Исторические типы научной рациональности.



 Три крупных стадии исторического развития науки можно представить как три исторических типа научной рац-сти, каждый из к-рых представляет деятельность, направленную на постоянный рост объективно-истинного знания.

 Тема рациональности знания относится к разряду «вечных» в философии. Она уходит корнями в античную философию, но непосредственным, явным предметом анализа в качестве гносеологической проблемы становится лишь в Новое время. В наше время рациональность вновь стала предметом обсуждения, обрела новые измерения, обусловленные изменением методологии науки, осмысливающей себя в системе культуры. В современной философии идет переоценка ценностей – происходит осознание неединственности и неполноты классического рационализма науки, переосмысление культурно-исторического статуса последней. В настоящее время осознано, что существуют различные исторические типы рациональности, сменяя друг друга или одновременно присутствуя в культуре. Единого универсального понимания рациональности отыскать невозможно. Современные методологи, фиксируя различные типы рациональности: "закрытую", "открытую", "универсальную", "специальную", "мягкую", "сверхрациональность" и пр., а также особенности социальной и коммуникативной, институциональной рациональности, склонились к принятию полисемантизма, многозначности понятия "рациональность". Ее смысл может быть сведен к сферам природной упорядоченности, отраженной в разуме; способам концептуально-дискурсивного понимания мира; совокупности норм и методов научного исследования и деятельности.

В современной литературе выделяют следующие критерии рациональности: 1) характер идеалов и норм познания в данный период времени, фиксирующий способ познавательного отношения субъекта к миру; 2) тип системной организации осваиваемых объектов; 3) способ философско-методологической рефлексии. На основании этих критериев он описывает исторические типы научной рациональности: 1) классический (додисциплинарная и дисциплинарная наука), 2) неклассический (классическая наука), 3) постнеклассический (постклассическая наука).

Классический тип НР сосредотачивает внимание на объекте, стремится элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и оперциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объ-истин. зн-я. Роль ценностных ориентаций и мировоззренческих установок не учитывается.

Классический тип научной рациональности может быть схематично представлен следующим образом:

 

Классический рационализм так и не нашел адекватного объяснения акту творчества. В процессе новых открытий рационального меньше, чем интуитивного и внерационального. Глубинные слои человеческого «Я» не ощущают себя полностью подчиненными разуму, в клокочущей стихии бессознательного слиты вожделения, инстинкты, аффекты. Классическое представление о рациональности тесно связано с идеалом научной объективности знания. В нем провозглашалась необходимость процедуры элиминации, направленной на максимально возможное исключение элементов субъективного из познавательного процесса. Классический идеал чистого разума не желал иметь ничего общего с реальным человеком, носителем разума. В модели классической рациональности место реального человека, мыслящего, чувствующего и переживающего, занимал абстрактный субъект познания.

Неклассический тип НР учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Однако связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не учитываются. Неклассическая научная рациональность оформилась в результате открытия теории относительности Эйнштейна. Важным условием в деле достижения истины становится не исключение всех помех, сопутствующих исследованию, а уточнение их роли и влияния, учет соотношения природы объекта со средствами и методами исследования. Неклассический тип рациональности учитывает динамическое отношение человека к реальности, в которой важное значение приобретает его активность. Субъект пребывает в открытых проблемных ситуациях и подвержен необходимости саморазвития при взаимодействии с внешним миром. Таким образом, в классической рациональности речь идет о предметности бытия, в неклассической – о процессе становления .

Неклассический тип рациональности характеризуется особым отношением мышления к объекту и самому себе. Здесь мышление воспроизводит объект как процесс, взаимосвязанный с другими процессами и, в данный момент, вплетенный в человеческую деятельность. Образы объекта соотносятся с представлениями об исторически сложившихся средствах его освоения. Мышление осознает, что оно само есть результат социального развития и поэтому детерминировано этим развитием. В таком типе рациональности однажды полученные результаты не рассматриваются как единственно возможные.

Неклассический тип научной рациональности может быть схематично представлен следующим образом:

 

 

Постнекл. тип НР расширяет поле рефлексии над деят-стью. Он учитывает соотнесенность получаемых зн-й не только с особенностью средств и операций деят-сти, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями. Постнеклассическая рациональность показывает, что понятие рациональности включает в себя не только логико-методологические стандарты, но и анализ целесообразных действий человека. Возникает идея плюрализма рациональности. По выражению П. П. Гайденко, на месте одного разума возникло много типов рациональности. Постнеклассический рационализм характеризуется соотнесенностью знания не только с активностью субъекта и средствами познания, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности.  Чел-к входит в картину мира не просто как активный её участник, а как системообразующий принцип, это единство субъективности и объективности, реализация духовного идеала единства чел-ка и мира. Категории субъекта и объекта образуют систему, элементы которой приобретают смысл только во взаимной зависимости друг от друга и от системы в целом.

В контексте новой парадигмы субъект есть одновременно и наблюдатель, и активатор. В новой рациональности объектная сфера расширяется за счет включения в нее систем типа «искусственный интеллект», «виртуальная реальность», «киберотношения», которые сами являются порождениями научно-технического прогресса.

Постнеклассический тип научной рациональности может быть схематично представлен следующим образом:

 

Таким образом, в постнекл. науке утверждается парадигма целостности, согласно к-рой мироздание, биосфера, ноосфера, общ-во, чел-к и т.д. представляют собой единую целостность. Проявлением этой целостности явл-ся то, что чел-к находится не вне изучаемого объекта, а внутри него, он лишь часть, познающая целое.

Постнеклассический образ рациональности показывает, что понятие рациональности шире понятия "рациональности науки", так как включает в себя не только логико-методологические стандарты, но еще и анализ целерациональных действий и поведение человека. В новый, расширенный объем понятия "рациональность" включены интуиция, неопределенность, эвристика и другие не традиционные для классического рационализма прагматические характеристики, например, польза, удобство, эффективность. В новой рациональности расширяется объектная сфера за счет включений в нее систем типа: "искусственный интеллект", "виртуальная реальность", "киборг-отношения", которые сами являются порождениями научно-технического прогресса. Такое радикальное расширение объектной сферы идет параллельно с его радикальным "очеловечиванием". И человек входит в картину мира не просто как активный ее участник, а как системообразующий принцип

 

 

И как следствие происходит все большее сближение естественных и гуманитарных наук, взаимопроникновение их принципов, идей и методов. Все это приводит к тому, что концепция "закрытой рациональности" при к-рой главным считается успешная целесообразная или целенаправленная деят-ть все более вытесняется концепцией "открытой рац-сти".

То, что представляется рациональным с точки зрения закрытой рациональности, перестает быть таковым в открытой рациональности. Так, решение производственных проблем не всегда рационально в контексте проблем экологических. Деятельность, внерациональная с позиций науки, может быть вполне рациональной с точки зрения межличностных отношений или карьерных соображений. Открытая рациональность позволяет проводить рефлексивный анализ альтернативных познавательных практик, предполагает внимательное и уважительное отношений к альтернативным картинам мира, возникающим в иных культурных и мировоззренческих традициях, нежели современная наука, диалог и взаимообогащение различных познавательных традиций. С открытой рациональностью связывают антидогматизм, однако она содержит и опасность релятивизма, создает ситуацию постоянного напряжения в поисках «твердой почвы», ответственности

Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность.

Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы. Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования. Они будут использоваться в некоторых познавательных ситуациях, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки.

 

  

 

 

 

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!