Бытие сознания. Происхождение и сущность сознания.



Донецкий базовий медицинский колледж

Методическая комиссия общего гуманитарного и социально-экономического цикла

 

Методическая разработка

 

 лекции по теме:

«Духовное измерение человеческого бытия»

 

Тип лекции: - тематическая

Учебный предмет: основы философии

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

                      31.02.01 «Лечебное дело»

                       31.02.02 «Акушерское дело»

                       32.02.01 «Медико-профилактическое дело»

Курс: І

Количество часов: 2

 

Утверждено на

Заседании методической комиссии

«______» __________________

Председатель Рудова М.А.

 

 

Донецк

 

Мотивация изучения темы:

  В философии Нового времени, начиная с Декарта (XVII в.), считали, что сознание — особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. В сознании человека происходит почти мгновенное связывание в целостный образ того, что он увидел, услышал, почувствовал, пережил, подумал. Сознание предполагает умение человека направить свое внимание внутрь себя и одновременно с этим обнаруживать характеристики мира, возникшие как результат отношения к миру. В акте сознания человек видит мир и себя в мире, понимает, что все содержание его духовности связано с объективным миром. Человек переживает свои отношения с этим миром, а потому в акте сознания его внимание направлено одновременно на внешний мир и внутрь себя.

2. Цели занятия:

Учебные цели:

Знать:

З.1.Ознакомиться с  понятиями «сознание», «самосознание», «мышление», «бессознательное»

З.2.Обеспечить систему знаний о сознании

Цель развития личности:

 

- Формировать сознание и самосознание, основанное на этических нормах общества

 

Воспитательные :

· Формировать гуманное отношение к пациенту

· Развивать мыслительные методы, необходимые для практической деятельности будущих специалистов

 

     Развиваюшие :

· Формировать систему понятий о роли человеческой деятельности, о месте медицины в общественной жизни, как личности, так и народа

 

Интеграционные связи

Дисциплина Знать Уметь
1. Предыдущие/обеспечивающие дисциплины    
- История Историю Древней Греции и Древнего Рима  Использовать знания о закрытиии греческих философских школ византийским императором Юстинианом
     
2.Последущие дисциплины   - Математика     Историю жизни и открытий Пифагора     Использовать теоремы Пифагора в медицине
3. Межпредметные связи      
- История Историю Древней Греции и Древнего Рима  Использовать знания о закрытиии греческих философских школ византийским императором Юстинианом
     

 

 

Список литературы:

Основная литература:

1. Матяш Т.П. Основы философии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд.-во «Феникс», 2017. – 314с.

2.  Апрелева В.А. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя», 2006. – 633 с.

3. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / А.А. Горелов - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.

4. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие [Текст] / В. Д. Губин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

5. Канке В. А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В.А. Канке. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.

 

              Дополнительная литература:

 

    1. Матяш Л.В. Философия. [Текст] – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014.- 507с.

2. Волкогонова О.Д. Основы философии [Текст] / О. Д. Волкогонова, М. Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008. – 480 с.

3. Хрусталев Ю.М. Основы философии [Текст] / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 304 с.

4. Нижников С. А. Философия. Курс лекций [Текст] / С. А. Нижников. - М.: Экзамен, 2007. – 396 с.

5. Стрельник О. Н. Философия. Конспект лекций [Текст] / О. Н. Стрельник. - М.: Высшее образование, 2009. – 335 с.

6. Философия медицины [Текст]/ Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 408 с.

7. Анишкин В. Г. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении [Текст] / В. Г. Анишкин, Л. В. Шманева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 337 с.

8. Балашов В. Е. Занимательная философия [Текст] / В. Е. Балашов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2008. – 172 с.

9. Кохановский В. П. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В. П. Кохановский, Т. П. Матяш, В. П. Яковлев, Л. В. Жаров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 315 с.

10. Краткий философский словарь [Текст] / Под ред. А. П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс, 2010. – 496 с.

11. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова [Текст] / Г. Скирбекк. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2008. – 799 с.

 

 

Приложение №1

Лекция и ее содержание

План лекции

 
1. Бытие сознания. Происхождение и сущность сознания.
2. Основные структурные компоненты сознания. Мышление и его виды. Сознание и самосознание. Язык и мышление. Языковые системы.

Бытие сознания. Происхождение и сущность сознания.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка.

   В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.

Сознание есть высшая форма отражения действительности, продукт длительного развития материи.
В качестве обоснованного научного предположения принимается утверждение, согласно которому в фундаменте самого здания материи лежит свойство, родственное с ощущением, свойство отражения.

 Отражение рассматривается как всеобщее свойство материи т.е. такое, которое существует на всех уровнях структурной организации материи. Но в силу того что это разные уровни, общее свойство отражения на каждом из них проявляется по-разному.
По-видимому, каждой форме структурной организации материи, равно как и каждой форме движения материи, связанной с этой организацией, может быть поставлена в соответствие и своя особая форма отражения. Развитие этих форм сопровождается и появлением новых типов отражения.  

Принято рассматривать следующие группы форм отражения: отражение в неживой природе, что соответствует первым трем формам движения материи механической, физической, химической, отражение в живой природе, что соответствует биологической форме движения материи и, наконец, сознание, т.е. отражение в обществе, что соответствует социальной форме движения материи. Таким образом, философия рассматривает сознание как ту ступень в развитии свойства отражения, которая связана с появлением новой формы движения, новой формы организации материи - общества. В истории развития отражения в качестве важнейшей предпосылки сознания выступает психическое отражение, оно существует у высших животных и представляет собой наиболее высокую форму отражения, достигнутую в рамках биологической формы движения материи. Психическое отражение позволяет не только пассивно фиксировать наличную ситуацию в системе чувственных образов, оно выступает и как способность внутреннего действия в поле чувственных образов, т.е. дает возможность примериваться к будущей ситуации. Это - своеобразная форма внутреннего действия в системе чувственных образов, форма внутренней психической активности животных. Однако в психической форме отражения отсутствует механизм самосознания, самоанализа и самоконтроля. Животное не выделяет себя из среды и не анализирует свою психическую деятельность.

Новый тип отражения возникает с появлением нового типа деятельности, нового типа отношения к среде, этот процесс связан с историей возникновения человеческого общества. Старая система, ориентированная на прежний тип поведения и приспособления, старые средства отражения -психическое отражение- оказались недостаточными для того, чтобы обеспечить новый тип деятельности - трудовую деятельность и связанную с ним новую форму общения.
На базе общественной трудовой деятельности появляется новая сигнальная система, языковая . Возникнув в обществе, она с самого начала выступала как общественный продукт, опирающийся не на органы чувств и биологические инстинкты, а на коллектив, основанный на трудовой деятельности. Тем самым передавался и закрепляло опыт, накопленный в ходе предыдущего общественного развития. Появился новый тип отражения - идеальное отражение, отражение в системе слов. Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в Человеческую голову и преобразованное в ней. На этой основе происходит формирование субъективного образа объективного мира /Маркс/.
Таким образом, говоря о возникновении сознания, следует выделить три главных момента, определивших этот процесс: труд, производственный коллектив и членораздельная звуковая речь /язык/.      Только общение с людьми, овладение языком, овладение посредством языка формами мыслительной деятельности, приобщение к человеческой практике и человеческой культуре делают человека человеком. Иного пути развития сознания не существует.
При рассмотрении сознания важно уяснить понятие образа. Главное свойство образа - это соответствие его содержания действительности, реальным свойствам и отношениям объекта познания. Образ отражает объект; объект диктует содержание образа. Гносеологический образ - это не постоянное, неизменное образование, а меняющееся, развивающееся, углубляющиеся и расширяющееся идеальное отражение действительности, фундаментальной основой процесса движения гносеологического образа является практика.

Характерной чертой сознания человека является самосознание. Самосознание начинается с вычленения среди других предметов и других людей самого себя в качестве особого, противостоящего другим вещам объекта, в качестве особого, противостоящего другим людям человека. Самосознание - это осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, себя как особой и единичной личности. Здесь уже личность не просто выступает носителем "я", здесь личность осознает себя носителем "я". А вместе с тем начинает развиваться и способность к самоанализу, к анализу не только совершенных поступков, но и своих намерений совершить поступки, способность к оценке своих будущих действий. Но такая оценка требует знания некоторой совокупности моральных норм, которые берутся из общественного сознания и составляют внутренний скелет самосознания личности. Если относительно существования сознания нет сомнений, то вопрос о том, существует ли бессознательное, долго был, а для некоторых людей еще и сегодня остается дискуссионным. Собственно есть два вопроса: существует ли бессознательное? А если существует, то как именно? Более подробно об атом можно ознакомится в работе "Введение в философию", Часть 2, а так же Философский энциклопедических словарь, статья "Бессознательное".

Определение сознания в медицине. В медицине, в частности в психиатрии, традиционно расстройства сознания противопоставляются «сознательности» или «ясности сознания». Понятие «ясность сознания» в медицине важно потому, что один и тот же симптом у «сознательного» больного (при «ясном сознании») приобретает совсем другое значение при расстройствах сознания - нарушениях его «ясности». Например, самые спутанные бредовые идеи сами по себе не имеют самостоятельного отрицательного прогностического значения, если наблюдаются при нарушенном, сумеречном состоянии сознания. Тот же симптом у сознательного больного указывает на тяжелое, обычно шизофреническое состояние.

Таким образом, термином «ясное сознание» в медицине принято обозна­чать такое психическое состояние человека, при котором у него сохраняется способность отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!