Определение стихотворных размеров.



Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 

Филологический факультет

Кафедра литературы, журналистики и методики преподавания литературы

Межебовская В.В.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Методические рекомендации к изучению курса для студентов очной и заочной формы обучения

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Русский язык и Литература

 

Квалификация выпускника

Бакалавр

Оренбург

2020

Пояснительная записка

 

Курс «Теория литературы» читается бакалаврам первого курса филологического факультета, обучающихся по направлению подготовки 45.03.05 (профиль «Русский язык и Литература»).

Данный курс, наряду с блоком историко-литературных дисциплин, является одним из важнейших. Теоретико-литературное знание составляет необходимый базис любого литературоведческого исследования.

Студент должен:

 - владеть основными теоретико-литературными терминами,

 - иметь четкие представления о структуре литературного произведения и уровнях его организации,

 - знать общие закономерности развития литературного процесса, а так же отличительные черты отдельных литературных течений и направлений,

 - быть знакомым с важнейшими литературоведческими школами (классическими и современными),

 - владеть навыками анализа художественного произведения.

Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов очной и заочной форм обучения. Они отражают основную концепцию курса и его программу, включают планы практических занятий, списки литературы по конкретным темам, общую библиографию, содержащую сведения об основных учебниках и учебных пособиях по курсу, о хрестоматиях, о рекомендуемых научных исследованиях; в конце помещены вопросы для подготовки к экзамену.

В качестве форм рубежного контроля используются контрольная работа, тестирование.

На практические занятия выносятся темы, которые в лекционном курсе либо не затронуты, либо освещены обзорно. Тематика практических занятий разработана с учетом освоенного студентами материала по истории литературы.

Система самостоятельной работы включает в себя ряд конкретных заданий по важнейшим темам, которые нуждаются в осмыслении или детализации самими студентами. Проверкой самостоятельной работы студентов являются собеседование, конспектирование, письменные ответы на вопросы, тестирование.

Указанные виды практических занятий и система самостоятельной работы формируют разносторонние навыки студентов: анализ текста критической статьи, исследование литературного явления. Все практические занятия объединены наличием сквозных проблемных вопросов. Таким образом, система практических занятий позволяет затронуть широкий спектр проблем современного литературоведения.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К НИМ

На практических занятиях студент должен научиться применять теоретические знания и овладевать навыками анализа литературного произведения. Каждое практическое занятие сосредоточено на одной теоретической проблеме и дает план анализа произведения в соответствии с этой проблемой. В ходе работы у студента должно складываться представление о методике анализа лирического или прозаического произведения.

Готовясь к занятию, студент должен изучить соответствующий раздел учебника и соответствующую лекционную тему. Затем следует внимательно прочесть художественный текст, сделать необходимые заметки, выписки, комментарии. Анализ значительно обогащается, если студент знает творческую историю произведения, время и причины создания, работу автора над вариантами. В тетради для практических занятий следует сделать краткую запись материалов в соответствии с планом. В словарик литературоведческих терминов, который должен вести каждый студент, необходимо занести определения тех терминов и понятий, которые необходимо знать к практическому занятию. В итоге домашней работы студент должен быть готов дать развернутый ответ на каждый вопрос. В ходе занятий эти рассуждения будут дополняться, и их надо будет также заносить в тетрадь. Поэтому рекомендуется страницу тетради делить на две половины: в одной половине – домашние записи, в другой – дополнения и уточнения, вносимые на занятии. (Из указанных планов практических занятий студент-заочник получит три).

 

Основная учебная литература

1. Прозоров, В.В. Введение в литературоведение : учебное пособие / В.В. Прозоров. - 4-е изд., стер. - М. : Флинта, 2017. - 224 с. - Библиогр.: с. 218-221. - ISBN 978-5-9765-1113-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103822

2. Введение в литературоведение : учебник для академического бакалавриата / Л. М. Крупчанов [и др.] ; под общ. ред. Л. М. Крупчанова. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 479 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03119-5. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/459D5EF6-5A59-45B4-B848-F06206D8AB17.

 

Дополнительная учебная литература

1. Теория литературы: В 2 т.: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Филология" / Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман; Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т.1: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика, 2008. - 512 с.

2. Теория литературы: В 2 т.: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Филология" / С.Н. Бройтман; Под ред. Н.Д. Тамарченко. - (Высшее профессиональное образование). Т.2: Историческая поэтика, 2007. - 368 с.

3. Головко В.М. Герменевтика литературного жанра: учеб. пособие для студ. вузов по напр. подготовки 032700 - "Филология" / В. М. Головко, 2013, Флинта: Наука. - 184 с

 

Практическое занятие № 1

Язык художественного произведения: фонетический уровень, поэтическая лексика, тропы, поэтический синтаксис (работа с примерами).

Задание: знать все термины к теме, занести их в словарь.

Тесты:

1.Употребление слов и выражений в переносном значении, призванное усилить образность художественного языка

а) диалектизмы

б) оксюморон

в) синекдоха

г) тропы

д) олицетворение

2.Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства

а) метафора

б) инверсия

в) аллегория

г) диалектизмы

д) эпитет

3.Перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности

а) метафора

б) инверсия

в) синекдоха

г) метонимия

д) эпитет

4.Прием, основанный на перенесении значений с одного явления на другое по количественному признаку

а) аллегория

б) метонимия

в) синекдоха

г) перифраз

д) литота

5.Эпитет – это

а) замена имени собственного или названия описательным выражениемб) художественное преувеличение в) прием перенесения признаков живого существа на явления природы, предметы и понятияг) художественное образное определениед) изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ6.Метафора – это а) вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству, аналогии или по контрасту б) художественное образное определениев) перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежностиг) прием, основанный на перенесении значений с одного явления на другое по количественному признаку, когда вместо целого называется частьд) соединение несовместимых характеристик, сочетание несочетаемого по смыслу7.Синекдоха – это а) перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежностиб) прием, основанный на перенесении значений с одного явления на другое по количественному признаку, когда вместо целого называется часть в) вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству, аналогии или по контрастуг) соединение несовместимых характеристик, сочетание несочетаемого по смыслуд) замена имени собственного или названия описательным выражением8. Олицетворение – это а) перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежностиб) вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству, аналогии или по контрастув) художественное образное определениег) прием, основанный на перенесении значений с одного явления на другое по количественному признаку, когда вместо целого называется частьд) прием перенесения признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия9.Сравнение – это а) прием перенесения признаков живого существа на явления природы, предметы и понятияб) прием, основанный на перенесении значений с одного явления на другое по количественному признаку, когда вместо целого называется частьв) вид тропа, основанный на уподоблении соотносимых явлений г) перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежностид) вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству, аналогии или по контрасту10.Аллегория – это а) замена имени собственного или названия описательным выражениемб) вид тропа, основанный на уподоблении соотносимых явленийв) вид иносказания, изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ г) перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежностид) вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству, аналогии или по контрасту11.Гипербола – это а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении б) художественное образное определениев) перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежностиг) прием, основанный на перенесении значений с одного явления на другое по количественному признаку, когда вместо целого называется частьд) соединение несовместимых характеристик, сочетание несочетаемого по смыслу12.Оксюморон – это а) прием, основанный на перенесении значений с одного явления на другое по количественному признаку, когда вместо целого называется частьб) вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству, аналогии или по контрастув) вид тропа, основанный на уподоблении соотносимых явленийг) соединение несовместимых характеристик, сочетание несочетаемого по смыслу д) замена имени собственного или названия описательным выражением13.Перифраз – это а) художественное образное определениеб) прием перенесения признаков живого существа на явления природы, предметы и понятияв) прием, основанный на перенесении значений с одного явления на другое по количественному признаку, когда вместо целого называется частьг)замена имени собственного или названия описательным выражениемд) соединение несовместимых характеристик, сочетание несочетаемого по смыслу14.Литота – это а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении б) средство художественного изображения, основанное на преуменьшениив) прием перенесения признаков живого существа на явления природы, предметы и понятияг) соединение несовместимых характеристик, сочетание несочетаемого по смыслуд) замена имени собственного или названия описательным выражением15.Амплификация – это а) художественное образное определениеб) соединение несовместимых характеристик, сочетание несочетаемого по смыслув) объединение неоднородных членов в общем синтаксическом или семантическом подчиненииг) тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текстад) усиление довода путем или нагромождения равнозначных выражений, или укрепления их гиперболами, градацией, аналогиями и контрастами, рассуждениями и умозаключениями16.Многосоюзие – это а) многократное повторение одного и того же союзаб) тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текстав) прием отсутствия союзов, что позволяет убыстрять или затормаживать темп речиг) объединение неоднородных членов в общем синтаксическом или семантическом подчинениид) нарушение «естественного» порядка слов17.Эллипсис – это а) тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текстаб) прием противопоставленияв) пропуск подразумеваемого словаг) многократное повторение одного и того же союзад) прием отсутствия союзов, что позволяет убыстрять или затормаживать темп речи18.Силлепс – это а) прием противопоставленияб) цепь слов или словосочетаний с постепенным нарастанием или убыванием значимостив) нарушение «естественного» порядка словг) тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текстад)объединение неоднородных членов в общем синтаксическом или семантическом подчинении19.Бессоюзие – это а) тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текстаб) прием отсутствия союзов, что позволяет убыстрять или затормаживать темп речив) цепь слов или словосочетаний с постепенным нарастанием или убыванием значимостиг) многократное повторение одного и того же союзад) нарушение «естественного» порядка слов20.Инверсия – это а) нарушение «естественного» порядка словб) стык, подхват, повтор последнего слова стиха или фразы в начале следующегов) тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текстаг) цепь слов или словосочетаний с постепенным нарастанием или убыванием значимостид) повтор начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах21.Антитеза – это а) прием противопоставления б) цепь слов или словосочетаний с постепенным нарастанием или убыванием значимостив) тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текстаг) повтор начальных и конечных слов в смежных стихах или фразахд) вид иносказания, изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ22.Градация – это а) тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текстаб) многократное повторение одного и того же союзав) усиление довода путем или нагромождения равнозначных выражений, или укрепления их гиперболами, аналогиями и контрастами, рассуждениями и умозаключениямиг) цепь слов или словосочетаний с постепенным нарастанием или убыванием значимостид) нарушение «естественного» порядка слов23.Параллелизм – это а) стык, подхват, повтор последнего слова стиха или фразы в начале следующегоб) прием отсутствия союзов, что позволяет убыстрять или затормаживать темп речив) цепь слов или словосочетаний с постепенным нарастанием или убыванием значимостиг) тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста д) нарушение «естественного» порядка слов24.Ассонанс – это а) повтор начальных и конечных слов в смежных стихах или фразахб) повторение в стихотворной речи (реже – в прозе) одинаковых согласных звуковв) повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков г) стык, подхват, повтор последнего слова стиха или фразы в начале следующегод) повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы25.Аллитерация – это а) стык, подхват, повтор последнего слова стиха или фразы в начале следующегоб) повтор начальных и конечных слов в смежных стихах или фразахв) повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуковг) повтор слова или группы слов в конце нескольких стихов, строф или фраз д) повторение в стихотворной речи (реже – в прозе) одинаковых согласных звуков26.Анафора – это а) повтор слова или группы слов в конце нескольких стихов, строф или фразб) повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы в) стык, подхват, повтор последнего слова стиха или фразы в начале следующегог) повторение в стихотворной речи (реже – в прозе) одинаковых согласных звуков д) повтор начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах27.Эпифора – это а) повтор начальных и конечных слов в смежных стихах или фразахб) повтор слова или группы слов в конце нескольких стихов, строф или фраз в) повторение в стихотворной речи (реже – в прозе) одинаковых согласных звуковг) стык, подхват, повтор последнего слова стиха или фразы в начале следующегод) повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы.

Вопросы (задания) для самоконтроля:

 

1.Определите, какие виды тропов и какие стилистические фигуры использованы в приведенных строках.

Образец:

Отговорила роща золотая / Березовым, веселым языком… (С.Есенин)

Отговорила роща – олицетворение (глагольная метафора).

Роща золотая – метафорический эпитет, инверсия.

Березовым, веселым языком – метафорические эпитеты.

Холодной буквой трудно объяснить / Боренье дум… (М.Лермонтов)

Изба-старуха челюстью порога / Жует пахучий мякиш тишины... (С.Есенин)

Тучи, как волосы, встали дыбом / Над дымной, бледной Невой… (Б.Пастернак)

Ржет дорога в жуткое пространство… (С.Есенин)

Дубровы пышные, где ваше одеянье? / Где ваши прелести, о холмы и поля… (Н.Гнедич)

Вдоль прохладной дороги, меж лилий, / Однозвучно запели ручьи, / Сладкой песнью меня оглушили, / Взяли душу мою соловьи. (А.Блок)

Заря восточный свой алтарь / Зажгла прозрачными огнями. (А.Фет)

Угрюмый дождь скосил глаза. (В.Маяковский)

Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина… (Ф.Достоевский)

Деревья и кусты смешались в мрачную массу; в двух шагах ничего не было видно; только беловатой полосой змеились песчаные дорожки. (И.Гончаров)

2.Проанализируйте фрагменты произведений с точки зрения использования в них изобразительно-выразительных средств языка.

 

Он входит, медлит, отступает –

И вдруг упал к ее ногам.

Она… Теперь с их позволенья,

Прошу я петербургских дам

Представить ужас пробужденья

Натальи Павловны моей…

     (А.Пушкин. Граф Нулин)

 

Рабом родится человек,

Рабом в могилу ляжет,

И смерть ему едва ли скажет,

Зачем он шел долиной чудной слез,

Страдал, рыдал, терпел, исчез.

      (К.Батюшков. Изречение Мельхиседека)

 

Скудный луч холодной мерою

Сеет свет в сыром лесу.

Я печаль, как птицу серую,

В сердце медленно несу.

        (О.Мандельштам)

 

Практическое занятие № 2

Силлабо – тоническая система стихосложения.

1.Системы стихосложения (античная, тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая).

2.Двусложные силлабо-тонические размеры (ямб, хорей). Пиррихий, спондей.

3.Трехсложные силлабо-тонические размеры (дактиль, амфибрахий, анапест).

4.Рифма, способы рифмовки (смежная, кольцевая, перекрестная).

5.Клаузула (мужская, женская).

Задание: - знать толкование терминов по данной теме, занести их в словарь;

 - самостоятельно подобрать примеры из поэтических текстов, иллюстрирующие стихотворные размеры.

Тесты:

1.Звуковая организация художественной речи, а также отрасль поэтики, её изучающая

а) стиховедениеб) стилистикав) стихосложениег) фоника

д) аллитерация

2.Стих – это

а) речь, не разделенная на обособленные соизмеримые ритмические отрезки

б) способ организации звукового состава стихотворной речив) художественная речь, фонически расчленённая на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримыег) звуковая форма литературных произведений

д) периодическое повторение ударных и неударных слогов через определенные промежутки

3.Проза – это

а) способ организации звукового состава прозаической речиб) элементарная форма литературных произведенийв) художественная речь, фонически расчленённая на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримыег) периодическое повторение разных синтаксических конструкций

д) речь, не разделенная на обособленные соизмеримые ритмические отрезки

4.Стихосложение – это

а) наука о языке стихотворных произведенийб) наука о звуковой форме литературных произведенийв) периодическое повторение ударных и неударных слогов через определенные промежуткиг) способ организации звукового состава стихотворной речи

д) группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком

5.Стиховедение – это

а) способ организации звукового состава стихотворной речиб) наука о звуковой форме литературных произведенийв) наука о языке стихотворных произведенийг) периодическое повторение ударных и неударных слогов через определенные промежутки

д) художественная речь, фонически расчленённая на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые

6.Метр – это

а) самая общая схема звукового ритма стихаб) периодическое повторение ударных и неударных слогов через определенные промежуткив) форма стихотворного ритма, последовательно выдержанная на протяжении всего стихотворного произведения или его отрывкаг) метрически сильное место, ударный слог в строке

д) созвучие концов стихов или полустиший, отмечающее их границы и связывающее их между собой

7.Размер – это

а) созвучие концов стихов или полустиший, отмечающее их границы и связывающее их между собойб) периодическое повторение ударных и неударных слогов через определенные промежуткив) самая общая схема звукового ритма стихаг) форма стихотворного ритма, последовательно выдержанная на протяжении всего стихотворного произведения или его отрывка

д) единица метра, повторяющееся сочетание метрически сильного места и метрически слабого места

8.Стопа – это

а) созвучие концов стихов или полустиший, отмечающее их границы и связывающее их между собойб) окончание стихав) единица метра, повторяющееся сочетание метрически сильного места и метрически слабого местаг) периодическое повторение ударных и неударных слогов через определенные промежутки

д) самая общая схема звукового ритма стиха

9.Рифма – это

а) форма стихотворного ритма, последовательно выдержанная на протяжении всего стихотворного произведения или его отрывка

б) окончание стиха, это слоги, начиная с последнего ударения до конца строки

в) созвучие концов стихов или полустиший, отмечающее их границы и связывающее их между собой г) метрически сильное место в строке

д) форма стихотворного ритма

10.Строфа – это

а) единица стиха, повторяющееся сочетание метрически сильного места и метрически слабого местаб) созвучие концов стихов или полустиший, отмечающее их границы и связывающее их между собойв) группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся, скрепленных общей рифмовкой и интонациейг) метрически сильное место

д) форма стихотворного ритма, последовательно выдержанная на протяжении всего стихотворного произведения или его отрывка

11.Силлабическая система стихосложения основана на

а) соизмеримости строк по числу ударенийб) системе польского языкав) соизмеримости строк по числу слоговг) противоположности гласных звуков по долготе/краткости

д) упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов

12.Тоническая система стихосложения основана на

а) системе русского языкаб) соизмеримости строк по числу ударенийв) упорядоченном чередовании ударных и безударных слоговг) соизмеримости строк по числу слогов

д) противоположности гласных звуков по долготе/краткости

 

13.Силлабо-тоническая система стихосложения основана на

а) противоположности гласных звуков по долготе/краткостиб) соизмеримости строк по числу слоговв) системе русского языкаг) упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов

д) соизмеримости строк по числу ударений

14.Ямб – это

а) метр, образованный стопами из двух слогов с сильным местом на первом слогеб) метр, образуемый стопами из трех слогов с сильным местом на первомв) метр, образуемый стопами из трех слогов с сильным местом на второмг) метр, образуемый стопами из трех слогов с сильным местом на третьем

д) метр, образованный стопами из двух слогов с сильным местом на втором слоге

15.Хорей – это

а) метр, образуемый стопами из трех слогов с сильным местом на первомб) метр, образованный стопами из двух слогов с сильным местом на втором слогев) метр, образуемый стопами из трех слогов с сильным местом на второмг) метр, образованный стопами из двух слогов с сильным местом на первом слоге

д) метр, образуемый стопами из трех слогов с сильным местом на третьем

16.Дактиль – это

а) метр, образуемый стопами из трех слогов с сильным местом на третьемб) метр, образуемый стопами из трех слогов с сильным местом на второмв) метр, образованный стопами из двух слогов с сильным местом на первом слогег) метр, образованный стопами из двух слогов с сильным местом на втором слоге

д) метр, образуемый стопами из трех слогов с сильным местом на первом

17.Анапест – это

а) метр, образуемый стопами из трех слогов с сильным местом на первомб) метр, образуемый стопами из трех слогов с сильным местом на третьемв) метр, образованный стопами из двух слогов с сильным местом на втором слогег) метр, образуемый стопами из трех слогов с сильным местом на втором

д) метр, образованный стопами из двух слогов с сильным местом на первом слоге

18.Амфибрахий – это

а) метр, образуемый стопами из трех слогов с сильным местом на второмб) метр, образованный стопами из двух слогов с сильным местом на первом слогев) метр, образуемый стопами из трех слогов с сильным местом на первомг) метр, образуемый стопами из трех слогов с сильным местом на третьем

д) метр, образованный стопами из двух слогов с сильным местом на втором слоге

19.Пиррихий – это

а) слоги, начиная с последнего ударения до конца строкиб) условное название сверхсхемного ударенияв) прием несовпадения синтаксической и ритмической паузы в стихег) условное название пропуска схемного ударения

д) повторяющееся сочетание метрически сильного места и метрически слабого места

20.Спондей – это

а) прием несовпадения синтаксической и ритмической паузы в стихеб) условное название пропуска схемного ударенияв) условное название сверхсхемного ударенияг) слоги, начиная с последнего ударения до конца строки

д) повторяющееся сочетание метрически сильного места и метрически слабого места

21.Клаузула – это

а) условное название сверхсхемного ударенияб) повторяющееся сочетание метрически сильного места и метрически слабого местав) прием несовпадения синтаксической и ритмической паузы в стихег) условное название пропуска схемного ударения

д) окончание стиха, это слоги, начиная с последнего ударения до конца строки

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1.Определить размер стихотворений.

2.Определить ритм и рифму. Способы рифмовки.

 

Лесом мы шли по тропинке единственной

В поздний и сумрачный час.

Я посмотрел: запад с дрожью таинственной

                   Гас.

 

Что-то хотелось сказать на прощание, -

Сердца не понял никто;

Что же сказать про его обмирание

                    Что?

 

Думы ли реют тревожно-несвязные,

Плачет ли сердце в груди, -

Скоро повысыплют звезды алмазные,

                    Жди!

                                              (А.Фет)

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь –

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

 

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю…

Люблю ли тебя – я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

                    (А.К. Толстой)

 

Тени сизые сместились,

Цвет поблекнул, звук уснул –

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном…

Час тоски невыразимой!..

Все во мне, и я во всем…

 

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства – мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

                            (Ф.Тютчев)

 

Практическое занятие № 3

Определение стихотворных размеров.

Задание: работа над стихотворениями И. Козлова, А. Ахматовой,
И. Бунина, И. Бродского и др.

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1.Проанализируйте стихотворение А.С. Пушкина с учетом перечисленных ниже аспектов анализа лирического произведения.

1) Историко-биографический материал.

2) Место стихотворения в творчестве поэта.

3) Ведущая тема.

4) Лирический сюжет.

5) Проблемы.

6) Композиция.

7) Лирический герой.

8) Преобладающее значение, его изменение.

9) Жанр.

10) Строфа.

11) Основные образы.

12) Фонетический уровень.

13) Поэтическая лексика.

14) Тропы.

15) Поэтический синтаксис.

16) Размер.

17) Ритм и рифма. Способы рифмовки.

 

             К ***

Нет, нет, не должен я, не смею, не могу

Волнениям любви безумно предаваться;

Спокойствие мое я строго берегу

И сердцу не даю пылать и забываться;

Нет, полно мне любить; но почему ж порой

Не погружуся я в минутное мечтанье,

Когда нечаянно пройдет передо мной

Младое, чистое небесное созданье,

Пройдет и скроется?.. Ужель не можно мне,

Любуясь девою в печальном сладострастье,

Глазами следовать за ней и в тишине

Благословлять ее на радость и на счастье,

И сердцем ей желать все блага жизни сей,

Веселый мир души, беспечные досуги,

Все – даже счастие того, кто избран ей,

Кто милой деве даст название супруги.

 

 

Практическое занятие № 4

Строфы и виды строф.

1.Понятие строфы.

2.Виды строф (моностих, дистих, терцины, катрен, пятистишия, секстины, октава, спенсерова строфа, сонет, венок сонетов, стансы, акростих, палиндром, триолет и др.). Онегинская строфа.

Задание:

1.Знать толкование вышеуказанных терминов, занести их в словарь.

2.Подобрать примеры, иллюстрирующие виды строф.

Тесты:

1.Моностих – это

а) двустишиеб) стихотворение из одной строки, обычно распространенного, легко узнаваемого стихотворного размерав) строфа из трёх стиховг) четверостишие, строфа из четырёх строк

д) одна строфа из 8 стихов с рифмовкой abababcc

 

2.Дистих – это

а) две строфы из 8 стихов с рифмовкой abababccб) стихотворение из одной строки, обычно распространенного, легко узнаваемого стихотворного размерав) строфа из трёх стиховг) двустишие

д) четверостишие, строфа из четырёх строк

3.Терцет – это

а) строфа из трёх стиховб) четверостишие, строфа из четырёх строкв) строфа из 9 строк (восемь стихов Я5 и один стих Я6) с расположением рифм ababbcbccг) строфа из 8 стихов с рифмовкой abababcc

д) строфа из 14 стихов Я4 с рифмовкой AbAbCCddEffEgg

4.Катрен – это

а) строфа из 9 строк (восемь стихов Я5 и один стих Я6) с расположением рифм ababbcbccб) строфа из трёх стиховв) строфа из 8 стихов с рифмовкой abababccг) строфа из 14 стихов Я4 с рифмовкой AbAbCCddEffEgg

д) четверостишие, строфа из четырёх строк

5.Спенсерова строфа – это

а) строфа из 8 стихов с рифмовкой abababccб) четверостишие, строфа из четырёх строкв) строфа из трёх стиховг) строфа из 9 строк (восемь стихов Я5 и один стих Я6) с расположением рифм ababbcbcc

д) строфа из 14 стихов Я4 с рифмовкой AbAbCCddEffEgg

6.Октава – это

а) четверостишие, строфа из четырёх строкб) строфа из 9 строк (восемь стихов Я5 и один стих Я6) с расположением рифм ababbcbccв) строфа из 8 стихов с рифмовкой abababccг) строфа из 14 стихов Я4 с рифмовкой AbAbCCddEffEgg

д) строфа из трёх стихов

7.Онегинская строфа – это

а) строфа из 8 стихов с рифмовкой abababccб) строфа из 14 стихов Я4 с рифмовкой AbAbCCddEffEggв) четверостишие, строфа из четырёх строкг) строфа из трёх стихов

д) строфа из 9 строк (восемь стихов Я5 и один стих Я6) с расположением рифм ababbcbcc

8.Художественная речь, расчленённая на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые

а) метрб) прозав) стихг) ритм

д) стихосложение

9.Речь, не разделенная на обособленные соизмеримые ритмические отрезки

а) стихб) ритмв) синтаксисг) стилизация

д) проза

 

Практическое занятие № 5

Целостный анализ произведения (И.Бунин "Легкое дыхание").

План:

1 Сюжетная основа рассказа. Главные этапы в развитии действия и их

роль в раскрытии характера Оли Мещерской.

2 Конфликт и композиция системы образов.

3 Приемы обрисовки характеров персонажей (портретные характеристики, интерьер, речевые характеристики, авторские характеристики).

4 Смысл названия произведения.

5 Сюжет и фабула «Легкого дыхания».

6 Особенности композиции.

Вопросы и задания

Выявить в лирике И. Бунина 1901-1905 гг. стихотворения, созвучные «Легкому дыханию», и проанализировать их как цикл.

Прочитать рассказ В. Набокова «Красавица» и сопоставить его с «Легким дыханием».

Список литературы

1 Бунин И. А. Легкое дыхание. Лирика 1901-1905 гг. (любое издание).

2 Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – М. : Флинта, 1998

3 Набоков В. В. Красавица (любое издание).

4 Чернец Л. В. Литературные жанры (проблемы и типологии и поэтики). – М., 1982.

 

Практическое занятие № 6

Коллоквиум по теме: "Литературные роды и жанры".

Задание: - знать определение всех терминов, относящихся к данной теме, занести их в словарь;

- знать историю вопроса, свободно приводить примеры, иллюстрирующие тот или иной жанр литературы.

1.Черты эпоса как литературного рода. Жанры эпоса: эпопея, роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк.

2.Черты лирики как литературного рода. Жанры лирики: ода, элегия, стихотворение, эпитафия, эпиталама, эпиграмма, сонет, мадригал, послание и др.

3.Черты драмы. Жанры: трагедия, комедия, драма, водевиль, фарс, мелодрама и др.

4.Особые литературные роды: лиро-эпический и сатирический. Черты и жанры.

Тесты:

1.Признаками эпоса как литературного рода являются

а) повествование, изображение объективного мира, обращение к прошлому, рассказывание о действиях, развёртывающихся в пространстве и времениб) изображение субъективного мира, воздействие на духовный мир человека, воспроизведение состояний человеческого сознанияв) отсутствие развернутого повествования, воспроизведение действия, характеры героев раскрываются в речах, действиях и поступках, авторская речь эпизодична и вспомогательнаг) большой объем, наличие повествователя, напряженный сюжет и конфликт, социально-бытовое началод) повествователь «скрыт», малый объём, спокойный сюжет и конфликт2.Признаками лирики как литературного рода являютсяа) бессобытийность, наличие рассказчика, абстрактное время и пространствоб) повествование, изображение объективного мира, обращение к прошлому, рассказывание о действиях, развёртывающихся в пространстве и временив) отсутствие развернутого повествования, воспроизведение действия, характеры героев раскрываются в речах, действиях и поступках, авторская речь эпизодична и вспомогательнаг) конкретное время и пространство, психологичность, эмоциональность, драматизм повествованияд) изображение субъективного мира, воздействие на духовный мир человека, воспроизведение состояний человеческого сознания3.Признаками драмы как литературного рода являются:а) повествование, изображение объективного мира, обращение к прошлому, рассказывание о действиях, развёртывающихся в пространстве и времениб) конкретное время и пространство, психологичность, эмоциональность, драматизм повествованияв) отсутствие развернутого повествования, воспроизведение действия, характеры героев раскрываются в речах, действиях и поступках, авторская речь эпизодична и вспомогательнаг) изображение субъективного мира, воздействие на духовный мир человека, воспроизведение состояний человеческого сознанияд) большой объем, наличие повествователя, напряженный сюжет и конфликт, социально-бытовое начало4.Эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла относятся к жанрама) беллетристикиб) эпосав) драмыг) лирикид) сатиры5.Средний повествовательный жанр, более широко представляющий действительность, нежели рассказ, предмет и тема которого – эпизод из жизни человека; и менее широко – нежели роман, охватывающий всю жизнь человека.а) новеллаб) очеркв) эпопеяг) повестьд) эссе6.Малый эпический жанр, в основе которого лежит анекдот, необычное событие, судьба героя и др.; действие повествования развивается стремительно, важную роль в конфликте играет развязка, показывающая характер героя с неожиданной стороныа) рассказб) очеркв) новеллаг) эссед) повесть7.Поучительно-назидательное поэтическое повествование с иносказательным и аллегорическим смыслом, в котором животные олицетворяют те или иные человеческие характерыа) басняб) сказкав) притчаг) поучениед) легенда8.Большая эпическая форма, для которой характерно изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охват судеб ряда действующих лиц, многоголосиеа) эпопеяб) повестьв) эпосг) повествовательный циклд) роман

9.Торжественное, патетическое стихотворение, ориентирующееся на античные образцы и характеризующееся высоким стилем речи, которое написано в честь какого-либо лица или события - это:

а) дифирамбб) одав) элегияг) мадригалд) баллада10.Твёрдая стихотворная форма, стихотворение из 14 строк, образующих два катрена и два терцетаа) сонетб) секстинав) октаваг) спенсерова строфад) онегинская строфа11.Лирический жанр, стихотворение средней длины, без отчетливой композиции, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального, грустного), с мотивами одиночества, разочарования, страдания, бренности земного бытияа) эпитафияб) эпиграммав) мадригалг) панегирикд) элегия12.Небольшое стихотворение-комплимент любовно-лирического содержанияа) романсб) медитацияв) элегияг) мадригалд) послание

13.Комедия - это:

а) пьеса, построенная на словесной игре, каламбурах, на изображении смешных положений, которая пишется на злободневные темы

б) жанр драматургии, насыщенный смешными событиями, с веселым концом, направленный против конкретных лиц, написанный в простом стиле

в) простонародная пьеса легкого содержания, развлекательного характера, основанная на занимательной интриге, преувеличении в изображении чувств и остроумных диалогах персонажей

г) жанр драматургии, исполненный юмористического и сатирического пафоса, характеризующийся комизмом характеров, смешными положениями, осмеянием или разоблачением пороков, слабостей, недостатков

14.Лиро-эпический жанр на исторические, сказочные и бытовые темы с трагизмом, таинственностью, отрывистым повествованием, драматическим диалогом

а) поэма

б) сказка

в) баллада

г) легенда

д) ода

15.Жанры эпосаа) поэма, баллада, басня, эпопеяб) рассказ, поэма, послание, повестьв) драма, трагедия, баллада, романг) элегия, поэма, роман, новеллад) эпопея, роман, повесть, рассказ16.Басня – это а) малый эпический жанр, в основе которого лежит анекдот, необычное событие, судьба героя и др.; действие повествования развивается стремительно, важную роль в конфликте играет развязка, показывающая характер героя с неожиданной стороныб) средний повествовательный жанр, более широко представляющий действительность, нежели рассказ, предмет и тема которого – эпизод из жизни человека; и менее широко – нежели роман, охватывающий всю жизнь человекав) малая эпическая форма, в которой действие содержит одно небольшое событие и ограничено одной конфликтной ситуацией, отличается спокойным повествованием и спокойным конфликтомг) поучительно-назидательное поэтическое повествование с иносказательным и аллегорическим смыслом, в котором животные олицетворяют те или иные человеческие характерыд) большая эпическая форма, для которой характерно изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охват судеб ряда действующих лиц, многоголосие17.Роман – это а) малый эпический жанр, в основе которого лежит анекдот, необычное событие, судьба героя и др.; действие повествования развивается стремительно, важную роль в конфликте играет развязка, показывающая характер героя с неожиданной стороныб) средний повествовательный жанр, более широко представляющий действительность, нежели рассказ, предмет и тема которого – эпизод из жизни человека; и менее широко – нежели роман, охватывающий всю жизнь человекав) малая эпическая форма, в которой действие содержит одно небольшое событие и ограничено одной конфликтной ситуацией, отличается спокойным повествованием и спокойным конфликтомг) поучительно-назидательное поэтическое повествование с иносказательным и аллегорическим смыслом, в котором животные олицетворяют те или иные человеческие характерыд) большая эпическая форма, для которой характерно изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охват судеб ряда действующих лиц, многоголосие18.Ода – это а) торжественное, патетическое стихотворение, ориентирующееся на античные образцы и характеризующееся высоким стилем речи, которое написано в честь какого-либо лица или событияб) стихотворение или песня в честь свадьбыв) торжественная песнь в честь божествг) стихотворное письмод) лирический жанр, стихотворение средней длины, без отчетливой композиции, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального, грустного), с мотивами одиночества, разочарования, страдания, бренности земного бытия19.Сонет – это а) торжественное, патетическое стихотворение, ориентирующееся на античные образцы и характеризующееся высоким стилем речи, которое написано в честь какого-либо лица или событияб) твёрдая стихотворная форма, стихотворение из 14 строк, образующих два катрена и два терцетав) лирический жанр, стихотворение средней длины, без отчетливой композиции, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального, грустного), с мотивами одиночества, разочарования, страдания, бренности земного бытияг) небольшое стихотворение-комплимент любовно-лирического содержанияд) стихотворение или песня в честь свадьбы20.Мадригал – это а) торжественная песнь в честь божествб) лирический жанр, стихотворение средней длины, без отчетливой композиции, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального, грустного), с мотивами одиночества, разочарования, страдания, бренности земного бытияв) торжественное, патетическое стихотворение, ориентирующееся на античные образцы и характеризующееся высоким стилем речи, которое написано в честь какого-либо лица или событияг) стихотворение или песня в честь свадьбыд) небольшое стихотворение-комплимент любовно-лирического содержания21.Гимн – это а) торжественное, патетическое стихотворение, ориентирующееся на античные образцы и характеризующееся высоким стилем речи, которое написано в честь какого-либо лица или событияб) небольшое стихотворение-комплимент любовно-лирического содержанияв) стихотворение или песня в честь свадьбыг) торжественная песнь в честь божествд) стихотворная надгробная надпись22.Эпитафия – это а) стихотворение или песня в честь свадьбыб) торжественная песнь в честь божествв) торжественное, патетическое стихотворение, ориентирующееся на античные образцы и характеризующееся высоким стилем речи, которое написано в честь какого-либо лица или событияг) стихотворная надгробная надписьд) небольшое стихотворение-комплимент любовно-лирического содержания23.Эпиталама – это а) стихотворение или песня в честь свадьбыб) стихотворное письмов) стихотворная надгробная надписьг) торжественная песнь в честь божествд) небольшое стихотворение-комплимент любовно-лирического содержания24.Очерк – это а) малая эпическая форма, в которой действие содержит одно небольшое событие и ограничено одной конфликтной ситуацией, отличается спокойным повествованием и спокойным конфликтомб) малый эпический жанр, в основе которого лежит анекдот, необычное событие, судьба героя и др.; действие повествования развивается стремительно, важную роль в конфликте играет развязка, показывающая характер героя с неожиданной стороныв) эпический жанр со свободной композицией, организуемой «рассказчиком» или идейным «заданием», характеризуется отрывочностью, малым охватом действительности, в нем могут соединяться и рассказ, и сценка, и статистика, и публицистический выпадг) средний повествовательный жанр, более широко представляющий действительность, нежели рассказ, предмет и тема которого – эпизод из жизни человека; и менее широко – нежели роман, охватывающий всю жизнь человекад) большая эпическая форма, для которой характерно изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охват судеб ряда действующих лиц, многоголосие25.Эссе – это а) небольшое прозаическое сочинение свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу и не претендующее на исчерпывающую трактовку предметаб) средний повествовательный жанр, более широко представляющий действительность, нежели рассказ, предмет и тема которого – эпизод из жизни человека; и менее широко – нежели роман, охватывающий всю жизнь человекав) большая эпическая форма, для которой характерно изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охват судеб ряда действующих лиц, многоголосиег) малый эпический жанр, в основе которого лежит анекдот, необычное событие, судьба героя и др.; действие повествования развивается стремительно, важную роль в конфликте играет развязка, показывающая характер героя с неожиданной стороныд) малая эпическая форма, в которой действие содержит одно небольшое событие и ограничено одной конфликтной ситуацией, отличается спокойным повествованием и спокойным конфликтом26.Драма как жанр – это а) произведение, основу которого составляют проблемы человеческого бытия, столкновения личности с судьбой, обществом, миром, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей, а также неразрешимый конфликтб) произведение, характеризующееся драматизмом повседневной жизни обычного частного человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или с собой, но конфликт, так или иначе, разрешаетсяв) жанр с анекдотичным сюжетом, занимательной интригой, остроумными песенками-куплетами и танцамиг) остроконфликтное драматическое произведение, построенное на контрасте, насыщенное аффектированными эмоциями, отличающееся морализаторством, рассчитанное на зрелищность и занимательностьд) жанр, включающий образы-маски, остросюжетные ситуации, грубые шутки, эксцентрику27.Трагедия – это а) произведение, характеризующееся драматизмом повседневной жизни обычного частного человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или с собой, но конфликт так или иначе разрешаетсяб) остроконфликтное драматическое произведение, построенное на контрасте, насыщенное аффектированными эмоциями, отличающееся морализаторством, рассчитанное на зрелищность и занимательностьв) произведение, основу которого составляют проблемы человеческого бытия, столкновения личности с судьбой, обществом, миром, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей, а также неразрешимый конфликтг) жанр драматургии, исполненный юмористического и сатирического пафоса, характеризующийся комизмом характеров, смешными положениями, осмеянием или разоблачением пороков, слабостей, недостатковд) жанр, включающий образы-маски, остросюжетные ситуации, грубые шутки, эксцентрику28.Фарс – это а) жанр драматургии, исполненный юмористического и сатирического пафоса, характеризующийся комизмом характеров, смешными положениями, осмеянием или разоблачением пороков, слабостей, недостатковб) остроконфликтное драматическое произведение, построенное на контрасте, насыщенное аффектированными эмоциями, отличающееся морализаторством, рассчитанное на зрелищность и занимательностьв) произведение, характеризующееся драматизмом повседневной жизни обычного частного человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или с собойг) малый комический жанр, включающий образы-маски, остросюжетные ситуации, грубые шутки, эксцентрикуд) легкий комедийный жанр с анекдотичным сюжетом, занимательной интригой, остроумными песенками-куплетами и танцами29.Мелодрама – этоа) легкий комедийный жанр с анекдотичным сюжетом, занимательной интригой, остроумными песенками-куплетами и танцамиб) произведение, характеризующееся драматизмом повседневной жизни обычного частного человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или с собойв) остроконфликтное драматическое произведение, построенное на контрасте, насыщенное аффектированными эмоциями, отличающееся морализаторством, рассчитанное на зрелищность и занимательностьг) малый комический жанр, включающий образы-маски, остросюжетные ситуации, грубые шутки, эксцентрикуд) жанр драматургии, исполненный юмористического и сатирического пафоса, характеризующийся комизмом характеров, смешными положениями, осмеянием или разоблачением пороков, слабостей, недостатков Задания для самостоятельной работы.1. Составить цитатно-тезисные конспекты научных работ, указанных для обязательного ознакомления2. Подобрать примеры лексических и специальных выразительных средств художественной речи.3. Подобрать примеры текстов с основными системами русского стихосложения и стихотворными размерами, уметь объяснить своеобразие каждой из систем стихосложения и каждого размера.4. Выписать в словарик и выучить определения основных теоретических понятий, уметь их объяснить. Рекомендации по конспектированию. Конспектирование – неотъемлемая часть профессиональной подготовки студента-филолога. Знакомство с лучшими работами выдающихся эстетиков и теоретиков литературы позволяет уяснить сложные проблемы литературоведения, прививает умение пользоваться языком филологических исследований, формирует дисциплину и логику научной мысли.Конспект представляет собой сжатое изложение содержания изучаемой работы. Нужно четко представить цель обращения к работе и конкретный аспект рассмотрения (каждая научная работа рекомендована в связи с конкретной темой лекционного курса). Наиболее эффективен тезисно-цитатный конспект.Последовательность работы: сначала прочитывается весь материал, при этом отмечается каждый законченный этап рассуждения исследователя. Затем составляется план (выделяется главная мысль в отмеченных частях). Сами мысли излагаются в виде тезисов (самостоятельно сформулированные читателем сжатые выводы о содержании каждой части). Тезисы обычно сопровождаются цитатами из текста изучаемой работы, которые следует закавычить (отделить от собственных тезисов) и указать страницу издания.Полезно оставить широкие поля, на которых делаются заметки и примечания. На полях можно указывать те теоретические понятия в современном их понимании, к трактовке которых подводит выбранный фрагмент из конспектируемой статьи, а также самостоятельно подобранные примеры из художественных произведений, иллюстрирующие теоретическое положение. Конспект обязательно снабжается указанием выходных данных источника.Формы и содержание контроля за усвоением знаний.

Видами контроля по данной дисциплине являются: конспектирование, коллоквиум, тестирование и экзамен.

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является экзамен.

Коллоквиум проводится по теме – "Литературные роды и жанры".

 

После успешной сдачи коллоквиума студентам предлагается пройти тестирование по изученным темам и только после этого они допускаются к экзамену.

 

Экзамен проводится по билетам, которые включают два теоретических вопроса.

 1.Филология как наука (история и смысл термина; основные положения статьи С.С. Аверинцева).

2.Литературоведение как филологическая наука (основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины; литература и искусство слова; поэзия и проза).

3.Категория художественного образа (определение; основные характеристики; понятие художественности).

4.Литература как вид искусства (специфика литературного образа; основные положения трактата Лессинга).

5.Художествеенок произведение (произведение как художественный образ; структура произведения).

6.Художественая речь (языковые уровни текста; лингвистический и литературоведческий анализ языка; изобразительные и выразительные возможности художественного языка).

7.Звуковая организация речи и ее художественная функция (аллитератция, ассонанс, зияние).

8.Поэтическая лексика, ее художественная функция (архаизмы, историзмы, неологизмы, варваризмы, вульгаризмы, жаргонизмы, профессионализмы, поэтизм, прозаизм).

9.Понятие тропа. Виды тропов и их художественная функция (сравнение, метафора, метонимия, эпитет, гипербола, литота, оксюморон, аллегория, ирония и пр.).

10.Поэтический синтаксис, его художественная функция (инверсия, повтор, анафора, эпифора, антитеза, парралелизм, бессоюзие, многосоюзие, риторические фигуры, умолчание).

11.Сюжетно-композиционный уровень произведения (единицы сюжета; сюжет и мотив; сюжет и фабула; основные элементы сюжета и их композиция: пролог, эпилог, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; композиционные приемы; приемы ретардации; понятие паратекста).

12.Проблема автора (история и теория вопроса; полисемантика термина; работы М.М. Бахтина, Б.О. Кормана, С.С. Аверинцева,
И. Роднянской).

13.Формы выражения авторского сознания в прозаическом произведении (повествовательные инстанции и уровни; повествователь, "личный повествователь", рассказчик, анонимный сказ, актор, ауктор, имплицитный автор и имплицитный читатель, эксплицитный автор и эксплицитный читатель, нарратор, наррататор).

14.Формы выражения авторского сознания в лирическом произведении (лирический герой, "маска", герой ролевой лирики, лирическое "я")

15.Формы выражения авторского сознания в драматическом произведении (эпический, сюжетно-композиционный).

16.Пространственная организация произведения (понятие хронотопа в работах М.М. Бахтина; типы пространственной организации; пространственная позиция автора).

17.Временная организация произведения (понятие хронотопа в работах М.М. Бахтина; типы временной организации; временная позиция автора).

18.Характерология (типология персонажей; понятие персонификации; приемы характерологии: имя, портрет, поступки, речевая характеристика, мнение автора, мнение других персонажей, самопрзнания, вещный мир).

19.Типы литературного портрета (описательный, "паспортных примет", живописный, психологический и др.).

20.Идейно-тематический уровень произведения (понятия темы, проблемы, идеи произведения).

21.Жанрово-родовая классификация литературных произведений (понятие рода, жанра, жанровой формы; теории Аристотеля и Гегеля).

22.Эпос и эпические жанры (Аристотель, Гегель об эпическом; исторические формы эпоса; роман, повесть, рассказ, басня, новелла, очерк, эссе, дневник, эпистолярный жанр, дневник, мемуары; эпическая поэтика).

23.Драма и драматические жанры (Аристотель, Гегель о драматическом; комедия, трагедия, драма; драматическая поэтика; пьеса и спектакль).

24.Лирика и лирические жанры (Аристотель, Гегель о лирическом; лирические жанры; лирика и поэзия; лирическая поэтика).

25.Лироэпические и сатирические произведения (явление жанрового синтеза; лироэпические жанры и их поэтика; баллада, поэма).

26.Сатира как особый литературный род (своеобразие сатиры; сатира и комическое; сатирические жанры и их поэтика; памфлет, фельетон, анекдот, шарж, пародия).

27.Основные стиховедческие понятия (стопа, размер, метр, клаузула, рифма, системы стихосложения; силлабо-тоническая система стихосложения; понятие строфы и виды строф).

28.Понятие литературного процесса (категории метода, стиля, направления, течения, школы; традиция и новаторство).


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!