Культура и искусство XVIII века.
Культура и искусство XVII века.
Стиль барокко возник в Италии и распространился во всех странах Европы.
Баро́кко ( итал. — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. — «жемчужина неправильной формы»- это стиль в искусстве вообще и архитектуре в частности. Этот стиль проявился во всех видах искусств. Барокко свойственны динамика и контрастность стиля, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств, влечение к необычному, удивительному, поразительному.
Архитектуре барокко свойственны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — атланты, кариатиды, маскароны.
Основные признаки барокко:
Тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры.
Манерная, вычурная декоративность, носящая причудливый, поверхностно-орнаментальный характер.
Преобладающие и модные цвета | Сочетание контрастных цветов, богатые цветовые палитры (от изумрудного до бордо). Популярное сочетание — белый с золотом |
Линии стиля барокко | Интересный выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружности, прямоугольника, овала; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение. Общая симметрия |
Форма | Куполообразные, сводчатые и прямоугольные; башни, балконы, эркеры |
Характерные элементы барочного интерьера | Движение — стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина, роспись, позолота, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления, большое количество зеркал в проёмах окон, подсвечники и канделябры. |
Конструкции барокко | Напряженные, контрастные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые |
Окна | Прямоугольные, полуциркульные; с растительным декором по периметру |
Двери стиля барокко | Арочные проемы с колоннами; растительный декор -лепнина |
Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.
|
|
Барокко в интерьере.
|
|
Для стиля барокко характерна показная, порой даже утрированная роскошь, хотя этот стиль сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.
Роспись в интерьерах стиля барокко является одной из основных, необходимых доминант. Потолок, украшенный яркими богатыми фресками, стены из расписанного мрамора и позолота — частые приемы украшения интерьера в стиле барокко. В барочном интерьере часто используются контрастные цвета: например мраморный пол в стиле шахматной доски где черные и белые плиты чередуются в шахматном порядке. Применение золота и позолоты в интерьере повсеместно. Каждый уголок интерьера должен быть богато декорирован.
Мебель стала настоящим предметом искусства, ее вычурность и богатство, казалось, предназначалась лишь для украшения интерьера, и не носили утилитарного характера. Стулья, диваны и кресла обиты дорогой, богато окрашенной тканью, гобеленами. Кровати огромны, с балдахинами и струящимися вниз покрывалами. Шкафы также больших размеров, декорированные и инкрустированные. Зеркала украшены скульптурами и лепниной с растительным узором, часто позолоченные.
|
|
В качестве материала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево.
Стиль барокко очень помпезен и не подойдет для небольших интерьеров, так как массивная мебель, богатый декор, яркие цвета росписей занимают много места и привлекают много внимания. Это дворцовый стиль поэтому он требует помещений с высокими потолками и большим метражом комнат.
Художественные жанры эпохи: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр.
Италия. Бернини (Собор Св. Петра в Риме, «Фонтан четырёх рек», «Экстаз Св. Терезы», «Похищение Прозерпины», «Аполлон и Дафна»). Караваджо «Лютнист»
Испания Веласкес («Завтрак», «Сдача Бреды», «Венера перед зеркалом», «Менины», «Пряхи», портреты инфанты Маргариты, п-т папы Иннокентия X».
Фландрия. Рубенс (автопортрет с Изебеллой Брандт - «Жимолостная беседка», «Союз Земли и Воды», «Персей и Андромеда», «Похищение дочерей Левкиппа», автопортрет, портрет камеристки инфанты Изабеллы, портреты Елены Фоурмен.
Голландия. Хальс (групповые портреты, «Цыганка». Рембрандт (автопортрет с Саскией на коленях, «Флора», «Даная», «Ночной дозор», автопортреты, портреты, «Возвращение блудного сына»). «Малые голландцы» (Вермеер Дельфтский «Служанка с кувшином молока», «Женщина с письмом», «Улочка», Терборх «Бокал лимонада», Питер Клаас «завтраки», Стен «Гуляки», Хоох «Хозяйка и служанка»).
|
|
Классицизм - (от лат . - образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - "высоких" (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и "низких" (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).
Черты классицизма в литературе и в живописи:
Культ разума.
Социальная проблематика: воспитание патриотизма, гражданственность, идеи просвещения.
Строгие требования к языку художественных произведений.
Триединство в драматургии – места, времени, действия.
Деление героев на положительных и отрицательных.
Строгое соблюдение норм
Рассудок, здравый смысл, исключение фантазии
Чёткость, выстроенность композиции
Торжество идей, долга над чувственными стремлениями человека
Вечные, незыблемые принципы, общие правила творчества
Воплощение в произведении идеала героя и защитника
Основные признаки классицизма в архитектуре:
Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности.
Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки.
Преобладающие и модные цвета | Белый, насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой |
Линии стиля классицизм | Строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне, плавный обобщенный рисунок, симметрия |
Форма | Четкость и геометризм форм, статуи на крыше, ротонда, для стиля ампир — выразительные помпезные монументальные формы |
Характерные элементы интерьера классицизма | Сдержанный декор, круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод, для стиля ампир военный декор (эмблемы), символы власти |
Конструкции | Массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные |
Окна классицизма | Прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением |
Двери стиля классицизм | Прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; возможно украшенные львами, сфинксами и статуями |
Формирование стиля классицизм в живописи - обращение к эстетическим идеалам и формам античности. Никола Пуссен («Танкред и Эрминия», «Царство Флоры», «Автопортрет»). Классицистический пейзаж Клода Лоррена.
Культура и искусство XVIII века.
Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!