Влияние религиозных особенностей на экономические отношения



 

Степень влияния религиозных принципов шариата на общественную жизнь и на экономические отношения не одинакова во всех странах ислама. По этому критерию выделяют 4 группы стран.

К первой группе стран можно отнести Саудовскую Аравию. В рамках постколониального развития в данной стране законы ша­риата оказывают наиболее сильное влияние на все сферы жизни общества. Построение и функционирование финансовой системы Саудовской Аравии полностью соответствует принципам шариата, в связи с чем на рынке полностью отсутствуют долговые инструменты и деривативы, а вкладчиков исламской банковской системы можно сравнить с инвесторами или акционерами, которые получают дивиденды, когда банк извлекает прибыль от инвести­ционной деятельности.

Вторую группу стран составляют Пакистан и Судан. Сфера действия мусульманского права здесь не является столь всеобъем­лющей. В этих странах законы шариата применяются в основном в отношении регулирования религиозных, общественных и политических аспектов жизнедеятельности общества. В отноше­нии экономического развития законы шариата используются в достаточно либеральном режиме.

В самостоятельную группу могут быть выделены страны Пер­сидского залива - ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, а также Юго-Восточной Азии – Бруней и Малайзия (точнее ее отдельные штаты). Эти страны провозглашают ислам н качестве государственной религии. Однако влияние мусуль­манского права на общественную жизнь и экономическую сис­тему характеризуется не такой глубиной, как в двух предыдущих группах.

Наиболее многочисленную группу составляют большинство ис­ламских стран - Турция, Египет, Ирак, Ливан, Марокко, Алжир и другие. Влияние норм мусульманского права минимально. Ука­занные страны относят к светским государствам, а экономичес­кие отношения на их территории регулируются исключительно законодательными актами. Финансовая система указанных стран является наиболее развитой, в ней представлены различные кате­гории финансовых институтов, предлагающих на рынке большой набор финансовых продуктов - как классических исламских, так и традиционных.

 

Идеологические ограничения в деятельности исламских финансовых институтов

 

Западная экономическая система основана на идеях частной собственности, где центральную роль играют капитал и материаль­ные ценности. Исламская финансовая система основана на идеалах Корана и Сунны Пророка Мухаммеда. Основными понятиями Кора­на, описывающими то, чего в своей финансовой политике должен избегать мусульманин, являются риба, гарар и мейсир.

1. Запрет на риба. Риба (дословно излишек) - любое неоправдан­ное приращение капитала при займе или торговой сделке. Иными словами, любая заранее определенная ставка, зависящая от сроков и величины займа и не зависящая от успешности инвестиций, назы­вается рибой и является запрещенной. Большинство исламских уче­ных относит к понятию риба не только высокий, но и любой ссудный процент.

Запрет на риба объясняется двумя причинами:

- социальной и экономической несправедливостью по отношению к участникам экономической активности;

- ущемлением прав собственности.

Социальная несправедливость возникает в результате экс­плуатации бедных (нуждающихся) богатыми (кредиторами), когда кредитор получает ростовщический процент только за счет ожида­ния, когда его риск не связан с риском должника, и, таким образом, возврат долга и процентов гарантирован, а возврат должнику в результате использования кредита не гарантирован. В этом случае несправедливость возникает как по отношению к кредитору, так и должнику.

В исламе предусмотрены два вида прав собственности:

- собственность, полученная в результате индивидуального труда;

- права на собственность, полученную в наследство или права одних граждан в собственности других, например закят или садака. Кредитование под проценты приводит к несправедливому требованию прав собственности.

2. Запрет на гарар (неопределенность). Под гарар понимается на­меренный риск, выходящий за рамки неизбежной случайности.

Неопределенность в контрактах приводит к их аннулированию с точки зрения ислама, т.е. контракты, где присутствуют элементы гарар, являются баатыль (неисполнимыми). Этот концепт в ислам­ской финансово-юридической практике является самым главным после риба. Гарар - последствие недостатка информации или конт­роля в контракте. В основном это касается цены, доставки товара/ услуги, и т.д.

Гарар возникает в ситуации, где одна сторона контракта имеет некую информацию о предложенном товаре/услугах и умалчивает о ней во время совершения контракта, или же сторона, предлагаю­щая товар/услугу, не имеет контроля над объектом контракта. Клас­сический пример неопределенности - продажа еще не пойманной птицы в небе или рыбы в реке. Более современный пример - ком­мерческие транзакции, когда продавец, не имея товара, продает его покупателю.

В современных финансовых транзакциях страхование и фи­нансовые производные (деривативы) имеют высокую степень не­определенности (гарар). По контракту страхования клиент платит регулярный взнос страховой компании и получает компенсацию в случае утери или причинения ущерба застрахованному имуществу. В обычном страховании застрахованный регулярно платит взно­сы, но может никогда не получить никаких денег от страховой компании. Этот контракт является недействитель­ным в исламе по причине чрезмерной неопределенности (гарар). Обычное страхование является недействительным еще и потому, что страховые компании обычно инвестируют собранные взносы в государственные облигации, которые приносят доход с процентов (риба). Другая группа контрактов, являющихся недействительными с точки зрения ислама - контракты по финансовым производным (деривативы): фьючерсы, опционы и другие производные ценные бу­маги. Форварды и фьючерсы имеют высокую степень неопределен­ности, поскольку объект продажи не существует во время заключе­ния контракта.

3. Запрет на мейсир (спекулятивное поведение). В исламской финансовой системе накопление денег не одобряется, а также за­прещается деятельность, характеризующаяся большой неопреде­ленностью (например, азартные игры).

Кроме рассмотренных, Коран также предусматривает другие запреты в экономической деятельности:

- Запрет монополий. Запрет незаконных и непорядочных мето­дов конкурентной борьбы.

- Запрет на взимание чрезмерной платы за перевозку и продажу товара. Розничная цена не должна превышать оптовую больше чем полтора раза (в исключительных случаях - при очень больших транспортных издержках - в два).

- Запрет на производство и продажу продуктов, потребление которых запрещено шариатом, например спиртного, свинины или мяса животных, умерших своей смертью. Ислам осуждает не только торговца спиртными напитками, но и человека, выращивающего виноград, знающего, что его виноград используется для изготовления вина.

- Запрет на продажу ворованного и низкопробного.

- Недопущение обмана, например, обвешивания или продажи бракованных продуктов.

Ислам одобряет использование только такого первоначального капитала, кото­рый был получен в соответствии с законами шариата. Кроме того, правоверный должен верить в то, что «коэффициент полезного действия» денег, полу­ченных в соответствии с шариатом, выше, чем у капитала, нажитого незаконным путем.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!