Стихотворения «Юнкерская молитва».



Конспект урока литературы

Дата 21.10.2021

Группа № 101 тракторист – машинист сельскохозяйственного производства 1 курс

Тема: Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова.

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить с жанром молитвы в творчестве М.Ю. Лермонтова, её художественными особенностями; расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова.

 

 

Используемая литература:

Учебник. Русский язык и литература. Литература 10 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.

Интернет- ресурсы:

1.Видеурок. Молитва как жанр в лирике Лермонтова. https://youtu.be/SaZSeOUpnns -Дата обращения 20.10.2021.

2. Видео. Романс. «Не обвиняй меня, Всесильный!» Исполняет Ирина Машкова.  https://youtu.be/DIi8EQtX6WI - Дата обращения -20.10.2021.

3. Видео. Романс В минуту жизни трудную.На сл.М.Ю.Лермонтова. https://youtu.be/IwePAcVemFY - Дата обращения 20.10.2021

Презентация на тему: «Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова»

Ход урока

1.Организационный этап
Мотивационный модуль.

 

 

Цель нашего урока:   познакомиться с жанром молитвы в творчестве М.Ю. Лермонтова, её художественными особенностями; расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова.

 

 

2.Объяснение нового материала

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

У воспитанного в православии Лермонтова есть несколько стихотворений с названием «Молитва». Однако его отношение к Богу противоречиво. Стихотворение «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный..») (1829) – первое произведение с таким названием. Оно относится к ранней лирике поэта. Далее следует шуточная «Юнкерская молитва»(1833-1834). Затем - стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..», 1837), посвященное В.Лопухиной, и стихотворение «Молитва»(« В минуту жизни трудную..», 1839) посвященное М.Щербатовой. Тематически и логически к ним примыкает стихотворение «Благодарность»(1840), которое завершает этот смысловой ряд.

Стихотворение «Молитва» ( «Не обвиняй меня, Всесильный..») 1829

Видео. Романс. «Не обвиняй меня, Всесильный» Исполняет Ирина Машкова.  https://youtu.be/DIi8EQtX6WI - Дата обращения -20.10.2021

Молитва

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя;

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,

Всесожигающий костер,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

О чём просит Творцалирический герой в стихотворении «Молитва» (1829)

В стихотворении пятнадцатилетнего Лермонтова тема поэта и поэзии решается в философском аспекте. Герой стихотворения – живой, земной человек, занятый своим любимым делом – стихотворчеством. «Лава вдохновения» «клокочет» в его груди. Ему близок земной мир «с его страстями», но «дикие волнения» жизни «мрачат стекло» его очей. Самое сильное из земных переживаний – тяга к творчеству. Она занимает всю его душу, не оставляя там места для «живых речей» Всевышнего. Не оттого ли, что ум поэта бродит далеко от Божьей дороги, сам он в «заблужденье»? Конфликт стихотворения в том, что юному поэту «тесен» мир земной, но он боится приникнуть к миру Божьему, потому что «звуком грешных песен» молится не ему. Душа лирического героя не в силах совладать с талантом, данным ему свыше. Он молит Всесильного освободить его от «жажды песнопенья», обратив его сердце в «камень». Только это поможет вернуться на «тесный путь спасенья». Юный поэт начинает осознавать силу своего таланта, но любит он не царство Божье, а «могильный» «мрак земли», где царят страсти, заблуждения, «дикие волнения», «звуки грешных песен».

Стихотворение звучит богоборчески. Герой пытается объяснить Всесильнму образ своей жизни в тесном для поэтических звуков «земном мире». Он просит Творца освободить его от данного ему поэтического таланта, то есть отказывается от Божьего дара. А так как отнять песенный дар у поэта – значит лишить его жизни, то получается, что поэт не может обрести путь спасенья. Это возможно только простому смертному).

Стихотворения «Юнкерская молитва».

Юнкерская молитва

Царю небесный!
Спаси меня
От куртки тесной,
Как от огня.
От маршировки
Меня избавь,
В парадировки
Меня не ставь.
Пускай в манеже
Алехин глас
Как можно реже
Тревожит нас.
Еще моленье
Прошу принять –
В то воскресенье
Дай разрешенье
Мне опоздать.
Я, царь всевышний,
Хорош уж тем,
Что просьбой лишней
Не надоем.

1833

 В стихотворении отразились факты биографии Лермонтова, связанные с его двухлетней учебой в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1832-1834). В письме поэта к М.А.Лопухиной читаем: « Я всё ещё не могу представить себе, какое впечатление произведет на вас моя большая новость: я, живший до сих пор для литературной карьеры, столько принесший в жертву моему неблагодарному кумиру, я становлюсь воином; может быть, такова особая воля провидения! – может быть, это путь наиболее короткий, и если он меня не ведет к моей первой цели, может быть, приведет меня к последней цели всего существующего. Умереть с пулею в сердце - это стоит медленной агонии старика». Впоследствии А.П.Шан-Гирей напишет об этом времени в жизни Лермонтова : «Два злополучные года пребывания в школе».

Комический пафос стихотворения в том, что все просьбы лирического героя к Богу связаны с облегчением участи человека, обучающегося воинской службе. Тяготы юнкерской подготовки выражены в тексте предметно.

Поэтому в стихотворении содержится просьба не спасти душу, а избавить от совершенно конкретных вещей: «от куртки тесной», «маршировки», «парадировки», «упражнений» в «манеже», необходимости рано вставать даже в воскресенье. Иронический эффект создается и стоящими рядом словами торжественного и разговорного стилей. Например, с одной стороны, высокая лексика: «Царю Небесный», « спаси». «глас», «моленье», «Царь Всевышний»,- а с другой стороны, разговорные слова и обороты: «тесной», «как от огня», «Алехин глас». Комичен и финал стихотворения, когда после пяти просьб к Богу лирический герой остается совершенно уверенным в том, что он «хорош уж тем», что никогда не надоест Богу «просьбой лишней». Вместе с тем, наряду с иронией в стихотворении нагнетается и драматический пафос, который связан с отношением лирического «я» к тяготам своей жизни, которые так сильны, что не могут быть преодолены без Божьей помощи.

Стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…) 1837

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в мире безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

В 1837 году поэт был арестован за политическую неблагонадёжность. Поводом к аресту послужило знаменитое стихотворение «Смерть поэта». И «Молитву» он записывал, находясь в петербургской тюрьме, на клочках серой бумаги, в которую завёртывали приносимый ему хлеб, при помощи жжёных спичек. Стихотворение посвящено Вареньке Лопухиной.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!