Тотемические мифы – зародышевая форма культовых мифов.

ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ МИФЫ

(по Токареву С.А.)

Этиологические мифы (от греч. – причина) – мифы объяснительные, мифы повествования, в которых в мифологически олицетворённой форме разъясняются происхождение какого-либо явления природы или социальной жизни.

 В широком смысле все мифы в той или иной степени  этиологические. Этим они отличаются от сказки, в которой обычно нет связи с элементами окружающей действительности. В узком  смысле – это  те мифы, сущность которых сводится именно к объяснению происхождения чего-то существующего.

По мнению западногерманского этнографа А.Йенсена, этиологическим мифам противостоят настоящие, истинные, мифы, которые отражают подлинную сущность явления, а не только его происхождение. Содержание таких, истинных, мифов священно, а этиологические мифы лишены этого священного характера.

 Образцами самых элементарных, детски наивных этиологических мифов могут быть австралийские коротенькие мифы,  объясняющие появление тех или иных признаков у животных. Например:

· почему летучие мыши днём слепы (летучая мышь заглянула в дупло и наткнулась на сучок глазом);

· почему медведь без хвоста (сумчатый медведь пил у водоёма, а кенгуру отрезал ему хвост);

· почему у животных цветные пятна (попугай и опоссум дрались, ранили друг друга – у попугая появилась кровь на шее и груди, а у опоссума – синяк на мордочке) и др.

Более сложные этиологические мифы – те, которые объясняют, откуда вообще взялись животные. В соответствии с тотемическими верованиями большинство мифов рассказывает, что животные раньше были людьми или человекообразными существами. Например, в античной мифологии много таких мифов:

· дельфин – это жестокие пирренские корабельщики, которых наказал Дионис;

· летучие мыши – дочери царя Миния, отказавшиеся участвовать в мистериях Диониса;

· паук – девушка Арахна, искусная ткачиха, наказанная Афиной за дерзость и самомнение.

На ещё более высоком уровне – этиологические мифы, которые объясняют происхождение земли, неба, гор и т.п. Часто объяснение сводится к рассказу о том, что раньше было наоборот:

· море было маленьким, помещалось в глиняном горшке, но потом по чьей-то оплошности разлилось (в мифах Меланезии);

· небо и земля были сначала прижаты друг к другу, но кто-то высоко поднял небо и оторвал от земли (в мифах Новой Зеландии, Египта).

У всех народов есть этиологические мифы о происхождении солнца, его видимого суточного движения, луны и её фаз, пятен на луне, планет, созвездий, полярного сияния и др.

Существенное место занимают этиологические мифы о различных моментах социальной  действительности. К ним относятся универсально распространённые мифы о:

· смерти

· получении огня

· введении брачных правил, в том числе – экзогамии

· обрядах инициации

· изобретении ремёсел

· приобретении земледельческих навыков

· происхождении царской власти

· появлении социально-религиозной структуры и т.п.

 Этиологическими являются и разнообразные культовые мифы, которые тесно связаны с религиозно-магическими обрядами.

  

ТОТЕМИЧЕСКИЕ МИФЫ

(по Токареву С.А.)

Тотем – на языке североамериканских индейцев племени оджибве – «его род».

В основе тотемических мифов лежат представления о фантастическом, сверхъестественном родстве между определённой группой людей и тотемами – животными, растениями, предметами.

Тотемические мифы – непременная часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества.

Наиболее типичными являются мифы австралийцев. Это сказания о фантастических тотемических предках, потомками которых туземцы себя считают. Мифы рассказывают о странствиях этих предков, которые изображаются, как правило, как зооантропоморфные существа. Не всегда ясно, о людях или животных идёт речь. Миф обычно заканчивается тем, что эти существа либо уходят под землю, оставляя на этом месте камень, скалу или превращаются в эти предметы. Действие мифа привязано к определённым местностям, которые наполнены мифологическими ассоциациями. То, что встречается на пути странствующего героя (скалы, водоёмы, ущелья и т.п.) являются для австралийцев священными тотемическими центрами. Это место, где совершаются тайные религиозные обряды, хранятся священные тотемические эмблемы – чуринги.

Тотемические мифы служат объяснением священных тотемических обрядов. Их исполнители воспроизводят в лицах события, о которых рассказывается в мифах. Эти мифы не должны быть известны непосвящённым, так как эти мифы – духовное сокровище племени, рода.

Тотемические мифы – зародышевая форма культовых мифов.

Тотемические мифы по содержанию просты, лишены драматизма. Фантастический элемент состоит в них в том, что основные персонажи наделены чертами и животных, и человека.

 Содержание тотемических мифов в разных мифологиях различно, иногда очень причудливо, но общий смысл всегда один и тот же: это символическая модель происхождения человеческой группы или какого-то элемента культуры.

 Тотемизм как форма религии распадается вместе с распадением раннеродового общественного строя, поэтому поздние тотемические мифы уже не типичны.

  Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются в разной степени в мифологиях более развитых обществ.     

  В мифологиях народов Центральной и Южной Америки ясно видны тотемические черты в образах богов и культурных героев.

В Китае в древний период династия Инь почитала в качестве тотема ласточку – сюаньянь. Отголоски тотемических верований сохранились в позднейших даосских мифах о чудесном рождении выдающихся людей: мать императора Яо якобы зачала и родила его от красного дракона; мать философа Лао Цзы – родила его от падающей звезды.

 Наиболее отчётливо сохранила следы тотемизма египетская мифология. В номах (древние племенах) предметом культа были племенные тотемы. В каждом номе чтилось своё священное животное и свой местный бог (чаще всего – с животными чертами).

   В греческой мифологии следы тотемизма сохранились в мифах:

· о племени мирмидонян (от реч. – муравьи);

· о змееногом Кекропе – основателе Афин;

· о полулюдях-полуконях кентаврах;

· в часто встречающемся мотиве превращения людей в животных или растения (Нарцисс и др.);

· об оплодотворении смертных женщин Зевсом в образе животного или золотого дождя:

· в почитании некоторых богов в виде животных (Деметра в Аргосе почиталась в виде женщины с лошадиной головой; Посейдон иногда изображался в виде коня);

· в животных атрибутах многих богов (Афине сопутствовала сова, Зевсу – орёл, Асклепию – змея).

 В римской мифологии следы тотемизма слабы и спорны. Известны лишь легенды о том, как отдельными племенами самнитов предводительствовали при их переселении животные: сорока, волк, бык. Потом они стали названиями племён. Вероятно, что предание о волчице, вскормившей легендарных Ромула и Рема, основателей Рима, тоже отголоски тотемизма.

Отдельным отголоском тотемизма можно считать широко распространённый в мифологиях разных народов рассказ о непорочном зачатии.

 Христианский миф, который стал религиозным догматом, о зачатии Иисуса Христа Девой Марией своими корнями уходит в древний тотемический миф о беременности женщины от вхождения в неё тотемического зародыша, хотя в христианстве этот мотив получает иное значение. Христианство унаследовало и некоторые другие тотемические представления: агнец божий, дух святой в образе голубя и др.

 

 

КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ

По Топорову В.Н.)

Космогонические мифы и космогонические представления занимают особое место среди других форм мифопоэтического мировоззрения. Они описывают пространственно-временные параметры вселенной, т.е. условия, в которых протекает существование человека и помещается всё, что может стать объектом мифотворчества.

Космогонические представления концентрируются прежде всего вокруг актуального состояния вселенной: структура мира – набор, связь и функция его частей, иногда их количественные параметры. Это – синхронистический аспект описания космоса.

Диахронический аспект – когда описывается то, как возникла вселенная.

В мифопоэтическом мышлении актуальное состояние вселенной связывается с её происхождением (как следствие с причиной).

В мифопоэтическом сознании равнозначно

1. объяснение и описаниемироздания (его состав, роли, которые играют в нём его объекты),

2. ответ на вопрос, как это возникло.

Т.е. – то, что порождено в ходе создания космоса, является его составом,

а то, что входит в состав космоса, возникло в ходе его развития.

Космологические представления не полностью выходят из космогонических мифов, они реконструируются также при анализе ритуалов, языковой семантики и т.п.

Мифопоэтическое сознание отождествляет природу (макрокосм) и человека (микрокосм), или наоборот – вселенная происходит из тела человека.

Высшей ценностью (максимум сакральности) обладают:

· та точка в пространстве и времени, где совершился акт творения, т.е. центр мира;

· само время творения («в начале»).

Космогонические мифы часто начинаются с описания того, что предшествовало творению, т.е. с описания небытия. Как правило, оно уподобляется хаосу. Описание хаоса обычно предполагает серию негативных положений относительно основных элементов космического устройства («Не существовало ещё небо и не существовала земля. Не было ещё ни почвы, ни змей в этом месте. Я сотворил их там из Нуна, из небытия. Не нашёл я себе места, на которое я мог бы встать» – это гелиопольская версия древнегреческого мифа творения; «Это – рассказ о том, как всё было в состоянии неизвестности, всё холодное, всё в молчании, всё бездвижное, тихое; и пространство неба было пусто.. Не было ни человека, ни животного, ни птиц, ни человека, ни рыб, крабов, деревьев, камней, пещер, ущелий, травы, не было лесов… Не было ещё ничего соединённого…, не было ничего, что могло бы двигаться… Не было ничего, что существовало бы, что могло бы иметь существование» – «Пополь-Вух», Центральная Америка).

Тексты  другого рода, наоборот, не акцентируют внимания на эпохе до творения, а непосредственно начинаются с серии утверждений о последовательном сотворении частей мироздания. Первичный материал для сотворения космоса – это, как правило, огонь, вода, земля, воздух. Иногда добавляется пятая стихия, условно соответствующая эфиру. В хаосе они смешанные и неразделимые, в космосе разъединяются и очищаются.

Основные космогонические акты:

· разъединение скрытых в хаосе стихий;

· установление космического пространства (разъединение неба и земли; формирование трёх космических зон и т.п.);

· создание космической опоры (первая твердь среди первоначального океана; мировая гора; мировое дерево; укрепление на небе солнца и т.п.);

· наполнение пространства божеством, стихиями, конкретными объектами (ландшафт, люди, растения, животные), абстрактными сущностями (дым, ткань, тень и т.п.);

· сведение всего сущего к единому и выведение всего из единого (золотой зародыш, мировое яйцо).

Порядок сотворения мира соответствует следующей идеальной схеме:

хаос → небо и земля → солнце, месяц, звёзды → время → растения → животные → человек → дом, утварь и т.д.

Происхождение космоса предстаёт как:

1. превращение тех или иных объектов в другие (австралийские тотемные предки, совершив свой маршрут и «утомившись», превращаются в скалы, холмы, деревья, животных);

2. пространственные перемещения, добывание или похищение у первоначальных хранителей (гагара, утка, нырок, черепаха и т.п. добывают грязь или ил, из которых возникает мир, со дна океана у народов Сибири, американских индейцев и др.);

3. изготовление творцом (библейская космология), иногда – необычным способом – из частей тела творца, путём изрыгания, извлечения из себя и т.п.;

4. развитие из яйца, скорлупы, раковины и т.п.

  Творец может иметь природу:

1. божественную;

2. человеческую (первочеловек, культурный герой);

3. животную (ворон, койот, корова, ящерица, червь, гагара и др.).

  Космогонические мифы отвечают схеме: некто неким образом сотворил нечто.

 

 

АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ

(по Иванову В.)

Мифы о сотворении человека – составная часть космогонических мифов.

Характерная черта: представление о том, что первоначально всё имеет антропоморфный облик. В этой связи создание человека – выделение его из числа других человекоподобных существ, которые постепенно теряют человеческий облик (иногда – отделение людей друг от друга).

Боги, демиурги, культурные герои создают первых людей из самыхразнообразных материалов (кости животных, орехи, деревья, глина, земля и др.).

Чаще всего происхождение женщины отлично от происхождения мужчины.

Представление о первом человеке связано с идеей конца мифического времени, когда люди были бессмертными, не отличались от богов. Первый человек – это чаще всего первый смертный. С его смертью кончается мифическое (до-временное) существование человечества. Вслед за ним люди начали умирать.

Смертью первого антропоморфного существа часто объясняется и происхождение вселенной.

 Интересны антропогонические мифы тотемического характера. Их характерные сюжеты: человек некогда не отличался от животных; рассказ не о происхождении всех людей, а только определённой группы, зооморфным тотемным символом которой является какое-то животное.

Иногда люди выходят из яйца, из дерева.

Особый тип мифов – о том, как люди первоначально жили под землей, а потом вышли (или их вывели) на землю.

Мотив происхождения человека часто осложняется представлениями о двойной природе человека – земной и небесной.

АСТРАЛЬНЫЕ МИФЫ

По Иванову В.)

Мифы о созвездиях, звёздах и планетах (солярные – о солнце, лунарные – о луне).

Звёзды и созвездия представляются животными, часто – это элементы охоты.

Характерная черта этих мифов – наличие нескольких космических персонажей, которые воплощаются созвездиями. Варианты мифов различаются тем, какая часть тела, с каким созвездием соотносится.

Постепенно выстраивается система соответствий между 12 созвездиями и 12 животными. В Древнем Вавилоне сформировалась традиция, которую потом переняли греки – выделение 12 знаков зодиака (от греч. – животное).

 Есть ряд повторяющихся мотивов:

· о звезде как о собаке, которая была на цепи, но могла сорваться;

· о Большой Медведице как колеснице.

Иногда звёзды – это

· предметы, оказавшиеся на небе (корни деревьев, которые растут на «верхнем небе»);

· люди, которые стали звёздами или созвездиями;

· земные женщины, ставшие жёнами звёзд.

Есть сюжеты о парных звёздах (аналогия с близнечными мифами).

Созвездия часто объясняются как следы борьбы героев.

 

Солярные мифы

Мифы, главным героем которых является солнце.

Наиболее архаичные мифы – в которых солнце, месяц (луна) образуют пару связанных и, одновременно, противопоставленных культурных героев.

Часто солнце представлено женщиной.

Солнца – хозяин света, у него есть дети, помощники, которые и зажигают свет.

Универсальным является миф о дочери солнца.

В архаичных мифах рассказывается об уничтожении «лишних» солнц.

Частым является миф о том, как украли солнце и потом его спасли.

Постепенно солнце осознаётся как главное божество, а в некоторых культурах солнце – культурный герой.

Лунарные мифы

Мифы, главным героем которых является луна и отношения между луной и солнцем.

Луна и солнце воплощают мужское и женское начала или кровно-родственные отношения (брат и сестра).

Часто встречающийся мотив – мотив ухаживания месяца за солнцем и их свадьба. После свадьбы месяц покидает солнце. За это ему мстит бог-громовержец и разрубает месяц на две части

Иногда  встречается мотив чудовища (собака, вурдалак), которое пожирает месяц.

Обычно луна плохая, а солнце – хорошее. Реже – наоборот.

Божество луны обладает большой силой: оно даёт элементы для всего живого.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!