В музыкальном театре. Рок-опера «Преступление и наказание»

Немного истории.

Мюзикл возник в США в ХХ веке. В результате синтеза ряда жанров: балладной оперы, оперетты, водевиля, профессиональной эстрадной песни и характерных американских эстрадно- концертных представлений. Сейчас мюзикл – один из самых модных жанров современного театра. Историю мюзикла можно разделить на два основных этапа:

I этап. 1900-1930 годы характеризуются произведениями развлекательного характера. Эти произведения должны были удовлетворять спрос преуспевающего бизнесмена того времени.

II этап связан с экономическим кризисом 1929 года. Мюзикл не остаётся безучастным к проблемам экономики и политики. Актуальными становятся темы и сюжеты: гражданская война в Америке и вторая мировая война.

Послевоенное десятилетие стало триумфом мюзикла. Он шагнул за пределы Америки и отправился покорять мир.

Во второй половине 20 века мюзикл проникает на театральные подмостки Европы. Мюзикл приобретает не только содержательность и глубину, но и пользуется более серьезными выразительными средствами. Усложняется драматургия, совершенствуются хореографические формы.

Период высшего рассвета отечественного мюзикла приходится на 60 – 70 годы, когда появились такие композиторы как Геннадий Гладков / «Бременские музыканты»/, Алексей Рыбников / «Юнона и Авось»/, Максим Дунаевский / «Мэри Поппинс, до свидания»/.

С каждым годом этот жанр становится все более популярным. И вот что интересно, в мюзикле играют универсальные актеры, ведь они должны и петь, и танцевать. И быть драматическими актерами одновременно. Конечно, вокальные и хореографические требования в мюзикле не высокие, но трудность здесь в другом: мюзиклы проходят каждый вечер, а вокал должен быть обязательно живым, фонограмма в мюзикле вещь не допустимая. Нагрузки на голоса актеров колоссальны. Кроме того, исполнители главных ролей должны обладать соответствующей внешностью.

Я, надеюсь, вы поняли, что такое мюзикл, и что он из себя представляет. И чтобы проверить свои знания по теме « Мюзикл», я предлагаю вам небольшой тест.

Тест по теме « МЮЗИКЛ»

Что такое Мюзикл – это

а) музыкально – сценический жанр

б) литературный жанр

в) разговорный жанр

Родина Мюзикла – это

а) СССР
б) Китай

в) США
3. Композиторы отечественного Мюзикла

а) Г.Гладков, М.Дунаевский

б) П.Чайковский, С.Рахманинов

в) М.Глинка, С.Прокофьев

4. Мюзикл – это смесь жанров:

а) разговор, поэзия

б) песня, хореография, драматургия

Мюзикл – это игра

а) профессиональных актеров

б) универсальных актеров

в) актеров – любителей

 

Учитель. Итак, мы переходим непосредственно к знакомству с мюзиклом «Алиса в стране чудес».

1 июня Донбасс Опера приглашает наших юных зрителей на фееричную премьеру мюзикла-фэнтези «Алиса в стране чудес» композитора Владимира Баскина!
О СПЕКТАКЛЕ

Желаешь невероятных приключений и увлекательных историй? Тогда следуй за Алисой и Белым Кроликом! Ты перенесешься в волшебную страну чудес, в дивный край, «где живет детство», где есть место воображению, выдумкам и мечтаниям!

Мюзикл-фэнтези создан по мотивам сказки Чарльза Доджсона, известного под псевдонимом Льюиса Кэролла. Сказка пользуется неизменной популярностью, как у детей, так и у взрослых и считается одним их лучших образцов литературы в жанре абсурда. В ней используются различные шутки и иллюзии.

Краткое описание

Зрителю представлена известная история девочки Алисы, которая чудесным образом попадает в нереальный мир, где обитают удивительные сказочные существа. Спектакль полон незаурядными событиями, дивными приключениями и чудными героями, поражающими воображение. Помимо этого привлекают языковые особенности, игра слов героев, где используются абсолютно новые, выдуманные, но всем понятные фразы.

В спектакле абсурдность и полет фантазий переплетаются с глубоким подтекстом, а все, что кажется нереальным, – реально!

Этот красочный и увлекательный спектакль поставлен по мотивам сказки Чарльза Доджсона, известного под псевдонимом Льюиса Кэролла. Зрителю будет представлена история о девочке Алисе, которая чудесным образом попадает в нереальный мир, в котором обитают удивительные сказочные существа. Эта сказка пользуется неизменной популярностью, как у детей, так и у взрослых.

Непосредственно на глазах наших зрителей сказочные персонажи «оживут», а воодушевленная игра ведущих солистов-вокалистов, артистов балета, миманса театра и школы хореографического мастерства Вадима Писарева с легкостью перенесет в фантастический мир чудес.

Известные мелодии, созданные талантливым петербургским композитором Владимиром Баскиным, заиграют новыми красками в исполнении солистов и симфонического оркестра театра.

 

Тема 2:

В музыкальном театре. Рок-опера «Преступление и наказание»

 

На этом уроке вы познакомитесь с переосмыслением романа Ф.М. Достоевского с позиции нашего современника, композитора XXI века – Эдуарда Артемьева. В рок-опере этого композитора вы услышите сочетание русских (зачастую подлинных) интонаций и различных направлений рок-музыки (от тяжелого, до балладного и даже популярного). Интерпретации одного и того же сюжета в разных видах искусства помогут вам сделать выводы об отношении героев оперы к добру и злу, добродетели и греху, смирению и гордыне. Вы сможете понаблюдать, как автор воплощает художественные образы через традиционные и новые средства художественной выразительности.

На уроке

Вы узнаете

· Интересные факты из биографии композитора Э. Артемьева

· Историю создания его рок-оперы «Преступление и наказание»

Вы научитесь

· Выявлять в произведениях полистилистики элементы различных стилей, жанровые, ритмические и мелодические цитаты

Вы сможете:

· Оценить актуальность русской классической литературы для современников и возможности ее интерпретации в музыке на примере рок-оперы Э. Артемьева «Преступление и наказание».

· Выявить принципы драматургического развития в современном сценическом произведении

· Пронаблюдать за процессом нравственного выбора героя между добром и злом, добродетелью и грехом, смирением и гордыней

Ключевые слова:

Рок-опера, действие, акт, эпизод, ария, дуэт, романс, интонация, речитатив, импровизация, рок-н-ролл, рэп, эстрадная песня, плясовая, частушка, музыкальный образ, полистилистика.

 

Сегодня мы обратимся к творчеству современного российского композитора Эдуарда Артемьева. Его имя у многих ассоциируется с электронной музыкой, необычными звучаниями, которые вызывают удивление, восхищение, а порой и недоумение… Но при этом его композиторский стиль легко различим в современном звуковом космосе по характерному и, совершенно необъяснимому акустическому комфорту, исключительному богатству оттенков музыкального языка. Его особый образный мир, потрясающее чувство пространства поражают воображение…

В адрес музыки Артемьева раздаются признания, касающиеся различных ее сторон. Например, технической - "непонятно, как это сделано..", "в природе нет подобных тембров!"… Или эстетической - "бесконечно красиво"; а что еще важнее – духовной: "музыка как столкновение с истиной"…

Включить аудиозапись: Э.Артемьев – Мозаика

https://www.youtube.com/watch?v=ngYZ5-zOE78

Академическое образование Артемьев получил в Московской государственной консерватории по классу композиции Юрия Шапорина. Встреча с инженером Евгением Мурзиным - создателем одного из первых в мире синтезаторов - решила его судьбу. Это произошло в 1960 году.

В 1968 на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции Мурзин представлял свой музыкальный инструмент "АНС". Это было чудо советской электроники, которое изобретатели назвали в честь русского композитора Александра Николаевича Скрябина – по его инициалам «А», «Н», «С». Вместе с удивительным инструментом в Европу приехала и экспериментальная музыка Артемьева. После чего в итальянской прессе появилось знаменательное сообщение: "Один из ведущих центров электронного авангарда находится в Москве".

 

Широкую известность принесла Артемьеву его работа в кино. Он написал музыку более чем к 150 художественным фильмам, документальным и мультипликационным лентам. Среди них — три работы Андрея Тарковского: «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1978), фильмы Н. Михалкова, А. Кончаловского и В. Абдрашитова.

Благодаря работе в кино появились и лучшие его песни: «Полёт на дельтаплане», «Затихло где-то танго», оригинальные песни-баллады, песни-поэмы, звучащие в исполнении Валерия Леонтьева, Жанны Рождественской, Роксаны Бабаян.

Примером синтеза электронного рока и симфонической музыки является вокальный цикл Эдуарда Артемьева «Кто я?» на стихи Ю. Рытхэу, созданный по заказу певицы Жанны Рождественской.

Более 35 лет назад композитор Эдуард Артемьев начал работать над новым крупным сочинением по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Бедный студент убивает старуху-процентщицу… Эта история как под лупой микроскопа показывает таинственный мир души человеческой… Бездонной, как пропасть греха и возвышенной, как смиренное покаяние…

Первоначальный замысел подсказал композитору режиссер Андрей Кончаловский. В соавторстве с поэтом Юрием Ряшенцевым и при участии Марка Розовского было создано либретто оперы-мистерии «Раскольников». Но по разным причинам эти невероятно одаренные люди долго не могли воплотить свой замысел в жизнь.

Менялись времена, и менялась, переписывалась концепция спектакля. По мере изменения либретто, изменилось и название. В итоге к началу XXI века под названием «Преступление и наказание» появилась современная партитура рок-оперы.

В этом сочинении отразилась вся многогранность творческой личности Артемьева: его знания в области электроники, кинематографическое мышление, безупречная консерваторская школа композиции, выдающийся мелодический талант автора популярных песен….

Произведение является ярким образцом полистилистики. Автор легко и органично сочетает электронные звучности с классическим оркестром, джазовые гармонии с фольклорными попевками, экспрессивный рок с пошловатой «попсой». Рок-оперу «Преступление и наказание» смело можно назвать энциклопедией современной музыки – так много различных течений и стилей объединила она в себе.

Однако, поставить оперу на сцене удалось лишь в 2016 году.

Время действия авторы размыли, и в нём угадываются черты и прошлого, и настоящего, а, может быть, и будущего…Изменения коснулись и партитуры: из четырёхчасового материала был собран более компактный вариант, в котором, однако, сохранены все музыкальные стили, задуманные композитором. Здесь переплетаются и рок, и фольклор и городской романс.

Лейт-мотивом через весь спектакль проходит образ шарманщиков, которые бесстрастно и нарочито просто комментируют весь ход событий. Большая часть действий происходит на Сенной площади, где кипит пёстрая, многоликая, шумная жизнь. По замыслу режиссера, «Сенная» символизирует собой всю Россию.

Характер Раскольникова за тридцать лет тоже несколько раз менялся. Артемьеву даже пришлось переписывать музыку, потому что режиссёр хотел сделать главного героя более жёстким. Раскольников - не просто бунтарь-одиночка, а революционно настроенный рэпер. Под кроватью у него сложены стопкой «Капитал» Маркса, томик Ницше и «Майн Кампф» А. Гитлера, а на стене висит плакат «Ленин-гриб», - своеобразный «привет» из эстетики лихих девяностых годов.

Противоположный полюс – это Соня Мармеладова. Образ всепрощающей любви, она является символом бесконечного страдания и самопожертвования во имя ближнего. Рок-опера звучит мощно и современно, каждая мелодия помогает максимально раскрыть характеры персонажей.

Оригинальное прочтение классического романа не только помогает молодому поколению приблизиться к одному из шедевров русской литературы - оно заставляет задуматься. Как различить добро и зло, как найти свою дорогу между смирением и гордыней…

Сколько бы ни прошло десятилетий ответы на эти вопросы придется искать каждому из нас ….

 

 

Записать определения в тетрадь:

 

Сонорика (от фр. Sonorite - звучность) – свойство определенного рода музыки XX века по опрерированию нетрадиционными звуками, звуковыми пятнами, наслоениями созвучий неопределённой высота

 

Алеаторика (от лат. Alea – случайность, жребий) – метод композиции с незакрепленным звуковым текстом. Используется принцип случайности, когда исполнитель может самому выбирать, когда ему вступить в общее звучание ансамбля, какие звуки и на какой высоте играть.

 

Полистилистика (от греч. - многочисленный и стиль) — намеренное сочетание в одном произведении несовместимых (или, по крайней мере, резко различных, разнородных) стилистических элементов.

 

Прослушаем отрывки из рок-оперы:

- баллада Шарманщика

https://www.youtube.com/watch?v=nPDzv0GrGtY

- ария Сони

https://www.youtube.com/watch?v=2__eZNTa2aE

- ария Раскольникова

https://www.youtube.com/watch?v=7sU_LYcufnQ

 

- видеофрагмент (Раскольников на допросе у Порфирия)

https://www.youtube.com/watch?v=gsMe0nK_q3I

 

Домашнее задание:

 Ответьте на вопросы:

 

1. Где композитор Артемьев получил профессиональное музыкальное образование?

2. Как завали инженера, встреча с которым определила музыкальную судьбу Э. Артемьева?

3. Как назывался первый советский электронный инструмент? В честь кого он был так назван?

4. Перечислите фамилии отечественных кинорежиссёров, с которыми сотрудничал композитор Э. Артемьев.

5. Кто подсказал Артемьеву идею создать рок-оперу на сюжет Ф. М. Достоевского?

6. Где происходит большая часть действия спектакля?

7. Чей образ становится лейт-мотивом спектакля? Какую смысловую нагрузку он несёт?

 

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!