Микрофон как главный инструмент ведущего ток-шоу

ГЛАВА 7. ТОК-ШОУ КАК ОСОБЫЙ ЖАНР

Опять о способностях и желаниях

Одно из главных качеств телевизионного ведущего – это умение «пробивать экран». Другое важное профессиональное качество – это умение держать интерес зрителя и собеседника в ходе программы. Для ведущего массовых программ задача усложняется. Прибавляется необходимость держать интерес и внимание аудитории в студии.

Зрители в студии – это, с одной стороны, усложнение задачи, но с другой – большая поддержка ведущему. Всегда можно сослаться на то, что им явно что-то непонятно или неинтересно. Возможно, это и есть главное качество ведущего массовых программ – всем своим существом постоянно ощущать настроение людей в зале и откликаться на их потребности, при этом ни на секунду не забывая о тех людях, которые смотрят это шоу у себя дома.

В этом еще одна сложность. Дело в том, что интерес к программе у людей в студии и у телезрителей отнюдь не всегда совпадает. Иногда в студии смех, радость и восторг. Однако телезритель недоумевает: над чем они так смеются и что нашли интересного? Бывает наоборот. Людям в студии кажется, что разговор затянут и никто это не будет смотреть. Но чудо телевидения состоит в том, что показанный через телевизионную камеру герой становится ближе, понятнее, интереснее, чем тот человек, которого наблюдают в зале на сцене. «Играют» глаза, мимика, паузы.

Пример: ■ Я уверена, что зрители программы «Кто хочет стать миллионером?», находящиеся в зале, получают совсем иную информацию о программе, чем телезрители. Они видят знаменитого ведущего, реально участвуют в процессе ответов на вопросы, реагируют на его шутки. Все это вполне интересно и достойно внимания, но телезрители видят напряжение участников игры, моменты сомнений, которые даются крупным планом. Только ведущий, режиссер и вся творческая бригада каждую секунду помнят и о телезрителях, и о людях, сидящих в студии.

СОВЕТЫ КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ВЕДУЩИЙ ТОК-ШОУ?

Ведущий массовых программ - должен сам «зажигаться» от своей аудитории. Это определенный драйв, кураж, радостное волнение, которое внешне может никак не выражаться. Такую работу надо особенно любить.

У ведущего должны быть: глаза «на затылке», то есть умение и желание видеть и слышать все, что происходит вокруг него.

Ведущему ток-шоу мало видеть - и слышать, надо уметь реагировать. Быстрота реакции – одно из важнейших качеств ведущего массовых программ.

У него должна быть: огромная уверенность в себе иногда даже наперекор всем и всему. Не случайно Савик Шустер свою программу «Свобода слова» на НТВ начинал с фразы: «В этой программе свободу слова ограничивают только время и я, Савик Шустер». Заявление выглядит самоуверенно, но при этом четко расставляет все по местам и подчеркивает лидерство ведущего, давая ему право прерывать собеседника и руководить дискуссией. Название авторской программы «Познер» сегодня никого не шокирует, но еще несколько лет назад Светлана Сорокина наотрез отказалась назвать «Сорокина» свою авторскую программу на Первом канале, предпочтя странное название «Основной инстинкт». Впрочем, о вкусах не спорят.

Ведущий должен обладать чувством времени. Конечно, есть всякие способы сообщить ведущему, что времени «в обрез». Сейчас есть специальные маленькие микрофоны в ушах ведущего ток-шоу, которые помогают ему вовремя получить необходимую информацию от режиссера или шеф-редактора. Но чувство времени – это больше, чем просто знание о том, сколько минут осталось до конца эфира. Чувство времени позволяет наладить правильный ритм разговора. Дать возможность высказаться всем, кто должен высказаться, и мягко прервать тех выступающих, которые «пробуксовывают». Как правило, чувство времени приходит с годами и опытом, но бывают люди, у которых это в крови.

Что такое ток-шоу?

До сих пор в телевизионной литературе существуют разные понятия этого жанра. Одни исследователи настаивают на том, что ток-шоу – это разговорный жанр, количество людей в котором может варьироваться от двух до бесконечности. Если принимать такое определение, то получается, что интервью один на один – это тоже ток-шоу. Мне ближе точка зрения Владимира Познера, которая состоит в том, что жанр ток-шоу подразумевает активное участие в дискуссии зрителей в студии. Если принять такое определение, то программа Познера «Времена» – это не ток-шоу, а интервью с экспертами. «Пусть говорят» с Андреем Малаховым ближе к данному определению, так как на протяжении всей программы люди в студии могут высказываться и спорить с героями программы.

В полной мере такому определению соответствуют многие дневные ток-шоу типа «Без комплексов» с Лолитой Милявской или «Частная жизнь» с Владимиром Молчановым. Подобные программы рассчитаны на реакцию зрителей в зале, и микрофон оказывается в руках у каждого, кто хочет высказать свое мнение. В дальнейшем под определением «ток-шоу» я буду предполагать именно такой вид общения ведущего со зрителями.

Микрофон как главный инструмент ведущего ток-шоу

Однажды в Центре «Практика» тренеры знаменитой английской компании ВВС увидели по телевизору программу, в которой ведущий отдал свой микрофон человеку в зале. Их возмущению не было предела, за это на ВВС увольняют в тот же день. «Микрофон – говорили они, – это главное орудие производства для журналиста. Пока микрофон у вас в руках, вы руководите процессом общения. Как только вы отдаете микрофон в чужие руки, вы – никто».

Знаменитый ведущий ток-шоу Фил Донахью, несмотря на немолодой возраст, сам носился по залу и держал микрофон около любого зрителя, который поднимал руку и хотел высказаться. Естественно, зал был устроен таким образом, что ведущий мог быстро подбежать к любому зрителю. Ток-шоу шло в прямом эфире, и одним из удивительных качеств этого ведущего было умение развеселить и раззадорить публику в те секунды, пока он добирался до очередного своего героя. Никаких лишних пауз, никаких перерывов в общении – один из законов ток-шоу.

Сегодня на экранах федеральных каналов мы видим другие подходы к самому процессу общения со зрителями в зале. Например, когда микрофоны для зрителей находятся в руках специальных ассистентов, которые по требованию основного ведущего быстро подносят микрофоны к тому или иному человеку. Это бывает обусловлено чисто техническими причинами, когда, например, ведущий физически не может быстро подбежать с микрофоном к зрителю. Однако существует колоссальная разница между таким техническим решением ведения ток-шоу и тем вариантом, который блестяще демонстрировал Фил Донахью и его последователи в России. Как ни странно, людям не все равно, кто держит микрофон: неизвестный юноша, или девушка, или сам ведущий, лицо и имя которого хорошо известны в стране и который с микрофоном подходит к человеку, чтобы пообщаться напрямую. Возникает другая дистанция общения, другая интонация. Эти небольшие диалоги ведущего со зрителем в зале иногда становятся самыми интересными репризами в ходе программы. Такой контакт невозможно установить, если ведущий находится где-то в центре студии и оттуда издалека пытается среагировать на тот или иной вопрос или высказывание.

Любой грамотный режиссер и оператор сможет привести немало аргументов, почему трудно поставить определенный свет и так расставить камеры, чтобы беготня ведущего с микрофоном к зрителям была нормально показана. Это действительно очень сложно. В кадре может быть темно, ведущий иногда попросту перекрывает собой человека, который говорит что-то важное. Выполнение требований технологии – это серьезный аргумент, с которым приходится считаться. И все же если ваша программа подразумевает активное участие зрителей в студии, их мнение, их реакции, их вопросы, то всегда ищите такой вариант, чтобы максимально сблизить ведущего и зрителей.

Что касается микрофона, то давать его в руки зрителям – непрофессионально. Иногда бывает невозможно его отнять обратно. Представляете, какой получается эффект, если ведущий или его ассистент пытаются вырвать микрофон назад из рук явного популиста или агрессивно настроенного человека. А тот готов свою жизнь положить на то, чтобы не отдать вам микрофон. Мне несколько раз приходилось видеть такие эпизоды. Они забавные, но впечатление от программы остается странное. Понятно, что не каждое мнение интересно зрителям. Понятно, что заранее невозможно определить, что человек скажет, если это не приглашенный вами эксперт или не «подсадная утка». Обезопасить себя можно, только оставив управление беседой за собой, когда микрофон остается в руках ведущего или его ассистента.

Есть еще один вариант выступлений, когда зрители или участники программы выходят к свободному микрофону в студии. В этом случае ведущий руководит со своего места и у него нет реальной возможности отнять микрофон или выключить его. Достаточно часто такие выступления ограничиваются временем. Причем это ограничение публично доводится до сведения как самих гостей, так и телезрителей. Ведущий может иногда реагировать на выступление, задавать вопросы и даже прерывать выступающего, если посчитает это необходимым. Такой микрофон только выглядит свободным, на самом деле это еще один инструмент, за который отвечает ведущий ток-шоу.

 

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!