Светское музыкальное искусство.

Западноевропейское музыкальное искусство эпохи Средневековья

1. Периодизация:

- Раннее средневековье (примерно V ‑ до конца X в.),

- Зрелое средневековье (примерно XII ‑ XIII в.),

- Позднее средневековье (примерно ХІV – ХV в.).

 

Музыка в церкви

Именно в рамках церкви в течение долгого времени развивалась профессиональная музыка – «серьёзная», содержательная. Она была неразрывно связана с культовым ритуалом и со словом.

 

На рубеже VI и VII веков, благодаря папе Григорию I были отобраны церковные напевы, которые составили «Антифонарий»полный свод католических песнопений, вошедших в историю музыки под названием григорианские хоралы.

Характерные черты ГХ:

- одноголосный,

- григорианский напев исполнялся хором мужских голосов (или ансамблем солистов-певцов),

- неторопливое исполнение создавало ощущение отрешения от реально текущего времени,

- свободный, нерегулярный ритм мелодии был подчинен ритму слов,

- тексты — прозаические, на латинском языке,

- развитие напева — неторопливое развертывание, основанное на варьировании начальной попевки,

- мелодическое движение ‑ плавное, преимущественно поступенное, скачки если и появляются, то неширокие, каждый при этом компенсируется.

 

Основой ГХ были диатонические церковные (или средневековые) лады.

Мелодические стили григорианского пения:

- силлабическое пение, где каждому слогу текста соответствует один звук напева,

- мелодическое пение, допускающее распевание отдельных слогов.

- мелизматический стиль: слова широко распевались в сложных мелодических узорах.

- смешанный, силлабо-мелизматический стиль.

В григорианском искусстве закрепились и определенные приемы исполнения:

- антифонное пение, опирающееся на принцип чередования двух хоров (или хоровых групп),

- респонсорное пение, основанное на сопоставлении эпизодов сольных и хоровых.

 

Все виды григорианского пения представлены в мессе полной католической службе.

Выделяют пять основных частей мессы (так называемый ординарий):

- I часть « Kyrie eleison » («Господи, помилуй») — мольба о прощении и помиловании;

- II часть « Gloria » («Слава») ‑ благодарственный гимн творцу;

- III часть « Credo » («Верую») ‑ центральная часть литургии, в которой излагаются основные догматы христианского вероучения;

- IV часть « Sanctus » («Свят») ‑ троекратно повторенное торжественно-светлое восклицание,

- V часть « Agnus Dei » («Агнец божий») — еще одна мольба о помиловании, обращенная к принесшему себя в жертву Христу.

Овладение навыками григорианского пения требовало от певцов серьезной выучки и музыкальной одаренности.

В IX веке в богослужебную музыку приходят гимны - вид песнопений, который основывался на мелодиях песенного склада, близких народным. Гимны отличались большей эмоциональностью, опирались на стихотворные тексты, причем специально сочиненные (а не заимствованные из священных книг).

Секвенции и тропы - вставки в богослужебные песнопения, которые возникали как своеобразные дополнения к каноническим напевам (например, канонические секвенции « Stabat mater » («Мать скорбящая» — конец XIII — начало XIV века), мрачно-трагическая « Dies irae » («День гнева» — XIII век)).

 

Особым видом культового искусства стала литургическая драма (время ее возникновения и расцвета — конец IX‑XIII век). Эпизоды священного писания, духовные притчи — вот сюжеты этих своеобразных театрализованных действ. В их исполнении участвовало несколько священнослужителей и хор. Музыка литургической драмы основывалась на григорианском пении, особенно широко вводились популярные в народе секвенции и гимны.

 

Важнейшим событием в развитии музыкального профессионализма было введение в эпоху раннего средневековья невменной записи напевов. Невмы значки, которые ставились над молитвенным текстом для указания направления движения мелодии.

Интенсивные поиски способов записи в конце концов привели к формированию мензуральной системы, определяющей длительность каждого звука, дающей четкое временное соотношение отдельных звуков между собой.

 

Ранние известные нам образцы многоголосья относятся к концу VIII — началу IX века. В церковном пении нередко использовалась своеобразная манера ведения мелодии хорала двумя голосами, расположенными на расстоянии квинты или кварты. Ранние формы двухголосной культовой музыки назывались органумами (органум). Голоса в них двигались строго параллельно, лишь в начале и в конце сходясь в унисон.

Позже стали допускать нарушения параллелизма, использовать противодвижение — голоса стали обретать некоторую независимость. Это были первые ростки, из которых произросло все последующее искусство полифонии.

Основной григорианский напев все чаще помещался в нижний голос, становясь «опорой» этого двухголосия: он получил название cantus firmus (устойчивый голос).

Светское музыкальное искусство.

Рыцарское искусство — в светской лирике трубадуров, труверов, миннезингеров.

Искусство трубадуров сложилось на юге Франции, в Провансе (в XI — первой половине XII века). Центрами нового светского искусства явились рыцарские замки. Его создатели — представители знати. Трубадуры были поэтами и музыкантами, нередко — и исполнителями своих сочинений.

Главной темой творчества трубадуров стала любовь. Песни трубадуров были адресованы вполне реальным лицам, которые, однако, предстают в идеализированном виде, в образе Прекрасной Дамы. Песни могли быть серьезными, шутливыми, порой ироничными.

Разнообразному содержанию соответствовали и разные жанры.

- канцоны обычно связывались с выражением любовного чувства,

- альбы — песни, посвященные теме разлуки влюбленных,

- пастурели — изображающие встречу рыцаря с приглянувшейся ему пастушкой.

Под влиянием искусства трубадуров формировалась рыцарская лирика в других европейских странах, прежде всего на севере Франции, в творчестве труверов (вторая половина XII—XIII век). Здесь разрабатывались те же темы, сходен был и художественный стиль песен.

В немецких землях расцвет рыцарского искусства миннезингеров относится к XIII веку. В творчестве миннезингеров чаще разрабатывались песни морально-назидательного содержания, любовные мотивы нередко приобретали религиозную окраску, связывались с культом девы Марии. Эмоциональный строй песен отличался большей серьезностью, углубленностью.

Популярным было и искусство странствующих музыкантов (одновременно они были танцорами, фокусниками, акробатами). Во Франции они назывались жонглерами, в Германии — шпильманами). К ним примыкали и беглые монахи-ваганты, студенты, школяры.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!