Шаг четвёртый. Использование «пространства» («Извлечение»).



Здесь  мы предлагаем рассмотреть в контексте освоения «коммуникативно-творческих игр»  уникальный для данной них «метод извлечения»,  который  можно отнести к методам  коммуникативной педагогики, и, который позволяет создать некое интегративное поле, практически для всех образовательных областей в дошкольном образовании.

 Методика КТИ, в целом, разработана на основе синтеза ряда уникальных педагогических технологий и систем (народной педагогики, вальдорфской педагогики, идей и технологий развивающего обучения, ТРИЗ, эйдетики и т.п.) в процессе подготовки диссертационного исследования. [5] Позднее технология дорабатывалась нами в практике многолетнего взаимодействия с дошкольниками и их родителями. 

Идея создания коммуникативно-творческих игр опирается, как мы уже указывали, в первую очередь, на подходы, описанные в системе элементарного музицирования К. Орфа. [6] Современные исследователи, специалисты в области дошкольного музыкального воспитания, безусловно, так же применяют идеи К. Орфа в своей работе. [7]  

Однако, в нашем случае, акценты сделаны не столько на музыкальную сторону данной системы, сколько на коммуникативную и речевую составляющую. Это ничуть не умаляет достоинств элементарного музицирования, но создаёт предпосылки для включения богатейшего спектра творческих находок для развития речи и творческого потенциала дошкольников. Более того, именно идеи народной педагогики, на которых строится система элементарного музицирования, на наш взгляд, предлагают множество идей для работы в образовательной области «социально-коммуникативное развитие». Кроме прочего, очень значимо, что в целом, в технологии используются идеи ТРИЗ.[8]

Метод «извлечения», который мы предлагаем здесь рассмотреть как технологическую возможность использования целого спектра всех деталей и содержательных элементов текста, его содержательного «пространства», позволяет использовать содержание любого произведения, как «питательную среду» для детского творчества. Здесь можно учесть:

ü место и время действия;

ü особенности погоды, природы, времени года;

ü   характер, внешность, настроение героя;

ü любые характеристики героев, о которых идёт речь в тексте.

 Познакомимся в вариантом коммуникативно-творческой игры с применением метода извлечения  на примере скороговорки «Ехал Грека». (Ехал Грека через реку, видит Грека, в реке рак. Сунул руку в реку Грека. Рак за руку Греку – цап).

Сначала текст озвучивает воспитатель, а затем он разучивается, проговаривается от имени разных героев. И здесь тоже нет «застывших во времени» образов. Дети могу сами придумать любого героя игры и проговорить текст скороговорки от имени этого героя, сопровождая говорение какими либо образными движениями. 

Воспитатель может спросить: «Кто увидел Греку»? Дети придумывают ответы. Сначала его увидела, например, Сова, сидящая на дереве. Текст озвучивается от имени Совы – суетливо, боязливо, глухо, таинственно. Затем можно проговорить текст от имени Кузнечика, Сильного Ветра или Маленького Ветерка, Водяного. Увидеть Греку с высоты птичьего полёта может Орёл или Ястреб. Текст в данном случае произносится размерено, величаво, свысока.

Как показывает практика, дети с удовольствием включаются в игру, поскольку чувствуют себя свободно, никто не боится сказать что-то «не правильно» или не так, как нужно. Все варианты – верные! Это чрезвычайно важно. Дети говорят все вместе (а не по отдельности, поднимая, как в школе, руки, в ожидании, кого выберет педагог). Да, рабочий шум в этом случае имеет место быть, но зато, в процессе развития речи участвуют все дети.

 Затем воспитатель в ходе коммуникативно-творческой игры может предложить каждому ребёнку представить, как бы он сам ехал, скакал через реку? (быстро, медленно/, галопом). Какая была река? (Широкая, шумная, быстрая). Какой была вода в реке? (Тёплая, холодная, очень холодная, ледяная). Какой Грека? (Важный, большой, сильный, грозный храбрый или щуплый, хилый, слабый, трусливый).

Затем можно придумать, какими жестами, звуковыми жестами, в какой последовательности можно сопровождать текст. Один из детей придумывает движения, остальные повторяют их.

Игра выходит на новый уровень. Дети начинают выяснять, какой у Греки конь? Какого цвета? Какого размера? Какие у него копыта? Если Конь музыкальный? Как он скачет в гору (восходящая интонация) Скачет с горы (нисходящая интонация). Конь, может быть с крыльями (Пегас). Как он летит через реку? Если с конём в полёте встречаются птицы? Что (и как) они могут пропеть?

После этого можно перейти к творческой игре с ритмами. Можно спросить, какой ритм выбивают копыта коня? Можно придумать ритмический рисунок, прохлопать, исполнить – на барабане, на бубне, других шумовых инструментах. Дети должны стараться, чтобы у каждого был свой собственный ритм. Дети должны понимать, чем отличается их собственный ритмический рисунок, запомнить предыдущие варианты. Таким образом, игра развивает не только творческие способности, но и память.

Метод «извлечения» может помочь воспитателю повторить пройденное. Например, можно спросить о том, в какое время суток ехал Грека? Утром, днём, вечером или ночью? В какое время года? В какую погоду? В какой стране, близ какого города? Как называется река, через которую ехал Грека. (Дети могут перечислить много городов, рек, которые они знают).

Если дети в группе любят петь, то в итоге игры можно придумать и исполнить оперу или оперетту «Грека и Рак», частушку, песню в народном стиле (на мотив русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени»). Безусловно, здесь так же не требуется никакого заучивания. Только импровизация.

Предлагаем читателям попробовать самим применить метод извлечения, используя различные малые формы фольклора – загадки, потешки, пословицы, поговорки.

Например, потешку «Свинка Ненилка сыночка хвалила: то-то хорошенький, то-то пригоженький! Ходит бочком. Ушки - торчком, хвостик крючком, а носик пятачком». Вопросы могут быть очень разными. Какая была Ненилка? Каким голосом она хвалила сыночка? Кто увидел и стал передразнивать Ненилку? (Волк, Карлсон, три поросёнка, Радуга-дуга, отражение Ненилки в луже). У каждого персонажа игры свой собственный характер, тембр голоса. С каждым персонажем м.б. связан какой-либо двигательный образ и жестикуляция. Здесь дети могут проявить двигательное творчество. (Не следует задавать готовые движения!)

В такой игре очень многое зависит от опыта и начитанности воспитателя и от того, с какими литературными и фольклорными произведениями знаком ребёнок. Если педагог держит перед глазами лист с текстом, не может оторвать глаз, не может прочесть текст выразительно, то игра, будет «не настоящей»… А так же, многое зависит от того, насколько развито воображение и творческая фантазия всех участников коммуникации.

 Шаг пятый «Ритмические диалоги». В ритмических диалогах ведущими могут быть как взрослые (на самых начальных этапах), так и сами дети. Важно, что дети уже хорошо усвоили ритмику данного текста, поэтому, они могут легко и свободно использовать дирижёрский жест для включения в игру той или иной группы детей. Здесь широко  применяются звуковые жесты. Текст уже можно не проговаривать – он «звучит» внутри группы, организует её и создаёт возможность для варьирования чередований – «ритмических диалогов» между всеми членами группы. Например, ведущий начинает хлопками (другими звуковыми жестами) «проговаривать ритм», в потом показывает, детям разных групп, когда они могут вступить. При этом ритмическая организация текста не нарушается!

Такие игры очень полезны для детей, у которых реакция замедлена, ибо общий ритм (закон ритма!) управляет группой.

Шаг шестой «оркестровка». Детям раздают инструменты и уже с инструментами они продолжают исполнять (без текста) ритмический рисунок, включаясь по показу дирижёра.

Шаг седьмой - это завершение игры! Здесь творческий процесс вне каких-либо заданных векторов! Можно придумать песню на текст и спеть – соло, дуэтом, трио… в сопровождении оркестра …Можно провести конкурс на самый интересный ритм с данным текстом, самую интересную мелодию…Можно создать «маленькую оперу» или произведение иного жанра…с использованием отлично освоенного ритмического рисунка…Здесь возможно всё!

Таким образом, освоив модель проведения коммуникативно-творческой игры, педагог может  заниматься настоящей творческой деятельность.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!