Эллинистический период античной философии

Материал к теме

Ранняя античная философия

Досократовским ранний период развития называют потому, что он длился до начала философской деятельности Сократа; философов той поры называют досократиками. Обычно среди них называют Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора, Гераклита, Зенона, Парменида, Демокрита и некоторых других мыслителей. Это, как правило, были основатели или активные участники первых философских школ.

Очень важным в тот время был вопрос о первоначалах, о субстанциональной основе Вселенной, как бы сказали в наши дни. Размышления первых философов были обусловлены мифологией, содержащимися в мифах сведениями о четырех стихиях — воде, земле, воздухе, огне, из которых все в мире и состоит.

Милетская школа

Милетская школа возникла в греческом полисе Милете, на западном побережье Малой Азии (современная Турция). Ее основал один из прославленных мудрецов Древней Греции — Фалес (ок. 640/625 — ок. 547/545 до н.э.), которого ученые считают первым европейским философом.

Предполагают, что он был купцом и много путешествовал. Он первый в Греции ввел календарь, разбив год на 12 месяце» и 365 дней; известен как математик, физик, инженер. Ему приписывают изречение: «Познай самого себя».

Первоосновой мира Фалес считал воду, которая в его понимании была божественна и разумна, и из которой вес возникло, втом числе и плоская Земля, покоящаяся на воде. В мире много богов; все в нем — одушевленное; боги и души — источник непрерывного движения.

Ученик Фалеса Анаксимандр (610-540 до н.э.), вероятно, посчитан невозможным выбирать первоначало из, может быть, равных между собой стихий. Поэтому в качестве первоосновы он предложил апейроп — неопределенное, беспредельное, вечное материальное начало, из которого, в свою очередь, и образуются известные четыре стихии. Самая тяжелая из них земля; она парит в воздухе в центре мира, па ней располагается вода, дальше — воздух. Огонь образовал Солнце, Луну и звезды.

Анаксимандр также выдвинул идеи о законе сохранения материи и происхождении человека в результате

Классическая античная философия

Классический период включает философскую деятельность софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, и зарождения «сократических» школ

Классический (сократический период) – V-IVвв.до н.э. Важная черта периода – ранний антропоцентризм. Наиболее известные представитель периода

Софисты – Протагор, Горгий, Критий и др.

Сократ, Платон, Аристотель

Софисты

Этим названием исследователи объединяют группу древнегреческих философов (они жили в Афинах в одно время с Сократом), считавших важной целью победу в спорах. При этом они не заботились об объективной правоте потенциального победителя философов, многие из которых занимались просветительской деятельностью, образованием. Софистов (греч. sophistes - мудрец) — философов-просветителей, платных профессиональных учителей, занимавшихся общим образованием граждан и особенно большой опыт имевших в обучении ораторскому искусству, делят обычно на «старших» (Протагор, Горгий, Критий и др.) и «младших» (Ликофрон, Алкидамант и др.).

В центр внимания софисты ставили человека; известно высказывание Протагора: «человек есть мера всех вещей». Человек становился главной отправной точкой всех рассуждений и главным критерием окружающей действительности. Софисты обратили внимание на различие между законами природы и социальными нормами, установленными самим человеком.

Для софистов характерно критическое отношение к окружающей действительности, отрицание прежних традиций, философских идей и выводов, этических норм, недостаточно обоснованных, а также стремление отстоять свои позиции с помощью логики. Они учили других людей одерживать победы в спорах, изобретали различные приемы веления споров. С этой целью ими, в частности, были разработаны софизмы (греч. sophisma — хитрость) — формально кажущиеся правильными, но ложные по существу умозаключения, основанные на преднамеренном нарушении правил логики. Например, софизм «Рогатый»: То, что ты нс потерял, ты имеешь. Рога ты не терял. Следовательно, у тебя есть рога.

Некоторые современники и исследователи относят к софистам и Сократа — он также мало интересовался натурфилософией (философией природы), ставил человека в центр философского осмысления мира, также учил других людей, также скептически относился к догмам. Но следует помнить, что софисты учили людей за деньги, Сократ же был бескорыстен; главная цель софистов в дискуссии — одолеть оппонента, Сократ всегда искал истину; софисты отвергали объективные критерии добра и зла (все относительно); Сократ считал, что людей делает добродетельными знание сущности добра и зла.

Сократ (ок. 470-399 до н.э.) родился в Афинах и до последних дней оставался их гражданином и патриотом. В мирное время он добросовестно выполнял гражданский долг, прилагал вес возможные усилия для воспитания сограждан, их морального, духовного и интеллектуального совершенствования. Когда Афины вели воины, отважно воевал вместе с остальными. Жил скромно и нс рвался ни к славе, ни к богатству, а когда Дельфийский оракул назвал его самым мудрым из людей, искренне удивился. В связи с такой высокой оценкой решил поговорить с теми, кого искренне считал мудрее себя, и убедился, что собеседники были не ближе к истине, чем он сам. Отсюда его вывод: «Я знаю, по крайней мере, что ничего не знаю, а они не знают даже этого». Отрицательно относился к софистам за их неоправданную самоуверенность и меркантильность.

Книг Сократ не писал принципиально. О его взглядах известно благодаря трудам Платона, Ксенофонта. Аристотеля. Диогена Лаэртского.

Сократ выдвинул теорию добродетели, в основе которой было знание: храбрость — знание способов преодоления своего страха, справедливость — знание того, как обеспечить соблюдение законов. Незнание — порок, зло. Он разработал также свой собственный метод, способствующий постижению людьми знания. Назвав его майевтикой (повивальное искусство), он подчеркивал свою роль лишь как помощника в рождении истины. Истину он искал в диалоге с собеседниками. При этом он верил в переселение душ.

Свою гражданскую и философскую позицию Сократ полностью подтвердил не только своей жизнью, но и смертью. Когда его по сомнительному обвинению заключили в тюрьму и (после его отказа отречься от своих убеждений) вынесли смертный приговор, он отверг подготовленный ученикам побег, так как считал себя обязанным подчиняться законам, единым для всех афинян.

Выдающийся философ стал образцом гражданина для многих поколений людей, а также оказал большое влияние на становление философского знания. В число его «непосредственных» последователей в Древней Греции обычно включают философов нескольких сократических школ — киников, мегарцев, киренаиков, а также Академии, созданной Платоном. Асам Платон — наиболее известный и выдающийся ученик Сократа.

Платоновская Академия — религиозно-философский союз, основанный Платоном в 380-х годах до н. э. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Внутри Академии было разделение на старших и младших; основным методом обучения была диалектика (диалог).

Особая роль математики подчёркнута в девизе Академии: «Не геометр да не войдёт!». В 529 году указом христианского императора Юстиниана были закрыты все философские школы в Афинах.

Платон (428/427-348/347 до н.э.) — это прозвище, означающее «широкоплечий», «широколобый», «широкий»; настоящее имя — Аристокл. Он был сыном знатных родителей, потомков царя Аттики Кодра (отец) и Солона (мать), но посвятил свою жизнь философии. Написал много произведений (в основном в форме диалогов), большинство из которых сохранились; например, «Апология Сократа», «Горгий», «Государство», «Законы» и др.

Платон — основатель объективного идеализма. Материальный мир, «мир вещей» он считал изменчивым и непостоянным, нс обладающим субстанциональностью. Материя мертва, бесформенна, пассивна. Материальные вещи являются лишь несовершенными отражениями эйдосов (идей, например идей стула, книги, лошади, дерева).

В отличие от вещей идеи совершенны, истинны, постоянны, неуничтожимы и составляют «мир идей». Идеи не равнозначны. Высшая идея — Благо или Единое - первоначало всего сущего, подлинная субстанция бытия, за ней идут абстрактные идеи мужества, красоты; далее — такие абстрактные идеи, как животное, растение и др.; ниже — четвероногое животное, цветы и др., затем — более «частные» идеи конкретных объектов — собаки, лошади, фиалки, сосны, стола и т.д. Помимо Единого существует Ум-Демиург, порождающий Мировую душу и, организуя материю, творящий космос.

Душа человека — часть Мировой души и одновременно один из эйдосов. Поэтому подлинное знание возможно только относительно мира идей, где душа человека обитает в промежутках между нахождениями в том или ином материальном теле. Уровень разума (интеллекта, творческого потенциала) человека зависит от способности души «вспомнить» опыт, полученный во время пребывания в истинном мире идей.

Большое значение Платон придавал осмыслению закономерностей социального бытия. Он создал первую из наиболее известных идеальных моделей государства. Наилучшими из существующих социальных систем он считал монархию и аристократию, но понимал, что и они далеки от совершенства. В представлении Платона причина возникновения государства — в разделении труда, а каждый человек уже от рождения предрасположен к одному из трех основных видов социальной деятельности.

Поэтому государство должно состоять из трех слоев: во главе его стоят мудрецы-философы, второй слой — стражи или воины, гарантирующие военную и внутреннюю безопасность государства; и. наконец, третий, самый многочисленный слой — ремесленники и земледельцы, которые обеспечивают материальное благосостояние государства. При этом последние обладают собственностью, имеют семьи, а у первых и вторых собственности нет, даже жены и дети у них общие. Достойная жизнь, ее высокое качество для высших слоев достигается за счет налогов с ремесленников и земледельцев.

Каждый слой — каста профессионалов своего дела. Так, мудрецы — лучшие и наиболее мудрые из стражников, достигших определенных успехов на службе, зарекомендовавшие себя доблестными воинами, умелыми начальниками, добросовестными гражданами государства.

Идеи Платона оказали влияние на всю последующую философию. Наиболее выдающимся учеником Платона был Аристотель.

В отличие от Сократа и Платона, Аристотель (384-322 до н.э.) не был афинянином, он родился в г. Стагира, и в связи с этим его иногда называют Стагирит. Аристотель 20 лет проучился в Академии под руководством Платона и после смерти последнего некоторое время путешествовал, пока не был приглашен царем Македонии Филиппом для воспитания его сына Александра, впоследствии прославленного политического деятеля и полководца, создавшего одно из наиболее могущественных государств античности. Позже (335 до н.э.) Аристотель открыл в Афинах свое учебное заведение — Ликей, где часто занятия проводил во время прогулки, отчего его учеников называют перипатетиками (прогуливающиеся). После смерти Александра был вынужден покинуть Афины и вскоре умер на о. Эвбея.

Аристотель оставил огромное научное наследие в самых разных областях знания. Им написано много трудов по философии («О философии», «Метафизика», «Политика» и др.), а также по многим другим дисциплинам — от ораторского искусства до биологии. Он считается основателем логики как науки, его положения по формальной логике остаются во многом актуальны до нашего времени. Его также считают первым историком философии. Он впервые предложил классифицировать науки.

В основу онтологических воззрений Аристотель положил свою критику Платона, которого он тем не менее очень ценил. Аристотеля не устраивали платоновские эйдосы. Он предложил в качестве первоначал материю (как возможность, потенцию) и форму (которая является сущностью конкретной вещи). Материя и форма проявляются в своей взаимосвязанности в конкретных вещах. Никаких самостоятельных идей нс существует. Помимо этого есть еще первоматерия - некое бесформенное вещество, пассивный исходный материал, а также переоформи - перводвигатель, первопричина, цель всего сущего и одновременно Мировой разум. Все вместе составляет бытие, обладающее такими характеристиками, как количество и качество, время, отношение, положение, состояние и др.

Благодаря похожести форм бытия и мышления человек способен познавать мир. Познание — процесс, включающий чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств, опыт — воспоминания о познанной вещи, искусство - знание сущности многих вещей, философия — знание первопричин, форм, а также цели всего сущего.

Человека Аристотель считал «политическим животным», высшее благо которого — счастье, возможное лишь при добродетельной жизни (этика). Такова же и высшая цель государства, которое может иметь различную форму. Лучшая форма — полития. Она отличается тем, что в обществе нет ни слишком бедных, ни слишком богатых. Худшие формы те, в которых на первое место ставятся личные интересы: тирания (интересы одного человека) и демократия (интересы многих людей). Главная функция государства — воспитание добродетельных граждан.

Философские положения, выдвинутые Аристотелем, нашли отражение не только в европейской, но и в восточной философии уже в Средние века. Его идеи во многих областях знания повлияли на мировоззрение целых поколений. Его учение стало ярким завершением классического периода древнегреческой философии.

В целом философию классического периода отличал более глубокий подход к философским проблемам; было положено начало объективному идеализму; впервые предметом философского анализа стала непосредственно человеческая деятельность, сущность самого человека, государства и общества. Дальнейшее развитие идеи классической философии Древней Греции получили в эпоху эллинизм

В конце VI в. до н.э. центр научной мысли Древней Греции перемещается с востока средиземноморского мира на его запад — на побережие Южной Италии и Сицилии, где греки основали свои колонии. В городе Кротоне сложилась, по-видимому, первая (из известных в истории человечества научно-философско-религиозно-политическая школа — Пифагорейский союз. Он просуществовал с конца VI в. до середины IV в. до н.э. и оказал громадное влияние на развитие древнегреческой культуры, науки, философии. При этом он активно вмешивался и в политическую жизнь италийских полисов. Основате­лем Пифагорейского союза был Пифагор, мыслитель, о котором сложено множество легенд и мало что известно достоверного. Пифагор — личность противоречивая, в его воззрениях тесно переплета­лись элементы мифологии, магии, религии, философии и науки. Это была закрытая, тайная организация с определенным уставом, культивирующим размеренный, созерцательный образ жизни, который следовал из их пред­ставления о Космосе как упорядоченном, гармоничном, симметричном целом, постигнуть который дано не всем, а только избранным, т.е. тем, кто ведет особый образ жизни созерцателя, самоуглубляющегося, самосовершенствующегося мудреца.

Основное мировоззренческое положение (которое принадле­жит, очевидно, Пифагору) — «все есть число». Ранние пифагорейцы воспринимали число как божественное начало, сущность мира, а в исследованиях числовых отношений видели средство спасения души, некий религиозный ритуал, очищающий человека и сближаю­щий его с богами.

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА одна из древнегреческих философских школ (кон. 6–1-я пол. 5 вв. до н.), объединяющая Парменида, Зенона Элейского и Мелисса (иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида). В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

 

Эллинистический период античной философии

После распада империи Александра Македонского, простиравшейся от Греции до Индии, на ее территории возникло несколько греческих государств, культура которых, с одной стороны, оказала влияние на развитие завоеванных греками народностей и стран, с другой — впитывала в себя культуру этих стран. Так происходило взаимообогащение культур, создавались условия и для развития философской мысли. Позже ситуация отчасти повторилась в результате экспансии динамично развивающегося Рима.

На территории эллинских государств (а позже в Римской империи) возникали и одновременно развивались несколько философских школ. Наиболее значительными из них считаются такие, как скептики , киники , стоики, неоплатоники, эпикурейцы .

На философию этой поры повлияло частичное обесценивание прежних мифологических, религиозных и в целом культурных ценностей. Поклонение античным богам становилось скорее привычкой. чем внутренней потребностью; мифические обитатели Олимпа стремительно теряли свое былое могущество и авторитет. Параллельно с этим утрачивали значение и некоторые этические нормы. Говоря современным языком, кризисные явления не могли остаться вне внимания философов.

Двумя главными школами эллинистической философии были стоицизм и эпикурейство. Философская система стоиков возникла в конце IV в. до н. э. и просуществовала почти тысячу лет, до VI в. н. э. Основателем школы стоиков был Зенон из Китиона, полугреческой, полуфиникийской колонии на Кипре

Философия стоиков подразделяется на три основные части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа). Физика стоиков составлена главным образом из учений их философских предшественников (Гераклита и др.) и потому не отличается особой оригинальностью. В ее основе лежит идея о Логосе как все определяющей, все порождающей, во всем распространенной субстанции – разумной мировой душе или Боге. Вся природа есть воплощение всеобщего закона, изучение которого крайне важно и необходимо, ибо это одновременно и закон для человека, в соответствии с которым ему следует жить. В телесном мире стоики различали два начала – деятельный разум (Логос, Бог) и разум пассивный (бескачественная субстанция, материя).

Главной частью учения стоиков была их этика, центральным понятием которой стало понятие добродетели. Как и все в этом мире, человеческая жизнь также рассматривалась как часть единой системы природы, так как в каждом из людей содержится крупица божественного огня. В этом смысле каждая жизнь находится в гармонии с природой, она такова, какой ее сделали законы природы. Жить согласно природе и Логосу – основное назначение человека.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!