Этнический состав современной Беларуси. История формирования основных этнических групп в Беларуси.



Беларусь – многонациональная страна. Ее этнический состав в основном формировался за счет миграции. Значительная часть наиболее многочисленных в Беларуси этносов (евреев, татар, цыган, армян, немцев и других народов не граничащих с Беларусью государств) имеют миграционную историю. Русских, поляков, украинцев, литовцев и латышей в определенной степени можно считать коренными гражданами Беларуси, что является отражением существования совместных этнических границ.

Беларусь имеет относительно однородный, благоприятный для стабильного развития национальный со­став.

 

 

Национальный состав Республики Беларусь

Национальность Численность Удельный вес, %
Все население Беларуси 9 503 807 100
Белорусы 7 957 252 83,73
Русские 785 084 8,26
Поляки 294 549 3,10
Украинцы 158 723 1,67
Евреи 12 926 0,14
Армяне 8512 0,09
Татары 7 316 0,08
Цыгане 7 079 0,07
Азербайджанцы 5 567 0,06
Литовцы 5 087 0,05
Молдоване 3 465 0,04
Туркмены 2 685 0,03
Немцы 2 474 0,03
Грузины 2 400 0,03
Китайцы 1 642 0,02
Узбеки 1 593 0,02
Латыши 1 549 0,02
Казахи 1 355 0,01
Арабы 1 330 0,01
Чуваши 1 277 0,01

 

Этническая история Беларуси соответствует историческим этапам.

Первый – доиндоевропейский. Его хронологические рамки: 40 тыс. лет до н.э. – рубеж 3-2 тыс. лет до н.э. Доиндоевропейский период характеризуется господством таких форм хозяйствования, как охота, рыболовство, собирательство. Он совпадает с каменным веком, когда произошло заселение человеком территории современной Беларуси.

Второй индоевропейский период этнической истории Беларуси начался в бронзовом веке со времени расселения на ее территории индоевропейских племен (рубеж 3-2 тыс. лет до н.э.).

В рамках индоевропейского периода выделяется ряд этапов. Балтский этап продолжался с 3-2 тыс. гг. да н.э. до IV—V I вв. н.э. Славянский этап начался с V I в. н. э., что связано с ассимиляцией балтов пришедшими сюда славянами.

Дальнейшая периодизация этнической истории обычно связывается со временем существования основных государственных образований на белорусских землях.

Период конца IX – начала XIII в. это время существования Древнерусского государства (Киевская Русь) и раннефеодальных княжеств на территории Беларуси.

 Формирование белорусской народности произошло в рамках Великого княжества Литовского (первая половина XIII в. – 1569 г.).

С 1569 г. по конец XVIII в. белорусские земли вошли в состав нового полиэтнического государства – Речь Посполитая.

Становление белорусской нации произошло в составе Российской империи (конец XVIII в. – 1917 г.).

В 1919 году была реализована национальная белорусская государственность. С 1922года белорусский народ развивался в составе СССР.

В 1991году образована современная Республика Беларусь.

Этногенез восточных славян. В VI-VII вв. начинается славянский этап этнической истории Беларуси, что было связано с проникновением славянских племен на белорусские земли из обширных территорий между Карпатами и Балтийским морем. Это объясняется тем, что раннее исторические славяне расширяли зону проживания в восточной части Европейского региона из-за событий Великого переселения народов (IV–VII вв.), прекращения существования Западной Римской империи, из-за демографического роста и давления германских племен, создававших свои государства.

Существует несколько версий местонахождения прародины славян и истории их этногенеза. Первая, «дунайская» версия основана на древнейшей летописи «Повесть временных лет» XII в. монаха Нестора. Нестор выдвигает мифологическую версию происхождения славян от младшего сына библейского Ноя –Иафета, который после раздела земель с братьями получил в удел Северные и Западные страны. Нестор поселяет славян в римской провинции Норик, расположенной между верховьями Дуная и Дравы. Отсюда, теснимые волохами (т.е. римлянами) славяне вынуждены были переселиться на новые места – Вислу и Днепр. В XX в. популярными стали другие версии прародины славян, которую располагали гораздо севернее: в Среднем Поднепровье и по Припяти, либо ее местонахождение искали в ареале рек Эльба, Одер, Висла и Неман. В настоящее время в белорусском Полесье в результате раскопок получен культурно-бытовой набор, датируемый серединой IV в. н. э., который является более ранним по сравнению с древностями славян пражской культуры Европы. Следовательно, можно предположить, что формирование и первоначальное расселение раннеисторических славян, известных как «склавины», происходило на данной территории.

В середине I тыс. н.э. славяне под натиском воинственных племен готов и гуннов начинают активно расселяться. В VII-VIII вв. они заселили Балканский полуостров и в результате ассимиляции местного населения появились южные славяне (современные представители – сербы, хорваты, словенцы, македонцы, болгары и т.п.). Часть славян расширила свою прародину, заняв весь Висло-Одерский бассейн, составив ветвь западных славян (поляки, чехи, словаки и сербы-лужичане). Третья часть славян в VI-VII вв. на территории запада и юго-запада Беларуси, Среднего Поднепровья и украинской Волыни в результате ассимиляции пришельцами местных балтских племен сформировала ядро еще одной ветви славян — восточных.

Восточнославянская общность. Первоначально балты и славяне жили рядом, нередко вступая между собой в вооруженные конфликты, однако потом начали постепенно смешиваться и происходит славянизация днепровского балтского населения. В результате славяно-балтского синтеза, продолжавшегося вплоть до XIII в., сформировались в VIII-X вв. крупные славянские племенные объединения — дреговичи, кривичи, радимичи, просуществовавшие до середины XII в.

Кривичи – это большое объединение племен, ассимилировавшее балтов и западных финнов, с характерными длинными курганами и погребениями по обряду трупосожжения, которое жило в верховьях Днепра, Западной Двины, Волги, на юге Чудского озера. Их отличают по височным проволочным украшениям браслетоподобного типа с завязанными концами, что носили на кожаных ремешках по одному или по два-три в головном уборе кривичские женщины, и по амулетам-подвескам в виде коньков (сегодня считается, что это рыси). Кривичскую культуру ярко представляет Гнездовский курганный могильник IX-X вв. Название «кривичи» историки выводят по-разному: от имени старейшего рода Криво, от слова «крэўныя» (близкие по крови), от языческого первосвященника Криво-Кривейте, от холмистой местности, «кривизны» ее поверхности. Из летописных источников вытекает, что в конце I тысячелетия объединение кривичей распадается на три группы — полоцкую, смоленскую и псковскую (по названию их главных племенных центров). В конце X в. на основе племенного княжения кривичей-полочан сложилось крупное Полоцкое княжество, которому принадлежали города Полоцк, Витебск, Менск, Лукомль, Браслав, Изяславль, Логойск, Орша, Копысь, Борисов. Название «кривичские земли» в некоторых случаях сохранялось за территорией северной Беларуси до первой четверти XIV в., что отражают средневековые карты.

Дреговичи жили между Припятью и Западной Двиной, рядом с древлянами, их курганы содержат пепел и угли выше слоя захоронения умерших. Это связано с тем, что ритуальный костер разжигался уже после захоронения. Курганы XI-XII вв. содержат свойственные только дреговичам типы украшений в виде крупных металлических ожерелий, покрытых крупной зернью, перстне-подобных височных колец, фактически отсутствуют шейные гривны, нагрудные подвески. Считается, что название дреговичи происходит от слова «дрыгва» (болото). Дреговичи долгое время сохраняли независимость, однако северные районы дреговичских земель, там, где они жили по соседству с кривичами, рано вошли в состав Полоцкой земли и позднее здесь образовалось Менскоекняжество. На территории расселения дреговичей находились города Туров, Пинск, Брест, Менск, Слуцк, Клецк, Рогачев, Мозырь.

Радимичи занимали Посожье, земли юго-восточной части Беларуси (восток Гомельской и Могилевской областей), а также западные районыБрянской и юго-западные районы Смоленской областей. Придя из Верхнего Поднестровья, где сохранилось большое количество схожих гидронимов, здесь они столкнулись с днепровскими балтами, постепенно ассимилировали их за три столетия. Вот почему курганы радимичей так богаты предметами обрядности с балтскими элементами, даже в сравнении с кривичскими. Для них характерны височные семилучевые кольца, петлеподобные и кистеобразные подвески, шейные гривны, звездообразные лучистые пряжки, костяные подвески в виде уточек, бронзовые спиральки, змееголовые браслеты. Радимичские курганы в основании имеют слой угля от больших костров, так называемых «огненных колец», разводимых перед насыпкой курганов в процессе погребения. Согласно легендарным версиям, название этого племенного объединения происходит от слова Радим, имени человека, во главе с которым радимичи пришли с пропольских (ляшских) земель. Однако лингвисты склоняются к тому, что этноним «радимичи» балтского происхождения, означает «нахождение» (здесь, в этой местности). Радимичи почти до конца X в. жили самостоятельно, но выплачивали дань хазарам, а потом Киеву. С XI в. территория радимичей вошла в состав Черниговского княжества, а с начала XII в. ее северная часть попал под власть Смоленска. Сведения о городах на землях радимичей – Гомеле, Кричеве, Славгороде, Чечерске – относятся к XII в.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 2373; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!