Список использованных источников

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический

университет»

Кафедра профессиональной педагогики и психологии

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «ПЕДАГОГИКА»

на тему «Понятия воспитания и образования в трактовке Л.Н. Толстого»

 

Студент: Сазонова Т.А

Группа: УДЦ-202

Курс:2

                                                                   Проверила: Сеногноева Н.А.

 

Екатеринбург

2021

 

Содержание

 

 

Введение. 3

Глава 1. Первый период деятельности Л.Н. Толстого: Яснополянская школа и свободное воспитание. 6

Глава 2. Второй период деятельности Л.Н. Толстого: взгляд на соотношение воспитания и образования. 10

Глава 3. Третий период деятельности Л.Н. Толстого: ориентация на религиозно-нравственное воспитание. 13

Заключение. 16

Список использованных источников. 18

 

 

 

Введение

 

 

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - гениальный писатель, философ, педагог-теоретик и учитель - оказал огромное влияние на отечественную и зарубежную философско-педагогическую мысль.

Он предложил новое философско-педагогическое решение образовательных проблем как феномена культуры, детства как особого мира, доказал неэффективность образования, построенного на насильственной передаче знаний и формировании мировоззрения.

Льву Николаевичу Толстому принадлежит разработка теоретических и практических основ свободного обучения и воспитания.

Л.Н. Толстой создал свою теорию гуманистического воспитания, стержнем которой является учение о непрерывном нравственном самосовершенствовании человека в течение всей его жизни.

Лев Николаевич Толстой раньше Дж. Дьюи стал отстаивать свободу, независимость ребенка, самоценность его учебных и социальных интересов. Так же как Дж. Дьюи, он признавал только то образование, которое опирается на собственный опыт ученика и исходит из реальной жизни, а не только готовит его к будущей. Главная составляющая сущности человека - его духовное начало, изначально заложенное в нем как бы в «свернутом виде».

Известно, что Л.Н. Толстой был религиозен. Он не был сторонником официальной религии, проповедовал любовь к Богу «внутри себя» (даже был отлучен от официальной церкви).

Творчество Л. Н. Толстого в религиозно-нравственной и педагогической сферах можно оценить, как одну из вершин российской педагогической антропологии.

Л. Н. Толстой - не только создатель гениальных художественных произведений, но и религиозный реформатор, оригинальный мыслитель, выдающийся педагог.

Религиозно-философские и этические идеи Л. Н. Толстого легли в основу его педагогической деятельности и теории свободного воспитания. Поэтому можно сказать, что у писателя мы находим оригинальный вариант педагогической антропологии.

Ему удалось создать педагогическую концепцию, базирующуюся на глубоко продуманных и четко сформулированных представлениях о человеке, смысле его существования, цели жизни.

Л. Н. Толстой, анализируя ключевые понятия любой педагогической теории: обучение, воспитание, образование, дает собственную трактовку их содержания.

Процесс обучения идет через сознательное восприятие того, что внушается. Так обычно идет процесс передачи знаний, т. е. обучение.

Процесс же воспитания - это бессознательное, усвоение ребенком определенных норм и правил жизни, передаваемых ему взрослыми: «Сознательное внушение - это обучение, образование, бессознательное - это пример, воспитание в тесном смысле, или, как я это назову, просвещение».

Л. Н. Толстой полагает, что если обучению в современном ему обществе придают большое значение, то воспитанию, или просвещению, не уделяют должного внимания.

Из двух же видов педагогической деятельности именно воспитание является основным, ведущим, так как главное - нравственное воспитание, то, что делает человека человеком.

Л. Н. Толстой много писал о том, что же нужно для воспитания ребенка.

Прежде всего, изменение образа жизни взрослых, которые, так или иначе, влияют своими поступками, отношением к другим, убеждением на ребенка. То, как живут его родители, относятся к жизни и другим людям, усваивается ребенком бессознательно и наиболее прочно.

Современная психология и педагогика признает, что на ребенка гораздо большее влияние оказывает образ жизни семьи и поведение педагога, нежели словесные указания и предписания: воспитывает поступок взрослого, а не его слово, хотя последнее также играет определенную роль.

Другим важным основанием воспитания является, по мнению Л. Н. Толстого, религиозный опыт и религиозные воззрения.

Религиозное знание писатель считал главным предметом воспитания. Основой всякого обучения и воспитания он полагал передачу ответов, полученных человечеством, на главные вопросы: «...первый - что я такое, какое отношение моё, моей отдельной жизни ко всему бесконечному миру; и второй - как мне сообразно с этим моим отношением к миру жить, что делать и чего не делать». Ответы на эти вопросы дает религия и связанная с ней нравственность.

Поэтому основа всякого воспитания и обучения - религиозно-нравственное воспитание или, по выражению Л. Н. Толстого, просвещение. «Утверждаю же я только одно: что без признания основным и главным предметом образования религйи и нравственности не может быть никакого разумного распределения знаний, а потому и разумной и полезной для обучаемых передачи их».

Цель работы: изучить основы свободного обучения и воспитания Л.Н. Толстого.

Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

- изучить свободное воспитание Л.Н. Толстого.

- рассмотреть взгляд на соотношение воспитания и образования Л.Н. Толстого.

- раскрыть процесс ориентации на религиозно-нравственное воспитание Л.Н. Толстого.

 

 

Глава 1. Первый период деятельности Л.Н. Толстого: Яснополянская школа и свободное воспитание

 

Свободное воспитание, по Л.Н. Толстому, включает в себя два аспекта. Первый аспект - свобода в организации школ.

Л.Н. Толстой считал, что надо дать народу возможность организовать народное просвещение так, как этого хочет народ. Второй аспект - свобода как педагогический принцип.

Здесь Л.Н. Толстой основывается на своих взглядах об изначально заложенных в ребенке качествах личности.

Свободное воспитание представлялось ему как процесс самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, присущих детям, - при осторожной помощи педагога.

Цель воспитания и образования, по Л.Н. Толстому, - способствовать развитию наибольшей гармонии качеств, которые ребенок несет в себе.

Основным педагогическим принципом Л.Н. Толстого являлась «свобода», но понимание свободного воспитания у него непростое и неоднозначное. Иногда в проявлении принципа свободы видят только одну сторону: представление учащимся права слушать или не слушать учителя, ходить или не ходить на уроки, вести себя в школе, как того хочется ребенку. Действительно, в том отношении школа в Ясной Поляне была необычна.

«Во все училища дети идут как на каторгу - в эту сами сбегаются с раннего утра, намаслив для красоты волосы коровьим или деревянным маслом, у кого какое есть, а то и просто квасом намочив голову, - сбегаются задолго до того, как ударит колокол, начинавший первый урок».

Во все школы ребята идут, томясь от страха: «Вдруг вызовут? Вдруг забыл вызубренное накануне?» В этой школе уроков на дом не задают и вообще не вызывают к доске; ученики и не знают, что такое страх перед учителем.

Во всех училищах и гимназиях ученики встречают учителя стоя навытяжку - здесь, бывает, учитель, войдя в класс, может застать огромную кучу малу, и не сразу, постепенно распадается она, не сразу приходят в себя расшалившиеся...».

На уроке тоже полное равноправие. Учитель просит ребят написать рассказ по пословице, а они отвечают ему: «А ты сам попробуй, напиши», и учитель садится писать, показывает сочиненное детям, а те недовольны его произведением, поправляют его, сочиняют заново...

Некоторые современники Л.Н. Толстого в новой школе видели только такую свободу, лишь в этом усматривали организацию свободного воспитания. Но сам Л.Н. Толстой рассматривал эти проявления как частности, обусловленные конкретной школой, конкретными учащимися, конкретными взаимоотношениями учителя с учениками.

Лев Николаевич отстаивал глубокое уважение к личности ребенка, стремление сохранить ребенку его счастливый детский мир, опора на то, что заложено в природе ребенка, развитие его творческих сил, индивидуальных особенностей.

Л.Н. Толстой был убежден, что свобода ученика, по существу, является результатом педагогических усилий, при которых создаются условия к проявлению всех творческих сил и способностей ученика. Трактовка Л.Н. Толстого теории свободного воспитания, по сравнению с Руссо, была более прогрессивной, жизненной и педагогически ценной.

По мнению Льва Николаевича, в реализации теории свободного воспитания главное - не конкретные рецепты; необходимы правильные взаимоотношения учителя с учениками.

Это не означает, что Л.Н. Толстой не признавал методов обучения или специальных воспитательных приемов. Нет, Лев Николаевич стремился, в первую очередь, к тому, чтобы методы и приемы не заслонили главного - личности ребенка.

В июне 1861 г. сенат утвердил Л.Н. Толстого в должности мирового посредника 4-го участка Крапивенского уезда. Теперь Л.Н. Толстой заботится не только о работе Яснополянской школы, по его инициативе в уезде было открыто свыше 20 школ для крестьянских детей. Учителями в них обычно работали студенты, которыми Лев Николаевич был очень доволен. Л.Н. Толстой получает разрешение на издательство педагогического журнала «Ясная Поляна».

Важнейшее место в педагогической теории Л.Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л.Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества.

«…Во всех веках и у всех людей, - писал Толстой, - ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. Человек родится совершенным - есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным».

Исходя из этого, Толстой полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться «гармонически и всесторонне».

По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию Нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал природу детей, указывал, что «детский возраст есть первообраз гармонии».

Таким образом, Толстой в своем учении о свободе в воспитании отрицал правомерность и возможность сознательного, целенаправленного воспитательного воздействия педагогов и родителей на детей.

Идея свободного воспитания была глубоко противоречивой, антинаучной. В действительности воспитание - организованный, целенаправленный процесс, имеющий определенные задачи, содержание и осуществляющийся с помощью различные средств и методов воспитательного воздействия на детей.

 

Глава 2. Второй период деятельности Л.Н. Толстого: взгляд на соотношение воспитания и образования

 

Второй период деятельности Л.Н. Толстого (70-е гг.) наиболее плодотворен. Именно в это время он особенно интенсивно сочетал научную педагогическую деятельность с практической работой в Яснополянской школе.

В этот период Лев Николаевич пишет статью «Воспитание и образование», где анализирует понятия «воспитание», «образование», «обучение», «преподавание» и делает вывод о том, что образование и воспитание суть два не связанных между собой явления, образование свободно и потому законно и справедливо; воспитание насильственно и потому незаконно и несправедливо, оно не оправдываемо разумом и потому не может быть предметом педагогики.

В его понимании, образование - это свободное общение двух заинтересованных сторон. Воспитание же, по мнению Л.Н. Толстого, - это искусственное планомерное воздействие воспитателя на воспитанника, при этом воспитатель пользуется своим правом воздействия, а воспитанники вынуждены подчиняться.

Можно полагать, что Л.Н. Толстой, по существу, отрицал не воспитание вообще, а воспитание, основанное на принуждении, когда взрослые навязывают детям ничем не обоснованные свои убеждения, верования, взгляды.

Так, в статье «Воспитание и образование» выделяются причины, обуславливающие необходимость воспитания:

- стремление родителей сделать детей такими же, как они сами, или такими, какими они хотели быть;

- стремление обратить и воспитать ребенка в своем учении во благо спасении его души;

- потребность правительства в соответственно воспитанных гражданах;

- потребности общества в «помощниках», «потворщиках» и «участниках». Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед. соч. М. 1989.

Анализируя данные причины, Л.Н.Толстой видит в религии единственное разумное основание для воспитания; стремление родителей считает не справедливыми, но естественными, так же, как и потребности правительства. Общественное воспитание, осуществляемое в учебных заведениях, по мнению автора, приносит самые вредные плоды.

Исходя из этого, Л.Н.Толстой считает, что школа как общественный институт должна заниматься только образованием, которое, как отмечалось выше ненасильственно по своей сути. При этом, правда, он оговаривается, что сам процесс передачи научных знаний может оказывать воспитательное воздействие, если педагог истинно любит преподаваемую науку: «Хочешь наукой воспитывать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя и твою науку, и ты воспитаешь их…».

Впоследствии, он выскажет свои взгляды на этот вопрос более определенно: «Во-первых, скажу, что разделение, которое я в педагогических статьях делал между образованием и воспитанием, искусственно.

И образование, и воспитание неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

Составленные Л.Н. Толстым учебники, его практическая деятельность свидетельствуют о том, какое большое значение придавал Лев Николаевич воспитывающему обучению.

В этот период Лев Николаевич напряженно работает над составлением «Азбуки» и придает этой работе большое значение.

Работая в своей школе, Л.Н. Толстой приходит к мысли о том, что надо готовить народных учителей из крестьянской среды, и разрабатывает проект учительской семинарии - «Университета в лаптях».

Л.Н. Толстой старался сделать как можно больше в Яснополянской школе, так объясняя свое старание: «...Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых».

Л.Н. Толстой утверждает, что обучение - многосторонний процесс, а не только воздействие на интеллект ребенка. Обучение должно представлять собой процесс активной, сознательной и творческой переработки и усвоения учебного материала. Это одно из основных дидактических правил Л.Н. Толстого. Искусство обучения состоит в выборе наиболее удобных путей к обобщению знаний. По его мнению, хорошо усваиваются только те обобщения, которые человек сам сделал и проверил.

Очень своеобразно понимал Л.Н. Толстой вопрос о дисциплине в классе.

Толстой был противником казарменной дисциплины, насаждаемой сверху и основанной на угрозах и принуждении. Он признавал важность классной дисциплиныи и был за такую дисциплину, которая устанавливается в процессе работы и поддерживается самими детьми, увлеченными работой.

Л.Н. Толстой не придавал важного значения структуре урока. Если К.Д. Ушинский намечает типы уроков, рассматривает звенья урока, отмечает их зависимость от конкретных целей и задач урока, то Толстого больше заботило другое - чтобы уроки были интересны, способствовали развитию детей и не стесняли их свободы.

Л.Н. Толстой главным в учителе считал любовь к педагогическому труду и учащимся: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе и любовь к делу, и любовь к ученикам, он - совершенный учитель».

 

Глава 3. Третий период деятельности Л.Н. Толстого: ориентация на религиозно-нравственное воспитание

 

Третий период деятельности Л.Н. Толстого - 80-е и 90-е гг. - очень сложный период его жизни. Льва Николаевича продолжают интересовать вопросы педагогики, особенно большое значение в этот период он придает проблеме нравственного воспитания. Он утверждает, что нельзя сводить нравственное воспитание к воспитанию хороших манер, смело критикует современную ему систему нравственного воспитания. В это время у Л.Н. Толстого окончательно складывается его теория всеобщей любви к людям, всепрощения, непротивления злу насилием.

Л.Н. Толстой делает ряд ценных и правильных замечаний по некоторым аспектам нравственного воспитания. Так, он говорит о значении семейного воспитания, роли положительного примера в нравственном воспитании ребенка. Л.Н. Толстой приходит к убеждению, что труд является условием и критерием нравственной воспитанности человека, составляет его основу.

Большое значение в нравственном воспитании человека Л.Н. Толстой придавал самовоспитанию. Сам Л.Н. Толстой в течение всей своей долгой жизни занимался самовоспитанием. Он делает вывод о том, что воспитание подлинно могучей силой становится тогда, когда опирается на самовоспитание.

Он ценил нравственное воспитание как форму нравственного развития личности, стремления быть лучше в свободном выборе поступков. Л.Н. Толстой отказался от разделения воспитания и образования, основу их единства составило религиозное нравственное воспитание, отражающее духовную сущность человека и свободы.

Только при разумном, религиозно-нравственном учении, поставленном в основу образования, может быть разумное, и не вредное людям, а разумное образование.

При отсутствии же такой разумной основы образования не может и быть ничего другого, как только то, что и есть теперь, -- нагромождение пустых, случайных, ненужных знаний, называемых наукой, которые не только не полезны, но приносят величайший вред людям, скрывая от них необходимость одних нужных человеку знаний. Нравится нам это или не нравится, разумное образование возможно только при постановке в основу его учения о религии и нравственности...

При признании же основой образования религии и нравственности и при полной свободе образования все остальные знания распределяются так, как это им свойственно, сообразно тем условиям, в которых будет находиться то общество, в котором будут преподаваться и восприниматься знания.

Главная и единственная забота людей, занятых вопросами образования, может и должна состоять, прежде всего, в том, чтобы выработать соответственное нашему времени религиозное и нравственное учение и, выработав таковое, поставить его во главе образования.

В статье «Беседы с детьми по нравственным вопросам» Толстой описывает свое представление о возможностях внесения в основы системы образование обучения религиозным и, как следствие, нравственным принципам бытия.

Он предлагает преподавать детям нравственность следующим образом: «собрав выраженные разными мыслителями нравственные истины и изложив их доступным детям в возрасте около десяти лет языком, я разделил их на отделы и каждый день читал детям по одной мысли из одного очерка отдела и, прочтя, просил их повторить своими словами прочитанное, разъясняя непонятное и отвечая на вопросы, вызванные чтением.

Итак, по мнению Толстого, религия и нравственность являются основой образования. Задача образования состоит в развитии в человеке гуманистических задатков. Школа должна стать школой жизни человека и одновременно с этим работать на перспективу духовного развития. Именно такую возможность пропагандирует в своем учении Лев Николаевич Толстой.

Религиозные идеи Л.Н. Толстого не столь актуальна, так как на современном этапе школа и религия обособлены друг от друга, но гуманистические и нравственные положения оказали большое влияние на образование.

Идеи Л. Н. Толстого позволили по-новому взглянуть на мир ребенка. Лев Николаевич показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и мироотношения.

Нравственно-религиозное учение Л.Н. Толстого строилось на идее непротивления злу насилием, стремлении распространять добро в мире каждым человеком.

Предложил идею нравственной революции, в основе которой лежал тезис о свободном самоулучшении личности. Он доказывал, что духовный ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворота.

Задача педагогической науки, по его мнению, должна состоять в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели, а также тех условий, которые могут препятствовать такому совпадению.

Л. Н. Толстой ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика.

Теперь, столько лет спустя после смерти великого педагога, мы многое можем по-новому понять, оценить;

Л. Н. Толстой предстает перед судом времени в величии своего гуманизма и мудрости. И поэтому его имя как великого педагога-гуманиста бессмертно.

 

Заключение

 

Теория свободного воспитания вызывала много возражений у современников Л. Н. Толстого. Многие из них не могли представить, что дети будут учиться, если на них не оказывать давления, не принуждать к этому.

Л. Н. Толстой на практике показал, как отсутствие строгой дисциплины, давления со стороны педагога не только не приводит к хаосу, но способствует педагогической деятельности.

Дело в том, что, когда ребенку предоставлена свобода выбора темы, предмета, способа обучения, он проявляет свой собственный интерес к получению тех или иных знаний.

Возбуждение интереса к предмету зависит от педагога, его мастерства. И если ему удается пробудить этот интерес в своих воспитанниках, то обучение идет намного успешнее, чем при обычном принуждении.

Практика множества педагогов подтвердила эту идею Л. Н. Толстого, а сейчас она кажется очевидной. Дети плохо и неохотно учатся не потому, что они от природы ленивы и нелюбознательны, а потому, что даваемые им знания или не нужны им, или педагог скучно и серо подает материал.

Таким образом, залогом успешной педагогической деятельности, по мнению Л. Н. Толстого, являются изначальная установка на свободное проявление личности ребенка, его творческих способностей, естественные человеческие отношения между педагогом и детьми, создание религиозно - нравственного учения как основы воспитания, а также коренное изменение жизни и мировоззрения взрослых в соответствии с этим учением.

Все это должно привести к созданию новой педагогики, которая будет способствовать совершенствование каждого человека и общества в целом.

Можно сказать, что религиозно-нравственное учение Л.H. Толстого в единстве с его взглядами на воспитание и обучение составили своеобразную педагогическую антропологию, где представления о сущности, целях и задачах педагогики основываются на христианской антропологии, евангельских заповедях, христианских представлениях о смысле человеческого существования.

Педагогическая антропология Л. Н. Толстого носит ярко выраженный религиозный характер, что дает педагогике глубокое и прочное основание.

Многие идеи мыслителя, такие как необходимость религиозного воспитания как основы любого другого воспитания и обучения, нравственного совершенствования взрослых как залог действенного воспитания, признание свободы ребенка и его права на выбор, не утратили своего значения и сегодня. Более того, они предстают как основания педагогики будущего.

 

Список использованных источников

 

 

1. История образования и педагогической мысли: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2008. - 352 с.

2. Лев Николаевич Толстой Воспитание и образование / Лев Николаевич Толстой. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2011. - 892 c.

3. Луначарский, А. В. А. В. Луначарский. О воспитании и образовании / А.В. Луначарский. - М.: Педагогика, 1976. - 634 c.

4. Монорев А.П. Педагогика. /А.П. Монорев - М.: «Правда», 2009.

5. Пискунов А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. Гриф УМО ВУЗов России / А.И. Пискунов. - М.: Сфера, 2009. - 910 c.

6. Степанов П.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов. - М.: Педагогический поиск, 2011. - 858 c.

 

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!