Используя презентационный и дополнительный материал,  составьте конспект урока

Конспект урока литературы

Дата  08.11.2021

Урок № 20

Группа № 99  профессия Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей  1 курс

Группа №101 профессия Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства 1 курс


Тема:   Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Фантастика и реальность в повести.

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: показать обучающимся, как в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого «мечтательному» человек; выяснить суть противопоставления художника Пискарёва и поручика Пирогова

 

Используемая литература:

Учебник. Русский язык и литература. Литература 10 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.

Интернет- ресурсы:

1. Видео. Птица-Гоголь, фильм 1.Леонида Парфёнова (35.05. -38.45 Невский проспект) https://youtu.be/rtVaIo06gas -Дата обращения 05.11.2021.

 

Презентация на тему:

 « Н.В. Гоголь. «Невский проспект» Правда и ложь, фантастика и реальность в повести»

Ход урока

1.Организационный этап
Мотивационный модуль.

 

Сегодня мы продолжим разговор о повести Н.В. Гоголя « Невский проспект».

 Всё обман, всё мечта,  

                                                                        Всё не то, что кажется.                                                                                                                      Н. В. Гоголь.

Петербург – это город обман? Почему слова « мечта» и « обман» объединены?

 

Цель нашего урока:   рассмотреть, как в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого «мечтательному» человек; выяснить суть противопоставления художника Пискарёва и поручика Пирогова

 

 

2.Объяснение нового материала

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

История художника  Пискарева.

История  поручика Пирогова.

Образ Шиллера.

В начале повести показана жизнь  главной улицы главного города. Картина полна движения, но в каждой личности и в разных кругах свое движение и свое время. Общее только место – Невский проспект. У Гоголя, мы замечаем, часто встречаются обобщения. Но вот Гоголь стал измерять свой Невский проспект этой общей меркой, и она наполнилась пустотой, а всеобъемлющее стало раздутым и комичным. Оно теперь осветило внутреннее строение социально и по-человечески разобщенного петербургского мира.

 «Все, что вы не встретите на Невском проспекте…», а именно: «Вы здесь встретите бакенбарды единственные… Здесь вы встретите усы удивительные…». В этих непомерных похвалах, выраженных в превосходной степени, читатель слышит фальшь. Но теперь за восторгом мы слышим иронию, и в самой интонации похвалы на первой странице повести уже нам слышится то, что автор скажет напоследок: «О, не верьте этому Невскому проспекту». Так сразу же «тон делает музыку». В этом несоответствия интонации и содержания мы сразу воспринимаем «на слух» несоответствие внешнего и внутреннего – тему всей повести «Невский проспект».

 Мы видим, как два молодых человека прогуливаются по вечернему Петербургу, чтобы познакомиться с одинокими дамами. Один из них более бойкий и уверенный в себе, а другой — скромный, робкий, стеснительный. Пирогов готов на многое ради достижения высот в карьере, а его друг Пискарев — художник и тихий романтик, который ищет настоящую любовь. Первый для себя выбирает привлекательную блондинку, которая оказывается замужней женщиной, а второй — красавицу-брюнетку, которая оказывается работницей публичного дома.

 

В повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» происходит смешение реального и фантастического, что является одной из особенностей всего произведения.

Реальное проявляется в том, что Н.В. Гоголь правдиво проиллюстрировал современный ему Петербург. Уже то, что автор обращается к реальному, а не вымышленному городу с его достопримечательностями и местами, указывает на реалистичность повествования.

Автор показал отсутствие нравственных ценностей в обществе. Здесь нет здоровой и искренней любви, нет настоящей дружбы, нет истинной красоты, есть только корысть и желание улучшить собственную жизнь, даже если ради этого придется идти по головам. Писатель демонстрирует, что людям важнее внешний облик человека, его положение в обществе, а внутренний мир остается совершенно никому не нужным. Н.В. Гоголь обличает существующие в то время общественные и общечеловеческие пороки. И ирония, которую используется автор, становится инструментом выражения не фантастического, а реального.


Фантастическое проявляется в повести благодаря образу Пискарева. Он представлен в двух мирах: реальном и ирреальном. Когда Пискарев влюбляется в брюнетку, которая оказывается девушкой легкого поведения, он ищет счастья в сновидениях.

История Пискарева.

Пискарёв – молодой человек, художник, принадлежит к людям искусства, и в этом его необычность. Автор говорит, что он относится к «классу» художников, к «странному сословию», подчёркивая тем самым типичность героя.

Как и других молодых художников Петербурга, автор характеризует Пискарёва как небогатого человека, живущего в маленькой комнате, довольствующегося тем, что у него есть, но стремящегося к богатству. Это «тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, может быть, со временем вспыхнувшего широко и ярко», человек. Фамилия героя подчёркивает его обычность, напоминает о типе «маленького человека» в литературе.

Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он пошёл вслед за незнакомкой только потому, что увидел в ней идеал красоты и непорочности, она напомнила ему “Перуджинову Бианку”. Но прекрасная незнакомка оказалась проституткой, и Пискарёв трагически переживает крушение идеалов. Очарование красоты и невинности оказалось обманом. Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник бежал из отвратительного приюта, куда привела его семнадцатилетняя красавица, красота которой, не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с улыбкой, исполненной «какой-то жалкой наглости», всё, что она говорила, было «глупо и пошло <...> как будто вместе с непорочностью оставляет и ум человека».

Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва, с горечью пишет: «...Женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем прекрасным и так отличным от нас существом».

Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство «раздирающей жалости», отмечает автор и объясняет: «В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная... она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях».

Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: «Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка». Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.

Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о скромной жизни, обеспеченной собственным трудом, отвергнута падшей красавицей. «Как можно! – прервала она речь с выражением какого-то презрения. – Я не прачка и не швея, чтобы заниматься работою». Оценивая ситуацию, автор говорит: «В этих словах выразилась вся низкая, презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата». И далее в размышлениях автора о красавице опять возникает мотив демона: «...Она была какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину». За время, которое художник не видел девушку, она изменилась к худшему – бессонные ночи разврата, пьянство отразились на её лице.

Бедный художник не мог пережить, по выражению автора, «вечный раздор мечты с существенностью». Он не выдержал столкновения с суровой действительностью, наркотик разрушил его психику окончательно, лишил возможности заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом безумном поступке: христианская религия считает жизнь величайшим благом, а самоубийство большим грехом. Также и с точки зрения светской нравственности лишение себя жизни недопустимо – это пассивная форма разрешения жизненных противоречий, ибо деятельный человек всегда может найти выход из самых сложных, казалось бы, неразрешимых ситуаций.

Описанием бедных похорон Пискарёва автор выражает своё отношение к социальному неравенству, выступающему за парадной внешностью города, вызывает чувство сострадания к простым людям, подчёркивает бессмысленность гибели художника

История Пирогова.

О поручике Пирогове автор говорит, что такие, как он, офицеры составляют «в Петербурге какой-то средний класс общества», подчёркивая этим типичность героя. Рассказывая об этих офицерах, автор, конечно же, характеризует и Пирогова.

В своём кругу они считаются образованными людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят потолковать о литературе: «хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А.А. Орлове», то есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина, иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы показать себя. Их жизненная цель – «выслужиться до полковничьего чина», достичь обеспеченного положения. Они обычно «женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни».

Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики.

Наглядным примером подтверждает автор, что главный предмет дум и стремлений Пирогова – это чин. К людям ниже его по чину он относится высокомерно.

Любовь для Пирогова – лишь интересное приключение, «интрижка», которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что «любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание». Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.

Испытанием чести и достоинства Пирогова явилась «секуция», которой подверг его Шиллер. Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил полное отсутствие человеческого достоинства: «с удовольствием провёл вечер и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров».

 

Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. «Пискарёв и Пирогов – какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!» - писал В.Г. Белинский.

Образ Шиллера.

Образы немцев-ремесленников – жестяных дел мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра Кунца – дополняют социальную картину Петербурга.

 Шиллер – воплощение меркантильности. Накопление денег составляет цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий расчёт, ограничение себя во всём, подавление искренних человеческих чувств определяют его поведение.

Вместе с тем ревность пробуждает чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в пьяном виде, не думая в этот момент о последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.

 

     Повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить только романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью. В жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни — это обман, призрачность. Как и на Невском проспекте, в нашей жизни именно «демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде». Вернуть всему истинный вид может только гротеск, фантастика, которые восстанавливают и обнажают глубинную правду и содействуют ее пониманию.

 

 

Домашнее задание.

Используя презентационный и дополнительный материал,  составьте конспект урока

!!!!Ребята, конспект урока отправляете мне на почту polovinkina.irinapolovinkina@yandex.ru или в ВК

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!