Либретто для Штрауса и отличие от литературного источника

Роль Стефана Цвейга в оперном творчестве Штрауса

   Интересна и необычна история несостоявшейся дружбы двух гениев своего времени: композитора Рихарда Штрауса и писателя Стефана Цвейга. Зрелый и осмысленный подъём Штрауса в творчестве пришёлся на период установления нацистской диктатуры в Германии. Однако антисемитистская пропаганда не могла не сказаться на отношении к Цвейгу, и поскольку в тридцатые годы двадцатого столетия судьбы творцов перекликаются, часть ударов достаётся и Штраусу. Несмотря на враждебное отношение органов власти, Штраусу и Цвейгу удалось создать оперу "Молчаливая женщина", о которой мы расскажем в нашем проекте.

 

Взаимоотношения Стефана Цвейга и Рихарда Штрауса

   Знакомство Стефана Цвейга и Рихарда Штрауса произошло в октябре 1931 года, когда Штрауса посетил глава издательства "Инзель Ферлаг" Антон Киппенберг и предложил ему организовать встречу со Стефаном Цвейгом, австрийским писателем еврейского происхождения. Штраус дал на это своё согласие и через несколько дней получил по почте пакет с письмом Цвейга. В пакете также находились факсимиле писем Моцарта из уникальной коллекции автографов и манускриптов Цвейга. Это было дружеским жестом писателя.

Их первая встреча состоялась 20 ноября 1931 года. Штраус признался Цвейгу в том, что его музыкальное вдохновение не имеет былой силы. Отношения их становились всё более дружественными и создавали предпосылки для дальнейшей совместной работы. После долгих поисков творческого материала они остановились на сравнительно малоизвестном источнике - пьесе Бена Джонсона «Молчаливая Женщина», написанной в 1610 году. Цвейг закончил работу над либретто 17 января 1933 года, а всего через две недели, 30 января 1933 года, новый канцлер Германии Адольф Гитлер принёс присягу президенту Гинденбургу.

Закончив работу над оперой «Арабелла», Штраус с воодушевлением занялся сочинением музыки на текст либретто Цвейга. Однако нацистская расовая "чистка" сломала планы Штрауса: были изгнаны со своих постов ведущие композиторы, дирижёры, режиссёры. Уволен композитор Арнольд Шёнберг - профессор Высшей музыкальной школы в Берлине. Несмотря на большую занятость, Штраус продолжает упорно работать над новой оперой «Молчаливая женщина». 15 ноября 1933 года Штраус назначается президентом Имперской музыкальной палаты. Музыкальной палате подчинялись все композиторы, артисты, концертные агентства, любительские музыкальные общества, издатели, продавцы и изготовители музыкальных инструментов.

Отношения с Цвейгом усложнялись из-за официального поста Штрауса и изгнания немецких евреев из всех областей хозяйственной и культурной жизни. Цвейг жил в пока ещё свободной Австрии, но соавторство со Штраусом начинало его сильно тяготить. Штраус чувствовал потребность оправдаться перед Цвейгом. Он пишет ему, что не может отказаться от поста, ведь новое правительство Германии обещает много улучшений в музыке.

 

Работа над новой оперой продвигалась успешно. Геббельс попросил Штрауса прислать ему для прочтения текст либретто, чтобы потом ознакомить с ним Гитлера. Премьера оперы должна была состояться по традиции в Дрездене. Близился день премьеры, и композитор приехал туда сам, чтобы присутствовать на заключительных репетициях. 22 июня, за несколько дней до премьеры, Штраус попросил показать ему афишу. Не обнаружив на ней никакого упоминания о Цвейге, он потребовал немедленно напечатать "такими же крупными буквами имя либреттиста, какими писали всегда имя Хофмашталя". Его требование было выполнено. Незадолго до этого, 9 июня 1935 года, композитор получил письмо от Цвейга, которое ,к сожалению, не сохранилось. О нём, однако, можно судить по ответу композитора. Он сохранился - благодаря архивам гестапо. В нём Штраус убеждает Цвейга не сомневаться в нём: «.. Я должен от Вас отречься? Ни за что на свете!..», «..Верите ли Вы, что Моцарт, сочиняя, чувствовал себя арийцем?..»

Об этом письме было доложено Гитлеру. В это время Геббельс уже находился в самолёте по пути в Дрезден, чтобы присутствовать на премьере «Молчаливой женщины». Его пилот получил приказ из канцелярии Гитлера - немедленно возвращаться назад в Берлин. Посещение премьеры вождями Рейха было отменено. Опера прошла четыре раза и была запрещена. 13 июля 1935 года Штраус узнал по радио, что он освобождён от своего поста "по состоянию здоровья". Посоветовавшись с сыном, Штраус пишет письмо Гитлеру. Из личных записей Р. Ш. : «...тевтонские композиторы никогда не рассматривали себя германцами или арийцами, чтобы они не сочиняли.... Я почти завидую моему другу Стефану Цвейгу, преследуемому за его происхождение, который может себе позволить отказаться от работы со мной - открытой или тайной..».


В последние годы композитор стал страдать от депрессии.
Последний раз Штраус услышал о своём либреттисте по радио в 1942 году. Это было сообщение о смерти Цвейга, последовавшей в Петрополисе в Бразилии от большой дозы веронала. Он покончил с собой вместе со своей женой.

 

 

Либретто для Штрауса и отличие от литературного источника

    В основе сюжета оперы «Молчаливая женщина» — конфликт между пожилым капитаном Морозусом и его племянником Генри. Капитан хочет видеть в своём доме только тихую и скромную женщину, поэтому он отказывается передать наследство Генри, который хочет жениться на шумной оперной певице. Тогда возлюбленные решают заполучить имущество обманным путём: подстроить знакомство Морозуса и Аминты (невесты Генри), сыграть их свадьбу, а на следующий день оформить развод. Их план реализуется, однако в последний момент Генри раскрывает карты. Морозус прощает всех и объявляет Генри своим наследником.

Этот синопсис появился ещё в античности: римский драматург Плавт в «Казине» рассказывает о женитьбе старика на молодой девушке. Позже многие авторы писали произведения на подобный сюжет, в том числе и англичанин Бен Джонсон. Именно к его пьесе и обратился Стефан Цвейг, однако тексты оригинала и либретто существенно отличаются. У Джонсона сэр Морозус — неприветливый ворчливый старик, пытающийся лишить племянника наследства через брак. У Цвейга же этот герой гораздо более глубокий: он не любит шум, потому что однажды пережил взрыв на корабле, а своё богатство приобрёл после захвата испанских галеонов. Блестящий капитан флота в отставке, Морозус — добрый и порядочный человек, готовый в начале действия отказаться от собственной свадьбы ради счастья племянника, — также осознаёт абсурдность мезальянса с Аминтой-Тимидией, и призывает её ещё раз подумать. Сама Аминта — жена Генри у Цвейга, а у Джонсона героиня молчаливой женщины на самом деле является мальчиком. Диаметрально противоположны характеры Генри у двух авторов. В пьесе Джонсона он состоит в, заговорщическом союзе с Цирюльником и получает удовольствие от происходящего, а у Цвейга — Генри настолько искренне любит своего дядю, что не может довести обман до конца. Герои у Цвейга не просто представлены типажами в фарсе, они проходят нравственную эволюцию: Морозус признаёт свою глупость и великодушно прощает племянника, корыстный Генри проявляет истинное сострадание к дяде, а Аминта осознаёт свою ошибку и разыгрывает свою роль через моральное преодоление. В отличие от текста Джонсона, тут персонажи мирятся в финале.

Помимо углубления в психологизм, Цвейг использовал игру правды, восприятия и иллюзий. Морозус находится в мире иллюзий (его разыгрывают), и на протяжении второго и третьего актов зрители могут оценить слова персонажей с ракурсов игры и реальности.

На либретто Стефана Цвейга в 1935 году Рихард Штраус написал комическую оперу. Премьера состоялась в дрезденской опере Земпера, но из-за нацистского режима была снята с репертуара вплоть до 1946 года. Новаторство музыкального стиля, захватывающий сюжет, нестандартный состав оркестра, сочетание глубины содержания и комизма — всё это делает оперу востребованной и в наши дни.

 

 

Заключение

Таким образом, содружество Стефана Цвейга с Рихардом Штраусом из-за набиравшего силу в те годы фашистского режима осталось кратковременным союзом. Их сотрудничество позволило появиться «Молчаливой женщине», но кто знает, что бы ещё могло появиться благодаря дружбе двух выдающихся деятелей искусства мирового уровня?

 

Проект выполнили: Шорохова Полина (духовые), Суханова Полина (духовые), Безух Полина (фортепиано), Перова Оля (духовые), Нигматуллина Софья (духовые).


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!