Техностиль включает хай-тек, арт-стиль, модерн.

СТИЛИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Исторические стили проектирования

Создание гармоничного и высоко художественного объекта садово-паркового искусства возможно лишь при использовании опыта прошлых поколений, композиционных и технических приемов. Работая над проектом, ландшафтный архитектор должен хорошо представлять себе поставленную перед ним задачу. Он должен выбрать наиболее приемлемое решение в стилистическом смысле, органично вписать новый или реконструируемый объект в окружающий ландшафт с учетом особенностей местности. В ландшафтном дизайне стиль – это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, цветового решения сада, подбор растений и их сочетание, тип декоративного мощения, малых архитектурных форм. Важнейшая задача – создать гармоничное, комфортное пространство, на котором царит красота. Существуют исторические и современные стили проектирования, которые наделены определенными особенностями и чертами. К историческим стилям проектирования принято относить: регулярный стиль и пейзажный или английский стиль.

Стремительное развитие регулярного стиля произошло в эпоху классического барокко со второй половины 15 в до начала 18 в.

Смысловую нагрузку объектов садово-паркового строительства можно выразить как изобилие, роскошь, занимательное просвещение. Регулярный стиль – это пример симметричной планировки ландшафта. Основные особенности стиля – строгая осевая композиция, прямые линии, расчленение ландшафта на простые геометрические фигуры. Характерны обширные партерные пространства, главенство дома, построение главной композиционной оси с раскрытием далекой перспективы, прямые линии. Контуры площадок и водоемов имеют симметричную, как правило, округлую или квадратную форму. Декоративные бассейны имеют правильную геометрическую форму и выложены по краям каменными плитами. Основная задача этих бассейнов — зеркальное отражение архитектурных и скульптурных композиций и благодаря этому усиленное воздействия на зрителя их декоративных качеств. Древесно-кустарниковая растительность выбирается, которая хорошо переносит стрижку и формовку для создания так называемых топиарных форм - различных трехмерных геометрических фигур (шар, эллипсоид, куб, пирамида, конус и т.д.). Эффект парадности создают деревьев с сужающейся к верху кроной — колонновидной, пирамидальной, овальной (кипарис, пирамидальный тополь, голландская липа). Используют посадки преимущественно аллейного или рядового типа. Широко применяют боскеты, это замкнутые участки геометрической формы с насаждениями, плотно огороженные стриженой живой изгородью из деревьев или кустарников. В боскете могут размещаться фонтан, цветник, небольшой декоративный бассейн, плодовые посадки. Цветочное оформление участка в регулярном стиле довольно лаконично и просто. 10 Как правило, это одно или двухцветная кайма из низких однолетников, бордюр из стелющихся растений. Часто применяют контейнерную посадку растений. Сад насыщен декоративными элементами: скульптурой, фонтанами, бассейнами.

Вариации регулярного стиляитальянский и античный.

Специфика итальянского стиля по сравнению с регулярным: небольшие площади сада, компоновка элементов ландшафта вокруг центра, обрамление подстриженной живой изгородью. Его особенностью является террасированный ландшафт, обилие белого камня, балюстрад, лестниц, скульптур в античном стиле, оливковых рощ и кадочных культур.

Особенности античного стиля: преобладание цветочных орнаментов, декоративных элементов белого цвета, скульптуры из бронзы. Пейзажный стиль зародился в Англии в XVIII веке.

Пейзажный или английский стиль – связующее звено искусственных и природных ландшафтов.

Главный закон пейзажного стиля: естественность, без малейшего следа искусственности. Особенности планировки ландшафтов: ассиметричность, не яркость, отсутствие мелких деталей. Пейзажный стиль строится в подражание естественной природе, максимально сохраняя черты данной местности. Использует «хаотичное», и то же время, тщательно продуманное расположение деталей и элементов. Обязательной чертой данного стиля является неровный рельеф местности с оврагами, искусственными и естественными возвышенностями, водоемами неправильных очертаний. Берега водоемов неотличимы от естественных, все искусственные сооружения гармонично включены в природный пейзаж. Дорожки, расположенные на участке, должны иметь извилистую структуру, но повороты, при этом, не должны быть надуманными и резкими. Покрытие дорожек делают из низких плотных травяных покрытий, либо покрытые песком, гравийным отсевом, дробленой щепой или кирпичной крошкой. Используют растения, которые являются естественными для данной местности, их располагают свободными группировками, солитерами, группами, рощами, массивами.

Цветов в английском саду мало, и они высаживаются группами, чаще в миксбордерах. Растения используются с характерной фактурой листьев, естественной формой кроны, учитывается сочетание их формы и цвета, даже осенняя окраска листвы. Широко используются лужайки. Гармоничность в сочетании элементов является главным критерием законченности пейзажа. Одним из направлений пейзажного направления является японский пейзажный сад. Он невелик по площади, каждая его деталь – несет сложный внутренний смысл. Основной его принцип – ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация. Основная концепция — это полное растворение в природе и признание ее как самого талантливого ландшафтного архитектора.

Японские сады делятся на несколько видов, в зависимости от основы, на которой акцентируется внимание. Это могут быть сады камней, воды, деревьев, времен года или мхов.

Другой вариацией пейзажного стиля является китайский сад – это всегда стремление к совершенству, к идеалу в соотношении между землей и водой, возвышениями и равниной, растениями и открытым пространством. Традиционный китайский сад называют отражением души его хозяина. Как неповторима душа человека, так неповторим и облик сада. В нем могут воплотиться элементы местной традиции, философские и религиозные воззрения создателя сада, особенности его личного характера. В саду китайского стиля очень непросто определить грань между искусственными и естественными элементами. При планировке сада использовалась техника «заимствованной перспективы», когда внешние элементы включались в общий дизайн сада. Значимы и необходимы также и деревья, например, сосна и бамбук; цветы же играют лишь временную незначительную роль. Дорожки чаще всего проектируют так, чтобы в плане изображали какой-либо иероглиф или фигуру. Оформление сада в романтическом стиле строится в большей мере на интуиции. Типичными «романтическими» растениями считаются плетистые розы, дельфиниум, клематис, пионы. Широко применяют густо увитые цветами перголы и беседки, таинственные гроты, ниши для двоих, ручейки, фонтаны, скамьи под деревом и т.д. В садах романтического стиля уместны фонарики с фигуркой ангела.

Современные стили

Современная стилистика, в отличие от классических стилей, более демократична, проста в воплощении. В определенной степени современные стили являются лишь стилизацией дошедших до нас основных направлений в садово-парковом искусстве. Они значительно обогащены новыми идеями и технологиями. В настоящее время единой классификации современных стилей не существует. Однако современные стилевые направления можно подразделить на этностиль, техностиль, сенсорный сад, экосад. Которые в свою очередь включают.

Голландский сад имеет небольшие размеры, его центр – хорошо ухоженный газон, по периметру газона – миксбордер из цветов и красиво цветущих деревьев и кустарников. Вдоль забора обязательно аккуратно подстриженная живая изгородь. В оформлении голландского сада чаще всего используются хвойные, вечнозеленые деревья и кустарники или травянистые многолетники.

Сад в стиле кантри прекрасно подходит для небольших участков. Основными чертами данного стиля являются плодовые насаждения, огород, пышные клумбы палисадника и нетребовательность в уходе. Цветники имеют разнообразные формы и пеструю цветовую гамму. Используют плотную посадку однолетников и многолетников (колокольчики, тысячелистник, нивяник, васильки, пижма и т.д.). Большое количество цветов и их густота создают ощущение искусно созданной «запущенности» старого сада.

Колониальный стиль это пример ландшафта растительность которого представлена контейнерными растениями. Основные материалы строительства – кирпич и доски, архитектурные компоненты – веранды, перголы. Садовая мебель – гамак, складные кресла с плетёными спинками.

Мавританские сады характеризуются стремлением к максимальной пышности на фоне необходимости экономить воду. Центром мавританского сада чаще всего является фонтан или пруд, от которого расходятся по сторонам света четыре канала, как четыре реки, которые вытекают из райского сада. Мавританский сад в своей классической форме как бы повторяет в миниатюре образ мусульманского рая. В плане мавританские сады имеют правильную геометрическую форму, подражающую восточному орнаменту. Русский сад характеризуется большими нетронутыми пространствами, плодовыми рощами, цветниками, в которых сочетаются царственные лилии и полевые ромашки.

Русский сад совмещает два направления – декоративное и утилитарное.

Техностиль включает хай-тек, арт-стиль, модерн.

Для планировки ландшафта в стиле модерн характерно геометричность форм, отсутствие симметрии, контрастные сочетания цветов, отсутствие украшений, подчёркнутая функциональность, использование современных материалов для изготовления мебели, сдержанный характер. Для модерна характерна легкость, четкость линий, смелые решения в выборе и сочетании цветов и материалов. Мощение из плит, выложенных геометрическим рисунком. В нем чередуются светлые и темные тона, допускаются вставки из гальки.

Стиль Хай Тек (высокие технологии) зародился в 1970х годах. Хай тек – в первую очередь синтез архитектуры и науки, при этом зачастую жертвуют функциональностью в угоду дизайну. Сад имеет динамичные формы, допускается их ассиметрия. Зоны в таком саду могут быть очень условными. Основные черты: прямые линии, простые фигуры, минимализм. В таком саду предпочтение должно быть отдано растениям с декоративной листвой и архитектурной кроной. Строительные материалы для такого сада – это, в первую очередь, стекло, металл, бетон, пластик. Цвет серебристый, металлик, серый, белый. Обращение к элементам кубизма и конструктивизма

Арт-сад – это сад в не традиционном понимании, это композиция, где содержание и авторская идея доминируют над формой. Истоки арт-ландшафта кроются в абстракционизме — модернистском течении в искусстве ХХ века. Для них характерно превосходство идеи над формой, ассоциативные связи и взаимопроникновение музыки, живописи, театрального действа, скульптуры и архитектуры; использование новейших материалов и технологий. В арт-ландшафтах находят свое применение нетрадиционные для создания сада и новые строительные материалы и технологии. В зависимости от того, на каких идеях основывается композиция арт-сада, их можно разделить на группы: кинетические, артефакты, инсталляции, «архитектурные». Кинетические сады основываются ориентированы на пространственнодинамические эксперименты, обыгрывающие эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Для создания эффекта движения используются вода и ветер — самые динамичные из стихий. Арт-ландшафты расширяют наше представление о саде. Авторы таких садов отражают в них свое мировоззрение и философские идеи. Создатели арт-ландшафтов, помимо самовыражения, решают также вопросы вторичного потребления бытовых и промышленных отходов.

Инсталляции (установка) – это пространственные композиции, которые создаются художниками из различных элементов (бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации).

«Артефакты» — произведения на грани скульптурных композиций в ландшафте, появляются в конце 1970-х начале 80-х годов. Артефакт — это «вещь второй природы, то есть вещь, сделанная человеком и автономная по отношению к природе; это также факт искусства (арт-факт), требующий полного творческого присутствия художника. «Архитектурный сад» появился в результате стремления объединить в одно целое ландшафт и архитектуру. Он отражает современные тенденции в сфере архитектуры и дизайна.

Сенсорный сад. Сенсорика «восприятие» — это наука, изучающая воздействие внешних раздражителей на органы чувств человека.

Сенсорный сад — это специально организованная природная территория, где созданы благоприятные условия для общения с природной средой. Человек получает информацию из внешнего мира посредством пяти основных органов чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание). Природа, окружающий ландшафт, сад неизбежно вызывают эмоции. Восприятие органов чувств человека активизируется, когда он созерцает природу, отдыхает в саду. Но в одних садах органы чувств возбуждаются сильнее, в других — меньше. Весь сад или отдельные его зоны оказывают на органы чувств конкретное, определенное и максимальное воздействие, например, ярким цветением или стойким ароматом.

Сад ароматов активизирует обоняние, а сады роз — обоняние и зрение. Растения и элементы дизайна здесь подобраны таким образом, чтобы разнообразные ощущения — органами зрения, обоняния, слуха, осязания и вкуса — были максимально обострены Сенсорные сады условно можно разделить на три типа.

Моно сад направлен на активизацию только одного органа чувств (сад ароматов). Второй тип сенсорного сада предусматривает активацию двух органов восприятия. Например, на одной территории, но в некотором отдалении друг от друга, можно создать сад ароматных трав (обоняние), лавандовый сад (обоняние и визуальное восприятие). Третий подход к созданию сенсорного сада подразумевает объединение по всей его территории того, что оживляет ощущения человека. Это сенсорный садмикс, разбитый на множество зон, каждый со своей тематикой, ориентированной на конкретный орган чувств.

Экосад – это эмоционально спокойный сад, где за основу взяты естественный ландшафт и ассортимент растений, характерный для данной местности. Степень вмешательства в естественное развитие растений может быть разной – от максимально свободного произрастания до полностью продуманного размещения. Создание органического сада подразумевает отказ от использования химикатов, а в качестве удобрений применяется только компост. Для обустройства тропинок используются натуральные материалы – дерево и гальку. Подобный сад предполагает наличие воды. Экосад должен быть привлекателен в любое время года. В настоящее время все чаще при проектировании садов применяют прием эклектики – смешения стилей.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!