Кретьен де Труа «Персеваль, или Легенда о Граале», Вольфрам фон Эшенбах «Парцифаль»

Рыцарство как новый социально-культурный феномен сложилось в XI–XII веках и процветало до середины XVI века. В 1095 году папа Урбан II провозгласил первый крестовый поход. В 1097 году взяли Иерусалим и учредили в Палестине государство крестоносцев. В эту эпоху религиозного воодушевления возникли в Палестине первые духовно-рыцарские ордена: тамплиеров и госпитальеров (1119 г.), в 1198 году — Тевтонский орден в Германии. Одновременно с этими военно-религиозными организациями появляется светское рыцарство.

Рыцарственность — это кодекс чести высшего сословия, ориентированного на военную профессию. Рыцарский культ военных добродетелей был необходим в эпоху войн, когда еще не было регулярных армий. Относительная слабость центральной королевской власти сказалась в рыцарском культе индивидуализма, в опоре только на свои силы. Христианские мотивы лежат в основе идей рыцарственности, поскольку христианство было основой социальной и религиозной жизни.

Рыцарство создало собственную интернациональную культуру со сложной светской этикой (куртуазный культ Прекрасной Дамы, верность сюзерену), собственной мифологией (легенды о поисках Грааля, о короле Артуре и рыцарях Круглого стола), со своей наукой геральдикой, со своими собственными ритуалами (обряд посвящения в рыцари, обязательное участие в турнирах).

В XI–XII веках в замках богатой южной французской провинции Лангедок зародилась особая куртуазная (придворная) культура, легшая в основу рыцарского эпоса.

Слово «куртуазия» происходит от французского «court» - «двор» и буквально означает «вежество», «учтивость», «придворные манеры». Как научный термин «куртуазия» означает особый тип культуры, включающий три элемента: этику, этикет, выражение того и другого в определенных литературных жанрах.

Исторически куртуазная культура имеет два основных варианта – южнофранцузский и северофранцузский. Более ранний – южнофранцузский, возник в Провансе на рубеже XI-XII вв., северофранцузский – в XII веке.

В середине XII века на юге Франции, в Провансе была создана эпическая “Песнь о Гирарте”, где дан следующий портрет идеального рыцаря:

«Фолькон скакал в боевом строю в роскошной тонкой кольчуге верхом на прекрасно обученном коне, быстром, отважном, надежном. И вооружен он был тоже наилучшим образом… И король, увидев его, остановился, затем приблизился к графу Овернскому и молвил стоявшим с ним рядом французам: “Господа, посмотрите, вот наилучший рыцарь из всех, виденных вами когда-либо… Он храбр, учтив и умел, да к тому же знатен и из хорошего рода; кроме того, он красноречив, прекрасный охотник, в том числе и с ловчими птицами, умеет играть в шахматы и трик-трак, в кости и прочие азартные игры. И кошелек его всегда открыт для любого, и каждый может оттуда взять, сколько захочет… А сколько раз он, ни секунды не медля, совершал благородные подвиги! Он от всей души почитает Господа и Святую Троицу. И с того дня, как появился на свет, он ни разу не участвовал в суде неправедном, творившем беззакония, и ни разу не заявил без печали душевной, что ничего не может с этим поделать… И он, Фолькон, всегда любил добрых рыцарей, с почтением относился к бедным и менее знатным своим сотоварищам и каждого судил по его заслугам».

 

В их основе южнофранцузской и северофранцузской куртуазной культуры лежит единая куртуазная этика.

Куртуазная этика – это принципы, на которых строятся отношения между двумя фигурами – Рыцарем и Дамой (донной). Смысл этих отношений – куртуазная любовь или любовь-служение. Это словосочетание означает, что женщина становится объектом рыцарского служения наряду с сюзереном и Богом, и это – подлинная этическая революция. Суть ее – в преклонении сильнейшего перед слабейшим – воина перед женщиной, которая становится Дамой (или Донной), то есть «Госпожой». До этого ни в одной культуре – ни в классической античной, ни в традиционной христианской – женщина не удостаивалась такого возвеличивания. Куртуазная любовь – не чувство, а социальный ритуал, в котором у обоих участников есть предписанные роли: активная – у Рыцаря, пассивная – у Дамы. Согласно «Трактату о любви» Андрея Капеллана, рыцарь, чтобы заслужить благосклонность своей избранницы, должен пройти четыре стадии любви-служения («вздыхающий», «замеченный», «признанный» и «возлюбленный». Дама, чтобы стать объектом такой любви, должна быть воплощением куртуазного канона красоты – душевной и телесной.

Созданная трубадурами концепция любви-служения была высокой и серьезной игрой: при дворах крупных провансальских сеньоров куртуазный этикет создавал утопический мир, из которого изгнано насилие, где царит изысканность речи, мыслей и манер. Этот праздничный куртуазный рай отчетливо противопоставлялся рыцарской повседневности, где господствовали совсем иные нравы, однако усилиями трубадуров репутация рыцаря стала определяться не только воинскими качествами, но и комплексом куртуазных достоинств. Так был найден компромисс между сословной и христианской этикой: дама – живая икона мадонны, рыцарь – ее преданный слуга, не требующий за любовь никакой награды. Эти отношения становятся чем-то вроде светской религии, придающей смысл жизни рыцаря и облагораживающий его.

Разделяя эти представления о ролях рыцаря и дамы, провансальцы и северяне по-разному понимали смысл любви-служения. Первые полагали, что совершенная дама должна быть недоступной, а служение ей, подобно добродетели, само себе награда. Любовь понимается как чувство, охватывающее всего человека, облагораживающее его и влекущее ко всему прекрасному и доблестному. Такова «истинная» или «тонкая» любовь (fin amor), противопоставляемая ими любви «глупой» (fol amor), стремящейся только к чувственным наслаждениям. Но северяне именно ее отождествляли с собственно куртуазной любовью. В науке для обозначения двух этих моделей поведения утвердились термины «высокая» и «низкая куртуазия». В литературе высокая куртуазия получила большее выражение в рыцарской лирике, а низкая – в рыцарском романе.

Любовь, по мнению трубадуров, определяется личным свободным выбором, отрицающим сословные, церковно-феодальные узы. В то же время любовь – это искусство со своими правилами (см. Овидий). Таким образом, трубадуры впервые с античность заново открывают любовь как личное чувство и впервые вообще ставят его на столь высокую ступень, как нечто, заслуживающее воспевания, облагораживающее человека, отражающее отношения с божественным – но заключают её в строгие рамки условных правил поведения.

 

Рыцарский роман

В XII веке вместе со становлением рыцарства возникает и новый эпический жанр рыцарской литературы — рыцарский роман. Изначально это стихотворный текст на живом романском языке (а не на латыни, отсюда само слово «роман»).

Возник на севере и в центральной части Франции, а также на территории Анжуйского герцогства, принадлежавшей английским Плантагенетам.

С середины XIII века стали появляться прозаические переработки основных сюжетов. Роман относится к эпическим жанрам прежде всего потому, что сохраняет объемность повествования о прошлых событиях, но “эпичность” в смысле спокойствия, объективности, общественной значимости описываемых событий утрачивает. Жанровое содержание рыцарского романа отражает и прославляет идеологию рыцарства. Это всегда увлекательное, авантюрное повествование об испытаниях и приключениях, о воинских поединках и подвигах во славу отечества и церкви о преданной любви молодых героев. Герой действует ради соответствия высшему идеалу рыцарской чести.

Все рыцарские романы условно делят на три цикла (это позднейшее деление, в Средние века никто их в циклы не объединял): античный, византийский и бретонский.

В средневековых романах античного цикла использовались сюжеты из античной истории. Самый популярный – жизнь Александра Македонского. Во всех версиях гигантского «Романа об Александре» не было почти ничего от судьбы реального царя Македонии. Перед читателем фигурировал не полководец и правитель Древности, а утонченный рыцарь, постигнувший все тайны куртуазного «вежества»: обучение языкам, игре на музыкальных инструментах, владение копьем и мечом, верховая езда, знакомство с литературой и уложениями законов + «куртуазно говорить с дамами о любви». Но описания отношений с возлюбленной здесь ещё нет. Для романов античного цикла типичен интерес ко всему фантастическому: путешествия в подводное царство, полет в небо в хитроумно сооруженной клетке, увлекаемой ввысь грифами и т.д.

Византийский роман в наибольшей степени опирается на эллинистический греческий роман и его основной сюжет – история любви и насильственной разлуки любящих и их счастливая встреча, почти никакой фантастики. много бытовых деателей.

Наиболее интересны для нас и влиятельны романа бретонского цикла: здесь постепенно складывается цикл легенд о Короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.

Для бретонского цикла характерен сплав фантастики, эротики и куртуазной атрибутики, который ярко проявился в творчестве французского автора XII века Кретьена де Труа (“Эрек и Энида”, “Ланселот, или Рыцарь телеги” и др.).

Легенда о Тристане и Изольде становилась сюжетом романов неоднократно. Более ранняя версия - Беруль (больше примет ирландского быта, Изольда – рыжеволосая и зеленоглазая, ещё не прошло до конца её превращение в полностью идеализированный образ), более поздняя - Тома (более лирическая, страстная стремительные диалоги и распаляющиеся монологи). Жозеф Бедье – медиевист, в XX веке создавший перевод на современный язык и отчасти компиляцию нескольких средневековых текстов о Тристане и Изольде, наиболее доступный современному читателю.

Образы любовного напитка, разделяющего влюблённых на ложе меча, прорастающих из могил кустов стали расхожими и часто повторяющимися.

Ещё одна важнейшая группа бретонских романов – романы о Граале. Грааль по самым распространённым легендам – чаша, которой Христов пользовался на Тайной вечере и в которую потом была собрана его кровь во время распятия. Но также есть тексты, где Грааль предстаёт в виде камня. В любом случае он является квинтэссенцией христианских таинств и добродетелей, увидеть его могут только достойнейшие.

Кретьен де Труа «Персеваль, или Легенда о Граале», Вольфрам фон Эшенбах «Парцифаль»

Персиваль (Парцифаль - разные формы одного имени) попадает в замок Кроля-Рыбака, страдающего от неизлечимой раны в пах (и вместе с ним страдает вся его страна, так же как Король. лишённая плодородия, древний архаический архетипический образ). Парцифаль видит в замке странную процессию. несущую Грааль, не понимает, что это и что проихсодит, но из гордости ни о чём не спрашивает. Только после долгих новых странствий он снова попадает в замок Короля-Рыбака и, уже наученный собственными страданиями, в этот раз не боится быть смешным и неидеальным и задаёт из сострадания вопрос, что же случилось с Королём-Рыбаком, после чего тот излечивается. Высшая рыцарская доблесть в том, чтобы не зазнаваться своей рыцарственностью, в том, чтобы не бояться показаться смешным и преступить, если это понадобится, законы куртуазности во имя законов человечности (помните парадокс «Исповеди» Августина?).

Наиболее полный свод и художественную обработку артуровских легенд дал английский рыцарь сэр Томас Мэлори, «Смерть Артура». “Я больше горюю о моих добрых рыцарях, чем о моей доброй королеве, потому что у меня может быть новая королева, а такого содружества доблестных рыцарей не будет уже никогда”.

 

 

Задание 1:

выберите два любых персонажа / артефакта из этого списка и кратко расскажите о них (позаботьтесь не вмешивать в ваш рассказ факты из сериалов «Мерлин», «Камелот» и прочих, они имеют крайне мало общего со своими средневековыми прототипами, это срзак пойдёт вам в минус)

Артур, Мерлин, Камелот, Круглый Стол, Эскалибур, Ланселот, Гавейн, Тристан, Кэй, Паломид, Галахад, Гвиневра, Мордред, Моргана.

 

Задание 2:

Своими словами объясните на основе конспекта, каким должен быть идеальный рыцарь с точки зрения куртуазной культуры

 

Задание 3:

На основании прочитанного «Романа о Тристане и Изольде» Бедье объясните, в каких случаях Тристан ведёт себя как идеальный рыцарь, в каких – нет, а в каких приходят в конфликт разные требования, которым необходимо соответствовать.

Поэзия трубадуров

(можете ещё раз перечитать всё, сказанное выше о куртуазной этике и любви)

Трубадур (южнофраанцузский вариант), трувер (северофранцузский) – переводится как «изобретатель»: большинство из них были рыцарями разного ранга (включая королей - Альфонс Мудрый, Ричард Львиное Сердце), но также и горожане, клирики, известны даже 30 женщин-трубадуров. При рыцарях могли состоять профессиональные жонглеры-певцы.

Одной из деятельных проводниц провансальских литературных идей во Франции была внучка старейшего из известных нам трубадуров, Гильома IX, графа Пуату, — Элеонора Аквитанская, вышедшая замуж сначала за французского короля Людовика VII, а затем, после развода с ним, за Генриха Анжуйского, в 1154 г. ставшего королем Англии под именем Генриха И. Всюду, где Элеоноре приходилось жить, она держала в своей свите жонглеров и трубадуров, привезенных с юга Франции, и всюду прививала новые, куртуазные понятия и вкусы. Она передала их и своей дочери Марии, вышедшей замуж за графа Шампани. На службе у Марии состояло несколько трубадуров, а также знаменитый поэт Кретьен де Труа

Сколь совершенна песня — столь совершенна любовь. Для обозначения своего творчества трубадуры постоянно употребляют термины «мастерить», «ковать», «обрабатывать». Многим трубадурам такой способ творчества представляется единственно возможным: даже птица, когда она поет, «обрабатывает», по их мнению, свою песню. Отсюда упорная работа над стилем и, в частности, виртуозная отделка формы — забота о благозвучии, затейливое построение строф, сложная система рифм

 

Новшества: 1) первыми ввели в европейскую поэзию рифму, заимствовав ее у арабов. 2) Они слили воедино поэзию и музыку, поскольку пели свои стихи. 3) Трубадуры разработали более 60 новых размеров. 4) Впервые после античности трубадуры создали систему жанров лирической поэзии.

 

Основные жанры лирики трубадуров: кансона, сирвента, плач, тенсона, пасторелла, альба.

Кансона –прославление Дамы и любви к ней. Частные темы кансоны: добродетели Дамы, действие ее красоты на поэта, преображение природы в присутствии дамы и т.д. Особенность кансоны – она могла посвящаться вымышленному лицу, что свидетельствует о приоритете мастерства над чувством в поэзии трубадуров и лишний раз напоминает об условности куртуазной любви.

Сирвента – песнь вызова, эмоциональный антипод кансоны: там - почти религиозное умиление и восторг, здесь – воинственное отрицание. Сирвенты могли быть направлены против политических противников трубадура, против его малосимпатичных соседей, против коллег по поэтическому ремеслу, против идейных оппонентов, наконец, против недостойных дам. «Круг неприятий» в куртуазном мире едва ли не шире, чем «круг утверждений».

Плач – стихотворение в память об умерших – донне, сюзерене или друге. В отличие от кансоны, всегда посвящается реальному лицу и реальному событию.

Тенсона – стихотворение, созданное, как правило, двумя полемизирующими авторами совместно. Преобладающие темы споров в тенсоне: разногласия сторонников «темного» (то есть недоступного непосвященным) и «ясного» (то есть доступного любому) стилей в поэзии трубадуров; спорные проблемы куртуазной этики; возможные противоречия между этикетной формой и этическим содержанием куртуазии. Особняком стоят тенсоны написанные одним автором в форме диалога – к примеру, тенсоны Монаха из Монтаудона.

Пасторелла – жанр с устойчивым сюжетом и системой персонажей, отступающий от норм высокой куртуазии. В основе сюжета – встреча рыцаря с пастушкой и спор между ними о соотношении любви и сословного неравенства. Парадокс в том, что рыцарь, будучи аристократом, отстаивает идею любви-уравнительницы, а пастушка – идею зависимости любви от незыблемости сословного порядка. Таким образом, «куртуазно мыслящий» рыцарь подрывает общественные устои, тогда как «антикуртуазно мыслящая» пастушка их защищает.

Альба – «утренняя песнь», также противоречит высокой куртуазии. Тут, как и в пасторелле, устойчивая сюжетная ситуация, но развивающаяся не в прямом диалоге. Альба чаще всего пишется от имени «стража» или «друга», который сообщает рыцарю, задержавшемуся в спальне дамы, о близком рассвете и необходимости расставания. «Маргинальность» альбы проявляется, в частности, в том, что солнечный свет, неразлучный с донной в кансоне, здесь – враг влюбленных.

 

Кроме самих стихотворений трубадуров, до нас дошел составленный в XIII в. сборник их биографий. Наряду с точными сведениями мы находим в них немало легенд, показывающих, как уже в те времена рисовалась жизнь поэта, склонного к необычайным чувствам и странным фантазиям.

Про Джауфре Рюделя, князя Блайи, рассказывается, что он влюбился в графиню Триполийскую (в Сирии) по одному описанию ее красоты и сложил в ее честь много песен. Чтобы увидеть ее, он предпринял далекое плавание, но в пути заболел и, прибыв на место, умер на руках графини, которая после этого постриглась в монахини. Вся биография Пейре Видаля соткана из описаний его «великих чудачеств», из которых самое замечательное следующее. Влюбившись в даму по имени Лоба (что значит «Волчица»), он решил ради нее сам «сделаться волком». Для этой цели он натянул на себя волчью шкуру и в таком виде отправился в лес, где охотничьи собаки так искусали его, что стоило большого труда его вылечить. Биография Гильема де Кабестань рассказывает, что трубадур состоял в тайной любовной связи с одной дамой. Ее муж, узнавший об этом, предательски убил Гильема и велел повару изготовить из его сердца кушанье, которое предложил жене. Узнав, что она съела сердце своего возлюбленного, дама покончила с собой, выбросившись из окна.

Бернарт де Вентадорн был выходец из низов, замковый слуга, воспитанный виконтом де Вентадорн и воспевавший сначала жену своего сеньора, а затем Элеонору, королеву Англии, на службе которой он некоторое время состоял. По задушевной мелодичности своих стихов и по изяществу выражения чувств он принадлежал к числу самых выдающихся трубадуров. Вся его поэзия проникнута любовной темой. «Тот мертв,— заявляет он,— кто не чувствует в своем сердце нежного вкуса любви. К чему жить без любви, если не для того только, чтобы докучать другим?» Он говорит о себе: «Когда приходит весна и начинают петь птицы, я, у которого в сердце больше радости, чем у них, должен, конечно, петь, ибо все мои дни — лишь одна радость и песня, и я не помышляю ни о чем другом». В другой кансоне он говорит: «Поэзия имеет для меня цену лишь тогда, когда она исходит из глубины сердца, но это возможно только, если в сердце царит истинная любовь. Вот почему мои песни лучше всех других песен, ибо любовь заполняет все мое существо — рот, глаза, сердце и чувства».

Напротив, Бертран де Борн, современник Бернарта, еще близко стоит к старому типу рыцаря, полного сословных предрассудков, буйного и сурового. Сирвенты: радость боя и возможности поживы.

Историко-литературное значение куртуазной лирики огромно. Трубадуры не только создали первый в Европе образец светской и профессиональной литературы на народном языке; сам этот язык вплоть до XIV в. оставался международным языком куртуазной поэзии: на нем слагали песни не только в Провансе или в Северной Франции, но и в Италии, и в Испании. Он оказал влияние на немецких миннезингеров, на “школу сладостного нового стиля” и на Дайте, он лежит у истоков лирики Петрарки и всей петраркистской поэзии эпохи Возрождения. Сюжеты и мотивы трубадуров обрабатывались Л. Уландом, Г. Гейне, Р. Браунингом, Э. Ростаном, Д. Кардуччи. Ранняя лирика А. Блока и его драма “Роза и крест” находятся под прямым воздействием традиции, идущей от трубадуров. Однако все это - лишь прямые влияния и реминисценции. Главное же заключается в другом: впервые в Европе отождествив благо и красоту с женщиной и с женским началом, впервые изобразив любовь как высокое томление по идеалу, трубадуры создали ту модель любовного переживания, которая остается одной из доминирующих в европейской лирике вплоть до настоящего времени.

 

Задание 4:

Прочитайте избранные тексты трубадуров. Попробуйте прочитать их не спеша, вслух – обратите внимание на непривычную для нас строфику, количество строк, ритмику.

 

Задание 5:

Определите, к каким жанрам лирики трубадуров относятся прочитанные вами стихотворения

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!