Итак, что свойственно человеку толерантному (Т) и интолерантному (И)?

План – конспект занятия кружка «Юный психолог»

Занятие № 20

Форма работы: информационный час

Дата: 11.11.2021

Тема: Толерантность. Преимущество толерантного поведения в ходе взаимодействия с другими.

Понятие «толерантность» стало употребляться в русском языке сравнительно недавно, являясь производным от латинского tolerantia - терпение, французского tolerant – терпимый.

В разных культурных традициях понимание толерантности имеет свои особенности, что видно из следующей таблицы:

Написание Язык Значение
tolerancia испанский Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения
tolerance французский Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
tolerance английский Готовность быть терпимым, снисходительность, способность без протеста воспринимать личность или вещь
kuan rong китайский Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным
tasamul’ арабский Прощение, снисходительность,        мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим
Терпимость русский способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Как существительное tolerantia обозначает терпение, терпеливость, выносливость, а как глагол tolerare можно перевести, как переносить, выдерживать, терпеть. Во многом понятия толерантность и терпимость синонимичны. Если обратиться к различным определения толерантности, то можно увидеть специфические особенности его толкования даже в рамках одного, русского языка, а тем более при сравнении позиций представителей зарубежной философии и науки.

Словарь В.И. Даля трактует терпимость как свойство или качество, способность что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхожденью. В словаре «Иностранных слов» толерантность определяется лаконично, как терпимость к чужим мнениям и верованиям. В «Краткой философской энциклопедии», изданной в 1994 году, дано следующее определение толерантности: «Толерантность – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».

Принцип толерантности для Востока является традиционным и имеет проявления как в индийской, так и в арабской культурах. Индийская традиция утверждала терпимость к любому виду знания, взгляду на мир, то есть проявлялась, прежде всего, в гносеологии. Арабский мир утверждал толерантность как терпимость к непознаваемому и не понимаемому, терпимость на основе доминирования одной точки зрения, терпимость как допущение.

Европа же предложила вариант толерантности на фундаменте гражданственности, первоначально речь шла о терпимости христианской. Христианство провозгласило принцип «возлюби врага своего» и уравняло людей разного происхождения в достижении благодати. Однако христианская Церковь не стала практическим воплощением толерантности и в первые века яростно боролась против гностиков, манихейцев, затем еретиков и всех форм инакомыслия. Эпоха Возрождения оказалась временем свободы и в том числе в вопросах веры. В 1453 году Николай Кузанский, философ и богослов написал трактат «О согласии вер», в котором убедительно показывает единство основных положений во всех религиях. В период Реформации вместе с тем противостояние усиливалось, религиозный фанатизм католиков и протестантов привел к гибели тысяч людей.

Понятие «толерантность» появляется в ХVI веке во Франции, со времен Нантского Эдикта 1598 года, когда вышло множество законов о терпимости и когда французские протестанты – гугеноты – получили права и уступки на свободное проявление религиозной жизни. Его появление было обусловлено эпохой религиозных войн и стало проявлением компромисса, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Это была спасительная реакция общества зарождающихся гражданских республик на тридцатилетний период кровавых религиозных войн. Жесткое противостояние и стремление навязать «другому» собственную систему религиозных ценностей оборачивались неисчислимыми потерями всех сторон, и европейцы пришли к пониманию того, что конфессиональная однородность как внутри одной страны, так и в отношениях между государствами не является столь принципиальной.

Далее принцип толерантности и гражданского согласия нашёл выражение в либеральном сознании эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Важнейшим результатом их деятельности явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами.

Широкую известность в эпоху Просвещения получили работы Дж. Локка «Опыт о веротерпимости», «Письмо о веротерпимости». Каждый человек, писал Локк, имеет полную и неограниченную свободу мнений и вероисповедания, которой он может воспользоваться не зависимо ни от кого, но в тоже время при условии, что делает он это чистосердечно и по совести перед Богом. По Локку, толерантность имеет двоякий характер. С одной стороны, она представляет ценность, которой необходимо руководствоваться в отношениях между людьми разных вероисповеданий. С другой стороны, толерантность есть результат общественного договора, составляющая права, обосновывающего свободу мысли, свободу собраний, свободу совести. Но даже Дж. Локк, будучи основоположником либерализма, отстаивая свободу религиозного выбора, не рассматривал ее как форму отношения между всеми членами общества (например, к атеистам она была, по его мнению, не применима).

Особое внимание уделял толерантности великий чешский педагог Ян Амос Коменский, который указывал, что никто не должен навязывать другим свои принципы (философские, политические, философские), и что каждому надо предоставить право свободно заниматься своим делом («Всеобщий совет по исправлению человеческих дел», 1670). В тоже время, указывал Коменский, важно чтобы все стремились к согласию, чтобы все приходили к общей истине, и каждый по-своему подкрепляли ее.

Голландский философов Бенедикт Спиноза своими трактатами попытался опровергнуть иудейскую догматику и консерватизм в вопросах веры. В своем «Богословско-политическом трактате» он отмечал, что в свободном государстве, каждый гражданин может думать, как хочет и говорить, что думает.

Идея культурной толерантности впервые звучит в произведениях французского Просветителя Жан Жака Руссо. Прежде всего, он выступал с резкой критикой теократии, религиозного фанатизма, и затем подчеркивал, что помимо религиозной чрезвычайно важна толерантность в гражданском плане. Руссо ратовал за светское государство и за гражданское согласие, подчеркивая равенство людей и их равноправие. Кроме этого французский мыслитель явился и первым критиком европоцентризма. Изучая открытые путешественниками новые земли и культуры, большинство европейский ученых приходили к выводу и примитивности последней, подчеркивая, что лишь после появления государства и проникновения христианской веры там начинается отход от варварства. Руссо же, напротив, скорее идеализировал жизнь этих народов, подчеркивая, что первобытное общество было основано на равенстве людей, не знавших частной собственности. Пожалуй, это был первый в истории европейской науки пример толерантного, уважительного отношения к первобытным народам Африки, Австралии, Америки, который, впрочем, не получил поддержки вплоть до середины XX века.

Немецкий великий просветитель, гуманист и агностик И. Кант посвоему подходил к проблеме равенства и уважения свободы каждого. «Понятия свободы, – пишет И. Кант в «Метафизике нравов», – это чистое понятие разума, которое именно поэтому трансцендентно для теоретической философии, т.е. ему не может соответствовать ни один пример из возможного опыта; следовательно, оно не составляет предмета возможного для нас теоретического познания и имеет значение вовсе не как конститутивный, а только как регулятивный принцип, а именно как чисто негативный принцип спекулятивного разума; в практическом же применении разума оно доказывает свою реальность при помощи практических основоположений, которые в качестве законов доказывают причинность чистого разума независимо от всех эмпирических условий определения произволения (от чувственного вообще) и наличие в нас чистой воли, в которой берут свое начало нравственные понятия и законы».

Различные подходы к пониманию толерантности, по нашему мнению, обусловлены также и тем, что сама толерантность может иметь различные основания. Классификация типов (форм) толерантности включает следующие наиболее важные значения:

1. Межэтническая толерантность – уважительно-доброжелательное отношение к представителям другой этнической (расовой, национальной) традиции. Толерантный человек толерантен не к определенным этносам (псевдотолерантность, продолжающая демаркацию «свой-чужой»), а к любому народу и его представителю. Толерантность – априорное признание равенства представителей иного этноса и отношение к ним с позиции уважения как личностей (за человеческие качества и поступки), а не как носителей другой традиции.

2. Межконфессиональная (религиозная) толерантность – признание верующим человеком другой религии как альтернативной, равноправной формы достижения спасения, уважение к религиозным ценностям и нормам чуждой конфессии. В тоже время толерантность может не распространяться на тех, чьи взгляды которых не несут угрозу жизни, здоровью, свободе людей.

3. Гендерная толерантность – признание равенства полов de ure и de facto, непредвзятое отношение к представителям другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим. Противоположностью является – гендерная интолерантность (сексизм) – форма поведения, дискриминирующая женщин и их права на полноценное участие в профессиональной деятельности, общественной жизни. Одной из форм такого отношения является дискриминация работающих женщин, ограничение их права на рождение ребенка, уход за ним. 

4. Сексуально-ориентированная толерантность – признание и непредвзятость по отношению к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации.

5. Социально-групповая толерантность – нейтральное или дружественное отношение к представителям иных социальных групп (классов, сословий, страт, организаций, движений и др.), взгляды которых не несут угрозы жизни, здоровью, свободе людей.

6. Толерантность экологическая – уважение к жизни во всех ее формах.

7. Педагогическая толерантность, выражающаяся в непредвзятом отношении педагога к ученикам, признание за ними прав и свобод, несмотря на его заслуги.

8. Физиологическая толерантность – терпимое отношение к больным, инвалидам, людям, имеющим физические или умственные недостатки. Особенное значение сегодня приобретает толерантность в отношении ВИЧ-инфецированных, поскольку многими гражданами и работодателями нарушаются их права.

9. Политическая толерантность – признание равных прав и возможностей деятелями различных партий и политических движений, уважение к политическому оппоненту, несмотря на различие во взглядах (политкорректность). Противоположностью такого отношения выступает политическая диктатура, фашизм, тоталитарные режимы, тирания, репрессии по отношению к инакомыслящим.

10. Дипломатическая толерантность – равно уважительное отношение к различным странам, международным организациям и объединениям, не угрожающим жизни, здоровью и свободе граждан. противоположностью является – имперализм, монополизм, вмешательство в политику других стран, контроль над ресурсами и жизнедеятельностью государств, без их волеизъявления.

11. Научная толерантность – уважение к представителям различных научных школ, идеям, учениям и теориям научных оппонентов, а также к критике в свой адрес со стороны других ученых.

12. Административная толерантность – уважительное отношение к подчиненным, младшим по званию и должности. Ее противоположностью является – чинопочитание.

Итак, что свойственно человеку толерантному (Т) и интолерантному (И)?

Знание себя

Т: Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.

И: Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию.

Защищенность

Т: Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей.

И: Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

Ответственность

Т: Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.

И: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.

Потребность в определении

Т: Стремится к работе, творчеству, самореализации.

И: Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»).

Чувство юмора

Т: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой.

И: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.

Авторитаризм

Т: Предпочитает демократические начала.

И: Предпочитает жесткую власть.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!