Петр I в русской литературе и искусстве



Петр I в литературе

Наиболее известными произведениями о Петре I являются произведения А.Н. Толстого "Петр Первый"; Ю.П. Германа "Россия молодая"; А.С. Пушкина "Медный всадник", "Полтава", "Арап Петра Великого"; Д. Мережковского "Петр и Алексей"; А. Волкова "Два брата"; Ю. Тынянова "Восковая персона".  В романе А.Н. Толстого "Петр Первый" образ Петра складывается на фоне важнейших исторических событий конца XVIII века. Писатель показывает, как рождаются и переплетаются личные и социально-исторические мотивы поступков будущего царя. В его душе появляется и укрепляется неприятие старых порядков. Петр как государь описывается в сравнении с князем Голицыным, с Карлом XII и Августом Великолепным. В романе Петр характеризуется через отношение к своим приближенным. В людях его привлекает верность, живость ума и характера, умения профессионально делать свое дело. В романе описывается и три его любовные истории. Толстой показывает, что Петр в женщинах ценил не только внешность, но и умение понять мысли близкого человека, чуткость, живость. Не смотря на массу положительных черт Петра, Толстой не упустил из виду и некоторые отрицательные: жестокость, подозрительность, несправедливость.

В поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" Петр первый предстает перед нами в двух обличиях: во вступлении Петр, сумевший поднять народ на подвиг возведения великолепного города. А.С. Пушкин не называет Петра по имени, он выделяет местоимение он, как бы приравнивая Петра к Богу. В то же время Пушкин показывает Петра как страшного, античеловеческого самодержца. Петр создал холодный город, неуютный для людей. Простые люди в нем лишь "челобитчики".

В романе Д. Мережковского "Петр и Алексей" Петр предстает как носитель антинациональных государственных устремлений, направляющих Россию по чуждому пути во внутренней политике. Бюрократическое государство, которое он создает варварскими методами, с его "противоестественной" столицей, строится на костях людей. Петр представляется не только как распутник, пьяница и сквернослов, но и гонитель русской церкви, убийца стрельцов, участник в пытках собственного сына.

В поэме А.С. Пушкина "Полтава" Петр - гениальный полководец, который своей деятельностью притягивает простых русских солдат.

Таким образом, можно сделать вывод, что в литературе личность Петра оценивают неоднозначно. Одни считают его гениальным полководцем, государем, другие - убийцей, распутником, разрушителем России.

Петр I в кинематографе

Личность Петра I предстает перед нами в различных фильмах, например, "Царевич Алексей", "Петр Первый", "Баллада о Беринге и его друзьях", "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", "Юность Петра", "Петр Великий", "Слуга государев", "Тайны дворцовых переворотов. Фильм 1. Завещание императора", "Петр Великий" и другие.

В фильме "Петр Первый" Петр обладал лишь положительными качествами. Данный фильм воспевал вождя, укрепляющего государство и армию, любимого народом, борющегося с реакцией. Петр в фильме суров, но справедлив. Он всегда в движении, например, в эпизоде встречи царя с боярской думой: Петр не восседает, а, как непоседливый мальчишка, крутится на стуле. Петр - символ рождающейся в муках новой России. Он противостоит своему сыну Алексею, так как тот считается олицетворением отсталой боярской Руси. Несмотря на нестерпимую душевную муку, Петр приказывает убить своего сына.

Фильм "Петр Великий" иллюстрирует основные этапы биографии Петра Первого. Сначала молодой Петр командует одним из своих "потешных полков". Повзрослев, он изучает различные научные и инженерные приборы. Петр вынужден скрываться в Троице-Сергиевской Лавре из-за бунта Софьи. Но вскоре с помощью своих полков ему удается заточить Софью в Новодевичий монастырь. Через несколько лет Петр устраивает преобразования России, встречая сопротивление бояр. Против него начинаются заговоры. Он лично арестовывает всех заговорщиков. После поездки в Голландию Петр начинает строить флот и организовывать армию. От первых поражений в Северной войне он доходит до победы в Полтавской битве. В Санкт-Петербурге Петр устраивает грандиозные ассамблеи. Но его здоровье подорвано тяжким трудом, и вскоре он умирает.

В фильме "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" идет история о судьбе подаренного Петру I маленького арапа, который жил при дворе не рабом, а воспитанником: царь стал его крестным, дав имя Ибрагим Петрович Ганнибал. Смышленый мальчуган, быстро изучив науки на своей родине, был отправлен Петром во Францию для получения более глубоких знаний. Арап влюбился в дочь богатого и знатного боярина Гаврилы Ртищева - Наташу, которая его побаивалась. Петр решил женить своего крестника на Наташе, тем самым "укоренить" Ибрагима на земле русской. Арап отказывался жениться, зная отношение Наташи к нему. Непокорность воле царя изменила отношение Петра к арапу, и царь запретил Ибрагиму показываться себе на глаза.

Фильм "Тайны дворцовых переворотов. Фильм 1. Завещание императора" показывает дворцовые интриги, крутившиеся вокруг слабеющего здоровьем Петра I. Он, узнав об измене императрицы, грозился лишить ее всех прав и казнить, но пал пораженный ударом. Любовник Екатерины I Меншиков врывается в заговор против умирающего императора, добившись возведения любовницы на престол. Последняя воля императора, заключающаяся в нацарапанных на грифельной доске словах, так и осталась неузнанной.

Итак, в фильмах личность Петра Первого рассматривалась также не однозначно, как и в литературных произведениях.

Петр I в музыке

Личность Петра I запечатлена не только в литературных произведениях, кинематографе, но и в музыке. Наиболее известной считается опера Андре Гретри "Петр Великий", написанная в 1790 г. Не менее известны опера Йозефа Вайгля "Юность Петра Великого", зингшпиль К.А. Лихтенштейна "Царь-плотник, или Достоинство женщины", оперы Гаэтано Доницетти "Петр Великий, царь русский, или Ливонский плотник" и "Саардамский бургомистр", оперетта Альберта Лорцинга "Царь и плотник", опера Джакомо Мейербера "Северная звезда", оперетта В.В. Щербачева "Табачный капитан", опера Андрея Петрова "Петр I" и другие.

 

Петр I в скульптуре

Памятников Петру I существует огромное количество.

Мы рассмотрим некоторые из них.

Самый известный памятник, посвященный Петру I, "Медный всадник". Эту работу выполнил Э.М. Фальконе. Идея создания принадлежит Екатерине II. Этим она хотела показать свою приверженность петровским реформам. Скала, служащая постаментом, принимает форму волны, напоминая о стремлении Петра превратить Россию в морскую державу. Одновременно скала служит символом трудностей, преодоленных царем-реформатором, а змея под копытами коня символизирует противников петровских преобразований. Одежда Петра подчеркнуто простая и неброская, а седло заменено звериной шкурой - это подчеркивает главенство заслуг Петра перед страной не как полководца и завоевателя (о чем напоминают только лавровый венок на голове и меч на поясе), а как законодателя и созидателя, победителя варварства и невежества.

Не менее известным считается памятник Петру I у Михайловского замка. Эта работа принадлежит Б.-К. Растрелли. Петр изображен полководцем-триумфатором, властным и грозным. Он увенчан лавровым венком - символом славы. В правой руке - жезл полководца. Горностаевая мантия ниспадает на меч, на рукояти которого изображение льва. Вместо седла - покрывало, украшенное кистями. Конь выступает величаво и торжественно. Постамент памятника украшают бронзовые барельефы, запечатлевшие решающие битвы Северной войны: под Полтавой и на море у полуострова Гангут.

Памятник Петру I, который часто привержен критике, был создан М.М. Шемякиным. Непривычный и загадочный император, остро напоминающий растреллиевскую "восковую персону", изображен сидящим в жестком бронзовом кресле, положа руки на подлокотники. Для общественного монумента, сооружаемого в память значимого лица, это не обычно, т.к. Петр в данной скульптуре с маленькой, лысой головой, непропорциональным крупным телом и длинными тонкими ногами.

Один из памятников Петру Первому принадлежит А.Е. Шварцу. Скульптура высотой 3,5 м. Петр I изображен молодым, каким он приезжал в Воронеж строить флот, а не зрелым монархом. Он запечатлен в мундире Преображенского полка, в ботфортах, на поясе прикреплена сабля. Правая рука опирается на огромный якорь, левая указывает вперед.

Таким образом, мы можем наблюдать неоднозначную оценку внешности Петра Великого даже в скульптуре.

Петр I в живописи

В живописи исторических деятелей запечатлено больше всего, и Петр Первый не исключение. Одним из первых портретов Петра I является портрет, написанный Яном Вениксом около 1697 г. В соответствии с традицией парадного барочного портрета Петр изображен на фоне сражения в латах. В его правой руке - полководческий жезл, левая рука в железной перчатке лежит на шлеме. На переднем плане корона и скипетр.

Следующий портрет Петра совсем другой. Его написал И.Н. Никитин. «Простая одежда: черный камзол, белый шейный платок. Никаких знаков царской власти. Нет ни трона, ни лежащей возле него на бархатной подушке императорской короны. И за спиной царя не изображены ни поле боя, ни морское сражение, ни дворцовые покои с уходящими вдаль колоннами. Луч света, будто упавший на холст, выхватывает из темноты лицо человека пытливого ума, большой воли, сильных чувств."

Еще одной из работ И.Н. Никитина, посвященных Петру I, является портрет Петру на фоне морского сражения. Петр изображен облаченным в латы, с его плеча вниз спускается красная мантия, подбитая горностаем. Модель поставлена в пол-оборота, но голова и взгляд обращены прямо на зрителя. Правая рука с жезлом слегка согнута и вытянута вперед. За фигурой Петра можно видеть пушку, а еще дальше море с кораблями и галерами. Фон заполнен морским пейзажем с серыми облаками, в которых виднеется просвет. В общем, портретов, посвященных Петру Великому, огромное количество. В основном прослеживается 2 типа портретов: портрет в домашней обстановке и портрет на фоне сражений.

 

 

 

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!