Формулирование выводов по результатам частично-поисковой работы.



Ход урока

1.Организационный момент:

2. Актуализация знаний:

- Каковы центральные проблемы романа? Смыкаются ли они с проблемами нашего времени? С вашими?

- В чём смысл и содержание человеческой жизни? Дал ли ответ на этот вопрос Гончаров? Как отвечают на вопрос: «За что бороться, к чему стремиться, зачем?»- основные персонажи романа?. Назовите центральных героев .

(Автор показал три типа жизненной философии, поэтому для романа характерен объективизм – явление, когда писатель не высказывает прямо своей позиции в произведении. Он показывает несколько точек зрения, а выбирать между ними должен сам читатель.
Автор рассматривает личность в контексте эпохи, выявляет влияние на формирование человека всего, что его окружает. Гончаров сказал об интересе не к личности как таковой, но к «истории души человеческой», т.е. личность он понимает не как нечто неизменное. Для автора человек интересен в динамике его духовного развития, ибо душа и характер человека формируются всю жизнь в постоянной борьбе: с одной стороны, согласно его собственным желаниям и убеждениям, с другой – обществом и эпохой.
Образ Обломова воистину глубок и объёмен именно потому, что автор исследует и психологию своего героя и рассматривает его как социальное явление.
Психологизм романа заключён в раскрытии внутреннего мира героев. Для раскрытия характера героев Гончаров использует самые разнообразные приёмы.

Мастерство писателя проявляется в создании внутреннего монолога героя. «Ему доступны были наслаждения высоких помыслов», «…оказывает подвиги добра и великодушия» (часть 1, глава 6).
Отметим способ передачи мыслей героя словами, которые свойственны именно ему. Например: «Случается и то, что он исполнится презрением к людскому пороку, ко лжи, к клевете, к разлитому в мире злу и разгорится желанием указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нём мысли… в одну минуту быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами привстанет до половины на постели, протянет руку и, озираясь кругом… Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг… и тогда, господи! Каких чудес, каких благих последствий могли бы ожидать от такого высокого усилия!..»
Читателю ясно, что слова господи, благих, чудес, высокого усилия выражают мысли героя, но они сливаются в единое целое со словами автора.
Рассказывая «предысторию» героя, писатель показал ненужность Обломова для общества, его неспособность к серьёзному делу, неумение делать что-нибудь серьёзное. Обломов мог вспыхнуть, загореться желанием, но никогда не приводил в исполнение своих желаний, никогда слово у него не становилось делом. Обломова пугает всё, что нарушает спокойное течение жизни. Переехать – это значит ломка, шум… «Хочешь сесть, да не на что; до чего ни дотронулся – выпачкался; всё в пыли», – даже мысль об этом страшна для Обломова.

Так Гончаров глубоко и реально раскрывает душевный мир, психологию Обломова, которому суждены «благие порывы, но совершить ничего не дано».)

- Всегда ли совпадают реальное время и пространство с временем и пространством художественным? Совпадают ли они в данном случае? Почему нельзя однозначно ответить на этот вопрос?

(Приёмами раскрытия образа являются описание взаимоотношений действующих лиц, диалоги и монологи персонажей, особенности их речи – речевые характеристики. Язык Обломова и Захара служит средством типизации и индивидуализации образа. Раскрывает типичные черты через индивидуальное, конкретное. Слова Обломова характеризуют его представления о жизни, счастье, человеческом достоинстве, – представления, веками сложившиеся в среде дворян, привыкших жить за счёт крепостных и видевших человеческое достоинство в бездеятельной, беспечной жизни, в сохранении покоя.

Сознание своего барского превосходства над всеми окружающими заставляет Обломова понимать по-своему слово другой, сказанное нечаянно Захаром. В сравнении себя с другими Илья Ильич видит высшую ступень неуважения к своей особе. «Вот ты до чего договорился!» – с возмущением восклицает он. В низведении его Захаром до степени «других» он видит нарушение прав своих на исключительное предпочтение Захаром особы барина. В понимании Обломовым слова другой выражается его барское высокомерие, его понятие о смысле и цели жизни, его мораль.
Речью главного героя Гончаров раскрывает его сущность, его душевные черты: и барские наклонности, и душевную мягкость, и искренность, и способность на глубокое чувство и высокие переживания.
Речевая характеристика используется, чтобы оттенить индивидуальные особенности персонажей. Она органически связана с чертами внутреннего облика героев.

Основная часть урока.

1) Анализ текста романа «Обломов» (часть 1).

Вопросы для обсуждения:

- Почему в начале романа автор так много внимания уделяет образу слуги?. Почему Гончарову важно показать рядом с Обломовым Захара?

(Портреты так выразительно обрисованы, что герои встают в представлении читателя как живые. Портрет Обломова (часть 1, глава 1): белые руки, мягкие плечи и тучность характеризуют его барскую изнеженность, отсутствие всякой определённой мысли на лице выявляет его беспечность, пассивное отношение к жизни, отсутствие живой ищущей мысли и привычки трудиться; подбором метких глаголов Гончаров сумел показать, что Обломов не привык думать о чём-либо серьёзном, не привык целеустремлённо работать; он живёт бездумно и беспечно за счёт своих «трёхсот Захаров». Неоднократно автор подчёркивает «мягкость» Ильи Ильича, «мягкость, которая была господствующим выражением не лица только, а всей души», «мягкие плечи, мягкие движения», туфли его «мягкие и широкие». В манере описания, в подборе деталей портрета у Гончарова обнаруживается гоголевская традиция: подробное описание лица, одежды, раскрытие характера через внешние детали.)

- Вспомните, какие небылицы рассказывает Захар про Обломова? Как вы думаете, для чего он это делает?

(Отношения барина и слуги можно охарактеризовать словом любовь-привычка.)

- А в каком цвете вы передали бы свои ощущения от этого героя? .

(Преобладает серо-коричнево-желтый колорит.)

- Каким же был и каким стал Илья Ильич? Как бы вы охарактеризовали происшедшие изменения? Симпатичен ли вам взрослый Обломов? К каким деталям интерьера привлекает внимание писатель?

(Художник только тогда создаёт правдивый образ, когда он вполне верен действительности. Критика всегда отмечала исключительное мастерство Гончарова в изображении быта.
Приведите примеры описания быта героев:

а) петербургская квартира Обломова (часть 1, глава 1),
б) патриархальная Обломовка (часть 1, глава 9).
Описание квартиры Обломова дано Гончаровым со всеми характерными деталями, указывающими на пассивность и апатию хозяина, на его полную бездеятельность, бесхозяйственность, на духовное умирание и распад его личности.
Писатель умеет обрисовать быт эпохи такими яркими и выразительными красками, что читатель не только видит этот быт, но как бы чувствует, осязает его. Описание быта дышит у Гончарова такой жизненной правдой и естественностью, что со страниц романа, как живая, встаёт «обломовская Русь».)

- Какую роль играют эти художественные детали?

(Символическое звучание приобретает халат «из персидской материи, настоящий восточный халат». Халат имел для Обломова «тьму неоценимых достоинств» (часть 1, глава 1), так как соответствовал вполне роду «занятия» своего владельца – лежанию на диване. Как символ постыдного безделья упоминает халат Ольга: «A, propos, где ваш халат? – Какой халат? У меня никакого не было», – обижается Обломов, забросивший некогда любимую вещь, как только с него спала душевная апатия (часть 2, глава 9). Глубоко символично то, что «возвращает» в жизнь Ильи Ильича удобный для ничегонеделанья халат вдова Пшеницына: «Ещё я халат ваш достала из чулана… его можно починить и вымыть, материя такая славная! Он долго прослужит» (часть 4, глава 5). И, хоть Обломов отказывается от этой услуги – «я его не ношу больше», - у читателя появляется предчувствие, что Илья Ильич не устоит перед соблазном возвращения к прежней жизни. Так и случилось – герой остаётся на Выборгской стороне в доме у вдовы до конца своих дней, где и халат на нём «истаскался, и как ни заботливо зашивались дыры на нём, но он расползался везде и не по швам: давно надо было новый» (часть 4, глава 5). Взаимоотношения халата и Обломова – отношения господина и раба.)

- Ключевой эпизод первой части романа – «Сон Обломова». Почему? Что можно сказать о ребенке, его отношении к миру, людям и об отношении к нему в этом мире? Как связаны между собою главы, показывающие героя в разном времени и пространстве?

(Гончаров показал в романе глубокую связь вещей с психологией героев. Пейзаж у Гончарова обычно соответствует настроениям героев. Роман воспринимается как своего рода «большая сказка». В мировосприятии и характере русского человека, как видится это Гончарову, многое обусловлено древними сказочными представлениями: «И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишённой вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, ещё не отрешиться ему от этой веры».
Почти сказочная жизнь в Обломовке: «Сказка не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до конца жизни сохраняет свою власть». Но Обломовка – это ещё и сонное сказочное царство: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти».
Мотив сна вводит нас в русскую сказочную старину, что заставляет и образ главного героя рассматривать в этом контексте.

Что рассказывает няня маленькому Илюше? С какими героями он ассоциируется? (часть 1, глава 9). Обломов не просто лентяй и дурак, это мудрый лентяй, он – тот лежачий камень, под который, вопреки пословице, вода в конце концов всё-таки потечёт. Как и положено сказочным дуракам, Обломов не умеет и не хочет предпринять ничего наступательного, в отличие от других, которые что-то замышляют, суетятся, лезут из кожи вон и в итоге никуда не поспевают. Обломову не надо карабкаться на заморские золотые горы, всё рядом, всё готовое, лишь протяни руку.
Сказка у Обломова смешалась с жизнью, он жил в фантастическом мире сказочных образов, где все ничего не делают.
Также ассоциируется Обломов и с богатырём Ильёй Муромцем, который тридцать лет «сиднем сидел». В роман вводится и былинный мотив «бессильного богатыря». Как отмечают исследователи, Илья Обломов относится к Илье Муромцу как возможность к воплощению, как реальность к идеалу: Илья Муромец преодолевает своё бессилие, готовясь к богатырскому служению Отечеству, а Илья Обломов, решив, что его деятельность и жизнь «кроются в нём самом», так и не смог встать с печи-дивана. Сон Обломова – это программа его судьбы (слайд 9).

Детство Обломова окрашено в светлые тона и дышит радостью и беззаботностью.

Вечный ребёнок Илья Ильич так и остался в детстве: только там он был счастлив, окружённый любовью и заботой, живущий по заповедям Божьим. Там весь мир — его — и он не выделяет себя из него, никуда не стремится, ничего не желает, кроме маменькиной любви .

Долгими вечерами няня рассказывает маленькому Илюше «о неведомой стране», где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют всё добрые молодцы, такие как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать .

Прелесть обломовской сказки в том, что она проникнута любовью. В Обломовке — всё любовь, всё поэзия: «Небо там, кажется, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью». В гармонии с любящей матерью-природой — образ маменьки . «Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами…» Сын же отвечает ей горячей взаимностью — и тот взрослый Обломов, который спит и видит сон, и тот маленький Обломов, который снится ему: «Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней: у него, у сонного, медленно выплыли из-под ресниц и стали неподвижно две тёплые слезы». Обитатели Обломовки воспринимают мир без счёта и мер. Для них есть только свой дом, а далее воображение обломовца сразу перепрыгивает в небывалую даль — ту, что «за тридевять земель». Там, «в некотором царстве-государстве», грезится всё та же Обломовка, но только преображённая. Реальная Обломовка — это только первое приближение к обломовской сказке. В «Сне Обломова» за околицей деревни начинаются чудеса — светлые чудеса народного воображения и тёмные чудеса мертвящего суеверия. Одно незаметно переходит в другое — так, что трудно провести грань между добром и худом. Маленький Обломов только хочет добраться до березняка прямо, через канаву. По этой канавке проходит граница между светом и тенью: поближе к дому маленького Обломова — радостное чудо, подальше — сказочная жуть. Но вместе с тем в обломовской сказке есть сковывающий страх, боязнь всего нового, незнакомого. Есть также тупая неподвижность и всё то, что соответствует русскому «авось» (слайд 16). Обломовка напоминает заколдованное царство, где всё погрузилось в сон. Напряжённая, полная исканий жизнь человечества не касается её. Еда и сон — только этим и ограничивается тамошняя жизнь. Человек там во власти вековой скуки и лени. В «Сне Обломова» дан ключ к русской душе. В нём открываются коренные, исконные черты русского характера. Значит, Обломов — не сатирический тип, это образ, символизирующий глубочайшие противоречия русского человека — его величие и его слабость.

Формулирование выводов по результатам частично-поисковой работы.

- Художественное время и пространство в романе И.А. Гончарова «Обломов» не совпадают с реальными. Время и пространство носят относительный, а не абсолютный характер и зависят от субъекта восприятия.

- Характер и мировоззрение Ильи Ильича сформировались под влиянием эпохи и воспитания. Следовательно, это типичный характер, показанный в типичных обстоятельствах, реалистический персонаж.

- Духовное омертвение, воплощенное в образах Обломова и Захара, составляющих неделимое целое,- одна из значимых тем романа.

- «Часть Обломова», как типичного представителя русского национального характера, есть в каждом из нас. Следовательно, это один из «вечных» типов русской литературы.

5. Домашнее задание. Написать краткий конспект и ответить на вопросы.

а) Почему не сложилось счастье Обломова и Ольги?

б) Почему Илья Ильич и Агафья Матвеевна – «идеальная пара»?

в) Что такое «обломовщина»?

г) В чем, по-вашему, смысл романа?

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!