Многоголосные жанры средневековья Ars nova
Франция
Ars nova – название трактата (около 1320 г.) Филиппа де Витри, в котором
рассматриваются не проблемы эстетического порядка, а новые виды нотации.
Главным центром Ars nova был Париж. Полифония перестала быть исключительно церковным стилем и перешла в светскую музыку.
Представители нового искусства во Франции – Филипп де Витри. Главной фигурой в Ars nova был Гийом де Машо. После него установилась тенденция ко все более вычурной сложности нотации и сложном ритмическом рисунке.
В Италии – расцвет Ars nova пришелся на 14 век. В Италии не было доминирующего центра, как во Франции. Музыканты Ars nova творили во многих местах. Наиболее крупными цетрами были Болонья и Флоренция.
Представители – Треченто. Наиболее яркими музыкантами были Якопо да Болонья, Герарделло Флорентийский, Джованни из Каши и Франческо Ландини, известный как Франческо Слепой.
Жанры
Наряду с мотетом, все больше приобретавшим светский характер и становившимся свободным и более сложным в полифоническом движении, утверждаются новые жанры: баллада, рондо, виреле и ле (последние обычно оставались одноголосными). Они в основном отражали любовную тематику.
Рондо и виреле – танцевальные песни в куплетной форме, которые нередко исполнялись на открытом воздухе во время увеселений,
прогулок и развлечений.
Баллады (баллаты) – 2-х, 3-х голосные произведения с обязательным использованием инструмента в нижнем голосе. Такова двухголосная баллада Франческо Ландини «Аngelica bilta» («Ангельская красота»), где инструментальный голос не выполняет роль баса или сопровождения, являясь равноправным. Такое соотношение голосов в звуковой ткани позволяло использовать любое сочетание инструментальных и вокальных красок.
|
|
В некоторых балладах намечается тенденция к гармоническому соединению голосов, например в песне Ф.Ландини «Ecco la primavera» («Эхо весны»), как это осуществляеся в народном ансамблевом музицировании.
Полифония итальянского Треченто носила преимущественно светский характер и разрабатывалась в жанрах мадригала, каччи и баллаты.
Каччьи – представляли собой организованные трехголосные произведения, где верхние вокальные голоса, как правило, развивались имитационно и даже канонически, а нижний – инструментальный голос выполнял функцию баса. Вступление и заключение вданных произведениях обрамляли подвижный основной раздел произведения.
Такие произведения отражали картины охотничьей жизни (каччья – охота), рыбной ловли и просто различные бытовые сцены.
Среди композиторов, писавших каччи, Герарделло Флорентийский («Tosto che l'alba»), Лоренцо Флорентийский («A poste messe»), Якопо Болонский («Uselleto
selvaggio»), среди авторов текстов к каччам — знаменитые поэты XIV века
Никколо́ Сольданьери и Франко Саккетти. Знаменитый образец каччи — «Chosì
pensoso» Франческо Ландини
|
|
Произведения этого искусства отличаличь особой изящностью, изысканностью письма, выражением тончайших нюансов возвышенных переживаний.
Выражением изысканного искусства стал мадригал. Его образная сфера выходила за рамки темы любви и была обращена к картинам природы, к философским размышлениям, вплоть до политической сатиры. Авторы: Джакопо Болонья, Франческо Ландино.
Мадригалы писались на стихи известных поэтов. Они были 2-х и 3-х голосные. Представляли собой последовательность трех куплетов с завершением на новом материале. Например, произведение Ф.Ландини «Gran piant agli occhi».
Светское искусство средневековья
Профессиональная светская музыка в средние века возникла позже церковной. Она существовала в период раннего феодализма и сосредотачивалась при дворах феодалов.
Жанры придворного искусства – песни-славления, застольные, охотничьи, песни
шутов, танцы, серенады рыцарей.
1. Трубадуры
Во Франции возникло музыкально-поэтическое движение, которое называлось «art de trober», что означает «искусство изобретать».
|
|
Создателями этого искусства были трубадуры (т. е. изобретатели, искусники). Они небыли профессиональными музыкантами. Их родиной был Прованс, Марсель, Тулуза.
Их искусство развивалось в куртуазной атмосфере.
Трубадуры: Бертран де Борн (вельможа), Фолькет Марсельский (поэт), Бернарт де Вентадорн (мягкий и изящный стиль), граф Пуатье, герцог Гильом Аквитанский.
Поэзия трубадуров отразила их общественное положение, нравственные принципы. Стихи нередко проникнуты духом дворянской сословности и высокомерия, презрения к народу. Написаны вычурным языком и в сложной форме.
На даже такая поэзия была положена на музыку народного склада. Феодальные замки были окружены деревнями, и красоты крестьянской песни зачастую покоряла
представителей рыцарства.
Трубадуры писали песни разных жанров:
1. Альбы. Большой популярностью пользовались «рассветные
пени», прославлявшие рыцарскую любовь. Иногда они развертывались в целые
драматические сцены с 3 действующими лицами: рыцарем, его возлюбленной и
стражем, который подает клич о заре, чтобы гость мог незамеченным скрыться их
чужого замка. Кульминация песни – минута прощания.
2. Пастурель – песни о сельской жизни.
|
|
3. Сирвенты – служилые песни.
4. Тенсоны – нравоучительные песни в виде диалога.
5. Песни о героях – шансон де жест. Например, «Песня о Роланде»
6. Ламенто – песня-жалоба
7. Труверы
К середине XII века творчество трубадуров прекратило свое существование. В XIII векек на севере Франции в городах Шампань, Фландрия, Брабант появились певцы 0поэты, назвавшие себя труверами («trouver» - «находить»).
Это был музыкально просвещенные представители рыцарской знати, иногда даже короли. Реже среди труверов встречались горожане, ремесленники.
Например, Колен Мюэе, Адам де ла Галь, Ги дКуси, Тибо IV Шампанский.
2. Миннезингеры
В германии в XII – XIV веках большое распространение получили миннезингеры. Воспевали «высокую любовь». Центрами искусства миннезингеров стали не только рыцарские замки, но целые города: Эйзенах, Вена, Вартбург, где в 1207 году происходили состязания миннезингеров.
Излюбленными темами творчества были:
- любовная лирика,
- религиозно-нравственные поучения
- сатира,
- тема войны (главная – о крестовых походах).
В отличие от трубадуров, немецкие поэты-рыцари не прибегали к услугам музыкантов из народа. Они сами пели свои песни, аккомпанируя себе на малой треугольной арфе.
Известными миннезингерами были: Вольфрам фон Эшенбах (создатель обработок легенд о рыцарях Грааля, о Парсифале), Вальтер фон дер Фогельвейде.
В XIV – XV веках в связи с кризисом рыцарства, миннезанг прекращает свое существование.
Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!