Задание к лекции: как вы относитесь к болезни?

Православная культура о болезнях и смерти.

  • ввести понятия болезни
  • расширить знания учащихся в разделе болезни и смерть

Задачи лекции :

  • познакомить учащихся с новыми знаниями;
  • выделить основные понятия и установить связи внутри этого материала с изученным ранее;
  • установить правильность и осознанность понимания главных моментов изложенного материала;
  • выявить, сформулировать ведущие идеи темы, выстроить знания в систему.

План лекции

Православное отношение к болезни.

Православное понимание болезни и смерти.

1. Болезнь в человеческом естестве является следствием первородного греха. Частные болезни случаются от физиологических причин; на здоровье человека влияет и его образ жизни, «ибо от многоядения бывает болезнь, и… от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни» . И вообще «воздержание от страстей лучше всех медикаментов, и оно дает долгоденствие».

Но нередко подлинные причины заболеваний лежат в духовной сфере. Святитель Василий Великий пишет: «Не малая опасность впасть умом в ложную мысль, будто бы всякая болезнь требует врачебных пособий, потому что не все недуги происходят естественно и случаются с нами или от неправильного образа жизни, или от других каких-либо вещественных начал, в каких случаях, как видим, иногда бывает полезно врачебное искусство, но часто болезни являются наказанием за грехи, налагаемым на нас, чтобы побудить к обращению».

Итак, одной из основных духовных причин болезни является грех, причем именно персональные грехи болеющих людей: «Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились» .

Однако далеко не всегда болезни являются наказанием за грехи. Эта истина раскрывается в книге Иова и в беседе апостолов с Господом о слепорожденном . Святые отцы указывали несколько духовных причин болезни человека: «Неужели, скажешь, все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают и от беспечности… Случаются болезни и для нашего испытания в добре». «Посылает Бог иное в наказание, как эпитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтобы терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтобы очистить от какой страсти, и для многих других.

Смысл болезни

Для христианина телесное здоровье не является главной и самодостаточной ценностью, оно вторично по сравнению с духовным здоровьем, поэтому вполне логично восприятие телесной болезни как одного из способов достижения духовного здоровья. Согласно православному пониманию, болезнь может быть полезна для человека. Болезнь имеет смысл.

Нередко смыслом является вразумление человека: «Теперь-то, будучи сокрушен, начал он оставлять свое великое высокомерие и приходить в познание, когда по наказанию Божию страдания его усиливались с каждою минутою» .

«Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение». Тогда недугом «поражается плоть, чтобы исцелилась душа». Преподобный Иоанн Лествичник свидетельствует: «Видел тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторой епитимией, избавились от страсти душевной».

Нередко бывает, что «когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа» «Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток дел наших», – писал преподобный Макарий Оптинский. «Болезнь многому доброму учительница; сверх того она – послание Божие взамен и пополнение наших недостаточных подвигов»..

Вспоминая историю праведного Иова, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, что Он оставил тебя, но чтобы более тебя прославить. Итак, будь терпелив»[11]. И болезнью можно послужить Богу, и через болезнь может Бог прославить Своего верного раба, как видно, например, из слов богослужебного величания святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову: «…и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове».

«Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу… [душа] научается смирению, терпению, памяти смертной и от нее усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты… О, болезнь горькое, но целебное средство! Как соль предотвращает гниение мяса и рыбы… так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям… зарождаться в нас. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя… Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо».

 

2 Сегодня люди особенно стали бояться смерти - потому что о ней вдруг заговорили во весь голос на фоне пандемии. И это коснулось также среды верующих... Чем вы как священник и медбрат можете утешить людей от этих вызывающих панику мыслей?

– Смерть – это непостижимая для нас тайна и она страшит, потому что за ней неизвестность. Мы воспитаны так: мы последние грешники, и даже если каемся, то нас все равно ждет строгий Суд Божий. Такими мыслями мы загоняем себя в тупик, из которого трудно выбраться и увидеть Бога не только как Судию, но и Того, Кто хочет быть с нами, Кто, на самом деле, не хочет с нами расставаться, но пребывать в общении, делиться радостью бытия. Вот как на иконе Святой Троицы Андрея Рублева: Бог Троица восседает за трапезой, и у этого стола, как вы знаете, есть всегда свободное место для вас, для меня и для каждого из нас. Он нас приглашает разделить с Ним общую Чашу веры и жизни. Он потому и стал Человеком и разделил с людьми этот путь. Иногда такое восприятие Бога теряется, а ведь Он любит нас и хочет, чтобы мы имели жизнь, и имели ее с избытком. Поэтому стараться увидеть Бога как любящего Отца – важно.

Он умер за нас на кресте из любви. Мы ведь помним разбойника, который сказал искренне и просто всего одну фразу, и Господь ввел его в рай. Бог не требует от человека, как мне кажется, многого. Вера – главное, что Бог ищет в нас. Веру в Бога, Который воскрес и готов нас ввести в жизнь вечную. Ведь вся вера апостольских веков – вера не в Грозного Судию, а в Бога воскресшего, дарящего надежду и который вдохновляет нас на жизнь, а не на смерть. На этом построено вся Благая весть.

Православное богослужение построено на теме воскресения во Христе и спасения. И мы говорим, что смерти нет, потому что она разрушена. Это измерение христианской веры как-то со временем заняло не такое важное место в жизни верующих, как в первые века. А ведь это основание нашего упования – Христос воскресший. И если мы не верим в Христа воскресшего, вера наша тщетна. Он разрушил ад и дает нам надежду на жизнь вечную.

Вот такой веры нам часто не хватает, а мы погружаемся в языческую стихию боязни смерти. Не должны такие вещи нам быть близки. Если смерть нас и пугает, будем вспоминать Христа воскресшего. Вспомним прекрасную икону Сошествия во ад, где Спаситель держит за руки Адама и Еву, и буквально вынимает в их лице все человечество из этой смертельной тьмы и тоски. Вот для этого Он пришел – чтобы никто не остался в погибели. Мне кажется, вот с такой верой и надеждой стоит смотреть на смерть. Смерть – печальна. Она полна слез. В ней мы расстаемся с любимыми. Но мы верим, что это расставание во Христе будет преодолено.

 

 

 

Задание к лекции: как вы относитесь к болезни?

 

o 1

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 9; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!