Подготовка к первичному восприятию.



 Цель: создать в классе нужную эмоциональную атмосферу, настроить на восприятие конкретного произведения.

Формы проведения: рассказ учителя; беседа, оживляющая жизненный или читательский опыт школьников; анализ произведений музыки или живописи, близких по теме; читательская антиципация; викторина; экскурсия; заочная экскурсия; работа с книжной выставкой; составление кластеров и логических цепочек известной информации.  

Например, перед изучением сказки «Морозко» (1 класс) можно предложить детям разгадать кроссворд.

Первичное восприятие.

Цель: знакомство с текстом изучаемого произведения.

Формы проведения: чтение учителя; прослушивание аудиозаписи; самостоятельное прочтение; чтение подготовленным учеником; просмотр художественного или мультипликационного фильмов, театральной постановки.

Первичное восприятие может стать полноценным только в том случае, если оно будет целостным, непосредственным и эмоциональным.

Проверка качества первичного восприятия.

Цель: выявить, что дети освоили в тексте самостоятельно, а что прошло мимо их внимания; определить направление дальнейшего анализа текста.

Формы проведения: беседа по вопросам учителя; письменная творческая работа; составление эмоциональной/цветовой палитры.

Проверка первичного восприятия — это уяснение учителем, в первую очередь, эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения.

Постановка учебной задачи.

Цель: выявление места и причины затруднения; постановка цели последующей аналитической деятельности.

Учебная задача — смысловое ядро урока: к ней, как реки, стекаются предыдущие этапы и из нее же вытекают последующие. Она становится ведущим мотивом ученической деятельности, анализа текста и в то же время позволяет учителю направить деятельность учеников к поставленным целям урока.

Формы проведения: постановка проблемного вопроса, сравнительно-сопоставительная работа, создание проблемной ситуации.

Например,

а) при изучении стихотворения А. Барто «Рыцари» учебная задача может быть следующей:

— «Как вы думаете, соответствует ли название стихотворения его смыслу? Эти мальчики и вправду рыцари?»;

б) при изучении стихотворения А. А. Фета «Бабочка»:

— «Посмотрите на текст стихотворения. Что необычного вы заметили. Что напоминаем чередование малой строчки с длинной? Зачем поэт использует именно такую форму?»;

в) при изучении рассказа В. Ю. Драгунского «Он живой и светится…»:

— «Почему рассказ написан от имени Дениски? Одинаково ли воспринимают мир рассказчик — маленький мальчик — и автор — взрослый человек? О чем рассказывает Дениска, какие проблемы ставит в рассказе автор?»;

г) при изучении рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы»:

— «Почему автор нарушил реальную последовательность событий? Что он хотел этим подчеркнуть? Почему именно рассказ о лесном пожаре перенесен в самый конец повествования?».

Проблемный характер учебной задачи мотивирует школьников к перечитыванию текста.

Вторичное восприятие текста.

На этом этапе юным читателям дается возможность осознать свое целостное художественное впечатление, провести ключевую операцию для дальнейшего целостно-выборочного анализа — определить содержательные и стилевые доминанты произведения.

Анализ произведения.

Коммуникативной основой урока литературного чтения является анализ текста — диалог читателей с произведением и о произведении.

Цель: скорректировать субъективные представления школьников о произведении, приблизить к пониманию авторской идеи.

Форма проведения — школьный анализ произведения в единстве формы и содержания.

Грамотно организовать школьный анализ позволяют три основных категории: принципы анализа, пути анализа, приемы анализа. Их выбор должен быть продиктован особенностями художественно-эстетической природы произведения, уровнем литературного развития учащихся, уровнем филологической подготовки учителя.

Классическое определение школьного анализа, принятое современной методикой преподавания литературы, принадлежит В. Г. Маранцману: «Школьный анализ представляет собой творческий процесс читательского восприятия учеников, организации сопереживания читателя, развития его читательских (эстетических, нравственных, идеологических) качеств, преодоления субъективных сторон читательского восприятия и приближения ученика к авторской мысли, стимулирования оценочного отношения к художественной концепции писателя».

Цель школьного анализа — практическое, читательское освоение художественного произведения, создание читательской интерпретации и соотнесение ее с научной интерпретацией произведения (В. Г. Маранцман).

Закономерности школьного анализа обусловлены направленностью читательских интересов и возможностей школьников, психологическими особенностями восприятия ими художественных произведений, задачами эмоционального, интеллектуального развития, эстетического и нравственного воспитания личности ученика.

Основная задача уроков изучения литературы в начальной школе — воспитание читателя, способного полноценно воспринимать искусство слова, обучение младших школьников анализу художественного текста. Поэтому анализ — центральное звено урока литературного чтения.

Приведем пример вопросов, организующих анализ русской народной сказки «Морозко»:

— Подготовимся к чтению сказки по ролям. Что нам для этого необходимо? Прочитайте первую часть сказки до слов: «Девушка сидит под елью...» С какими персонажами мы знакомимся в этой части? Как вы их представляете? С каким новым сказочным персонажем мы знакомимся? Какой предстает мачеха в сказке? А падчерица? Какой была старухина дочь? Найдите в тексте предложения, в которых описывается, как жилось падчерице и старухиной дочке? Встречался вам такой прием в других сказках? Как следует читать слова мачехи? Есть ли у отца прямая речь? Кому сочувствует сказитель? Прочитайте по ролям этот эпизод.

 — Прочитайте следующую часть сказки. Как можно ее назвать? Кто испытывает героиню в этой сказке? Прочитайте, как Морозко испытывал девушку. Какие качества подвергались испытанию? Как следует читать слова девушки? А слова Морозки? Прочитайте по ролям этот отрывок.

— Прочитайте, как девушка вернулась домой. Какие подарки дал ей Морозко? Почему именно так Морозко одарил героиню? Как вы будете читать реплики собачки? Прочитайте по ролям этот отрывок.

— Прочитайте сказку до конца. Почему Мороз застудил старухину дочь? Как прочитать ее реплики? Жалеет ли ее сказитель? Как прочитать последнее предложение сказки? Прочитайте по ролям этот фрагмент.

Обобщение.

Цель: интерпретация произведения с учетом авторской позиции, подведение итогов анализа, ответ на поставленную учебную задачу.

Форма проведения: выделение основных проблем, поставленных в произведении; выразительное чтение; анализ иллюстрации; упражнения синтетического характера; соотнесение литературного произведения с произведениями других видов искусств и т.п.

Необходимость данного этапа обусловливается принципом синтеза. Важно, чтобы дети не только освоили идею произведения, но и осознали путь, который привел их к цели, учились быть полноценными читателями.

Например, на этапе обобщения после изучения сказки «Морозко» может использоваться прием целостного чтения по ролям. Можно организовать групповую работу, разделив класс на 4 группы. Для каждой микрогруппы дается задание: «Составьте аппликацию из готовых элементов иллюстрации, соотнесите с текстом, озаглавьте». Потом аппликации располагаются согласно сюжетному развитию сказки. Данный графический материал может служить основой для такого вида выразительного исполнения, как сказывание.

Итог урока (рефлексия).

Цель: Рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности. Формы проведения: беседа, самостоятельная работа; обсуждение вопросов: Что нового вы узнали? Каким способом выполняли задание? Где используется этот способ? Каковы результаты? Что нужно сделать еще?

Возможно использование специальных сигналов: цвет, знак, эмоциональная шкала и т.д. — для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности.

Домашнее задание.

Домашнее задание обязательно должно включать задание, связанное с чтением текста. Однако важно не принуждать, а ПОБУЖДАТЬ детей прочитать еще раз знакомое произведение, увидеть его под новым углом зрения.

Например, домашним заданием после изучения сказки «Морозко» может стать предложение организовать книжную выставку, на которой будут представлены сказки других народов или другие русские народные сказки со схожим сюжетом.

Таким образом, структура и содержание урока литературного чтения определяются не требованиями «педагогической моды», а законами полноценного восприятия младших школьников, особенностями художественно-эстетической природы текста и литературоведческим тактом учителя.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!