Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького

Г. Литература. П-263

Тема урока: Роман «Мать». Смысл названия. Диалектика характера Ниловны. Мастерство писателя, проследившего процесс становления человеческой личности. Литературная полемика вокруг этого произведения.

Цель:

Образовательная: познакомить обучающихся с произведением М. Горького «Мать», представить смысл названия романа и проследить диалектику характера Ниловны; представить мастерство писателя, проследившего процесс становления человеческой личности.

Роман Горького «Мать» — одно из наиболее значительных произведений русской литературы начала двадцатого века. На страницах романа в первую очередь мы видим русское революционное движение как движение народных масс, героических в своем порыве. «Мать» сыграла огромную роль в развитии социального мышления многих поколений читателей и обозначила новую веху в развитии русской и мировой культуры. Неслучайно «Мать» Горького стала настольной книгой для многих русских революционеров того времени. В центре повествования — мать Павла Власова Пелагея Ниловна.

Произведение построено таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всех описанных событий. Если роман «Мать» — это произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении — наиболее яркий и убедительный пример. Путь Ниловны сложен и противоречив. Женщине, прожившей большую часть жизни в покорности и страхе, не так просто было освободиться от старого. Пелагея Ниловна испытала всю горечь тяжелой участи жены рабочего человека. Она угнетена бедностью, пьяным и грубым мужем, религиозностью, осознанием, что «все так живут». В начале романа мы видим робкую, покорную, забитую подневольной жизнью, боящуюся людей женщину. Она учит сына спасаться от людей, ибо они «ненавидят друг друга». В этом Ниловна глубоко убеждена. Узнав, что сын читает запрещенные книги, она сначала испугалась, но потом сердцем почувствовала, а затем разумом поняла правоту сына и его товарищей. Героиня Горького неожиданно попадает в иную среду, в среду людей веры и самопожертвования, в среду преданности делу будущего. Авторское отношение к Ниловне очевидно. Неслучайно именно ей отводится решающая роль в развитии сюжета произведения. Она участвует во всех событиях, происходящих в книге, описание часто ведется от ее лица. Появляется Ниловна не сразу. Не сразу дается и ее портрет. Характерно, что лейтмотив, сопутствующий ее появлению в романе, — страх. Сначала это страх забитого человека. Позже — страх за то, что люди не поймут правды, идей Павла. Страх преследует мать на протяжении всей книги, но постепенно переходит в другое чувство — в гордость за сына. И в конце произведения — это уже страх за то, что она не будет достойна Павла, и опасения за людей, которые делают одно с ее сыном дело. Ниловна не оставляет сына, она всегда рядом, а что может быть прекраснее в жизни! Неудивительно, что именно чувство единения с сыном помогает ей в какой-то момент полностью преодолеть страх. (Ей сразу стало лучше, и она совсем окрепла, добавив: «Не позорь сына-то. Никто не боится!»). С образом матери в произведении связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Горький не упрощает это воскрешение. Процесс же перерождения Ниловны вообще сложен. Во-первых, ей сорок лет, а для того времени это уже был возраст, на котором «бабий век» заканчивался. В начале книги Горький вообще утверждает, что, «прожив такой жизнью лет 50, человек умирал». Ниловна — сложившаяся личность. Кроме того, она женщина религиозная. В вере матери писатель видит определенную систему взглядов на мир, помогающую ей выжить. Поэтому-то Ниловна так боится разрушения своей веры в Бога. Неслучайно она просит Павла и Рыбина: «Уж вы мне Бога-то оставьте, как я без него жить буду?» Поставив в центре повествования бессильное, забитое существо, которое в своей жизни ничего не видело, кроме побоев и грубости, Горький показал, как в процессе постепенного перерождения расширяется значение слова «мать». Сначала Ниловна — источник жизни Павла, ее любовь — эгоистическая любовь к сыну. Позже Ниловна начинает ощущать себя матерью Находки, Наташи. В конце книги она мать всех детей: «Теплая тень ласково окружила женщину, грея сердце чувством любви к неведомым людям, и они складывались в ее воображении все в одного огромного человека». Особое значение приобретает и следующая фраза: «Мы все дети одной матери-правды». Мать многого не понимает, но она чувствует правду, ибо это заложено в ней изначально. Наблюдая за товарищами Павла, Ниловна поняла, что революционеры — лучшие люди на земле, и она полюбила их как родных. Сначала она потрясена их неверием в бога, ощущением своей несознательности, недостаточным пониманием событий, но все это она преодолевает силой своей материнской любви. Ниловна охотно начинает выполнять поручения сына, постепенно втягивается в революционную работу. После ареста Павла Ниловна носит на фабрику листовки, чтобы не остановилось дело, начатое сыном. Постепенно из темного, забитого, безмолвного существа она превратилась в человека, знающего правду и уверенно несущего ее людям. Уверенность в том, что она может помочь в революционной борьбе, распрямляет душу Ниловны. Беден был круг ее интересов и привязанностей. Ее интересы, поведение ранее были ограничены бытовыми заботами. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа. Таким образом, смысл заглавия «Мать» расширился, приобретя значение символа. Сознание того, что она своими действиями приносит существенную пользу революционной борьбе, наполняет сердце женщины гордостью, является основой возникшего у нее чувства самоуважения. Не только Ниловна гордится своим сыном, но и Павел гордится своей матерью, которая стала ему по духу родной. Эта духовная общность укрепляет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына. Процесс духовного обогащения был сложным и трудным, но она преодолела трудности. В первом агитационном выступлении Ниловны на первомайской демонстрации ее представление о социальной борьбе еще соседствует с религиозным. Постепенно ее кругозор расширяется. В селе Никольском Ниловна искусно ведет пропагандистскую работу с крестьянами. После суда над Павлом мать не поддалась горю, она продолжила дело сына. Арестованная на вокзале, избиваемая жандармами, Ниловна напрягает последние силы, чтобы бросить в народ листовки с речью Павла. Из ее груди вырывается пламенный призыв: «Собирай, народ, силы свои во единую силу». На новом пути Пелагеи Ниловны в революционном движении сгорает все старое, отсталое, рождаются новые мысли и чувства. Она проникается большой любовью к миру, к людям, к народу. Писатель показывает возрождение Ниловны к борьбе за свободу, рисуя тип человека из народных глубин: «Казалось, тысячи жизней говорят ее устами». Велика заслуга Горького, создавшего в романе «Мать» образ простой русской женщины из народа, вступающей в мир революционной освободительной борьбы, духовно возродившейся из угнетенного состояния. Образ Ниловны воспринимается как олицетворение огромных перемен, происшедших в сознании людей, вступивших на путь революционной борьбы. В романе М. Горький создал образ женщины-революционерки, для которой все бойцы за общую правду — ее дети. «Мать», которая доносит до них лозунг своей жизни: «Не оставляйте детей своих на одиноком пути!». После своего сна Пелагея полностью освобождается от старой веры. И мы больше не сомневаемся, что Пелагея Ниловна поможет выжить своим детям, даст им необходимые силы, для борьбы, поддержит их в самую тяжелую минуту, потому что она — самая настоящая мать!

Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького

Для русских писателей второй половины XIX — начала XX века характерной особенностью являлось то, что в своих произведениях они рассматривали внутренний, душевный мир человека, его нравственные искания. Горький в чем-то продолжает эту традицию.

Своеобразная концепция личности в ранних произведениях писателя связана с идеей сильного, гордого, свободного, не зависимого ни от кого человека. Мотив "ненависти к страданию", нетерпимости по отношению к участи покорных, жалующихся и жалостливых страдальцев — основной в ранних произведениях Горького. Эта позиция явно противоречит позиции Толстого и Достоевского — заступников "униженных и оскорбленных".

В "Песне о Соколе" Горький романтически связывает силу личности с ее стремлением к абсолютной свободе: Сокол не мог прожить и нескольких минут без неба, без борьбы ("О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..") и, истекая кровью, бросился со скалы, чтобы еще хотя бы несколько секунд побыть в небе. Писатель явно симпатизирует гордой, свободной птице: "Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!"

В рассказе "Макар Чудра" Горький также воспевает и превозносит выше всего остального в человеке независимость и гордость. Радда и Лойко стремятся быть вольными, как ветер. В этом их сила, но это и обрекает их на одиночество и невозможность счастья. Они становятся рабами своего свободолюбия, они готовы отдать за свободу и независимость жизнь, но утрачивают способность жертвовать даже ради людей, любимых ими. Это приводит к гибели обоих героев. Истинно свободный человек только так и мог реализовать себя в любви, как это сделали Лойко и Радда. Абсолютная свобода — вот смысл жизни, вот в чем состоит сила человека в понимании раннего Горького.

Но в более позднем своем произведении — рассказе "Старуха Изер-гиль" — Горький задумывается над нравственным содержанием силы и свободы личности, ее долгом перед жизнью, людьми.

В рассказе "Старуха Изергиль" показаны три проявления сильной, свободной, красивой и гордой личности: Ларра, сама старуха Изергиль и Данко.

Вечная, но абсолютно одинокая жизнь получеловека Ларры, олицетворяющего высшее развитие гордости и вольнолюбия (в человеке они просто не могли бы так проявиться), стала проклятием для него самого и для людей.

Старуха Изергиль исповедовала, казалось бы, главную ценность жизни — любовь, но в судьбе Изергиль любовь — прежде всего эгоистическое наслаждение, испепелившее эту некогда прекрасную женщину и ставшее "чумой" для ее возлюбленных. Она была подчинена этой страсти, но в любви она была свободнее и не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять. Она прекрасно понимала людей, но искала только любви, а когда любовь проходила, то человек как бы для нее умирал: "Я никогда не встречалась с теми, кого любила. Это нехорошие встречи, как с покойниками". Она даже жертвует, но жертвует больше для себя и не радостно, а с горечью мстит обидевшим ее.

И лишь личность Данко открывает идеал истинно сильного и свободного человека. В Данко сочетаются и гордость ("У меня есть мужество вести вас, вот поэтому я и повел вас!"), и любовь к людям. Вероятно, такое слияние и делает человека свободным. Он желает свободы для всех, а его сердце сгорает во имя народа, предавшего его.

Если в ранних произведениях Горького человек предстает гордой, свободной личностью, то в более позднем творчестве писателя все большее место отводится простым, обычным людям.

В пьесе "На дне" Горький ставит и пытается решить проблему: что есть человек и чего он достоин — горькой, жесткой и жестокой правды или сладкой, утешающей лжи — "мякиша для беззубых"?

Своей пьесой автор хотел напомнить человеку о его высоком предназначении.

Знакомя читателей с обитателями ночлежки, Горький рисует удручающую картину прозябания людей: бедность, страдания, одиночество, безысходность и бесперспективность их существования, которая особенно остро ощущается, когда они начинают говорить о своих мечтах. Васька Пепел и Наташа мечтают уехать в Сибирь и начать новую жизнь, Актер —вылечиться и опять вернуться на сцену, Анна надеется на успокоение после смерти, Настя уходит от настоящего в воображаемый мир "чистой любви".

Предаваясь воспоминаниям и иллюзиям, живя ими, эти слабые люди не хотят видеть правды о себе, боятся ее признать; они ищут опору в уходе от жестокой реальности. Сатин хорошо говорит об этом: "Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие — прикрываются ею..."

Чтобы увидеть свое положение, объективно оценив его и поняв, как оно ужасно и ничтожно, необходимо иметь смелость, силу и мужество.

Появление странника Луки в ночлежке открывает читателям иллюзорность надежд, которыми тешат себя "слабые" обитатели ночлежки. Он поддерживает каждого в его мечтаниях, пытается перенести их в реальный мир: "Во что веришь, то и есть..." "Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь, значит была она!" — говорит Лука плачущей Насте. А утешая умирающую Анну, Лука говорит: "Смерть, что мать для малых детей".

Хотелось бы отметить неоднозначность образа Луки. Ведь он не только сеет иллюзии, он совершает деятельное добро, приютив однажды двух беглых каторжников.

Странник понравился и Анне, и Насте, и Наташе, и Актеру, да и Сатин о нем хорошо отзывался; но можно ли считать Луку сильным? Не знаю. "Он врал из жалости к вам", — говорит о нем Сатин. Но будет ли сильный врать из жалости? Свободный человек будет творить правду, то есть жить по правде, и, прежде всего, будет изменяться сам, стремясь соответствовать этой правде. И, изменяясь, будет стремиться соответствовать этой правде, освобождаясь от зависимости: "Кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев...", — восклицает Сатин. И он, пожалуй, ближе всех стоит на пути становления сильной личности.

Домашнее задание.

Подготовьте письменно сообщение на тему Литературная полемика вокруг произведения М. Горького «Мать».

Критерии оценивания ответов обучающихся (развёрнутый ответ на вопрос)

При оценке устных ответов по литературе используются следующие критерии:

Отметка «5»:

ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»:

ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»:

оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»:

ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметка «1»:

обучающийся воссоздает материал, называя отдельный факт; понимает учебный материал и может воспроизвести фрагмент из него в виде отдельного предложения.

 

 

Уважаемые студенты, практическое задание необходимо выполнить в рабочей тетради (сфотографировать) или в формате Документа Word. Отправлять работы для проверки в личные сообщения на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id588387613

 

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!