никогда никто не прислушивается.
3. «Спортивная раздевалка» — культура, основанная на специфических мужских ценностях, главными из которых являются мужественность, спортивность, энергичность и гетеросексуальность.
В организациях с такой культурой женщины вынуждены подыгрывать мужчинам и соответствовать образу «сексуального объекта» — носить откровенную одежду, пользоваться яркой косметикой, крепкими духами и всячески стараться привлечь к себе внимание мужчин. Как рядовым сотрудницам, гак и женшинам-руководителям в таких организациях приходится постоянно выслушивать разговоры о спорте и сексе, как в официальной, так и в неофициальной обстановке. Многие женщины не задерживаются в подобных организациях, их пребывание в них заканчивается личными драмами и громкими скандалами с обсуждением подробностей служебных романов.
4. «Слепота к фактору пола» — это культура, в которой отрицаются объективные различия в социальных ролях мужчины и женщины. Мужчины не принимают во внимание двойную занятость женщин (на работе и дома), их личный опыт и особенности биологической конституции. В подобных организациях руководитель легко назначает женщин на ночные дежурства и поздно заканчивающиеся работы, наравне с мужчинами отправляет в регулярные командировки и любит подчеркивать, что является противником дискриминации и сторонником равноправия полов.
Очень часто человек — носитель таких ценностей искренне верит, что своим подходом он утверждает идеал равенства и равноправия мужчин и женщин в организации, но на самом деле ставит перед женщинами невыполнимую задачу.
5. «Лжеподдержка» — это тип организационной культуры, в рамках которой принято активно выступать за равноправие женщин, но реально ничего для этого не делать. Особенно часто подобная культура «защитников женщин» распространена в государственных и политических структурах, которые паразитируют на женском вопросе в ходе различных кампаний.
На деле поддержка женщин принимает новую форму дискриминации: женщин как социально ущербных начинают «продвигать» и «поддерживать», ограждать от принятия решений, нянчить и учить. В результате женщины становятся в откровенно потребительскую позу жертвы, в чьих неудачах и бедах виноваты все, кроме них самих.
6. «Смышленые мачо» - это тип культуры, в которой главной ценностью является способность работать в высоком темпе круглые сутки. Чтобы сделать карьеру в подобных организациях, женщина должна полностью забыть обо всех аспектах жизни, кроме работы.
Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!