В цифровой фотографии «проявкой» называют преобразование изображения из формата RAW в конечный, пригодный для просмотра или печати вид. Типы и состав проявителей
Урок 101 -102
Тема :Основные технологии фотографических процессов
Процесс проявки изображения.
Задание :ответьте на вопросы
Кто первый применил на практике перенос изображения с негатива на позитив?
Перечислите основные способы получения изображения.
В чем суть процесса проявки.
Фотографические процессы — совокупность технологий, позволяющая получить фотографическое изображение на фотоматериалах.
- Классические химические способы получения изображения на фотографиях или киноплёнке на светочувствительных фотоматериалах .
- Цифровые и комбинированные способы получения файлов изображений и напечатанных фотографий .
- Электрографические и иные процессы, в которых не происходит химических реакций, но происходит перенос вещества, образующего изображение.
· Чёрно-белые фотографические процессы
· В 1841–43 У. Г. Ф. Толбот впервые применил на практике перенос изображения со светочувствительного слоя (негатива) на фотобумагу (позитив).
· Негативно-позитивный фотопроцесс включает фотосъёмку, химико-фотографич. обработку кинофотоматериалов и контактную и проекционную фотопечать; процесс даёт возможность получать множество копий различного масштаба с одного негатива при высоком качестве изображения, позволяет исправлять ошибки при фотосъёмке на негативный материал.
|
|
· Высоким качеством изображения, экономичностью, быстротой получения информации характеризуются фотографические процессы прямого получения позитивного изображения непосредственно на том же фотоматериале, на котором велась фотосъёмка, – процесс обращения фотоизображения; процесс осуществляется за счёт применения необычной схемы химико-фотографической обработки галогеносеребряного фотоматериала и требует точного выбора условий экспонирования фотоматериала.
· Для фотовоспроизведения рисунков, печатного текста и т. п. используются фотографические процессы,основанные на проявлении скрытого изображения на слое полупроводника, обладающего способностью увеличивать свою электропроводность под действием света, которые получили название электрофотографии; к достоинствам последней можно отнести отсутствие «мокрой» обработки, быстроту, экономичность, высокое разрешение, светочувствительность в длинноволновой части спектра.
|
|
· Широкое применение в профессиональной. и специальной фотографии нашёл одноступенчатый диффузионный фотографический процесс , основанный на диффузии солей серебра и позволяющий «полусухим» методом получить беззернистое изображение с хорошей резкостью и разрешающей способностью. Простота аппаратурного оформления, высокая надёжность и стабильность результатов, отсутствие жидких растворов, хорошее качество изображения позволили с успехом применить этот фотопроцесс при фотосъёмке обратной стороны Луны .
·
· Строение фотокомплекта "Полароид SX-70" и схема образования цветного изображения: 1 – прозрачная полиэтилентерефталатная основа; 2 и 3 – кислотные подслои;4 – полимерный промежуточны...
· Цветные фотографические процессы
· Одним из первых технических фотопроцессов получения цветного изображения был растровый фотографический процесс с использованием автохромных фотопластинок, производство которых наладили в 1907 братья Л. и О. Люмьер (Франция). На стеклянную основу, покрытую липким подслоем из каучука, наносили мозаичный растр из крахмальных зёрен, окрашенных в синий, зелёный, красный цвета (для цветоделения изображения при фотосъёмке) и спрессованных. Просветы между зёрнами заполнялись углеродной сажей. Растр защищается прозрачным водонепроницаемым слоем, на который нанесён панхроматический эмульсионный слой (сенсибилизированные фотоматериалы перечислены на рис. к ст. Сенсибилизация фотографических материалов). Экспонирование фотопластинок проводилось через стеклянную фотоподложку и нерегулярный окрашенный растр, а химико-фотографическая обработка – по методу чёрно-белого обращения; цветное изображение получают по аддитивному способу цветовоспроизведения. На смену растровой фотографии с нерегулярным растром позднее пришли более совершенные цветные фотографические процессы с регулярным растром.
|
|
· Наибольшее распространение в цветной кино- и фотосъёмке и печати получили фотографические процессы. на многослойных фотографических материалах. Основы цветоделения и цветовоспроизведения на цветных фотоматериалах заложены немецкими химиками Б. Гомолько (1907) и P. Фишером (1912). Цветная многослойная обращаемая фотоплёнка с диффундирующими цветными компонентами изобретена в 1935 Л. Маннесом и Л. Годовским-младшим (США). В 1936 нем. химики В. Шнайдер и Г. Вильманс, применив недиффундирующие цветообразующие компоненты, изготовили сначала обращаемую, а вскоре и негативную многослойную фотоплёнку.
|
|
· Для получения цветного фотоизображения используют галогеносеребряные эмульсии, зонально чувствительные к синей, зелёной и красной областям спектра, в которые вводят бесцветные недиффундирующие цветообразующие компоненты. В процессе проявления в эмульсионном слое образуется нерастворимый краситель, дополнительный по цвету макс. спектральной чувствительности зонального эмульсионного слоя (в синечувствительном – жёлтый, в зелёночувствительном – пурпурный, в красночувствительном – голубой). В качестве цветных проявляющих веществ применяют производные п-фенилендиамина, окисленная форма которых, взаимодействуя с бесцветными цветообразующими компонентами, даёт в фотослое нерастворимый краситель. Негативные цветные фотоматериалы и позитивные фотобумаги после экспонирования сначала проявляют в цветном проявителе, далее следует отбеливание и фиксирование. В случае цветных обращаемых фотоматериалов схема фотографической обработки выглядит следующим образом: экспонирование, чёрно-белое проявление, второе экспонирование (общая засветка), цветное проявление, отбеливание, фиксирование.
· Успехи, достигнутые в области химии, оптики, электроники и механики, позволили осуществить в 1960-е гг. одноступенный цветной Ф. п. с диффузионным переносом изображения (разработан в 1947 амер. изобретателем Э. Лэндом). В одноступенчатом процессе негативный светочувствительный фотоматериал и позитивный не светочувствительный приёмный слой представляют собой единое целое. Так, фотокомплект для моментальной фотографии «Полароид SX-70» представляет собой единую неразъёмную систему, позволяющую на свету (вне фотокамеры) получать цветное изображение (рис.). После экспонирования негативный светочувствительный галогеносеребряный и позитивный не светочувствительные слои протягиваются через стальные валики и выбрасываются из фотокамеры. Обрабатывающий состав из раздавленной валиками капсулы равномерно распределяется между негативным и приёмным слоями. Молекулы проявляющих красителей в щелочной среде диффундируют в эмульсионные слои, восстанавливают экспонированные микрокристаллы галогенида серебра и образуют окисленную форму красителя, которая теряет способность к диффузии в приёмный слой. В свою очередь, проявляющие красители, не участвующие в процессе восстановления галогенида серебра, диффундируют в приёмный слой фотокомплекта, образуя в нём цветное позитивное изображение.
Фотографический процесс — это фотохимический процесс.
Классический фотографический процесс может быть разделен на три стадии:
• экспонирование,
• проявление,
• фиксирование.
Экспозиция — это взаимодействие фотона с веществом, сопровождающееся формированием изображения. Проявление — процесс, в котором изображение становится видимым. Фиксирование — процесс, в котором изображение становится устойчивым. В процессе про явления происходит значительное усиление зарегистрированной информации.
Бумажная основа фотографического материала для печати может покрываться лаком для уменьшения поглощения воды (или химических реактивов) волокнами бумаги. Лицевая сторона бумаги часто покрывается интенсивно-белым соединением (сульфатом бария), улучшающим отражательную способность бумаги. Эмульсия, которая наносится в виде многослойного покрытия, образует следующий слой, который вместе с защитным слоем желатины составляет верхнее покрытие фотобумаги.
Обычно фотографируемый объект освещается несколькими источниками света (редко одним), которые могут давать как равномерное, так и неравномерное освещение. Сами объекты отражают свет по-разному: некоторые способны отражать много света (например, белые поверхности — бумага, снег), в то время как другие практически не отражают свет (например, черный бархат, сажа). Не всегда отраженный от предмета свет будет обладать таким же цветом, что и падающий. Однако, предполагая, что фотопленка является панхроматической, т.е. чувствительной к общему ^количеству отраженного предметом света, этот эффект можно не учитывать.
Почернение проявленной фотопленки будет тем значительнее, чем больше света попадает на нее. Изображение, регистрируемое фотопленкой, характеризуется некоторым распределением серых тонов, которое затем воспроизводится на фотобумаге, причем самые светлые участки негатива приводят к образованию самых темных тонов на отпечатке (позитиве). Количество света, отраженного данным участком объекта, называется яркостью. В фотографии яркость измеряется в канделах на квадратный метр. Приборы, измеряющие отраженный свет, в том числе и фотоэкспонометры, измеряют яркость или какую-либо другую величину, пропорциональную ей. Контраст объекта представляет собой отношение яркостей самой светлой и самой темной его частей и иногда называется просто отношением света и тени. Фотографы часто используют понятие «тон» для описания не только градации серого цвета на фотопленке или фотобумаге, но также яркостей участков объекта
Проявле́ние — часть фотографического процесса для получения видимого изображения из скрытого (полученного экспонированием фотоматериала) посредством химического или физического процесса.
В большой части фотографических процессов, результат проявления является нестойким (или химически обратимым) и требует завершающей фазы — фиксирования («закрепления»).
В цифровой фотографии «проявкой» называют преобразование изображения из формата RAW в конечный, пригодный для просмотра или печати вид. Типы и состав проявителей
Химические проявители делятся на несколько типов: однорастворные, двухрастворные, концентрированные, таблеточные и пастообразные. Однорастворные проявители содержат все вещества в общем растворе, тогда как в двухрастворных для увеличения сохраняемости проявляющие и ускоряющие вещества растворяются в разных растворах, хранящихся отдельно.
Непосредственно перед использованием оба раствора смешиваются в определённой пропорции, образуя рабочий проявляющий раствор. Реже производится последовательная обработка фотоматериала в двух разных растворах таких проявителей. Концентрированные проявители содержат те же вещества, что и однорастворные, но в концентрациях, в 10—15 раз превышающих обычные. Такой состав также повышает сохраняемость, достигающую одного года. Перед использованием концентрированный проявитель разбавляют водой до нормальной концентрации, получая рабочий раствор. Пастообразные проявители удобны для портативных проявочных машин, а также используются в фотоматериалах одноступенного процесса. Они наносятся на фотоэмульсию тонким слоем с помощью специальных аппликаторов, а затем смываются.
Проявляющие вещества
Главным компонентом современных проявителей служат органические проявляющие вещества, большинство из которых являются производными бензола. Их концентрация может варьироваться в зависимости от назначения проявителя. Широко распространены проявители, содержащие не одно, а два проявляющих вещества. Это объясняется так называемым явлением супераддитивности, которое заключается в том, что скорость проявления одного вещества в присутствии другого значительно превышает арифметическую сумму скоростей их проявления по отдельности. Наиболее эффективными считаются сочетания метола или фенидона с гидрохиноном.
Ускоряющие вещества
Поскольку большинство проявляющих веществ могут работать только в щелочной среде, почти все рецепты проявителей содержат ускоряющие вещества. В этом качестве используются едкие или углекислые щёлочи, а также другие вещества с аналогичными свойствами.
Сохраняющие вещества
Не менее важную роль в составе проявителя играют сохраняющие, или консервирующие вещества, предотвращающие окисление проявляющих в присутствии щёлочи. В этом качестве чаще всего используется сульфит натрия. Кроме увеличения срока сохранности раствора сульфит натрия увеличивает выход металлического серебра в расчёте на каждую молекулу проявляющего вещества. Кроме того, сульфит натрия поддерживает низкую концентрацию окисленной формы проявляющих веществ в ходе всего процесса проявления. Большая концентрация сульфита натрия характерна для так называемых «выравнивающих» негативных проявителей, обеспечивающих максимальную фотографическую широту негатива.
Противовуалирующие вещества
Противовуалирующие вещества повышают избирательность проявления и предотвращают появление вуали. Наибольшее распространение в качестве антивуалента получил бромистый калий, а в некоторых случаях эту же роль выполняет бензотриазол.
Цветные проявляющие вещества
Цветные проявители для хромогенных фотоматериалов кроме веществ, характерных для чёрно-белых проявителей, содержат специальные добавки, приводящие к синтезу красителей из цветообразующих компонент, содержащихся в зонально-чувствительных эмульсионных слоях. Тип и химический состав цветных проявляющих веществ варьируется в зависимости от используемого для конкретных фотоматериалов процесса. Для советских фотокиноплёнок типа Sovcolor в качестве цветных проявляющих веществ применялись парааминодиэтиланилинсульфат, носивший название «ЦПВ-1» или «Т-СС», а также этилоксиэтилпарафенилендиаминсульфат, известный как «ЦПВ-2» или «Т-32». В современных высокотемпературных процессах C-41, E-6 и EP-2 используются патентованные цветные проявляющие вещества «CD-3» и «CD-4», являющиеся производными п-Фенилендиамина. В качестве сохраняющего вещества в цветных проявителях совместно с сульфитом натрия также используется гидроксиламин.
Голодное проявление
Голодное проявление — методика проявления, предназначенная для выравнивания общего контраста между сильно и слабо экспонированными частями изображения при сохранении контраста мелких деталей. Принцип голодного проявления состоит в том, что сильно экспонированные участки, израсходовав проявляющие вещества, «голодают», в то время как слабо экспонированные области изображения продолжают проявляться. Сущность голодного проявления заключается в ограничении доступа раствора к фотоэмульсии. Для этого чаще всего после быстрой пропитки эмульсии проявителем фотоматериал вынимают из ванны и прикатывают к ровной поверхности, например к стеклу. При этом в процессе участвует только проявитель, успевший впитаться в светочувствительный слой. На этом эффекте основан так называемый метод «ФДП», то есть «фильтрация деталей проявлением». Ещё один способ голодного проявления заключается в многократном поочерёдном погружении фотоматериала в проявитель и холодную воду. Кроме проработки деталей голодное проявление используется для увеличения светочувствительности фотоматериала примерно в полтора раза
Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!