Особенности художественной культуры

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТАРОБЕШЕВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

 

Задание студентам группы П-263

По дисциплине «ОДБ.04. История»

На время дистанционного обучения

Октября 2021 г.

Преподаватель: Яковлев В.А.

Задания отправить (фото работы или печатный документ): на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя, дисциплину, дату выполненной работы)

Срок выполнения: задание выполнить к следующему уроку по расписанию занятий (или подмене)

2 урока

Литература: Улунян А.А. История. Всеобщая история. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016; Новейшая история. ХХ – начало XXI века. 9 класс: атлас. – М.: Дрофа: Издательство ДИК, 2013.

 

 

Тема: Развитие мировой культуры в первой половине ХХ ст.

 

План

 

Революция в естествознании.

Особенности художественной культуры.

Символизм.

Литература.

 

Цель занятия:

Методическая:

• совершенствовать методику проведения лекции с элементами эвристической беседы и использованием компьютерных технологий в сочетании с самостоятельной работой обучающихся

 

Дидактическая:

• дать понятие о новых открытиях в естествознании и об их влиянии на жизнь людей; показать особенности художественной культуры; дать представление о символизме; познакомить с достижениями в области искусства и литературы.

 

Развивающая:

• сопоставлять различные источники; обобщать полученную информацию и делать выводы; находить альтернативные варианты решения поставленных задач; работать с исторической картой; правильно распределить время работы над заданием; способствовать развитию творческой самостоятельности студентов.

Вспомним ранее изученное: огромный и своеобразный вклад в развитие культуры внес XIX век. Научные открытия, художественная культура, литература романтизма, критического реализма, первые попытки сближения различных видов и жанров художественного творчества, которые воплотились лишь в XX столетии.

 

Революция в естествознании

 

На рубеже XIX—XX вв. достижения фундаментальной науки ознаменовались разгадкой многих тайн микромира. Открытие элементарных частиц и проникновение в тайны материи уже тогда назвали революцией в естествознании, поскольку они привели к пересмотру прежних представлений о материи и в целом о мироздании.

За первую треть XX в. ученые проникли в тайну строения атома (были открыты электрон, протон, позитрон, нейтрон и пр.) и к концу 1930-х гг. подошли к практическому освоению атомной энергии. Теория относительности А. Эйнштейна изменила понимание пространства, времени и движения. В первой половине XX в. были заложены основы науки о передаче наследственных признаков (генетики). Больших успехов добились микробиология и фармацевтическая промышленность (появляются аспирин, антибиотики).

На смену классической (ньютоновской) научной картине мира пришла новая — она называется неклассической картиной мира. В ней особое место отводится случайности (индетерминизм). Человек представляется песчинкой в случайном мире атомов, и в то же время от позиции человека или его взгляда на мир, оказывается, зависит описание мира. Принцип относительности вводит в картину реальности наблюдателя, человека, субъекта, как говорят философы.

Именно относительно наблюдателя или субъекта и происходят все эффекты теории относительности. Картина мира субъективизируется. В этом суть неклассического подхода к объяснению мира. «Природа познавалась как существующая сама по себе, в своих собственных взаимодействиях. Под влиянием теории относительности наметилась тенденция к субъективистским формулировкам» (А. Н. Уайтхед, 1925). От картины мира, где царит окончательная истина, произошел переход к пониманию мира с точки зрения субъекта, будь он наблюдатель в определенной системе отсчета или человек со своим субъективным взглядом на мир. Такой подход к восприятию мира проявился во всех сферах человеческой деятельности — в культуре, науке и т. д. Так поэт, художник эпохи модернизма (1880-1960-е гг.) стремится представить свой личный неповторимый взгляд на мир. В науке проявляется интерес к изучению человека, человеческого сознания и т. д.

Популярны стали произведения сторонников философии жизни А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, которые взывали к признанию иррациональных (Иррациональное (от латинского irrationalis – недоступный разуму) – находящееся за пределами разума, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему.) сторон поведения и психики человека. В начале XX в. по-иному были поставлены проблемы изучения человеческого сознания, особенно процессов художественного мышления и творчества, а также общественного поведения личности и масс.

Учение 3. Фрейда о психоанализе по своему значению вышло далеко за пределы психотерапевтического лечения. Учение о бессознательных мотивах, влечениях стало не только методом восстановления душевного равновесия пациентов, но и инструментом художественного творчества. Оно легло в основу многих трудов по философии, истории, искусству и литературе.

Не меньшее значение для понимания особенностей художественного творчества и познания имело учение французского философа А. Бергсона о творческой интуиции.

В конце XIX – начале XX в. в странах Европы и США получила развитие социология — наука о различных сторонах развития общества и общественного поведения людей. Широкую известность приобрели труды М. Вебера.

 

Особенности художественной культуры

Поворот от традиций классического искусства к новому периоду развития культуры произошел на рубеже XIX-XX вв. Искусствоведы датируют начало нового периода с 1880-х гг. Этот период получил название «модернизм» (от французского moderne – современный), окончанием его считаются 1960-е годы.

Модернизм — это условное обозначение периода культуры конца XIX – середины XX в., т. е. от импрессионизма до театра абсурда. Художественные направления модернизма – импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, т. е. уход от реализма. Его верхней границей является постмодернизм. Модернизм ориентируется на новаторство в области формы и содержания. Авангард идет на эксперимент и полный разрыв с традицией. Наиболее ярким проявлением авангардного искусства XX в. являются футуризм, сюрреализм, дадаизм. Для авангардизма характерны агрессивное воздействие на публику, стремление производить шок, скандал, непривычное поведение.

Бурное развитие различных направлений, поиски и эксперименты в искусстве и литературе рубежа веков (1880-1914 гг.) получили дальнейшее развитие и переосмысление.

В 1920-1930-е гг. на искусство и литературу оказывали огромное влияние совершенно новые явления и события: мировая война и ее последствия, революции, социальные конфликты, подъем национализма.

Не только моральный и материальный ущерб от войны, но и установление тоталитарных режимов, распространение фашизма, гонения на творческую мысль тяжело отразились на состоянии мировой культуры.

 

Символизм

Умонастроения новой эпохи и идейные искания на рубеже XIX—XX вв. отразились в символизме — направлении, которое стремилось к синтезу и осмыслению прошлого европейской и мировой культуры. Провозвестниками его были в музыке Р. Вагнер, в литературном творчестве Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме. Главным средством художественного познания становится символ. Сочетание реального и таинственного, обращение к мифам, поиски мистического откровения, иносказательность определяли эстетику символизма. Центральным был культ Вечной Женственности как символ и земной образ высшего совершенства.

В изобразительном искусстве представители символизма: О. Бердслей (Англия), Пюви де Шаванн (Франция), Г. Климт (Австрия), А. Бёклин (Германия). Символизм и новые художественные течения опирались в основном на новый стиль – модерн.

Стиль модерн. Модерн — это игра с мечтой и утонченной, таинственной красотой. Для модерна характерны стилизованные природные формы. Стиль модерн легко узнаваем благодаря характерным кривым, плавным, прихотливо изогнутым линиям, получившим выразительное название «удар бича». Наряду с растительными мотивами использовались форма и окраска птиц и насекомых, обитателей морских глубин и раковин. Модерн также обращается к японским гравюрам и плетеным орнаментам древних кельтов.

Стиль модерн сочетал в себе различные формы пластических искусств, универсальный декоративный язык и идеи всеобщего синтеза, т. е. в нем выражалось стремление к созданию синтетической модели мира. Особенно ярко он проявился в архитектуре. Крупнейшие архитекторы – A. Гауди (Испания), Ч. Р. Макентош (Англия), B. Орта (Бельгия), Й. М. Ольбрих (Австрия), Г. Гимар (Франция), Ф. О. Шехтель (Россия).

Единство стиля обеспечивалось тем, что архитектор выступал как творец-универсал, создавая свое произведение от составления проекта до архитектурной и художественной отделки и компоновки предметов интерьера. Пример этого стиля — особняк Рябушинского в Москве (архитектор Ф. О. Шехтель).

В театральном искусстве этот стиль воплощался в синтезе искусств. Живопись декораций, уникальные костюмы, хореография и сценическое действие становятся равноправными компонентами, созвучными игре актеров.

Много нового в этой области создали художники «Мира искусства» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. П. Сомов и др.) и организатор парижских сезонов русского искусства С. П. Дягилев.

В начале XX в. большую популярность завоевал новый вид синтетического искусства — кинематограф. Звезды кино – Андре Дид, Макс Линдер, Чарлз Чаплин, Мэри Пикфорд и др. – приобрели мировую известность. Кинематограф требовал особого искусства жеста (особенно периода немого кино), мимики, ритма, сочетания декораций и натуры. Кино стало массовым искусством и частью рождающейся массовой культуры.

Первым направлением живописи Новейшего времени стал импрессионизм (от французского impression – впечатление), появившийся в последней трети XIX в. Стремясь передать неуловимые изменения в природе, движение света в воздухе, импрессионисты писали дробными мазками. Они первыми открыли возможность писать чистыми красками, не смешивая их на палитре. Основные представители этого направления — Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писсарро, К. Моне.

Дальнейшие поиски в изобразительном искусстве привели к появлению постимпрессионизма. Крупнейшими представителями этого направления были В. Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген. От импрессионистов они унаследовали чистоту цвета. Их работы отличаются эмоциональностью, одухотворенностью.

Кубизм — авангардное направление в живописи начала XX в. Основоположники – французские художники П. Пикассо и Ж. Брак. Представители кубизма изображали мир в виде геометрических знаков и композиционных конструкций, деформируя облик реальных предметов.

Фовизм (от французского fauve – дикий) – течение во французской живописи начала XX в. С фовизма начинается революция цвета в искусстве XX в. Крупнейшим художником направления стал А. Матисс. Фовизм использует яркие контрастные цвета и считается одной из форм экспрессионизма.

Экспрессионизм (от латинского expressio — выражение) — художественное направление XX в. Для него характерно субъективное восприятие действительности, деформированное изображение реального мира, гипертрофия переживаний и упоение отчаянием (Э. Нольде).

Для неопримитивизма характерен интерес к Востоку, детскому творчеству, искусству самоучек, древней наскальной живописи. Мастера этого направления – профессиональные художники, сознательно обратившиеся к примитивным формам искусства. Среди них особое место занимают А. Руссо (Франция), Н. Пиросманашвили (Грузия), М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова (Россия), Э. Карр (Канада).

Абстрактный экспрессионизм — своеобразный вклад русского искусства в мировой авангардизм. Основоположник — В. В. Кандинский. Для этого направления характерен отказ (абстрагирование) от изображения реальных предметов и создание образа на основе самодостаточной выразительности цвета, линий, форм.

Супрематизм (от латинского supremus – высший) — одно из течений абстрактного искусства, относится к типу геометрической абстракции.

Создатель – К. С. Малевич. Основополагающим произведением этого направления стал «Черный квадрат» Малевича (1915).

Дадаизм — крайнее авангардное направление европейского искусства, возникшее в середине 1910-х гг.

Ему свойственно отрицание классической традиции и всех существующих форм искусства, использование техники коллажа, создание абсурдных произведений из случайных предметов (М. Дюшан).

Сюрреализм (от французского surrealisme — сверхреализм) — авангардное направление в искусстве XX в. Развивая традиции символизма и дадаизма, сюрреалисты обращались к сновидениям, автоматическому сознанию, подсознательному. Они придавали абсурдным предметам иллюзию реальности, соединяли живое и неживое, реальное и нереальное. Крупнейшие представители в поэзии – П. Элюар, Г. Аполлинер, художники С. Дали, Ж. Миро, И. Танги и др.

В 1920—1930-е гг. искусство в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки сближается с европейским. Особенно это было заметно в Китае, Японии, Индонезии.

В странах Латинской Америки уже в начале XX в. упрочилось так называемое испанское течение в изобразительном искусстве (Мексика, Куба, Чили), а также сказалось влияние французских художественных школ (Венесуэла, Уругвай).

Крупные перемены в искусстве Латинской Америки связаны с деятельностью мексиканских художников. «Великая тройка» — Д. Сикейрос, Д. Ривера, X. Ороско — создала образцы новой монументальной живописи, пытаясь в прямой публицистической форме отобразить революционные события.

 

Литература

Деятелей искусства и литературы начала века интересовали не только творческие проблемы и поиски.

Предчувствия кануна социальных потрясений у многих литераторов порождали настроения пессимизма и тоски. В той или иной форме это находило отражение в творчестве.

Писатели обращались к темам несправедливости в обществе, судьбе творческой личности. Перу Р. Роллана принадлежит серия биографических произведений о выдающихся художниках и музыкантах. А. Франс издал ряд антибуржуазных романов. Американские писатели Ф. Норрис, Т. Драйзер, Э. Синклер создали крупные произведения критического реализма.

На рубеже веков произошло обновление драматургии. Творчество английского писателя Б. Шоу способствовало выходу этого рода искусства из идейного и художественного тупика. Его пьеса «Пигмалион» обошла театры всего мира. Новаторами в области драматургии выступили в Норвегии Г. Ибсен, в России А. П. Чехов, в Германии Г. Гауптман.

Крупные литераторы стали авторами так называемых семейных романов. В эти годы изданы «Будденброки» Т. Манна, «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси и др.

В 1920-е гг. появляется плеяда ярких, талантливых молодых писателей, создавших литературу «потерянного поколения» – так американская писательница Г. Стайн назвала группу американских литераторов, проживавших в Париже (Э. Хемингуэй, Д. Дос Пассос и др.). Это направление в литературе 1920-х гг. отразило протест против бесчеловечной бойни Первой мировой войны. В 1920-е гг. были опубликованы «Фиеста» и «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя, «На Западном фронте без перемен» Э.-М. Ремарка.

В эти же годы появляются крупные произведения литературно-художественного авангарда – роман «Улисс» английского писателя Дж. Джойса, романы «Америка», «Замок», «Процесс» австрийца Ф. Кафки, «В поисках утраченного времени» француза М. Пруста.

Реальная жизнь не давала оснований для оптимизма, расцветает жанр антиутопии (романы Е. И. Замятина, А. П. Платонова, О. Хаксли, Дж. Оруэлла).

В 1930-е гг. мировой экономический кризис, наступление фашизма, распространение тоталитарных режимов и надвигающаяся Вторая мировая война не могли не сказаться самым трагическим образом на судьбе и творчестве литераторов и художников. Эмиграция писателей и художников из Европы, из стран, где утвердились фашистские тоталитарные режимы, перенесла центр художественной культуры в США, в Нью-Йорк.

В творчестве литераторов и художников в 1920— 1930-х гг. особую значимость приобрели социально-политические мотивы. Социальные движения в ряде стран вызвали к жизни революционные течения в искусстве. В то же время в тоталитарных государствах искусство стало обслуживать эти режимы. В таких странах наука оказалась на службе у войны, а искусство — на службе у пропаганды.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие открытия фундаментальных наук в конце XIX – начале XX в. изменили представление о мироздании и были названы «революция в естествознании»? Что нового было сказано наукой об обществе и человеке в начале XX в.?

2. Чем был обусловлен поворот в общественной мысли, литературе и искусстве первой трети XX в. от рационализма и реализма XIX в. к модернизму и авангардизму? Назовите представителей символизма в поэзии и изобразительном искусстве. Объясните особенности стиля модерн.

3. Какие новые явления в умонастроениях, культуре и искусстве были вызваны Первой мировой войной? Что имеется в виду под понятием «литература «потерянного поколения»?

4. Почему тоталитарные режимы были враждебны новым поискам в искусстве и литературе?

5. Какие изменения произошли в изобразительном искусстве в 1920-1930-е гг. в странах Азии и Латинской Америки?

6. Назовите основные направления в изобразительном искусстве первой половины XX в.

 

Самостоятельная работа

Задание: ответить письменно на три любых вопроса для самопроверки. Объем: 2-3 машинописных страницы: шрифт 14, Times New Roman, интервал 1,5. Работу отправить (фото работы или печатный документ): на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя, дисциплину, дату выполненной работы)

 

 

Критерии оценивания ответов на контрольные вопросы

 

Оценка «5» ставится, если обучающийся: умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала на все вопросы.

Оценка «4» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 6-7 вопросов, или допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при ответах.

Оценка «3» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 5 вопросов; излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно, допускает ошибки при их формулировке.

Оценка «2» ставится, если обучающийся: не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

 

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!