Модест Петрович Мусоргский 1839-1881



• Модестᡃ Петрович Мусоргский - один ᡃиз самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член "Могучей кучки". Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.
Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, ᡃучился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М. ᡃА.Балакиревым и вступление в "Могучую кучку". ᡃМусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях - операх "Борис Годунов" и ᡃ"Хованщина" запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире. Еще одним выдающимся ᡃпроизведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес "Картинки с выставки", колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темойᡃ-рефреном и православной верой.

 

 В жизни Мусоргского было все - и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием. Последние его годы были тяжелыми - жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в ᡃ42 года, он оставил сравнительно немного ᡃсочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами. Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

Список самых известных произведений М. П. Мусогского:

• Опера «Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1874)

• Опера «Хованщина» (1872—1880, не окончена; редакции: Н. А. Римского-Корсакова, 1883; Д. Д. Шостаковича, 1958)

• Опера «Женитьба» (1868, не окончена; редакции: М. М. Ипполитова-Иванова, 1931; Г. Н. Рождественского, 1985)

• Опера «Сорочинская ярмарка» (1874—1880, не окончена; редакции: Ц. А. Кюи, 1917; В. Я. Шебалина, 1931)

• Опера «Саламбо» (не окончена; редакция Золтана Пешко, 1979)

• «Картинки с выставки», цикл пьес для фортепиано (1874); оркестровки различных композиторов, в том числе Мориса Равеля, Сергея Горчакова (1955), Лоренса Леонарда, Кита Эмерсона и пр.

• «Песни и пляски смерти», вокальный цикл (1877); оркестровки: Э. В. Денисова, Н. С. Корндорфа

• «Ночь на Лысой горе» (1867)[12], симфоническая картина

• «Детская», вокальный цикл (1872)

• «Без солнца», вокальный цикл (1874)

• Романсы и песни, в том числе «Где ты, звёздочка?», «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Сиротка», «Семинарист», «Светик Савишна», Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха («Блоха»), «Раёк»

Интермеццо (первоначально для фортепиано, позднее оркестровано автором под названием «Intermezzo in modo classico»).     

Характеристика произведений М. П. Мусогского:

• В отношении наследия среди других русских композиторов Мусоргский отличается некоторой жанровой узостью. В основном – оперные и вокальные сочинения, немного – фортепианная музыка. 7 опер (не все закончены), около 100 произведений вокального жанра, также вокальные циклы; для фортепиано – несколько пьес и сюита «Картинки с выставки»; симфоническая оркестровая пьеса «Ночь на Лысой горе».

• Сущность оперной реформы. Реформаторски работает над следующими проблемами: народности, реализма, историчности искусства.

 

Милий Алексеевич Балакирев 1837-1910

• Милий Балакирев родился в 1837ᡃ году в Нижнем Новгороде, его отец был титулярным советником. ᡃБалакирев начал интересоваться музыкой в раннем детстве. Уже в четыре года он учился играть на ᡃфортепиано под ᡃруководством матери, позже брал уроки у дирижера Карла Эйзриха, ᡃиспанского композитора Джона Фильда и музыкального педагога Александра Дюбюка.

• Юный пианист познакомился с нижегородским меценатом и известным литератором Александром Улыбышевым. Вᡃ его доме Милий Балакирев попал в творческую среду: здесь встречались писатели и художники, гостили актеры Михаил Щепкин и Александр Мартынов, долгое время жил композитор Александр Серов. В доме Улыбышева Милий Балакирев изучал музыкальную литературу и партитуры, выступал с домашним оркестром — сначала как пианист, а затем как дирижерᡃ.

• В 1854 годуᡃ Балакирев по настоянию отца поступил вольнослушателем на математический факультет Казанского университета. Через год он бросил учебу, чтобы заниматься музыкой. Милий Балакирев начал писать свои первые произведения — романсы и фортепианные пьесы. Вскоре начинающий композитор уехал с Александром Улыбышевым в ᡃПетербург, где познакомился с Михаилом Глинкой. По совету Глинки Балакирев начал выступать на концертах в качествеᡃ пианиста и писать собственную музыку с народными мотивами. Он сочинял увертюры на русские и чешские темы, ᡃ музыку к трагедии Шекспира «Король Лир» и романсы, которые композитор Александр Серов назвал ᡃ «свежими здоровыми цветками на почве русскойᡃ музыки».

Список самых известных произведений М. А. Балакирева:

Оркестровые произведения

• 1. „Король Лир" (Музыка к трагедии Шекспира).
2. Увертюра на теми трех русских песен. Увертюра на тему испанского марша.
4. „В Чехии" (симфоническая поэма на три чешские народные песни).
5. „1000 лет" («Русь"). Симфоническая поэма.
6. „Тамара". Симфоническая поэма.
7. Первая симфония C-dur.
8. Вторая симфония d-moll
9. Сюита, составленная из 4 пьес Шопена

Романсы и песни

Ты пленительной неги полна (А. Головинский).
Звено (В. Туманскпй).
Испанская песня (М, Михаилов).
Песня разбойника (А. Кольцов).
Обойми, поцелуй (А. Кольцов),
Баркаролла (А. Арсепьев из Гейне).
Колыбельная песня (А. Арсепьев).
Взошел па небо месяц ясный (М. Япенич).
Когда беззаботно, дитя, ты резвишься (К. Вильде)
Рыцарь (К. Вильде).
Так и рвется душа (А. Кольцов).
Приди ко мне (А. Кольцо»),
Песня Селима (М. Лермонтов).
Введи меня, о, ночь (А. Майков).
Еврейская мелодия (М. Лермонтов из Байрона)
Исступление (А. Кольцов).
Отчего (М. Лермонтов).
Песня золотой рыбки (М. Лермонтов),
Песня старика (А. Кольцов).

Фортепианные произведения

• „Исламей".
Соната b-moll
Колыбельная песня.
Каприччио.
Песня рыбака.
Думка.
Фантастическая пьеса. Прялка.
Песнь гондольера. Юмореска.
Экспромт на темы двух прелюдий Шопена.
Семь мазурок.
Испанская мелодия.
Три ноктюрна.
Novellette
Грезы.
Три скерцо.
Испанская серенада.
Тарантелла.
Токката.
Полька.
В саду (Идиллия),
Меланхолический вальс.
Бравурный вальс.
Вальс-экспромт.
Семь вальсов.
Эскизы,
Tyrolienne.

Характеристика произведений М. А. Балакирева:

В своей композиторской деятельности Балакирев не мог не обращаться к любимому инструменту. Созданию фортепианных произведений он уделял больше внимания, чем другие композиторы «Могучей кучки», в большей степени тяготевшие к опере и симфонической музыке. Первые фортепианные произведения Балакирева созданы им еще в молодости. В 1856 г. он дебютировал как пианист исполнением своего Концертного аллегро. В 1856-1857 гг. он работал над фортепианной сонатой. Ее музыкальный материал не лишен интересных моментов, но слишком разнороден, чтобы сложиться в цельный цикл: первая часть, исполненная романтического пафоса, создана под очевидным влиянием Листа, но в последующих частях проявляется влияние Шопена.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!