В сердце у меня для них открыты



Что знаю я о мире и войне?» (Сергей Орлов)

                    

2. В год столетнего юбилея Сергея Орлова и 80-летия начала Великой Отечественной войны, хотелось бы поделиться размышлениями о мире и войне, как о двух сторонах жизни, которые шли рука об руку в судьбе конкретного человека, воина, защитника Родины, как отображались они в его поэзии.

Полагаю, что жизнь после тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны, была подарена ему не просто так. Свыше поэту уготовано было стать носителем реальной информации о том аде, о боли, о потерях, о преодолении и о вкусе Победы, которые потомки советских солдат – освободителей не могли знать наверняка, но знать были должны!

3.   Мы за всё заплатили сами,

Нас не может задеть хула.

Кто посмеет в нас кинуть камень,

В наши помыслы и дела?

Кто решится, нам глядя в лица,

Пережитое отмести,

В справедливости усомниться,

Нами избранного пути?

Должен мерить он той же мерой,

Всё изведать, что мы, сполна,

Верить сердцем такой же верой,

Что на свете, как мы, сильна.

(Сергей Орлов «Страница», Л., «Советский писатель», 1969)

4. Мы все прекрасно знаем по рассказам детей и внуков солдат, вернувшихся с Великой Отечественной войны, что они или не любили её вспоминать, или были крайне скупы на воспоминания. Поэтому творческое наследие поэтов, публицистов, прозаиков, кинематографистов, художников, прошедших горнило войны и возвратившихся живыми, было очень важным тогда и особенно сейчас, чтобы общество, когда на Западе переписывается память о войне, сохранило реальную картину того, что происходило в 1941-1945 годах. Нам просто жизненно необходимо знать и помнить, какой дорогой ценой завоёваны наша с вами возможность дышать, петь, радость друг другу дарить:

      Было – нами страны пугали,

Чтоб на милость страны сдались.

Было – плетью, подкупом, сталью

Всю Европу подмял фашизм.

Но в шинелях серых – не в латах,

Обгоревшие дочерна,

Мы вошли в Берлин в сорок пятом

И в Европу пришла весна.

Мир навеки запомнил – было!

Не к солдатам из-за морей,

К нам Европа в слезах валила

Из фашистских концлагерей.

К запыленным, святым и грозным, -

Неужели тот год забыт?

И с пилоток солдатских звезды

У себя она не хранит?

5.    (Сергей Орлов «Страница», Л., «Советский писатель», 1969).

Сергей Орлов, его творчество давно вошли в мою жизнь, с начала 1970-х. Оно открылось случайно с волшебных строк «Акрополя»: «В незапамятном детстве раннем//Я увидел свой первый город». Чем внимательнее я прислушивалась к стихам поэта, тем больше погружалась в них. Я не литературный критик, и не раз повторяла, что моя душа читателя воспринимает творчество на уровне того, к ней ли оно направлено? И оказалось, что поэзия Орлова направлена ко мне, а как иначе?

Город Белозерск, в котором мне посчастливилось родиться, город детства моего, «городок», как трогательно называл его поэт, - он исчезал, буквально, на моих глазах. И все милые его детали остались в прошлом – в фотографиях середины ушедшего века, в отрывках собственных воспоминаний, которым я, конечно же, к своей огромной радости, читая стихи поэта, неожиданно находила подтверждение.

6.     В этом, в частности, мне помог списанный в одной из сельских библиотек сборник стихов С.Орлова «Человеку холодно без песни» (Вологодское книжное издательство, 1961 год). Вы не поверите, но мир поэта становился моим миром, в котором  было своё место для «голубиной почты», для «домов с окнами в два ряда», для «золотых луковок» белозерских храмов  («Акрополь»). Мир поэта плавно перетекал в мой мир, где беседовали горожане в «Голубом Дунае» («Голубой Дунай»), где белозёра шли «к Карпову» на Дзержинского – 4 (и я трёхлетняя в их числе), на базарную площадь («Фотограф»). В мире поэзии Орлова меня радуют концерты художественной самодеятельности своей искренностью и душевной атмосферой, где бы они не проводились, в клубе или на «пловучей культбазе» («Концерт», «Пловучая культбаза»). Они отозвались во мне и спустя десятилетия, когда служила преподавателем фортепиано в детской школе искусств.

7. В год 90-летия поэта мы запустили творческий конкурсный проект «Сочини мелодию», на первом этапе которого наши ученики писали мелодии к стихам Сергея Сергеевича, в которых царил мир, природа родного края, где дышалось легко и свободно, где рождались песни. А рождённые нашими конкурсантами песни тоже ушли в своё плавание: «Облако за месяц зацепилось», «Тыква», «Песенка», «Всплошную голубым узором». Они в тот юбилейный 2011 год стали радовать своих слушателей и в Белозерске, и в Санкт-Петербурге. Радуют и до сих пор.

8. Поэт выжил в боях за Ленинград. Там же воевал не полных три месяца, с 10 марта по 30 мая 1942 года, и мой дед, Черёмхин Павел Аркадьевич, похоронку на которого прислали в Белозерский райвоенкомат 9 июля 1942 года из 83 ДЭБ. Я родилась в 1960 году, спустя 15 лет после окончания Великой Отечественной войны, но она жила во мне опосредованно через рассказы моей мамы, через всем известные советские книги, кинофильмы о войне, через песни и позже через стихи С.Орлова.

Помните, выше я поделилась с вами тем, что воспринимаю искусство, если оно и моя душа складываются, как сейчас говорят, в пазл. Всё в в стихах поэта о мире и войне сложилось в единое целое с моей душой.

9. Лет с одиннадцати началась моя личная история с историей обороны Брестской крепости. На страницах школьного учебника 4 класса я прочитала о пионерах – героях, среди имён которых было имя Гавроша Брестской крепости Петра Клыпы. Необычная фамилия для моего слуха заинтересовала, ведь, в основном, фамилии окружающих людей заканчивались на –ов, -ин, -ев. Узнала, что о нём рассказал на страницах своей книги «Брестская крепость» Сергей Смирнов. Далее была книга Бориса Васильева «В списках не значился»… Очень захотелось поклониться героям обороны Брестской крепости там, на месте их подвига. Мечта сбылась в 2009 году. А в 2012, в следующую свою поездку, неожиданно познакомилась с племянником Петра Сергеевича Клыпы Геннадием Николаевичем Клыпой, чья судьба тоже заслуживает особого внимания…

10. Возвращаюсь в 2009. Дома, под впечатлением от поездки, написала письмо в Музей обороны Брестской крепости нашему экскурсоводу Марине Воронович с благодарностью за память, которую хранят в Крепости-герое. Неожиданно получила в подарок буклет о Музее, на второй странице которого прочла: «Здесь первый шаг свой сделала война, // В июне, в сорок первом, на рассвете.// Здесь нынче соловьи, и тишина // Струится в заводи с зелёных ветел» С.Орлов. Изумлению не было предела. Впечатление такое, будто в другом городе встретила земляка.

11.       Продолжением стал выпуск мини-альбома с текстом стихотворения и иллюстрациями к нему, в том числе с фотографиями, сделанными нами в Крепости. Этот альбом мы с другом В.А.Полянским дарили потом разным адресатам - музеям, библиотекам, школам, друзьям.

Позволю цитату:

Я в Брест вхожу, как в сорок первый год.

Гремят о землю тяжкие удары,

И принимает комендантский взвод

На грудь свою железный натиск армий.

Он не был вероломством потрясён

И паникой внезапности охвачен,

Бесстрашно ждал минуты этой он, -

Как мог бы здесь он устоять иначе?

Без гимнастёрок, с коек на траву,

Расставив прочно сошки пулемётов,

Залёг он здесь, у крепости во рву,

Как на Берлин идущая пехота…

(«В Бресте», 1965)

12. Вернусь к памяти деда. Семья долго не знала место захоронения. Не знаю, как, но мама предположила, что оригинал похоронки может храниться в архиве ПФР (СОБЕСА, как раньше называли), куда бабушка могла её отдать для назначения пенсии по утере кормильца на малолетних детей, их осталось пятеро от 2-х до 14 лет. Так мы узнали, где захоронен дед. Но после войны д. Шевелёво Маловишерского района Ленинградской области перешла в Новгородский район Новгородской области. Воинское захоронение в деревне расформировали. Мы увековечили память деда в д.Змейско, это следующая деревня за Шевелёво. К чему я так долго это рассказываю?

– К стихам:

         Мы ушли на заре, словно тени косые.

Под землёй наши руки с корнями сплелись,

И не слышим мы: дождь ли идёт по России,

Или дымом сугробы в полях завились.

Тишина, о которой мы столько мечтали,

Чёрным камнем легла на разбитую грудь.

Может быть, петухи на Руси закричали,

Но и им тишины не вспугнуть, не вспугнуть… (1944)

Это, и многие другие стихи поэта открылись для меня, как память о дедушке, отдавшем свою жизнь за своих детей, за будущих внуков - меня, моих брата и сестру. Скажу больше – я воспринимаю эти стихи, как личную память о нём. На митинге 9 мая 2011 г. в д.Змейско оно и прозвучало.

13. А чуть позже моим стало стихотворение «Когда на фронте наступает ночь», ведь оно о том, что души убитых солдат в ночной тишине стремятся «к отческому дому». И, хотя в этом произведении поэтом «нарисован» образ матери, которая не спит в ожидании сына, для меня важна главная мысль: в «отческий край» стремятся души тех погибших воинов, кого помнят и ждут:

     Когда на фронте наступает ночь

И в небе загораются ракеты,

Они встают, идут от фронта прочь,

Белесыми туманами одеты.

Из ржавых вод, из голубого мха,

В истлевших гимнастёрках и пилотках,

Они встают. Беззвучна и тиха

Солдат убитых тяжкая походка.

Они проходят мимо часовых,

Бессонных у замолкнувших орудий.

Они зовут по именам живых,

Но их не слышат, их не видят люди.

Их вдаль влечёт извечная тоска,

К жилищам мирным, к отческому дому

Они спешат. Дорога далека

По перелескам тёмным, незнакомым… (1943)

ЧАСТЬ

14. Повторюсь, - я не литературный критик, и могу делиться с другими только своими эмоциональными ощущениями Мира и Войны в поэзии С.Орлова, уже состоявшимся личным душевным прикосновением к содержанию стихотворений и жизненным опытом, осознанным во время такого прикосновения. Естественно, что размышления о Мире и Войне не ограничиваются только приведёнными поэтическими примерами. Другие читатели или исследователи будут размышлять над творческим наследием С.Орлова в данном направлении, цитируя иные стихи. Ибо амплитуда исследования широка, и размышлять можно бесконечно, казалось бы, о взаимоисключающих составляющих Жизни человека, даже на основе только одного поэтического сборника, например, «Страница», выпущенного в Ленинграде в издательстве «Советский писатель» в 1969 году. «В электричке» («А наши песни остаются»), «Опять на старую гляжу на фотокарточку оттуда», «Хотел бы прямо, без обиняков», «В заздравной дате государства», «Баллада о парламентере», «Когда над землею раскаты» - эти и другие стихи из сборника читаются так, что душа летит в водоворот размышлений и чувств.

А ведь, размышляя об этих, на мой читательский взгляд, главных сферах человеческого бытия по отдельности, непременно нужно заострить внимание на том, что очень существенная часть поэтического наследия С.Орлова – это, тем не менее, крепкое сплетение Мира и Войны. Они, как корни очень старого дерева. Их не отделить друг от друга. У Орлова прочитала – «человек – мера времени. Прошлое живёт только в нём, и только человеком измеряются настоящее и будущее, без человека времени нет» («Сергей Орлов. Воспоминания современников. Неопубликованное», Лениздат, 1980, стр.249). В свете размышлений о мире и войне в стихах поэта однозначно то, что прошлое – война, и она жила в поэте всегда: «Война, с её законами дружбы и чести, с её оценками подлинного, прочно вошла в его душу, он оставался солдатом больше и дольше всех нас…» (Там же, Даниил Гранин «На берегу», стр.118). И настоящее для С.Орлова было тем, чтобы из года в год, не повторяясь, возвращаться к военной теме, но живя в мире. И его наследие поэтическое, вместившее мир и войну, обращено было в будущее.

 

15. У Валерия Судакова в стихотворении «Учитель мой» («Мир венчаю лирой», Вологда, 2007) есть чудесное второе четверостишие:

Учитель мой, ты тайну тайн открой,

Зачем цветут ольховые сережки

И почему на жизненной дорожке

С печалью  радость сходятся порой.

Как же не вспомнить Притчи 14 главу 13 стих, его вторую половину: «…и концом радости бывает печаль».

Печаль – война, радость – мир, они встречаются и переплетаются, как свет и тьма, добро и зло, дружба и предательство, детство беззаботное и молодость военная:

16. Были годы юны, были рыжи,

Бегали по лужам босиком.

Я из них, как из пеленок, вышел,

Вырос бородатым мужиком.

Ликовал над горсткою махорки,

Над краюшкой хлеба и костром.

Были годы трудны, люты, горьки,

Порохом продуты и огнем.

Стал я стар, и, как мальчишка, ясен

И доверчив. Видно, те года

Одарили верой, и не к счастью,

И уже, как видно, навсегда.

 17.  - Что такое «В Бресте» Сергея Орлова?

- Это Мир и Война.

     Уже в самых первых строках они переплетены:

      Здесь первый шаг свой сделала война

В июне, в сорок первом, на рассвете.

Здесь нынче соловьи, и тишина

Струится в заводи с зелёных ветел.

Бетона глыбы разметал тротил,

Черны провалы старых казематов,

И прячутся ромашки меж могил

На кладбище, где спят одни солдаты.

Вот то, что увидел Орлов, побывав на месте ада первых минут, часов и дней обороны страны - «Есть мир на свете, но была война» («Что знаю я о мире и войне» Сергей Орлов).

18. -Что такое «Мы ушли на заре»?

-Это Мир и Война!

Разговор идёт от лица убитых солдат, мечтавших о тишине посреди грохота рвущихся снарядов. Оно, стихотворение, - о их боли, ведь лежат они на «забытом, поросшем крапивой погосте». А в заключительной строчке -  «Мы лежим, может, год, может, тыщу веков». Написанное поэтом в 1944 военном году, оно, тем не менее, воспринимается мною, как разговор из будущего, из мира.  Возможно, Сергей Орлов написал его, уже демобилизовавшись с фронта.

Я читаю это стихотворение без 3 четверостишия, ибо отношу его к истории деда, а его память, Слава Богу, увековечена на воинском захоронении, за которым идёт надлежащий уход.

19. -Что такое «Голос первой любви»?

-Мир! Война!

Даже в таком лирическом стихотворении второй куплет отсылает нас к жестокому военному времени:

Над горящей землёй от Москвы до Берлина

Пыль дорог, где отстать – хуже, чем умереть,

И в бинтах все берёзы, в крови все рябины…

Голос первой любви, как ты мог уцелеть?

Справедливости ради, хотелось бы сказать, что в «Голосе…» сохраняется надежда. В реальности же война сделала своё подлое дело – не уцелел этот голос, звучавший «обещанием счастья», именно в судьбе Сергея Орлова.

К сожалению, такой поворот событий случился не только в его жизни…

2 0. В моём детстве война была окрашена, в основном, звуками подвига и героизма нашей армии и народа, за которыми голос человеческих потерь и трагедий был тих и почти не слышен, хотя уже в 1960-м на радио, а в 1965-м на телевидении в исполнении Марка Бернеса страна слушала, затаив дыхание, «Враги сожгли родную хату» (М. Блантер - М.Исаковский):

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?..

21. Но после 1985 года стала громко звучать именно эта тема. Я была потрясена одной из публикаций в журнале «Молодая гвардия» об интернатах, в которых проживали инвалиды Великой Отечественной войны, которым некуда было идти или от кого отказались. Об этом пронзительно написал в своём рассказе «Терпение» Ю.М.Нагибин: «Пассажиры подались к валуну. Анна машинально последовала за ними и увидела калек, торговавших корявыми грязными корешками. Тут только вспомнила она о грустной участи Богояраслужить последним приютом тех искалеченных войной, кто не захотел вернуться домой и кого отказались принять» . Нагибин«Вдали музыка и огни», М., «Современник»,1989. «Терпение» стр.347).

22. Как они с такой трагедией доживали свою жизнь? На этот вопрос ответ знали только они сами. Но и мне, маленькой девочке в далёких 1960-х, пришлось стать невольным свидетелем, как доживал свой век победитель, вернувшийся домой с войны с тяжелым ранением. Моя семья жила в доме, который до этого был складом. Капитальные ли стены разделяли квартиры? Бог знает, только за одной из них кричал от боли брат нашего соседа д. Йоси Драбкина Владимир. Я не только слышала его стоны, но даже видела его один раз издалека. Он лежал длинный, вытянувшийся на одинарной железной кровати. У него не было половины черепа. От него не отказались, он был нужен своей родне. В октябре 1967 года его не стало. Вот так и жили в мире, но знали о войне, слушая стоны солдата, не имея возможности хоть как-то ему помочь.

23. А вот ещё одна история от Николая Александрова, мегорца, поэта и журналиста, подхватившего поэтическую эстафету от старших коллег по цеху (Мегра – Дальний Восток – Брест):

Трёхрядка на полустанке

В полуголодной стране…

Судачат меха тальянки,

Рассказывают о войне.

С надрывом и строгим чувством –

Постой-ка, браток, присядь! -

Она достаёт искусством,

Таким, что слёз не унять.

Пристально, стройно, чисто

Звёзды зажглись в вышине.

А ноги у гармониста

Гуляют на той войне

(Н.Александров «Из пятидесятых». «Вечерняя пристань», Брест, «Альтернатива», 2021, стр.143).

24. У героя рассказа Ю.Нагибина «Терпение», отрывок из которого я привела выше, ноги тоже «гуляли на той войне». И Д. Гранин поделился, какими они возвращались с войны, даже не имея тех увечий, а ведь это было чудом: «Существование своё долго ещё после войны считал чудом и доставшуюся послевоенную жизнь бесценным подарком. На войне я научился убивать, мстить, быть жестоким и ещё многому другому, чего не нужно человеку…Тот парень, каким я пошёл на войну, после этих четырёх лет казался мне мальчиком, с которым у меня осталось мало общего. Впрочем, и тот, который вернулся с войны, сегодня тоже бы мне не понравился. Так же, как и я ему» (Д.Гранин «По ту сторону», СПб, «Азбука-Классика», 2009, стр.6). Из признаний писателя понятно, что адаптироваться к мирной жизни было совсем не просто.

 25.     Но Орлов, вернувшийся с войны с обгоревшими телом и душой, нашёл в себе силы обратиться просто, честно и открыто к тем, за кого воевал:

      Вот человек – он искалечен,

В рубцах лицо. Но ты гляди

И взгляд испуганно при встрече

С его лица не отводи.

Он шел к победе, задыхаясь,

Не думал о себе в пути,

Чтобы она была такая:

Взглянуть — и глаз не отвести!

Вот как они переплетаются друг с другом, Мир и Война.

26. -Что такое «У себя дома»?

-Мир и Война, но уже с более сглаженными временем чувствами – воспоминаниями:

Я давно, признаться, не бывал

В городке зелёном, деревянном,

Там, где я десятый класс кончал

И на будущее строил планы…

Казалось бы, в обыденной констатации фактов – «давно… не бывал», «на будущее строил планы», «где я десятый класс кончал», - нет описания ужасов войны, но мы ведь помним, что поэт вспоминает о предвоенном времени, когда всё было впереди - и счастье, и любовь, и семья, и профессия. Вот только все ли, ушедшие на фронт, познали это?

Обошёл я тот знакомый сад.

Там уже без орденов и планок,

Пиджаки накинув на девчат,

Ходят парни под его баяны.

Время – лучший лекарь боли. Пиджаки «без орденов и планок» тому подтверждение. В уже упоминавшемся стихотворении «В Бресте» поэт подметит:

Уходит взрывов дальняя волна

В историю на тихие страницы…

Память – замечательный подарок человеку от Бога. Он со временем утишает боль, но оставляет память разных оттенков – от горького до светлого.

27. Многие из нас, садясь вечером в фирменный поезд «Белые ночи» в Вологде или в Череповце, проснувшись утром, могут видеть станцию «Мга». Когда я вижу это название, сразу вспоминается одноимённое стихотворение С.Орлова. В нём, написанном после войны, поэт вспоминает, что замечательный город он со своими товарищами штурмом брали ГОД! Все размышления, мирные и военные в этом стихе, переплетены между собой. Их не разделить, надо читать:

Ах, какой мы штурмом брали город

На заре морозной в январе!

В нём сирень клубится, а не порох,

Дети в каждом доме и дворе.

Год мы этот город штурмом брали.

Над болотом с чёрною водой

Танки шли, горели, догорали,

Столбики вставали со звездой…

Белый город с небосводом синим.

От позиций наших в давний год

Пять минут всего, пожалуй, ныне

Электричка до него идёт.

Год и пять минут! Война и Мир!

28. Хотелось бы ещё остановиться на одном стихотворении С.Орлова «Невская Дубровка», которое он посвятил своему земляку, мегорцу Борису Михайловичу Пидемскому, которому Бог положил прожить после войны почти до ста лет! Для чего? Мне кажется, всё для того же – правду о войне рассказать потомкам. И они оба рассказывали. Когда не стало Сергея Орлова, его друг всё сделал для увековечения памяти поэта…

29. Но вернёмся к стихотворению:

Мы с товарищем бродим по Невской Дубровке,

Два довольно-таки пожилые хрыча.

Будто мы разломили на круг поллитровку,

Мы с товарищем плачем и солдатские песни поём…

 

Вот он, берег Невы сорок первого года

Двадцать лет поднималась и жухла трава,

Шли дожди и снега, лишь одна оставалась пехота,

Та, что в берег вцепилась, от дивизии рота

В сорок первом году, ни жива, ни мертва…

Вспоминает полковник, а земля исковеркана,

Двадцать лет ничего на земле не разгладили,

Да и мы – как земля, наша память, наверное,

Будет тоже, как эта земля, вечно в ссадинах.

И здесь всё переплелось так крепко, что не разъединить, - только помнить.

ЧАСТЬ

30.   Вновь возвращусь к своим умозаключениям, высказанным выше.

-Для чего прожил достойно послевоенную жизнь Сергей Орлов?

-Чтобы навсегда соединить в своём творчестве Мир и Войну. Мир, как подаренное будущее потомкам. Войну, как предупреждение ныне живущим, чтобы помнили и берегли Мир.

Он всегда помнил своих товарищей, оставшихся на полях сражений. Это была его миссия, недаром в одном из своих известнейших стихотворений он напишет:

Самые отважные солдаты

Были те, что не пришли домой

В день Победы, в мае, в сорок пятом,

Став навеки родиной самой.

   Его миссия заключалась в благодарной памяти:

Дружба – дружбой. Снова ради друга

По снегу товарищи ползут.

Я лежу под пулеметной вьюгой,

Но они пробьются и спасут.

(«Ракеты»)

31. В название вечера поэта в 2012 году, который проходил в Администрации Петроградского района для ветеранов, «попросилась» строчка именно из этого стихотворения «Ракеты» - «…вера, благодарность и любовь». Вот цитата целиком:

В наше время скорости и света,

Штурма неба мировых высот,

У меня есть дальняя планета,

и с неё ко мне летят ракеты

В праздники уже который год.

Вот они выходят на орбиту

Памяти

По небосводу вновь.

В сердце у меня для них открыты

Вера, благодарность и любовь.

32. Итак, подведу промежуточные итоги своих личных размышлений по поводу «Мира и Войны в стихах Сергея Орлова».

Жизнь после тяжелейшего ранения в его последнем бою у д.Гора на Псковской земле была дана С.Орлову однозначно, с моей точки зрения, для того, чтобы мы, ныне живущие под мирным небом, наслаждаясь солнечным теплом, благами современной цивилизации, ПОМНИЛИ, какую цену заплатил наш народ и простой солдат. Кстати, в орловском «Его зарыли в шар земной», в одном из первых вариантов, начало реквиема звучало так:

Его зарыли в шар земной,

Ещё ему чего?

Он был, друзья, солдат простой,

Простой солдат всего.

(В.Дементьев «Мой лейтенант», М., «Советский писатель», 1981, стр. 59)

Этот вариант я всегда отношу к памяти своего деда, у которого не было ни званий, ни наград, но он сложил свою голову, чтобы мы жили. Такие слова выгравированы на Невской Дубровке: «Мы погибли, чтоб жили вы».

33. Тема Мира и Войны в поэзии Сергея Орлова для меня очень глубокая, серьёзная, интересная, в некоторой степени, личная, затрагивающая семейную историю, да и может ли быть иначе, ведь поэт писал о своих стихах: «Я порохом пропахнувшие строки из-под обстрела вынес на руках…». Так спасают самое дорогое – память. Это важно и для исследователей творчества поэта, и для простых читателей в наше непростое время, когда Историю о войне переписывают, а пролитую кровь наших солдат ради мира на земле уничижают, топчут  и принижают. Именно поэтому так важен сегодня разговор о Мире и Войне через поэзию Сергея Орлова – человека, солдата, поэта:

Что знаю я о мире и войне?

Да ничего.

Как в травах льются росы,

Как бьет свинец по танковой броне…

А что ещё!

Ты задавай вопросы.

Философ лоб наморщит, как Сократ.

Политик соловьем зальется в пеньи.

Ты уши раскрывай, он только рад.

Он полон весь глобальных обобщений.

Я знаю лишь подробности одни.

Я ими обожжен и зачарован.

Ты их забудь. Но всё же сохрани,

Как найденную некогда подкову.

Когда-нибудь и зазвенит она.

И ты рукой коснёшься строчки ржавой.

Есть мир на свете.

Но была война.

И кровью, и железом пахнут травы…

Орлов в процитированном выше стихотворении обращается к современникам, желающим знать о мире и войне: «Ты задавай вопросы». Поэтому продолжу, ибо звучит во мне продолжение этой темы с тех пор, как моя душа увидела два стихотворения поэта, на первый взгляд, казалось бы, очень разных и далёких от войны. Но я смотрю на них с философской точки зрения, с образной. Размышляю над этими стихами, исходя из внутреннего содержания образов «мира и войны», совокупности всего комплекса их признаков, которые остаются запоминающимся шлейфом присутствия в эмоциях и чувствах человека. В них ведётся  разговор, что называется, «не прямо в лоб».

34. Итак, 2007 год. Приближался ежегодный Орловский праздник в Музее поэта в Белозерске. Я была приглашена в качестве участника. Мне захотелось придти не только с песнями, но и со стихами. Вот тогда я и увидела стихотворение «Мне нынче снится край родной ночами» 1975 года. Оно так проросло во мне, что в 2011 году для юбилейного вечера поэта «Такая короткая долгая жизнь» в Санкт-Петербурге в Музее им. Пушкина на Мойке-12, я записала его. Мне помогли «сделать» видео, где оно звучало на фоне фотографий старой Мегры из семейного архива Николая Александрова, чьё стихотворение «Из пятидесятых» уже прозвучало выше. И музыка белозерского музыканта, исполнителя и композитора Николая Грошникова чудесным образом дополняла пронзительный поэтический текст:

Мне нынче снится край родной ночами,

Воды большие светы. И по ней

Я всё плыву в веселье и в печали,


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!