Н.В.Гоголь. Этапы биографии и творчества. Поэма «Мертвые души».

М. Ю. Лермонтов Художественный мир М. Ю. Лермонтова. Тема поэта и поэзии в лирике.

 

Время, когда Лермонтов вошёл в литературу, было тяжёлым. «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своём горестном положении порабощённого и гонимого существа. Людьми овладело глубокое и всеобщее уныние…» — писал А. И. Герцен. Он имел в виду время, наступившее после 14 декабря 1825 года — восстания декабристов. В русской литературе того периода происходят заметные изменения. Постепенно уходит в прошлое поэзия пушкинской поры с её верой в конечное торжество разума, просвещения, с её стремлением к ясности и точности поэтического языка. Появляется новый тип психологической и философской лирики с подчёркнутой склонностью к самоанализу, к осмыслению всеобщих законов природы и бытия. Говоря о произведениях М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинский очень проницательно заметил, что в них «нет уже надежды, они поражают душу читателя 74 безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества…»

Уже в ранней лирике Лермонтова отчётливо проступает романтическое противопоставление идеала и действительности. В реальном мире поэт, преданный идеалам добра и красоты, оказывается непонятым, ненужным и одиноким. Джордж Гордон Байрон — величайший английский поэт-романтик — оказал огромное влияние на творчество Лермонтова. Впрочем, увлечение этой свободолюбивой личностью было характерно для всего поколения, к которому принадлежал юный поэт. Лермонтову же знакомство с творчеством и судьбой Байрона помогло не только осознать общественную ситуацию, требующую от интеллигенции сохранения идей либерализма в условиях наступившей реакции, но и заставляло задуматься о выборе своего места в жизни. В 1832 г. поэт пишет стихотворение «Нет, я не Байрон…», ставшее его визитной карточкой. Подчёркивая своё сходство с английским поэтом («как он, гонимый миром странник»), Лермонтов чётко обозначает и принципиальное отличие: «но только с русскою душою…».

Мысль о высоком предназначении поэта — «неведомого избранника» — постоянно присутствует в раннем творчестве Лермонтова. Он чувствует себя обязанным рассказать миру о своих сомнениях и тревогах. Он избран для этого, такова его миссия, и выполнить выпавшее на его долю предназначение он считает святой обязанностью и долгом. Только ему одному дано это осуществить: Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы? Я — или Бог — или никто!

 Уже в самом начале творческого пути Лермонтова в его лирике возникают мотивы, связанные с жаждой активного действия, борьбы. В стихотворении, которое так и называется, «Желание» («Зачем я не птица, не ворон степной…», 1831),— отразились семейные предания о шотландском происхождении рода Лермонтовых. Заветное желание поэта — «одну лишь свободу любить». Однако стремление полететь, подобно свободной птице, туда, «Где цветут моих предков поля», оказывается тщетной мечтой. Так возникают характерные для поэта мотивы одиночества, противостояния чуждому миру.

 А через несколько лет эту мятежную энергию вдруг сменяет усталая жажда тишины: Горные вершины Спят во тьме ночной, Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнёшь и ты. («Из Гёте», 1840).

 Может быть, это разность настроений начала и конца жизни? Но нет, всюду у Лермонтова эти противостояния, соседствующие порой и в одном времени. Вот юношеское «Я жить хочу, хочу печали…» (1832), где Лермонтов готов принять жизнь с её страданиями, трагическими потрясениями,— и стихотворение «И скучно, грустно…» (1840), где в жизни не останется вещей не презираемых. Вот «Молитва» (1832), в которой запечатлена редкая минута счастья, доверия, свободного дыхания. Но следом Лермонтов пишет «Благодарность» (1840), где гневно и судорожно отбрасывает даже возможность «святой прелести». Демонический сарказм, вызов Богу, а не нежное растроганное благодарение. И какую бы сторону жизни мы не взяли — всюду у Лермонтова видна эта полярность отношения, почти взаимоисключающие чувства. Молитва есть словесное выражение общения с Богом. Она вмещает бесконечно многое: веру в отеческую любовь Всевышнего, убеждённость в действенности молитвенного слова, познание себя, стремление к покаянию, очищению, спасению.

Произведения Михаила Юрьевича Лермонтова, отражающие его философско-религиозные взгляды, представляют собой огромный интерес и помогают понять личность этого человека. Судьба, жизнь, поступки — всё было в этом человеке и поэте противоречиво, двойственно. Двойственность определяла и внешний его облик, и внутренний мир. Не случайно внешность поэта разные люди воспринимали диаметрально противоположно: одни находили её необычной, особенно глаза, другие — отталкивающей. Та же двойственность определила и развитие основных тем лермонтовской поэзии. Сам Лермонтов осознавал её не только как свойство его внутреннего мира, но и как свойство человеческой души. У поэта своя философия, его поэтические переживания тесно связаны с размышлениями о вечности и любви, бессмертии и смысле человеческого существования. Главными мотивами произведений являются свобода и воля, время и вечность, смерть и бессмертие.

Всё творчество поэта — это размышления о смысле жизни, судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, смерти и бессмертии, вечности и природе. Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Его духовный мир и мир внешний поражают своей раздробленностью, принципиальным нарушением взаимосвязей. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро, и зло находятся вне человека, но внутри него, в его душе. И нельзя, совершенствуя окружающий мир, ожидать, что он, изменившись к лучшему, изменит людей. Поэтому всё внимание поэта сконцентрировано на духовном пути героя, который всегда стремится к гармонии с миром. Человек, по Лермонтову, должен:

• сознавать, чувствовать, культивировать в себе это высшее начало, понять его соотношение с другими силами своей души;

• свято хранить это высшее начало наперекор житейским нуждам, заботам, тревогам в безнадёжных и трагических ситуациях, проявляя нравственную составляющую и верность себе;

• должен отстаивать высшие нравственные ценности;

• быть готовым к самопожертвованию и борьбе во имя их утверждения, проявляя жажду деятельности: Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал как тень Великого героя, и понять Я не могу, что значит отдыхать… («1831-го июня 11 дня»).

 

Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Историческое своеобразие развития русского общества обусловило особую роль литературы. Белинский считал, что в ней сосредоточены вся умственная жизнь общества, все его нравственные и духовные интересы.

Лермонтов, как и многие его предшественники, понимал, что литература является могучим средством воздействия на читателей. Поэтому в его творчестве тема поэта и поэзии занимает важное место.

Тема поэта и поэзии — одна из центральных в лирике Лермонтова, но взгляды его менялись по мере развития и углубления в творчестве реалистических тенденций. Молодой Лермонтов — романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника.

В юношеской поэме «Последний сын вольности», он с любовью пишет о сосланных поэтах-декабристах. Его немеркнущим кумиром был Пушкин — слава и гордость России. Лермонтова увлекала и бунтарская романтическая поэзия Байрона. Жизнь английского поэта, принимавшего участие в освободительной борьбе у себя на родине, в Италии и Греции, кажется ему достойным подражания.

Познавая поэтическое наследие талантливых учителей, Лермонтов настойчиво развивал свое мастерство. Восемнадцатилетний поэт осознает, что у него свой путь.

Лермонтовский поэт — «Как демон с гордою душой»; он «меж людей беспечный странник, для мира и небес чужой!» Поэт живет своими мечтами, своими страданиями, которые недоступны толпе». Но уже в ранний период творчества, Лермонтов ставит под сомнение правомерность противопоставления одинокого поэта ничтожной толпе людей».

В стихотворении «О, полно извинять разврат» впервые возникает гордый и величественный образ, который найдет яркое воплощение в стихотворениях зрелого периода: поэт — это человек, одаренный, «высокой мыслью и душой, ни перед кем не склоняющий «гордого чела», ничего не страшащийся.

Главный долг его — воспевать вольность. Но в современной ему действительности Лермонтов почти не видел таких поэтов.

В стихотворении «Поэт» Лермонтов предпослал своим размышлениям о поэзии историю кинжала. Сблизив образы поэта и кинжала, Лермонтов впервые образно высказал мысль о том, что поэзия подобна оружию. Построив стихотворение на развёрнутом сравнении, он в первых шести строфах рассказал историю кинжала, а в последующих шести — высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни.

 Судьба оружия бесславна, так как она стала золотой игрушкой: он стал «бесславным и безвредным». Затем Лермонтов прямо осуждает поэта, променявшего былую славу и власть над людьми на покой и «злато»: «... не так ли ты, поэт, свое утратил назначенье?»

В них Лермонтов, высказывая свой взгляд на роль и назначение поэзии, создает величественный образ поэта. Раскрывая мысль о связи истинного поэта с людьми, о необходимости поэзии для народа, он понимает, что истинные поэты не признаны в «ветхом мире», их «простой и гордый» язык не нужен там, где тешатся «блестками и обманами».

Подтекст в этом стихотворении очень глубок и многопланов. Здесь и мысль о том, что настоящее искусство не нуждается в приукрашении, и уверенность в этом, что «прикрашенная поэзия» никого, в сущности, не утешит. И понимание, что никакие «румяна» не помогут надолго скрыть истину, правду, «морщины» века.

 

Н.В.Гоголь. Этапы биографии и творчества. Поэма «Мертвые души».

 

— Гоголь — великий русский писатель, автор бессмертных произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий», «Ревизор», «Мёртвые души». Удивительный талант Гоголя проявляется в этих столь непохожих друг на друга произведениях по-разному — то поражая читателя богатством языка и колоритностью украинской темы и эпическим размахом («Тарас Бульба»), то увлекая фантастикой петербургских повестей, то вызывая смех («Ревизор», «Мёртвые души»). Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку, которую разгадывает не одно поколение исследователей. Давайте же приоткроем завесу «Гоголевской тайны».

Н. В. Гоголь родился 20 марта 1809 в селе Великие Сорочинцы Полтавской губернии. Отец его, помещик родом из казацкого шляхетства, был драматургом-любителем; мать, простая и религиозная женщина. Окончив школу, он в 1828 отправился в Санкт-Петербург. Первая поэма в немецком идиллическом духе «Ганц Кюхельгартен», изданная под псевдонимом и за собственный счет, была осмеяна критикой. Обескураженный неудачей, он скупил все напечатанные экземпляры, уничтожил их и отплыл в Америку, но добрался лишь до Любека в Германии, возвратился в Санкт-Петербург и поступил на службу, решив прославиться на административном поприще.

Гоголь продолжал писать рассказы, и один из них привлек внимание В. А. Жуковского и А. С. Пушкина. Их благорасположение укрепило веру Гоголя в свои силы. В 1831 г. сборник его рассказов из украинской жизни «Вечера на хуторе близ Диканьки» получил хвалебные отзывы; через год он опубликовал второй том «Вечеров».

Получив предложение преподавать историю в Институте благородных девиц, а затем, в 1834 г., заняв должность профессора истории Санкт-Петербургского университета, Гоголь уверился, что истинное его призвание — академическая карьера. Он строил планы масштабных исторических исследований, однако вскоре отказался от преподавания. Мемуаристы сохранили его собственный приговор преподавательской деятельности: «Невеждой я вступил на профессорскую кафедру и невеждой сошел с нее».

Гоголь вновь обратился к литературе и издал в 1835 г. двухтомный сборник повестей и рассказов «Миргород» и еще две книги новелл и прозаических этюдов под заглавием «Арабески». Но лишь после вызвавшей широкий отклик театральной постановки его комедии «Ревизор» в 1836 он уверился в том, что литература составляет его истинное признание.

Гоголь уехал в Рим и последующие двенадцать лет жил за границей, лишь изредка наведываясь в Россию. За этот период Гоголь опубликовал «Нос» (1836), «Шинель» (1841), первую часть своего великого романа «Мертвые души» и еще две комедии — «Женитьба» (1842) и «Игроки» (1842).

Книга Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» вызвала ответное письмо критика В. Г. Белинского, который обвинял Гоголя в лжехристианстве и прославлении кнута. Между тем Гоголь, как бы устыдившись пафоса всего своего предшествующего творчества, принялся переписывать прежние произведения, в частности «Ревизора». Озабоченный упадком творческих сил в ходе работы над продолжением «Мертвых душ», он обратился к читателям второго издания первого тома с призывом оповещать его обо всех идеях, какие придут им на ум относительно развития сюжета.

В 1848 Гоголь отправился паломником в Святую Землю, однако надежды достигнуть религиозного подъема не сбылись. Возвратившись в Россию, он провел последние годы жизни в странствиях. Продолжал работать над второй частью «Мертвых душ», черновик которой уничтожил в 1845 г., однако большая часть новой рукописи была опять-таки сожжена быть может, под влиянием фанатичного духовника, убеждавшего Гоголя в пагубности его художественного творчества. Погрузившись в глубокое уныние, истощенный болезнями и аскезой, Гоголь умер в Москве 21 февраля (4 марта) 1852 г.

«Мертвые души» Гоголя — творение столь глубокое по содержанию и великое по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собою отсутствие книг за десять лет и явилось бы одиноким среди изобилия в хороших литературных произведениях», — сказал В. Г. Белинский.

Столь высокая оценка «Мертвых душ» была дана Белинским в конце 1843 года. С момента этого высказывания прошло полтора века. Но и по сей день феномен Гоголя поражает с не меньшей силой.

Особенностью поэмы «Мертвые души» является и то, что все образы целиком погружены в лирическую атмосферу авторских отступлений, которые органически связаны с содержанием произведения.

Гоголь нашел оригинальную и простую композиционную структуру произведения, которая дала возможность для изображения жизни в исторической точности и для соединения в прочное единство повествовательного элемента с элементом логическим.

Сюжет и композиция поэмы Гоголя обусловлены предметом изображения — описанием жизни в России, нравов русских людей, особенностей их характеров, а также судьбы России в целом.

Отличительной особенностью поэмы от литературы 20-30-х гг. ХIХ века является то, что внимание автора перенеслось от изображения отдельной личности к изображению общества, описание частной жизни личности к портретному описанию общества. Для этого Гоголю нужен был сюжет, который позволил бы как можно более широко охватил действительность. Этот сюжет — сюжет путешествия — был подсказан А. С. Пушкиным. Путешествие Чичикова дало возможность автору «изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Именно поэтому лейтмотивом поэмы является тема дороги.

Но по ходу развития событий в поэме лейтмотив меняет свой смысл. Например, в одиннадцатой главе (в знаменитом лирическом отступлении) дорога — это неизвестная судьба России.

Также в теме дороги отображен жизненный путь главного героя и творческий путь автора.

Путешествие Чичикова позволило автору изобразить целую галерею образов помещиков. При этом композиция поэмы достаточно проста. Первая глава — экспозиция, — автор знакомит читателей в общих чертах с особенностями жизни губернского города, подчеркивая схожесть ее с жизнью других городов России; с городскими сановниками, губернатором, вице-губернатором, прокурором; с помещиками: Маниловым, Ноздревым, Собакевичем. В первой же главе происходит встреча и с центральным героем, с Чичиковым, начинающим заводить знакомства и прощупывать почву, на которой ему придется действовать. Далее Чичиков «переезжает» из главы в главу, осуществляя свой план.

Последовательность изображения образов помещиков продиктована прежде всего чисто внешними обстоятельствами. Чичиков на вечеринке у губернатора познакомился с Маниловым и Собакевичем. Чичиков сначала поехал к Манилову, а от Манилова к Собакевичу, но по дороге остановился в трактире «перекусить» и неожиданно повстречался с Ноздревым. От Ноздрева, наконец, попал к Собакевичу. Когда же узнал от Собакевича, что в пяти верстах живет Плюшкин, владелец 800 душ крепостных крестьян, которые мрут у него «как мухи», Чичиков поехал к этому помещику.

Но в том порядке, в котором Гоголь знакомит читателей с помещиками, есть и другой, глубокий внутренний смысл: писатель стремится раскрыть в своих героях все большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души.

Таким образом, безнравственных людей, утративших все человеческое, формирует социальная среда, общественный строй. Гоголь сумел изобразить такую картину дворянских усадеб, ленивой бессмысленной жизни их владельцев, которая уничтожает в человеке высокие душевные порывы и глубокие чувства, что это потрясло всю мыслящую Россию.

Еще с петровского времени в России проводилась ревизия крепостных душ, в результате которых составлялись ревизские списки. За каждую душу мужского пола помещик платил в казну подушную подать. Если в период между ревизиями крестьянин умирал, за него все равно надо было платить подать, пока он числился в списках. Вот этих-то мертвых, но числившихся живыми, скупал Чичиков. Их можно было заложить в Опекунском совете и получить за каждую душу в десятки раз больше, чем за нее пришлось заплатить. В Опекунском совете за душу могли дать до 250 рублей, то есть, в сотни раз больше, деньги полагалось вернуть в установленный срок, в противном случае Опекунский совет конфисковал бы крестьян. Но души разрешалось и перезакладывать.

Гоголь называет Чичикова подлецом. Можно ли обвинить героя в нарушении законов?

В покупке «мертвых душ» не было прямого нарушения закона: ведь смерть крестьянина не отменяла до очередной ревизии уплаты за него налога. Значит, официально он оставался как бы живым. А живого помещик имел право продать за любую сумму. Чичиков не так уж был далек от правды, когда говорил Манилову: «закон — я немею перед законом». Конечно, Чичиков пускался и на прямые нарушения законов: брал взятки, утаивал казенные деньги, когда состоял в строительной комиссии, вступал в сделки с контрабандистами. Но ведь подобные нарушения допускались повсеместно. Председатель казенной палаты, который помог Чичикову оформить покупку, командовал целой оравой взяточников. Он давно уже привык к тому, что закон, по пословице, — дышло, куда повернешь, туда и вышло. В руководимом им учреждении он сам устанавливает законы (недаром Гоголь иронически сравнивает его с Зевсом).

Итак, Чичиков — подлец и мошенник не более, чем любой чиновник города «знающий дело». Подлость Чичикова — выражение той морали, которая в правящих круга России считалась добродетельной и почтенной. Об этом писатель говорил еще в первой главе «Мертвых душ», сравнивая «толстых и тонких» чиновников. Идеал губернского общества — толстые. «У тоненького в три года не останется ни одной души, не заложенной в ломбард, у толстого спокойно, глядь и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены… наконец, толстый, послуживши богу и государю, заслуживший всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком...».

Вот почему в изображении Чичикова синонимами оказываются такие разные слова: подлец, хозяин, приобретатель. Приобретение в сороковые года ХIХ века — своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие, энергичные приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

 Но можем ли мы однозначно и окончательно осудить Чичикова?

 Перед нами, если и подлец, то выразитель господствующей общественной морали. Но односложно нельзя судить героя. Он живой человек, естественные задатки которого извращены в результате воздействия уродливых общественных отношений, ведь не случайно в конце третьего тома Гоголь хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению. Возможно, с этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси-тройки.

 Через Чичикова передается авторский замысел и слово: он неглуп и наблюдателен. Ведь он так метко называет Коробочку «дубиноголовой», а Собакевича — кулаком. И в оценках мужиков Чичиков не одинок: Собакевич рассуждает о мужиках почти столь же «вдохновенно», как и Чичиков. Видно, что у писателя нет героев, которым бы он «передавал» свои мысли. Каждый персонаж действует и говорит в соответствии с логикой своего характера, и только все произведение в целом выражает позицию автора: его герой в своей жизни одно любил горячо и искренно — свое лицо, и одно по-настоящему трогало его душу — собственное благополучие.

 А отношение Чичикова к окружающим потребительское. Он, подобно Собакевичу, будет руководствоваться своими интересами. Ездит по губернии с тем, чтобы «удобнее и дешевле накупить потребного народа».

Итак, Чичиков — образное обобщение широкого круга явлений — от взяток до захватнических войн. При всем разнообразии этих явлений суть одна — удовлетворение любыми средствами эгоистических интересов, прикрытое самыми благопристойными доводами и объяснениями.

Гоголь, наверное, видел, что в мире правит зло, которое распространяется с огромной быстротой, и человек с ним уживается. И еще надо добавить, что, ужившись с человеком, оно начинает процветать и торжествовать. Зло начинает распространяться с такой быстротой, что трудно определить его границы. Считая себя пророком, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них.

В своей поэме Гоголь дает человечеству надежду на спасение. Еще в древнерусской литературе отмечалось, что русские святые пророки влияют на ход мировой истории и ясно видят, что ждет человечество. На эту точку зрения становится и Гоголь. Он возносится над событиями, его взгляд — сверху: «Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу...» Что же ему виделось оттуда? А то, что «дымом дымится дорога», по которой мчится Русь, «летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». Он торопил время. Ему хотелось, чтобы Русь преодолела свою вековую инертность и полетела птицей, как это виделось ему из «прекрасного далека», в мечтах.

 

Д/З: Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Пророк» по схеме (каждая позиция подтверждается текстом).

 

— Что объединяет стихотворения Пушкина и Лермонтова?

— Как выражена эта тема в стихотворениях?

— Какие отличия стихотворений вы можете назвать?— Что вы знаете о библейских источниках, к которым обращались поэты?

— Сравните строй стихотворений.

— Какими мы видим образы поэта-пророка у авторов?

— Что открылось поэту-пророку в стихотворениях?

— Как усилено противостояние поэта и общества у Лермонтова?

— Какие образы создают представление о трагедии поэта?

— Выходит, дар его не нужен?

— Где находит душевное спокойствие лермонтовский поэт?

— Какую роль образ пустыни играл в стихотворении Пушкина?

 

Словарная работа

 Элегия —

Инверсия —

Метафора —

Метонимия —

Олицетворение —

Полисиндетон —

 Риторическое восклицание —

Риторическое обращение —

 Сравнение —

 Умолчание —

Эпитет —

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!