Одновременно на экране идет показ слайдов с изображением моря.



Цель урока: раскрыть понятие и особенности импрессионизма как художественного стиля и рассмотреть особенности проявления импрессионизма в живописи и музыке.

Образовательные:

- изучить одно из направлений в изобразительном искусстве и музыке – импрессионизм

- познакомиться с творчеством основоположника импрессионизма в музыке – Клодом Дебюсси

- усвоить понятия: импрессионизм, живописная музыка, прелюдия, интерпретация, фортепианная сюита

- познакомиться с творчеством художников-импрессионистов

- научиться понимать связь между музыкой и изобразительным искусством

Развивающие: развивать умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию

Воспитательные:воспитывать культуру слушания,любовь к музыке

Тип урока:комбинированный

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие.

II. Проверка домашнего задания

Звучит отрывок симфонической поэмы «Море» Чюрлёниса

· Ребята, какое музыкальное произведение мы с вами сейчас прослушали?
(симфоническая поэма «Море» Микалоюс Константинас Чюрлёниса)

· С какими странами связано имя Чюрлёниса? (Литва)

III. Изучение нового материала

Тема урока сегодня - Импрессионизм в музыке и живописи.

Все художники до XIX века и первой половины XIX века, несмотря на принадлежность к различным школам, имели одну общую черту: они создавали свои картины в стенах мастерской, предпочитая нейтральное освещение и широко используя асфальтово-коричневый цвет.  (Идет показ картин классического направления живописи на слайдах).

В 60-е годы, благодаря научным открытиям, таким, как изобретение фотографии, теории «цветового круга» (трех базовых цветов), а также изобретение тюбиков для красок, был дан определенный толчок к возникновению нового направления в живописи.

В Париже появляется группа молодых художников (Клод Моне, Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо, Эдуард Мане и другие), которые предпочитают работать не в стенах мастерской, а на пленэре (на открытом воздухе). Пленэризм становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает.  (Идет показ картин художников-импрессионистов на слайдах).

В  1874 году, собранные вместе на первой групповой выставке, эти произведения вызвали настоящий шок. Клод Моне показал среди других полотен картину «Впечатление. Восход Солнца». Впечатление по-французски impression: отсюда и пошло название импрессионисты. Это слово пустил в оборот Луи Леруа, в шутку, но сами художники его приняли, так как оно действительно выражало суть их подхода к натуре.

·    Чем отличается техника письма художников-импрессионистов от техники письма классиков? (техника письма художников-импрессионистов – беглые пятна, мазки).

·    Как художники изображают людей, предметы? (расплывчато, без четких контуров)

Главное в музыкальном импрессионизме — передача настроений, приобретающих значение символов, тонких психологических нюансов, тяготение к поэтической пейзажной программности. Ему свойственны также рафинированная фантастика, поэтизация старины, экзотика, интерес к тембровой и гармонической красочности. С основной линией импрессионизма в живописи его роднит восторженное отношение к жизни.

Основоположником импрессионизма в музыке называют выдающегося французского композитора – Клода Дебюсси. Влияние живописи на композитора было настолько велико, что многим своим сочинениям он дал названия, связанные с изобразительным искусством: «Эстампы», «Эскизы» и др. Понимание того, как оркестр может нарисовать живописные картины, пришло к К.Дебюсси во многом от русского композитора Н. Римского-Корсакова.

Сейчас мы с вами прослушаем два фрагмента музыки: первый – «Диалог ветра с морем» К.Дебюсси и второй – фрагмент оперы «Садко» - Вступление. Океан-Море синее. Н. Римского-Корсакова (Звучит музыка).

Одновременно на экране идет показ слайдов с изображением моря.

Вопросы после первого фрагмента:

· Какими средствами композитор передает свое впечатление от картины моря?

· Каково ваше впечатление от этой музыки?

· «… разве художник, в звуках воссоздающий живую природу, не великий художник, не исключительный поэт?» — так писал о Клоде Дебюсси в начале XX века его младший современник, выдающийся русский композитор Н.Я. Мясковский. Как вы понимаете данное высказывание?

Вопросы после второго фрагмента:

· Сравните музыку из первого фрагмента «Диалог ветра с морем» К.Дебюсси и музыку фрагмента оперы «Садко» - Вступление. Океан-Море синее. Н. Римского-Корсакова.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!