При анализе стихотворения Олега Чухонцева «Илья» участники олимпиады могут обратиться к следующим темам и сюжетам.



· Основная тема стихотворения – тема Родины. Автор обращается к былинному образу богатыря Ильи Муромца, являющемуся олицетворением России. Илья Муромец «сиднем сидел» 33 года, в стихотворении автор говорит о том, что его герою сидеть «еще десять лет», т.е. подвиги героя еще только впереди. Обращение именно к этому эпизоду не случайно, т.к. Русь/Россия для Олега Чухонцева – это страна огромных возможностей, но ее настоящее неприглядно. Суть русской истории – вечное ожидание великого дела («дело будет») и ожидание чуда («Вот гляжу я с покаянною улыбкою: не покажутся ль калики за калиткою?»).

· Образ Родины в стихотворении амбивалентен. Русь/Россия соединяет в себе пассивное и активное начала, в ней одновременно поются свадебные величальные и похоронные песни. Традиция двойственного изображения России уходит в традицию русской словесности (М. Лермонтов «Родина», Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» и т.д.).

· Авторская позиция связана с болью за свою страну, ее настоящее. В последней строфе параллельные синтаксические конструкции («От ты, родина моя» Ой ты, боль моя!») приводят к отождествлению таких слов как «родина» и «боль». Текст одновременно обращен и к былинному прошлому, и к настоящему. Не случайно в тексте преобладают глаголы настоящего времени и инфинитивные конструкции.

· В стихотворении присутствуют изобразительные средства, характерные для фольклора.

· В тексте наблюдается движение жанров: жанр былины сменяется жанром лирической песни.

При анализе рассказа-притчи Алексей Ремизова «За Родину» участники олимпиады могут обратиться к следующим темам и сюжетам.

· Автор обращается к жанру притчи. Притча (христианская) — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль). В тексте присутствуют фольклорные и христианские элементы, что характерно для русской культуры. 

· Главные герои рассказа-притчи – Стенька Разин и Никола угодник. Основная тема – тема бережного отношения к своей земле и своему народу. Текст начинается с запрета, через который нельзя преступать герою («в четвертую - родную сторону ни по-ногу, своих не трожь»). Этот запрет, восходящий к структуре волшебной сказки, звучит в тексте дважды. Нарушение запрета оборачивается наказанием.

· В рассказе переплетены различные жанры – притча, сказка, былина, молитва.

· Авторская позиция связана с тем, что главным для России является не физическая мощь, а духовная сила. Стенька Разин наделен богатырской мощью («Стенька тряхнул ногой, и железы прочь полетели»), но победу над ним одерживает старик с «тихим голосом», который связывает его «моченым лыком».

· Преступления против собственного народа не прощаются, именно поэтому Никола уходит, «не оглядываясь», оставляя Степана непрощенным.

· Рассказ оканчивается «молитвой за Родину», автор верит, что только духовная вера может защитить русский народ.

 

Критерии оценивания аналитического задания

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырёхбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка», четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы.

При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчёркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четвёрка с минусом». В системе оценок по критерию «четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16 - 19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок - «зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективно м процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Критерии:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, с учетом жанровых особенностей, через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 35 баллов. Шкала оценок: 0 – 15 – 25 – 35

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок).

Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается.

Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!