События и линия действия роли

Беседа.

Что значит сыграть роль? Что для этого нужно?

На первый взгляд вопросы эти кажутся простыми. Наверное, никто из вас сейчас не скажет: для этого достаточно ясно и понятно произнести слова роли. Или: изобразить чувства, переживания своего героя, показать какой он. Вы уже понимаете, что на сцене надо не «говорить», не «изображать», не «показывать», а надо действовать. Будет ли это означать, что роль вами сыграна? Нет. Когда мы ставим спектакль, мы к чему-то призываем, обязательно что-то утверждаем. Но спектакль воздействует на зрителя не высказыванием наших взглядов или убеждений, а силой создаваемых им образов. Рассмотрим этапы работы над ролью в спектакле.

Посмотрите спектакль «Аленький цветочек», авторы - Ирина Карнаухова и Леонид Браусевич.

https://yandex.ru/video/preview/14529813664650958064

 

Этапы работы над ролью (теория).

  1. Среда, в которой действует герой
  2. Биография героя
  3. Внешний облик героя
  4. Сверхзадача или главная цель героя
  5. Путь, по которому он идет к цели (главные события)
  6. Основные задачи действующего лица

 

  1. Среда, в которой действует герои пьесы

 

Применив исследовательский метод, я установила, что действие пьесы происходит в конце 17 века (допетровская эпоха), в Московском царстве (сегодня это Владимирская область), в купеческой среде. Дом купца стоит на берегу реки Ужны, левый приток Оки (в авторской ремарке - берег не широкой русской реки). Город Муром, куда плывет на одномачтовой лодке (вероятно, не очень далеко) торговать купец стоит на Оке. В те времена Муром был центром торговли, ремесленничества. Капа с Фисой заказывают отцу шелковый сарафан с жемчужными пуговками, бусы сапфировые, значит, были мастерские по обработке камней. Купцы, в то время отправляясь торговать, брали с собой охрану. В нашем случае - работник Антон. На купцов нападали разбойники, звались они – «шиши»

Кроме всего того, что я почерпнула из словарей и исторических источников, конечно, еще нужно разобраться в нравах, обычаях, традициях, верованиях в купеческой среде того времени. Все это пригодиться для создания образа.

 

  1. Биография героя

 

Конечно, это не та биография с общими анкетными данными: родился, учился, женился. Они формальны. Нужно найти конкретные факты и события, которые бы объясняли характер человека, его формирование.

Обратимся к нашей пьесе.

Купец- отец многодетной семьи в современном понимании, имеет трех дочерей. Две старшие росли с матерью, избалованы вниманием. Капе и Фисе было дозволено все. Аленушка росла без матери вместе с кормилицей- няней. И, вероятнее всего, от няни - доброй, совестливой и заботливой - досталось Аленушке смирение, чистота помыслов, уважение к старшим, способность отдать свою жизнь за другого человека.

Аленушка любит всех, жалеет всех.

Няня идет одна в леса муромские искать Аленушку, помочь ей в беде. Аленушка за доброту и ласку чудища готова отслужить вину свою всей своей жизнью. Именно Аленушке с ее добрым сердечком удалось разрушить злые чары, уничтожить зло и найти свое счастье.

 

Когда мы работаем над биографией, мы должны взять пьесу и проследить, как ведет себя наш герой в тот или иной момент действия (поступки его), что он говорит о себе, о других персонажах, что говорят о нем другие действующие лица. Обязательно нужно обращать внимание и на авторские ремарки. Они обычно содержат сведения не только о внешнем виде героя, но и о его состоянии, поведении.

Работник Антон. Сам о себе говорит:

Работник. Ни в сон, ни в чох не верую, ни беса, ни лешего не боюсь; вот вернусь порасскажу, как с ведьмами, да кикиморами сражался. Увидишь, няня, каков я удалец!

-А мне что? Я-то не пропаду, со мной моя пищаль огнебойная, и сам я человек десятка не заячьего! Не боюсь я никого, даже беса самого...

Атеист, ни во что неверующий, хвастливый, потому что, вероятно, в зятья метит, перед молодыми дочерьми показаться хочет супер-героем!

На самом деле Антон труслив, думает о собственной выгоде только, бросает купца одного в муромских лесах, а сам уплывает домой один вместе с подарками для дочерей.

Собранные по крупицам факты становятся отправными точками в создании биографии. Но их обычно необходимо еще развить и дополнить при помощи своей фантазии. Чтобы фантазия ваша работала активно, фантазируйте не вообще, а опираясь на реальные события той эпохи, в которой живет ваш герой, на условия, характерные для окружающей его среды. Сначала точно установите, где и когда родился он, в какой семье, а затем, последовательно сталкивая его с этими событиями и условиями, отбирайте то, что могло повлиять на формирование характера персонажа.

 

Внешний облик героя

 

Представление об образе будет неполным, если не увидеть его внешнего облика: лица, фигуры, походки, жестов, костюма, — не услышать голоса его, манеры говорить. Подробности внешнего облика героя помогают передать на сцене его характер, психологию.

И вместе с тем они часто наталкивают исполнителя на верное ощущение самого характера. Когда образ в целом нащупан исполнителем, то достаточно иногда почувствовать, как человек ходит, как он носит костюм, поймать его взгляд, улыбку, чтобы до сих пор разрозненные черты образа вылились в целостное и живое ощущение его.

Когда работаем с классикой, можно посмотреть картины, отображающие время из пьесы, ознакомиться с историей костюма.

Например, картина Андрея Рябушкина « Семья купца в 17 веке».

В центре полотна восседает статный купец - глава семейства, изображенный художником в позе, полной самодостаточности и властности крепкого хозяина и успешного торговца. Нарядная купчиха с ребенком на руках приветлива и мила, несмотря на чересчур насурьмленные брови и раскрашенное согласно моде той поры румянами лицо. Герои полотна создают довольно статичную композицию, где лишь живость ребенка, грызущего калач, вносит некоторую динамику.


Внимание живописца сосредоточено на точной фиксации материалов одежды, характере узорочья и украшениях нарядов. Рябушкин создал настоящую, исторически верную иллюстрацию жизни допетровской Руси.

 

В поисках внешнего облика я прибегаю и к художественной литературе, где очень ярко описаны тот или иной персонаж данной эпохи.

В нашей пьесе есть превращение Бабы-Яги в няню. Внешне Баба-Яга становиться копией няни, и, наверное, если бы ставили этот спектакль, няню в Образе Яги играла бы исполнительница няни. Но походка, манеры, жесты, взгляд у лженяни - от Яги.

 

Главная цель героя

 

Я не использую театральные термины для обозначения того или иного понятия ( в оригинале - сверхзадача и сквозное действие), заменив знакомыми словами - такими как цель и задачи.

Главная цель героя.

Главная цель героя- это основной жизненный интерес, то самое главное желание, которое движет всеми его действиями в жизни, и, в частности, в пьесе.

У каждого персонажа есть своя цель в жизни, свое направление. Его цель может быть велика и ничтожна, прекрасна и отвратительна, но так или иначе он стремится к ней. Цель призвана направлять и вместе с тем увлекать, вдохновлять исполнителя, должна точно выражать существо жизненных устремлений героя. Определить такую цель порой трудно. Чтобы не ошибиться, надо сопоставить все поступки, мысли, чувства нашего героя и заглянуть в его нутро, увидеть, что лежит там, что определяет его отношение ко всему происходящему в пьесе.

 

Давайте проанализируем текст из пьесы нашего купца. Из самой первой картины мы понимаем, что купец очень любит своих дочерей и пытается делать это с удвоенной силой, потому что дочери растут без матери.

Купец. Ну, дочери, мои милые, дочери мои любимые, пора мне и в путь. Оставляю я вас в полном дому, ни в чем у вас нужды не будет.

-Как смогу, ворочусь сразу, доченьки. Вся душа моя с вами, милые. Нет у вас родимой матушки, оттого у меня за вас день и ночь сердце болит...

-Что мне с жизнью прощаться, стар я, и жизнь моя про-жита, отпусти меня с дочерьми проститься, отпусти на слово, в срок ворочусь смерть принять, русское слово нерушимо...

-Аленушка, любимица моя, младшенькая моя, пусть ум-ру я, старый, смертью любою, но ты не ходи...

-Да полно стрекотать, дайте мне хоть взглянуть, обнять мою ласточку. (Любуясь Аленушкой.) Изболелось по тебе мое сердце, думал жив-здоров не буду от тоски.

-Никуда я теперь тебя не отпущу, доченька, будь что бу-дет, а не вернешься ты. Жизнь не в жизнь без тебя.

-Что же вы наделали! Ищите скорей.

 

Если проследить всю цепочку событий до финала, я думаю, что купцом движет одна цель - обеспечить достойную жизнь дочерям. Замуж могли и не взять, если приданное не то. Такие порядки были.

Когда есть цель, сразу вырисовывается путь, по которому идешь к цели.

Если не простроить этот путь, роль разбивается на кусочки не связанные между собой. Они могут стать случайными, хаотичными, иногда даже противоречащими друг другу. В каждой из сцен можно напридумывать много всего лишнего и ненужного, если не руководствоваться главной целью персонажа.

Если, к примеру, мы определяем цель купца - обеспечить достойную жизнь дочерям, то что он будет делать, чтобы добиться ее? Заботиться, помогать, воспитывать, жалеть, журить, копить состояние и готовить приданное, исполнять желания, а если нужно, то и отдать свою жизнь.

 

События и линия действия роли

 

Прежде чем думать о конкретных действиях, которые нужно будет выполнить на сцене, мы должны установить события в роли. Чтобы лучше понять, обратимся к нашей пьесе.

 

Цепочка событий (Аленушка)

  1. Сон
  2. Отъезд отца
  3. Тоскливые дни и ночи
  4. Возвращение купца
  5. Плата за цветок
  6. Няня пришла
  7. Жизнь в зачарованном дворце
  8. Встреча в родимом доме
  9. Пропажа цветка

Разрушение чар

  1. Сон Аленушки, в котором она увидела аленький цветочек. Не было бы сна - о чем бы она просила отца? Событие – сон.
  2. Если бы седые мудрецы не подсказали купцу, где искать цветочек, купец не попал бы в зачарованный дворец. Событие- встреча.
  3. Если бы купец не сорвал цветок, допустим, действие развернулось бы совершенно иначе. Событие - сорвал цветок.
  4. Если бы не Аленушка, а другая из сестер согласилась бы отправиться в зачарованный дворец, наверное, никогда бы не разрушились злые чары.

Событие всегда поворачивает действие пьесы.

Событием можно назвать лишь тот факт, который двигает действие вперед, меняет его развитие, вносит в него что-то новое.

Когда мы установили все события роли, мы должны определить основные задачи нашего героя в них, каждое событие в роли вызывает определенное отношение к происходящему, потребность в каких-то действиях. И здесь начинается самое интересное. Чем увлекательнее, действеннее найдете вы задачи, тем активнее они будут помогать в работе над ролью, тем сильнее будут будоражить ваш темперамент и толкать к действию. Как ставить задачи исполнителю? Самое главное при определении действия старайтесь избегать таких общих глаголов, как «говорит», «рассказывает», «спрашивает», «отвечает». Ведь говорить - это и упрекать, и доказывать, и убеждать, и спорить, и отвечать, и многое другое.

Разряженные Капа и Фиса сидят на скамейке и лущат подсолнухи - читаем мы авторскую ремарку. Если исполнителям мы поставим задачу сидеть на скамейке, мы ничего не поймем, что же они там делают. Ремарка разряженные говорит о том, что дочери готовы уйти из дома на гулянку, и хочется им туда быстрее.

Но уйти не могут, уезжает отец. И так долго солому носят, и пищаль, и мешки. Достали уже со всем этим. А заказы сделать надо! Отец по базарам ходить будет, значит, что-нибудь этакое привезет, чего нет у других. Да еще младшая ходит и ревет, раздражает, чем бы стукнуть, нянька какие-то замечания делает. Да и между собой сестры соперничают: как бы не прогадать, получше заказать, чем у сестры. Антон тут крутиться - жених нашелся. Все что я перечислила - это все к ремарке «сидят на скамейке». Наверно, не просто не сидят!

 

Виды действий:

-физическое

-психическое (внутреннее)

- словесное

 

Действие может быть не только словесным, но и физическим или психологическим, внутренним (мечты, воспоминания, мысли). В роли надо искать действие не только в словах, произносимых героем, но и под ними, между ними и за ними. Только тогда вы сможете верно, глубоко и последовательно наметить линию действия.

 

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!