ЕСЛИ БЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МОГЛИ ГОВОРИТЬ...

Ольга Манус А.С. Пушкин «Свидания»

В исполнении заслуженной артистки России ОЛЬГИ МАНУС прозвучат произведения А.С. Пушкина «Метель» (фрагменты), А.П. Чехова «Егерь», И.А. Бунина «Тёмные аллеи». «Путь героев к любви через страсти, сомнение и смирение – это ли не на-стоящее торжество жизни? Это ли не настоящая любовь?». Ответы на многие вопросы найдёт каждый, кто придёт послушать эти захватывающие истории. Перед нами раскроются удивительные судьбы героев, драматические любовные коллизии, неповторимый мир тончайших переживаний. Герои этих историй – обыкновенные люди, жизнь которых, как и у каждого из нас, может сложиться совершенно неожиданно, при вмешательстве не-объяснимой и непредвиденной случайности. Произведения великих русских писателей заставляют задуматься о тайнах и загадках любви, о верности и пре-данности, о роли предопределённости и случайности в жизни человека.

 

А.С. ПУШКИН "БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА"

Заслуженная артистка России Ольга Манус (художественное слово)

           Повесть "Барышня-крестьянка" - одно из пяти произведений, входящих в сборник А. С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
           В 1830 году из-за вспышки холеры Пушкин уехал в родовое имение Болдино. Там он провел три осенних месяца, которые стали одним из самых плодотворных периодов в творчестве писателя. Именно тогда, в знаменитую Болдинскую осень, из-под пера великого писателя почти каждый день выходило выдающееся произведение. Так, "Барышня-крестьянка" начата 19-го, а закончена 20 сентября! Уже в 1831 году произведение стало популярно у широкого круга читателей. Повесть и сейчас подкупает своей простотой и искренностью, увлекает захватывающим сюжетом, заставляет сопереживать героям.
           Двое соседей-помещиков много лет враждуют друг с другом. Однако их связывает много общего: оба вдовцы, в одиночку воспитывают детей. Лиза - дочь Григория Ивановича Муромского, мечтает познакомиться с недавно вернувшимся из Петербурга Алексеем Берестовым. Но отец запрещает ей встречаться с Алексеем и даже ничего не хочет слышать о Берестовых...
           История отношений Лизы Муромской и Алексея Берестова - прекрасный пример «нескучной» классики и тонкой, ироничной, психологически точной прозы великого писателя.
           Как это трогательно, когда любящие сердца воссоединяются после всех пережитых тревог и сомнений!
           О самых забавных и неожиданных поворотах сюжета, об истории большой, светлой и примиряющей любви расскажет солистка Курганской филармонии, заслуженная артистка России Ольга Манус (художественное слово).


ФОРТЕПИАННЫЕ ЦИКЛЫ РОБЕРТА ШУМАНА "КАРНАВАЛ" И "ДЕТСКИЕ СЦЕНЫ"

Цикл "КАРНАВАЛ" (ор. 9), написанный в 1835 году, стал наиболее известным произведением Роберта Шумана для фортепиано.
В юности композитор был очень весёлым человеком, неистощимым выдумщиком. В музыке «Карнавала» это чувствуется особенно сильно. Вот что писал русский композитор и критик Цезарь Кюи, когда услышал эти пьесы: «Нужно было иметь неисчерпаемый талант Шумана, чтобы так беспечно и в таком количестве расточать его в одном произведении». По дерзости замысла и смелости его воплощения «Карнавал» - оригинальнейшее музыкальное произведение. С юношеским задором, с весёлым и язвительным смехом Шуман утверждал в нём новые принципы музыкального искусства.

В посвящении цикла был подзаголовок: «Маленькие сцены, написанные на четыре ноты». Композитор, используя буквенную нотацию, зашифровал в пьесах название чешского города Аш (Asch). В этом городе жила Эрнестина фон Фрикен, к которой Р. Шуман испытывал особые чувства.
Пьесы «Карнавала» связаны с интимными переживаниями. Некоторые пьесы напрямую посвящаются близким Шуману людям: Киарина — будущая жена Р. Шумана Клара Вик, Эстрелла — Эрнестина фон Фрикен, сам автор представляет себя в двух образах: мечтательного Эвсебия и страстного Флорестана,

Создавая цикл, автор не придерживался определённой программы и составил её уже после завершения:
1. Вступление.
2. "Пьеро".
3. "Арлекин".
4. Благородный вальс.
5. "Евсебий".
6. "Флорестан".
7. "Кокетка".
8. Реплика. Сфинксы.
9. Бабочки.
10. A. S. C. H. — S. C. H. A. "Танцующие буквы".
11. "Киарина".
12. "Шопен".
13. "Эстрелла".
14. "Узнавание".
15. "Панталон и Коломбина".
16. Немецкий вальс.
17. "Паганини" (Intermezzo).
18. "Признание".
19. "Прогулка".
20. "Пауза".
21. Марш членов союза Давида против филистимлян.

"ДЕТСКИЕ СЦЕНЫ", ор. 15 (1838). Этот фортепианный цикл состоит из тринадцати небольших пьес и ярко демонстрирует музыкальное воображение композитора на вершине его творческой зрелости: 1. "О чужих странах и людях"
2. "Забавная история"
3. "Игра в жмурки"
4. "Просящее дитя"
5. "Полное удовольствие"
6. "Важное происшествие"
7. "Грёзы"
8. У камина
9. "Верхом на палочке"
10. "Почти серьёзно"
11. "Пугание"
12. "Засыпающий ребенок"
13. "Поэт говорит"

Эти очаровательные миниатюры можно охарактеризовать как музыкальные эссе, в которых гений Шуберта нашёл своё полное выражение.


ВЕЧЕР ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ

ПАВЕЛ КУШНИР, фортепиано

К 130-летию со дня рождения Сергея Прокофьева
Сонаты
№ 6 Ля мажор, ор.82
№ 7 Си-бемоль мажор, ор.83
№ 8 Си-бемоль мажор, ор.84

Сонатная триада Сергея Прокофьева – сонаты № 6, 7, 8 – уникальное явление фортепианной музыки 20-го века. Написанные в суровые годы Второй мировой войны (1939-43), эти три большие сонаты образуют цельную художественную картину, поражающую своей мощной драматургией, эпическим размахом, выразительностью и виртуозностью.

Их исполнит солист филармонии, лауреат международных конкурсов ПАВЕЛ КУШНИР.
       Каждая из этих сонат неоднократно звучала в исполнении выдающихся российских пианистов на курганской сцене. Но исполнить их и услышать единым циклом – сразу все три!– это большая редкость и в России, и в мире.
       Сонатная триада С.  Прокофьева – сонаты № 6, 7, 8 – уникальное явление фортепианной музыки 20-го века. Написанные в суровые годы Второй мировой войны (1939-43), эти три большие сонаты образуют цельную художественную картину, поражающую своей мощной драматургией, эпическим размахом, выразительностью и виртуозностью.
       Музыковед Татьяна Пак:
       "Так же, как и «Ленинградскую симфонию» Дмитрия Шостаковича, триаду военных сонат Сергея Прокофьева можно смело называть музыкальным памятником Великой Отечественной войне.
       Все эти три сонаты задуманы автором одновременно, в 1939-м году. Этот цикл уместно сравнить с тремя томами эпопеи или с тремя сериями масштабной киноленты: невероятные, зрелищные образы борьбы и преодоления вызывает в воображении эта музыка... Перед нами как будто бы разворачивается широкая панорама схватки противоборствующих сил вселенского масштаба: «Бой идет святой и правый – смертный бой не ради славы – ради жизни на земле».

 

ШЕДЕВРЫ ОПЕРНОЙ КЛАССИКИ

Оркестр под управлением Антона Шниткина сыграет увертюры из опер "Кармен" Бизе, «Пиковая дама» Чайковского и «Ромео и Джульетта» Гуно. В сопровождении оркестра солисты филармонии исполнят арии из опер "Евгений Онегин" Чайковского (М. Мустакаева), "Трубадур" Верди (Н. Мишукова), "Пиковая дама" Чайковского (С.Кучин), "Мадам Баттерфляй" Пуччини (А. Суханова), "Кармен" Бизе (М. Мустакаева), "Джанни Скикки" Пуччини (О. Иванова), «Ромео и Джульетта» Гуно (Н. Тимирбаева), "Севильский цирюльник" Россини (П. Табаков). Ведущая - музыковед Татьяна Пак.

 

" ЖИВЫЕ РОДНИКИ РОССИИ "

Новая программа ансамбля народных инструментов "Царёво городище». В составе ансамбля: Екатерина Коркина (домра), Елена Мисюкова (домра-альт), Алексей Козлов (баян), Максим Литвинов (балалайка-контрабас), Дарья Киркова (вокал). Солист – лауреат международных конкурсов Павел Табаков (баритон).

       Россия – изумительная страна, которая обладает интересной историей и славными традициями. Образ великой державы увековечен в прекрасных произведениях искусства. Любоваться природой России можно на полотнах великих художников. Богатство и красота русского слова воплотились в художественной литературе. Невероятную прелесть России можно почувствовать в замечательной музыке русских композиторов.
В программе ансамбля народных инструментов «Царёво городище» прозвучат русские народные песни, песни советских и русских композиторов, инструментальная музыка.
В составе ансамбля: Екатерина Коркина (домра), Елена Мисюкова (домра-альт), Алексей Козлов (баян), Максим Литвинов (балалайка-контрабас), Дарья Киркова (вокал). Солист – лауреат международных конкурсов Павел Табаков (баритон).
Музыканты ансамбля сыграют такие сочинения, как "Поэма о России", "Тульский самовар", "Проводы казаков" (из репертуара "Терем-квартета"), вариации на тему народной песни.
Солист Павел Табаков исполнит песни и романсы "Живые родники России", "Белый снег", "Бубенцы".
Дарья Киркова солирует с песнями из репертуара Мордасовой "Гармонь моя" и "Валенки", а также "Гляжу в озера синие". Баянист ансамбля Алексей Козлов представит пьесу собственного сочинения "Сабантуй".

 

ЕСЛИ БЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МОГЛИ ГОВОРИТЬ...

Программа для детей камерного ансамбля "Либера людус"

Сколько интересного, необыкновенного, увлекательного мы могли бы узнать, если бы музыкальные инструменты умели говорить! Вообще-то, все музыкальные инструменты разговаривают, только мы не всегда понимаем их язык, нам надо многому научиться, многое усвоить, чтобы понять, о чём они говорят...

Мы расскажем вам невероятную историю о том, как однажды рано утром дирижёр, войдя в репетиционный зал, услышал, как музыкальные инструменты говорили друг с другом на человеческом языке! Инструменты громко спорили, ругались, едва не пустились в драку... Но самое интересное, каждый музыкальный инструмент рассказывал о своей жизни, о том, как он появился на свет, о том, чем он лучше остальных инструментов. Что было дальше и чем закончилась эта история, вы узнаете, когда придёте на этот удивительный концерт. В программе прозвучат волшебные по красоте сочинения чешского композитора 19 века Антонина Дворжака.

Программа концерта:

А. Дворжак. Багатель №1; Фортепианное трио соль минор, 1 часть; Романтическая пьеса для скрипки; Сонатина для скрипки соч.100, финал; Цыганская песня "Помню мать, бывало..."; Ария Бабы Яги из оперы "Русалка"; Моравский дуэт "Голубь на клёне"; "Юмореска" для виолончели.


 «Я СЛЫШУ ТАНЕЦ... ВАЛЬС И ТАНГО!»

Ансамбль камерной музыки «Libera ludus»: Мария Мустакаева (меццо-сопрано), Анастасия Суханова (сопрано), Наталья Мальцева (скрипка), Алёна Погорелова (виолончель), Рената Ахметова (скрипка), Ольга Селивёрстова (фортепиано)
Автор и ведущая программы – заслуженная артистка России, музыковед Жанна Питерских

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!