Общие рекомендации к введению в тему.



ЖАНР МОЛИТВЫ

В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

XIX - XX ВЕКОВ

Методические рекомендации к уроку

музыкальной литературы

 

Г.М. Шабунина -

Преподаватель теории

МБОУ ДОД «ДШИ № 47 имени М.Ф. Мацулевич»

Г. Новокузнецк, Кемеровская область

 

 

    Предлагаемые рекомендации основаны на собственном опыте практической работы в курсе музыкальной литературы для учащихся старшего класса. Впервые эта тема была апробирована мной в 2005 году на открытом уроке, проведенном для педагогов ДМШ и ДШИ южного региона Кузбасса. Она вызвала живой, острый интерес, как со стороны детей, так и присутствующих педагогов и была одобрена рецензентом. За эти годы тема была переосмыслена в рекомендации, которые и предлагаются вашему вниманию.

Проблема изучения музыкальной культуры древней Руси в системе ДМШ и ДШИ является актуальной по ряду причин.

     Во-первых, она расширяет представления учащихся о музыкальной культуре и оказывает необычайно сильное воздействие на эмоциональную и духовную жизнь ребенка.

    Во-вторых, в жизнь современного общества возвращаются духовные традиции, а нам, педагогам, следует включиться в этот процесс.

     В-третьих, учебная литература, изданная в предшествующие десятилетия, например: учебник русской музыки Э.Смирновой (Министерская программа от 2002 года) охватывает период изучения русской музыкальной культуры России лишь с конца 18 века. То есть, не дает детям представления о преемственности традиций, идущих от Древней Руси к современному музыкальному искусству.

    В частности, сложение национальной русской композиторской школы в ней рассматривалось на основе народно-певческого фольклора. Тогда как в действительности русские композиторы глубоко впитали в себя духовную культуру Древней Руси и опирались в своем творчестве на ее традиции. Например, ария Ивана Сусанина из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» по форме и содержанию является предсмертной молитвой человека, пожертвовавшего собой ради Родины. По своему пафосу романс П.И. Чайковского «Благославляю, вас леса» близок к молитвенному слиянию с бытием, пронизан ощущением абсолютной, божественной гармонии мира. И эти чувства рождаются не только от текста А.К. Толстого, но и от мелодии - того сопровождения, которым окрасил стихи композитор. Словом, их музыкальные творения глубоко пронизаны духовной культурой, которая не акцентировалась прежней системой преподавания.

  Музыку на канонические тексты молитв создавали: Д.С. Бартнянский, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и многие другие композиторы, в том числе, наши современники: Г.В. Свиридов, В.А. Гаврилин. Сегодня русская духовная музыка популяризируется и входит в репертуар многих хоровых коллективов, в том числе, города Новокузнецка. Много и плодотворно работает в области духовной музыки новокузнецкий композитор, преподаватель Православного Духовного училища - С.Б. Толстокулаков. Однако, у современных слушателей до сих пор существует весьма неопределенное представление о древнерусской музыке, ее месте в содружестве искусств: иконописи, зодчества, литературы.

    Перед изучением этой темы следует подготовить детей, заранее попросить их сходить в церковь, сводить родителей, что бы послушать, проникнуться интонациями церковной молитвы для более углубленного вхождения в тематику. Рекомендуем так же заказать экскурсию по экспозициям «Иконопись 18-19 вв.» художественного или краеведческого музея, которая даст дополнительную информацию о сюжетах икон и специфике их образности.

Таким образом, главной задачей по этой теме является ознакомление детей с жанром молитвы в творчестве композиторов классики и современности. Научить слышать и различать этот жанр не только в произведениях, предназначенных для церковного исполнения, но и в произведениях светского характера. На уроке мы рассматриваем следующие произведения: М.И. Глинка – ария Сусанина из оперы «Жизнь за царя»; П.И. Чайковский – две пьесы из фортепьянного «Детского альбома», увертюра «1812год», «Ариозо воина» из кантаты «Москва»; М.П. Мусоргский – ария Шакловитого из оперы «Хованщина»; Г.В. Свиридов – «Молитва» из музыки к спектаклю «Малого театра» «Царь Федор Иоаннович»; В.А. Гаврилин – «Молитва» из симфонического действа «Перезвоны»; А.Л. Рыбников – молитва из рок-оперы «Юнона» и «Авось».

Предлагаемый список произведений охватывает большой диапазон различных жанров: оперные арии и фортепьянные пьесы, кантата и музыка к спектаклю, рок-опера. Современная музыка, органично включающая в себя традиции религиозной молитвы и стилистические новации музыкальных форм 20 века, привлекает детей остросовременной формой и высоким духовным содержанием.

     В разработке этой темы я опиралась на рекомендации профессора Л.А. Рапацкой, а так же на учебник по русской музыке О.И. Аверьяновой и другие источники. Кроме того, в процессе урока в качестве сравнения чисто религиозных и светских форм жанра молитвы использовались произведения местного, новокузнецкого композитора С.Б. Толстокулакова, что позволяет решать еще одну важную проблему по включению регионального компонента в изучение музыкальной культуры.

Общие рекомендации к введению в тему.

    Прежде чем перейти к собственно анализу темы, необходимо обратиться к истокам формирования профессиональной музыкальной культуры, которая вышла из церковно-славянской религиозной традиции.

Следует дать понятие «молитва»*, которое вошло в обиход с момента христианизации Руси в Х веке. С появлением молитвы как постоянного, ежедневного душевного делания, люди стали ее поэтизировать.

 

* Молитва, 1) обращение верующего к божеству. 2) Канонизированный текст обращения.

 

Далее рассказать о том, что православный храм считается истинным вместилищем красоты, соединившим в себе звучание голоса, убранство, одеяния священнослужителей, образы росписей и икон.

Под влиянием правил - канонов, воспринятых от Византии в искусстве Древней Руси, сформировалась своя самобытная русская национальная культура – стержнем которой является торжество духовности над материей. Вместе с православием Древнерусской культурой были восприняты представления о Божественной природе красоты. Чувственная человеческая плоть, предметы окружающего мира, любая грубая материя казались греховными, недостойными эстетического воплощения. Неслучайно в храме во время молитвы произносятся такие слова: «Всякое ныне житейское отложим попечение». 

Следует заострить внимание учащихся, что под воздействием православных идеалов формировались высокие нравственные ценности в русском человеке. Таких, как Иван Сусанин, боярин Шакловитый, царь Федор Иоаннович, граф Резанов и другие исторические лица, ставшие героями сочинений русских композиторов. Дать краткие исторические справки об этих персонажах.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!