Эстетические взгляды драматурга

Юринова Софья, РЛ-18-1

Конспект по творчеству Расина.

Этапы творчества Расина

Расин родился 21 декабря 1639 года в ФертеЖизнь Милоне в семье провинциального судейского чиновника. Дворянство рода Расинов было недавнее «дворянство мантии», которое, на взгляд родовитой знати Франции той поры, не было «настоящим» дворянством и причислялось скорее к третьему сословию.

Рано потеряв родителей, его воспитанием занималась бабушка, член общины янсенистов, требовавших пересмотра канонов католической церкви. Учился в коллеже в городе Бове, затем в школе Гранжа в Пор-Рояле, центре янсенизма. Янсенизм (названный так по имени его основоположника, голландского богослова Корнелия Янсения) представлял собой религиозное течение в католицизме, выступавшее критически по отношению к некоторым его догмам. Центральной идеей янсенизма было учение о предопределении, «благодати», от которой зависит спасение души. Бабушка поместила его Б коллеж города Бове, а затем в школу Гранжа в Пор-Рояле. Учителями его стали янсенисты, члены одной из религиозных сект, оппозиционной по отношению к господствующей католической церкви.

Расин рано полюбил поэзию. Софокла и Еврипида он знал почти наизусть. Греческий роман «Теаген и Хариклея», роман о нежной романтической любви, который он прочитал случайно, его очаровал. Монахи, боясь «вредного влияния» книги о любви, отобрали у него роман и сожгли. Он нашел второй экземпляр. Отобрали и этот. Тогда Расин, разыскав новый экземпляр книги, заучил ее наизусть, боясь, что ее снова отберут у него и уничтожат. Расин впервые обратил на себя внимание одой «Нимфа Сены», написанной в 1660 г. по случаю свадьбы Людовика XIV. К этому же раннему периоду относится сотрудничество с Мольером, который поставил его первые трагедии «Фиваида, или Братья-враги» (1664), «Александр Великий» (1665).

Второй этап творчества Расина охватывает 1667—1677 гг. Он открывается трагедией «Андромаха» (пост. 1667, опубл. 1668), ставшей поворотным пунктом в истории французской классицистической трагедии. В этой трагедии впервые воплотились художественные идеи Расина. Сюжет взят из древнегреческого мифа о Троянской войне, но так обработан, чтобы воплотить конфликт чувства и долга и идею «трагической вины» героев. Персонажи трагедии связаны между собой отношениями в соответствии со структурой пасторальных романов XVII в.: любовь каждого героя оказывается безответной. Но если в пасторальных романах действовали пастухи и пастушки, то в трагедии действуют властители, ответственные за судьбы своих народов, государств. Это и позволяет раскрыть основной классицистический конфликт — борьба между долгом и чувством.

Другая трагедия этого периода — «Ифигения» (пост. 1674, изд. 1675) — изображает эпизод, предшествовавший Троянской войне. Предводитель греков Агамемнон должен принести в жертву богам свою дочь Ифигению. Долг оказывается сомнительным: ведь война против Трои носит захватнический характер. Расин вносит изменения в древнегреческий миф. В трагедии действует не одна, а две Ифигении, и гибнет та из них, которая не смогла совладать со своими страстями и подчинить чувства долгу.

Второй период заканчивается трагедией «Федра» (1677). Расин особенно высоко ценил эту трагедию, в которой, по его мнению, лучше всего осуществлены цели театра. В предисловии к «Федре» он писал: «Могу только утверждать, что ни в одной из моих трагедий добродетель не была выведена столь отчетливо, как в этой. Здесь малейшие ошибки караются со всей строгостью; один лишь преступный помысел ужасает столь же, сколь само преступление; ...страсти изображаются с единственной целью показать, какое они порождают смятение, а порок рисуется красками, которые позволяют тотчас распознать и возненавидеть его уродство. Собственно, это и есть та цель, которую должен ставить перед собой каждый, кто творит для театра...» Расин снова прибегает к «трагической вине» как основе для развития и обрисовки характеров. С этой целью он изменяет миф. Согласно мифу жена афинского царя Тесея Федра полюбила своего пасынка Ипполита, сердце которого не знало любви. Признавшись в своих чувствах Ипполиту и боясь, что он расскажет обо всем Тесею и навеки обесчестит не только ее, но и ее детей, Федра оклеветала Ипполита. Она сказала Тесею, что Ипполит требовал от нее любви, и после этого покончила с собой. Тесей просит бога Посейдона убить ставшего ему ненавистным сына, Ипполит погибает. И тут раскрывается правда.

В отличие от корнелевских персонажей, у героев «Федры» нет свободы выбора между долгом и чувством. Страсти столь сильны, что разум не может с ними совладать. Чтобы это подчеркнуть, Расин отходит от принципа правдоподобия и объясняет силу любовных страстей вмешательством богов.

У драматурга оказались могущественные враги, и премьера «Федры» была провалена. Расин надолго бросает работу для театра. Он увлекается религиозными идеями, отрицает все свое творчество.

Третий период творчества охватывает последние годы жизни Расина. Он создает две трагедии на библейские сюжеты — «Эсфирь» (1689) и «Гофо- лия» (пост. 1690, изд. 1691). В обеих трагедиях осуждаются преступления властителей, обличается деспотизм. «Гофолия» сыграла большую роль в формировании просветительской трагедии XVIII в.

Сравнение эстетических взглядов Корнеля и Расина. Очень хорошо раскрыл различия между Корнелем и Расином (их «персональными моделями») современник драматургов Жан Лабрюйер. В своей знаменитой книге «Характеры» он писал: «Корнель нас подчиняет своим характерам, своим идеям. Расин смешивает их с нашими. Тот рисует людей такими, какими они должны быть, этот — такими, какие они есть. В первом больше того, что восхищает, чему нужно подражать, во втором больше того, что замечаешь в других, что испытываешь в самом себе. Один возвышает, дивит, господствует, учит; другой нравится, волнует, трогает, проникает в тебя. Все, что есть в разуме наиболее благородного, наиболее возвышенного, — это область первого; все, что есть в страсти наиболее нежного, наиболее тонкого, — область другого. У того изречения, правила, наставления; в этом — вкус и чувства. Корнель более занят мыслью, пьесы Расина потрясают, волнуют. Корнель поучителен. Расин человечен...»

Расин изображает тот же классицистический конфликт между долгом и чувством, что и Корнель. Он тоже целиком на стороне долга, разума, добродетели, которые должны обуздать страсти человеческого сердца. Но, в отличие от Корнеля, Расин показывает не победу долга, а, как правило, победу чувства. Это связано с новым взглядом на человека как предмет изображения в трагедии и с изменившимися представлениями о задачах театра. Главная задача театра — моральное воспитание. Но Расин, в отличие от Корнеля, видит нравственность не в гражданских чувствах, а в добродетели. Конфликт переносится внутрь души героев, в мир их интимных чувств. Для Расина не характерны герои, поражающие величием своей души. Драматург принимает положение Аристотеля о «трагической вине»: героям «надлежит быть средними людьми по своим душевным качествам, иначе говоря, обладать добродетелью, но быть подверженными слабостям, и несчастья должны на них обрушиваться вследствие некоей ошибки, способной вызвать к ним жалость, а не отвращение», — писал Расин в предисловии к трагедии «Андромаха». Он выступает против «совершенных героев». Его персонажи выглядят более реальными, чем в трагедиях Корнеля.

Эстетические взгляды драматурга

«Жан Расин жил в то время, когда французский гений достиг всей своей полноты, а язык, окончательно сложившийся, еще сохранял всю свежесть золотого века. Он учился у поэтов античности, наслаждался ими и до конца соблюдал ту эллинскую и латинскую традицию, исполненную красоты и разума, которая создала формы поэзии — оды, эпопеи, трагедии и комедии. Нежность, чувствительность, его пылкость, любознательность, даже его слабости — все располагало его познать страсти, являющиеся сутью трагедии, и дать выражение ужасу и состраданию»

- так писал о Расине один из лучших писателей Франции конца XIX —начала XX столетия Анатоль Франс.

Расин творил в лучшую пору французского классицизма, и он сам являл собой вершину поэтических сил Франции XVII столетия. Прежде чем говорить о его трагедиях, а они составляют подлинную славу Франции, обратимся к рассмотрению эстетических позиций поэта. Расин немного писал о вопросах мастерства и творческих задач драматургов. Некоторые мысли по этим вопросам он высказал в немногословных, но выразительных предисловиях к печатным текстам своих пьес.

В предисловии к «Андромахе» драматург весьма прозрачно— впрочем, с присущей ему мягкостью — критикует изысканную литературу своих дней с ее «совершенными героями» (эти слова взяты в кавычки Расином), с ее изысканнейшим, утонченным, галантным, рыцарски преданным своей даме Селадоном, ставшим типическим представителем всех «совершенных героев» прециозных романов. «Пирр не читал наших романов, — пишет Расин о герое своей трагедии «Андромаха», — он был от природы жесток. И не все герои созданы быть Селадонами». Мы видим здесь явную попытку обратить литературу к жизни, к реальным людям, к реальным человеческим отношениям. Попытка эта весьма робкая, с оглядкой на древние авторитеты. «Гораций советует нам изображать Ахиллеса суровым, непреклонным, неистовым, каким он и был». «Каким он и был» — первейшая заповедь реализма — неприкрашенного, правдивого изображения жизни. Чтобы утверждать это во времена Расина, необходим был авторитет Горация. Расин опирается и л еще более солидный авторитет: на греческого философа Аристотеля. Расин использует мысль философа о «трагической вине», являющейся необходимым, по его мнению, элементом драматургического конфликта.

Любопытно, что немецкий просветитель Лессинг, выступивший в XVIII веке с критикой эстетических принципов французского классицизма, также опирался на то же учение Аристотеля о «трагической вине». Однако Расин напомнил своим современникам об учении Аристотеля лишь для того, чтобы заявить о праве художника на изображение слабостей человеческой натуры. «Аристотельпе только весьма далек от того, чтобы требовать от нас совершенных героев, но, напротив, желает, чтобы трагические персонажи, то есть те, чьи несчастья создают катастрофу в трагедии, не были ни до конца добрыми, ни до конца злыми». В устах классициста эта мысль весьма примечательна.

По существу это отказ от деления героев на «добрых» и «злых», отказ от чрезмерной контрастности характеров, иначе говоря — стремление приблизить сценического героя к подлинным реальным людям. Еще раз повторяем, что Расину важно было утвердить права художника изображать «среднего человека» (не в социальном, а в психологическом смысле), изображать слабости человека. «Они (герои трагедий. — С. А.) должны обладать средними достоинствами, то есть добродетелью, способной на слабость» — вот святая святых драматургической системы Расина.

В предисловии к трагедии «Британик» Расин развивает далее свою драматургическую теорию. «Трагедия есть воспроизведение действия завершенного, где совместно действуют многие лица, — заявляет он, — действия простого, не слишком обремененного материей». Рационалистическая ясность, простота, логичность всей сюжетной линии, всей композиционной системы пьесы, расстановки действующих лиц, их взаимосвязей, по возможности прямая линия причин и следствий — вот требования,, какие предъявляет к драматургии Расин, и они являются основными принципами классицистической эстетики. Причем все эти принципы восходят к одной задаче, какую ставит перед театром эстетика классицистов, — к задаче известного морального воспитания зрителя.

Трагедия «Федра»

Расин взялся за «опасный» сюжет. Еще в глубокой древности Еврипид был осужден афинским зрителем за представление на сцене «безнравственной женщины» и вынужден был переделывать свою трагедию. Аристофан обвинил Еврипида в клевете на афинских женщин, назвал его развратителем молодежи и гневно сетовал на то, что сцена театра стала ареной «федр-потаскушек» К Греки свободнее смотрели на вопросы взаимоотношения полов, чем современники Расина.

Взяться за сюжет еврипидовской трагедии во времена жесточайшей католической реакции, засилья кликушествующих тайных и нетайных религиозных организаций, общин, сект и пр. — значило проявить большую смелость. До сих пор Расин изображал любовь, несчастную в силу каких-то внешних причин, не зависящих от воли влюбленных, или любовь, несчастную вследствие каких-то роковых ошибок, совершенных влюбленными, или любовь неразделенную. Теперь он решил показать любовь порочную, греховную. Как ни странно, собратья поэта по религиозным убеждениям, монахи-янсенисты, не осудили трагедию «Федра», а между тем они были ярыми противниками театра вообще и сурово порицали своего воспитанника за его драматургическую деятельность. Такое терпимое отношение янсенистов объясняется тем, что Расин в своей трагедии наиболее наглядно иллюстрировал янсенистскую идею о слабости человека. В их глазах Федра являла собой наглядный образец человека, не осененного божественной благодатью, и потому трагедия была одобрена Пор-Роялем. Расин ставил перед собой высоконазидательные цели.

Трагедия Расина от первых стихов до последних раскрывает историю борьбы воли и влечения, чувства и рассудка. Побеждает влечение, побеждает чувство, побеждает страсть, но какие страшные последствия влечет за собой эта роковая победа: клевету, убийство и, наконец, позорную гибель человека, в котором воля и рассудок уступили страсти.

Тема моральной неустойчивости человека, тема душевного разлада, трагических нравственных конфликтов возникает обычно в периоды каких-то надвигающихся, еще не осознанных социальных кризисов. Часто этот надвигающийся кризис порождает в умах людей лишь смутное тяготение к чему-то отличному от того, что радовало или печалило их дедов, отцов, что было их моральной или идейной нормой. Неверие или, точнее, недостаточно сильная вера в действительную ценность и правомочность этих норм разрушает, как правило, волю человека, а если подорвана воля, тогда человека начинают одолевать уродливые чувства, влечения и страсти, от которых он страдает, ибо не утратил еще полностью веру в ценность традиционных этических норм и. понимает свои заблуждения, страдает от сознания своего бессилия (не понимая того, что бессилие это порождено неустойчивой верой), страдает и часто гибнет.

Образ Федры. Расин прослеживает смену психологических мотивов, составляющих духовную драму героини. Она одинока и погружена в свои страдания. Может говорить только сама с собой. Поэтому ее внутренний мир раскрыт прежде всего в трех ее монологах-исповедях:

· Монолог-исповедь Эноне,

· монолог-исповедь Ипполиту,

· монолог-исповедь Тесею.

Каждый ее монолог – открытие, которое ошеломляет. Монолог раскрывает одинокую душу и придает пьесе лирическое звучание. Из всех героев Расина Федра – самая неопытная в любви. Она не прибегает ни к каким уловкам, даже кокетству. Мучения Федры объясняются не столько грандиозностью совершенных ею преступлений, сколько чувством совести. Это чувство неотделимо у нее от любви.

Психология Федры – психология женщины нового времени. Само построение характера героини трагедии – типично для искусства классицизма. Расин обрисовывает страсть героини, дает ей сложные оттенки, но изолирует ее от других сторон характера Федры. Страсть нарастает, но в определенный момент происходит надлом, и героиня погибает.

Тезей узнает истину, но поздно: Ипполит погублен чудовищем морским, которое наслал на него Нептун. Морской бог покарал его за проклятие отца. Кончает с собой Федра, в пучину морскую бросается и Энона, злой гений царицы. Расин не преминул ввести в пьесу политический момент и в лице Эноны показать зло лести, зло, которое несут с собой безнравственные пособники царей, потакающие всем их прихотям.

Таков итог порочной страсти. Зло, разруху в сердцах и умах, преступление и гибель несет она с собой. «Увы! какой нам дан судьбой урок!» — заключает Расин свою трагедию, вложив назидание в уста сраженного несчастьями Тезея. Со многими чудищами сражался Тезей, многих из них уничтожил он, не увидел лишь зло в своем доме, не увидел, не победил.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 365; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!