ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ



2.1 Применение концертмейстером здоровьесберегающих технологий на уроке хорового пения в 0-1 классах в отсутствие преподавателя.

Предмет: урок хора 0-1 класса.

Тема урока: Применение здоровьесберегающих технологий на уроке хора 0-1 класса.

Форма проведения: коллективная.

Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока: развитие навыков пения в унисон в хоре, закрепление начальных навыков хорового пения.

Задачи:
Образовательные:
• формировать и закреплять навыки хорового пения;
• добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха.

Развивающие:
• развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
• расширение музыкального кругозора учащихся.

Воспитательные:
• воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
• воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности;
• воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения:
• наглядный (слуховой и зрительный);
• словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
• объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:
• творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
• применение индивидуального подхода;
• побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
• сопоставление мелодий, различных по характеру;
• представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
• юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:
• психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;
• учёт индивидуальных особенностей.

Оборудование и методическое обеспечение: фортепиано, стулья, ноты произведений, упражнений и попевок.

Одна из основных задач на уроке хора: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус обучающихся. Создавать условия для сохранения здоровья учащихся, применяя здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе с

соблюдением гигиенических требований к аудитории: температурный режим, проветривание помещения, освещение, техническая оснащённость.

Ход урока:

После приветствия и организационных моментов напомнить обучающимся о правилах певческой установки:
голова и корпус прямые, но ненапряженные;
плечи опущены, а подбородок чуть приподнят;
ноги стоят на полу;
руки лежат на коленях, а во время пения стоя спрятаны за спиной или опущены вдоль тела.

- Перед распеванием хора провести артикуляционную гимнастику.
Цель: управление лицевой мускулатурой, подъем эмоционального тонуса.
1. Слегка прикусить зубами кончик языка (4 раза).
2. Высовываем язык до отказа, слегка прикусывая его.
3. Делаем круговые движения между губами и зубами вправо и влево.
4. Упираемся языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
5. Пощелкиваем языком, изменяя форму рта.
6. Вытягиваем губы трубочкой (хоботок), а затем широко улыбаемся (снимает напряжение губ и щек).

-Д ыхательные упражнения. Дают свободу и силу в исполнении, возможность расширения диапазона; чем выше звук, тем большая натренированность и эластичность мышц. От дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука.

Цель: выработка сильного, продолжительного и эластичного певческого дыхания.

Плечи не поднимаем. Выдыхаем на звук цссссссс. Берем дыхание коротко и активно. Обязательное вдох делаем через нос, а выдох- ртом. Вдох короткий, чёткий, а выдох с нажимом. И вдохи выдох делаем со счётом. На 1-2 делаем вдох, на 3 - 4 выдох. Лёгкие работают, бронхи очищаются, сердце гонит кровь, все мышцы в тонусе, мы сами себя делаем здоровыми.
Распевание по системе Е.В.Горбиной.

Упражнение на развитие дыхания: «Котята».

Упражнение на чёткую дикцию, активизацию губ, языка: «Кролики».

Упражнение на развитие мягкого, льющегося звука, на освобождение скованности челюсти: «Ёжик и бычок».

Упражнение на светлый звук, быстрый вдох «Утята».

Упражнение на развитие протяжного без напряжения звука: «Коза».

После распевания небольшой отдых во время которого повторяем правила пения в хоре:

1. внимательно слушай и старайся точно спеть первый звук песни;
2. Во время пения стой или сиди прямо;
3. гласные в песне тяни и округляй, а согласные произноси коротко и четко;
4. бери дыхание спокойно, не поднимай плечи;
5. слушай себя и следи за тем, чтобы голос всегда звучал ровно и красиво;
6. когда поешь в хоре, прислушивайся к пению других участников хора. Твой голос не должен выделяться;
7. во время пения внимательно смотри на учителя, следи за его рукой и точно выполняй все его указания;
8. думай, о чем поется в песне, и исполняй ее выразительно.

Обучающиеся готовы к пению.

     Подбирая музыкальный материал (песни), обращаем внимание на достижение нужного эффекта расслабления или повышения активности. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере.

 Быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе: муз.Д.Тухманова, сл. Ю. Энтина «Виноватая тучка». Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.

Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на уроках хорового пения нужно применять музыкально – ритмические упражнения (ритмотерапия): «Песенка-зарядка» сл. и муз. О.Иванчиковой.

    Далее песня в ритме вальса - успокоительное воздействие: муз.Э.Ходош, сл.К.Чуковского «Катауси и Мауси».

Физминутка.  В данный момент мы устали. Так давайте отдохнём: поднимем руки, растопырим пальчики… и побудем клёном.

Ветер тихо клён качает, влево, вправо наклоняет. Раз – наклон.     И два наклон.             Зашумел листвою клён.

Фольклорная арттерапия: русская народная прибаутка «Заяц Егорка», «Петрушка» венгерская народная песня.

Улыбкотерапия. Позитивный настрой на уроке и исполнения шуточных песен: муз.А.Пинегина, сл. А.Усачёва «Планета кошек».

Домашнее задание: нарисовать рисунок на песню «Планета кошек».

 

2.1 Использование инновационных технологий

 

Использование компьютерных музыкальных технологий на примере нотного редактора MuseScore.

MuseScore — это нотный редактор для чтения и редактуры нотных текстов. Помогает работать с музыкой на компьютере — записывать, сочинять, воспроизводить.

Назначение:

    С помощью Музескор музыканты занимаются написанием нот в виде партитур с компьютерной клавиатуры. С левой стороны интерфейса находится панелька приборов с набором инструментов:

· акколады;

· форшлаги;

· аппликатуры;

· другие инструменты.

  В общем, идеальный editor-набор для учащегося музыкальной школы или профессионального музыканта.

    С помощью данной программы записывают и редактируют музыку, однако это не все доступные действия. Ноты можно перетаскивать и прослушивать получившиеся мелодии в реальном времени. Всё просто – достаточно выделить и переместить ноту. Сразу будет слышно, как изменилось звучание. Таким образом, при наличии хорошего слуха можно на ходу сочинять любые партитуры.

Если нет времени переписывать ноты вручную, есть опция – открыть и экспортировать их. Перемещать следует из музыкальных файлов с расширением MID. Поддерживаются формат миди, mid. Самые распространённые файлы упомянутого формата в свободном доступе присутствуют в интернете. После выполнения перечисленных действий несложно научиться играть простые композиции по нотам.

Возможности:

    Эта программа обучит игре на синтезаторе даже детей. Сыграть любые современные и классические произведения не составит труда. Достаточно лишь бесплатно скачать MuseScore, и компьютер можно использовать не только для общения в социальных сетях, но и просмотра кинофильмов и игр.

Дополнительные возможности:

· сохранение файлов в разных форматах — WAV, MID, FLAC, PNG и PDF;

· форматы PNG или PDF, которые позволяют распечатать нотные партитуры;

· как вариант, можно принести с собой и показать произведения коллегам и детям, применять на концертах, мероприятиях;

· микшер позволяет проигрывать набранные ноты на самых разных инструментах — что относится к приятному бонусу;

· есть пара плагинов, позволяющих изменить звучание — скорость воспроизведения, громкость, частоту, питч, реверберацию;

· присутствуют довольно экзотические эффекты, созданные специально для любителей.

Немалый плюс в том, что программа МьюзикСкор для набора нот относится к портативным, функционирует на русском и не требует инсталляции — её достаточно раз скачать на флешку, чтобы пользоваться всеми возможностями.

Образец

В наши дни огромное значение имеет обеспечение открытости профессиональной деятельности педагогического работника. В следствии этого преподаватели и концертмейстеры обращаются к использованию новых цифровых образовательных ресурсов и программ: Zoom, Viber, WhatsApp и другие.

    Наличие собственной страницы на сайте образовательной организации стало неотъемлемой частью работы. Чтобы страница преподавателя была более интересной и яркой, есть смысл выставлять на странице ни только фото и видео с академических концертов и конкурсов, но и ввести разнообразные рубрики: это интересно знать, мир моих увлечений, глоссарий, обучающее видео, видеозаписи, публикации методических работ, статьи о музыки и музыкантах, странички юмора, нотный архив, летопись культурных мероприятий которые посещает преподаватель, фонотека и другое.

    Всё это расширяет кругозор и даёт возможность мыслить творчески, общаться с коллегами других образовательных заведений.

Страничка на сайте образовательного учреждения:

https://vk.com/id299759045

 

2.3 Урок с обучающимся по классу скрипки с концертмейстером в отсутствии преподавателя с применением технологии развивающего обучения

Предмет: скрипка

Тип урока: комбинированный – урок обобщения, применения знаний и умений.

Форма урока: урок проходит в форме беседы с практической деятельностью, направленной на применение знаний, умений и навыков.

Тема урока: взаимодействие учащегося и концертмейстера в классе скрипки на промежуточном этапе работы над произведением крупной формы.

Цель урока:

1) закрепить представление о музыкальной форме произведения;

2) наметить следующие этапы работы с концертмейстером;

3) продолжить развивать у учащегося навык работы над произведением с концертмейстером;

4)добиться единства мелодической, ритмической и динамической линии, а также совместной с концертмейстером интерпретации.

Задачи урока:

Развивающие: с применением технологий развивающего обучения:

1) развитие внутреннего слуха;

2) развитие творческой инициативы;

3) развитие игровых приемов;

4) развитие координации и ритмической устойчивости.

Образовательные: с применением технологии становления образно-ассоциативного мышления:

1) напомнить общие сведения о композиторе, эпохе;

2) утвердить представление о разделах сонатной формы, кратко проанализировав их;

3) освоить способы работы над штриховым и динамическим ансамблем, а также фразировкой.

Воспитательные: с применением современных информационных технологий мотивировать учащегося к изучению музыки различных эпох и стилей, поддерживать увлеченность, активность.

Методы ведения: использован комплексный метод обучения с прослушиванием произведений, беседой, анализом, пояснением и словесной инструкцией.

Средства обучения: скрипка, фортепиано, ноты, ноутбук для прослушивания музыкальных номеров, дневник.

Деятельность учащегося на уроке: практическая, самостоятельная, творческая.

Ход урока:

1 этап – вступительная часть (5минут).

 Организационный момент: настройка инструмента, подготовка нотного материала, предоставление дневника.

2 этап - основная часть (30минут).

 Розыгрывание, проверка домашнего задания.

Домашнее задание было такое:

а) найти в интернете видеозапись А. Вивальди – «Концерта соль минор» соч.4 №6в исполнение юных исполнителей.

Используя современные ресурсы (ноутбук), концертмейстер и обучающийся слушают запись. Далее идет обсуждение, почему обучающейся выбрал того или иного юного исполнителя. Анализируют услышанное.

б) выучить наизусть экспозицию.

Непосредственно перед игрой определяют темп, в котором обучающаяся будет исполнять, ориентируясь на технически сложные места.

Концертмейстер акцентирует внимание на устойчивую интонацию, в некоторых моментах поддерживает на фортепиано партию скрипки.

Заостряется внимание на контрасте главной и побочной партии. Одновременно уделяется внимание звуковому соотношению двух инструментов.

Работа над средствами художественной выразительности:

определяется звуковое развитие внутри фраз, кульминационные точки, штрихи.

Далее совместно с концертмейстером проводится подробный анализ содержания разработки, представляется тональный план, характеристика тем и их изменения. Обучающемуся предлагается сыграть разработку, в более медленном темпе.

3 этап - домашнее задание. Рекомендовано продолжать учить произведение наизусть. Опираясь на полученные знания, проводить работу не только надо текстом, но и фразировкой. Послушать в записи другие произведения Антонио Вивальди.

Результат урока: урок проведен в соответствии с намеченным планом.

Выполнены следующие задачи: применение образовательных технологий развивающего обучения позволило добиться определённых результатов в развитии музыкальных данных, творческих возможностей, способностей к самостоятельной деятельности. Обучающийся проявил терпение, трудолюбие, активно участвовал в уроке и усваивал предложенную информацию. Соблюдены педагогические принципы: индивидуальности, наглядности, доступности материала, сознательности, опоры на интерес обучающегося, активности, систематичности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Жизнь не стоит на месте, современному концертмейстеру и преподавателю необходимо идти в ногу со временем, осваивая новые технологии в области музыкального искусства, ведь это является одним из показателей профессиональной компетентности, делает образовательный процесс более продуктивным и увлекательным.
     Для педагога по специальности - концертмейстер – это правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста (певца и инструменталиста) концертмейстер – наперсник его творческих дел, помощник и друг, наставник и тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер – оно завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью, в собственном музыкальном совершенствовании.

Использование и применение современных педагогических технологий расширяет кругозор и даёт возможность мыслить творчески.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. – М., 1966.

2. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961

3. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность. Музыка в школе – 2001 - № 4

4. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-

концертмейстера // Музыка в школе. – 2001. - № 4. – С. 52- 55.

5. Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. – 2001. - № 5. – С. 72-75.

6. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические

основы. - Л.: Музыка, 1972.

7. Мур. Дж. Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке.

8. Радина И. О работе концертмейстера со студентом-вокалистом // О

мастерстве ансамблиста. Сб. науч. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С.73

9. https://musescore.org/ru/rukovodstvo-polzovatelya

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!